Методический рабочий стол преподавателя
методическая разработка по теме

Кошман Людмила Сергеевна

Методическая работа -- одна из основных обязанностей преподавателя СПО . Она направлена на разработку и совершенствование методики преподавания учебных дисциплин .

Данная работа содержит актуальные направления  современной методической  разработки ; технологию подбора материала по созданию методической разработки;ее оформлению и написанию рецензий  . В работе даны Приложения по основным методическим материалам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_rabochiy_stol_prepodavatelya.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волжский политехнический техникум»

Методический  рабочий

стол  преподавателя

                                                                                 

                                                                            Методическое пособие –

                                                                            автор – Кошман Л.С. –

                                                                            преподаватель высшей

                                                                            квалификационной категории

                                                                            ГБОУ СПО «ВПТ»

г. Волжский – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  1. Глава I  Содержание методической работы преподавателя
  1. Актуальные направления современной методической работы
  2. Виды и формы научно-исследовательских и научно-методических

работ

  1. Классификация основных групп методического материала

по тематике образовательного процесса

3. Глава II  Предварительная работа по созданию методической

                   разработки

    2.1.    Подготовительная работа преподавателя по выбору вида

              методической работы и ее темы

  1. Технология работы по подбору материала (работа

с литературой, анализ фактического материала, составление

плана)

4. Глава III  Методическая разработка

    3.1.   Оформление титульного листа

    3.2.   Аннотация

    3.3.   Оглавление (содержание)

    3.4.   Введение

    3.5.   Основная часть

    3.6.   Заключение

    3.7.   Оформление списка литературы

5. Глава IV  Рецензия – как важный вид анализа нау3чно-методической работы

   Преподавателя

   4.1. Общие методические рекомендации  по составлению рецензии

   4.2. Схема основных элементов анализа  методической работы при

          рецензировании

   4.3. Рецензирование лабораторных и практических работ

   4.4. Рецензирование курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине

   4.5. Рецензирование методической разработки, обобщающей педагогический

          опыт

5.  Заключение

6.  Список использованной литературы

7.  Приложения

     Приложение 1  Методическая работа учебного занятия

     Приложение 2  Технологическая карта учебного занятия

     Приложение 3  Рекомендации по составлению рецензии (общего характера)

      Приложение 4  Рекомендации по составлению рецензии контрольной работы

                               студентов заочной формы обучения (с примерным образцом

                              написания рецензии)  

Введение

Педагогическая деятельность предполагает повседневный  творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие-то изменения: появляется новая информация, совершенствуются технологии обучения и т.п. Всё это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности преподаватель систематизирует и обобщает накопленный опыт, отбирает для себя всё интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе преподаватель совершенствует свое педагогическое мастерство.

Роль преподавателя в системе СПО за последнее время существенно изменилась. Он всё больше становится организатором учебного процесса, т.е. руководит  познавательной деятельностью студентов, способствует развитию их активности и самостоятельности в приобретении навыков, выработке ключевых и профессиональных компетенций.

Методическая работа – одна из обязанностей преподавателей СПО. Она направлена на разработку и совершенствование методики преподавания учебной дисциплины. Особенно она важна для преподавателей общепрофессионального и специального циклов. Они, в отличие от преподавателей общеобразовательных и гуманитарных дисциплин, не всегда имеют педагогическое образование; им нередко приходится самим готовить  учебную информацию, подбирать, а иногда и изготавливать учебно-наглядные пособия, разрабатывать различные методические материалы для проведения своих занятий. Всё это помогает приводить образовательный процесс в соответствие с современными требованиями.

При выполнении методической работы преподаватели обычно преследуют следующие цели:

  1. фиксирование и обобщение положительного опыта педагогической деятельности (как своего, так и своих коллег);
  2. совершенствование своего педагогического мастерства, освоение наиболее рациональных  методов и приемов обучения и воспитания;
  3. оптимальное обеспечение образовательного процесса дидактическими средствами;
  4. обеспечение преемственности накопленного педагогического опыта.

Отсутствие готовых методических материалов по современным методикам обучения требует от преподавателя самостоятельного решения сложных педагогических проблем.

Цель данной методической разработки – оказать практическую помощь преподавателям в методической работе.

Структурно данная работа состоит из Введения, 4х глав, Заключения и списка использованной литературы.

Глава I  Содержание методической

работы преподавателя

  1. Актуальные направления современной  

методической работы

Методическая работа преподавателя проводится в соответствии с общим планом  научно-методической работы техникума, индивидуальными планами преподавателя, планами работы предметно-цикловой комиссии.

Методическая работа преподавателя должна носить обучающий и творческий характер, иметь теоретическую, практическую и научно-исследовательскую направленность.

Методическая работа должна выполняться на актуальную тему:

  1. иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта, с учетом новых достижений современной педагогической науки;
  2. обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью, быть конкретной и краткой;
  3. удовлетворять требованиям педагогических и федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальными на сегодняшний день считаются следующие направления методической работы:

  1. применение современных педагогических технологий, методов и приемов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности студентов;
  2. творческое применение разнообразных организационных форм (видов учебных занятий) в образовательном процессе;
  3. методика использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения;
  4. управление познавательной деятельностью студентов, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы;
  5. организация воспитания и самовоспитания студентов в современных условиях.

Вопросы, связанные  с повышением эффективности обучения, всегда относились в педагогике к наиболее важным. От уровня методической работы преподавателей в немалой степени зависит успех обучения и воспитания в образовательном учреждении.

  1. Виды и формы научно-исследовательских

и научно-методических работ

Преподаватели системы СПО выполняют различные виды научно-исследовательских и научно-методических работ.

Приведу далеко неполный их перечень:

  1. Фундаментальные, обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики; предлагающие модели развития педагогических систем;
  2. Прикладные, углубляющие изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрывающие закономерности многосторонней педагогической практики;
  3. Разработки, обеспечивающие конкретные научно-педагогические рекомендации на основе уже известных теоретических положений.

Наиболее распространенными, безусловно, являются прикладные работы и разработки. Они могут выполняться в следующих формах:

Монография – труд коллектива авторов или одного автора по новой сложной научной проблеме, в котором разрешается определенная  научная задача. Труд должен быть отрецензирован и оценен учреждениями или научными школами.

Научная статья – небольшая по объему научная работа, где обозначена актуальность, оригинальность и практическая значимость для решения социальных и иных проблем.

Научные тезисы – краткое резюме научного труда, открытия, доклада, выступления по определенной научной проблеме.

Учебник – крупная работа для реализации целей учебного процесса, выполненная на основе  утвержденного учебного плана и учебной программы (возможно авторской программы).

Цель учебника – создание необходимых условий для  овладения  учебной дисциплиной, как при наличии теоретического и практического курсов, так и самостоятельно.

Учебное пособие – работа для реализации учебного курса (части курса, основ вопросов курса) на основе ведомственной или отраслевой программы или учебного плана, утвержденных  вышестоящим органом для определенной категории учебных заведений. Может использоваться как дополнительное пособие к базовому учебнику. Рецензируется и рекомендуется  ведущими учебными заведениями, кафедрами или предметными (цикловыми) комиссиями.

Учебно-методическое пособие – работа по реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе утвержденных программ, в том числе авторских. Главная цель – оказание конкретной методической помощи преподавателям.

Методическое пособие – небольшая по объему методическая работа (охватывает проблемы методики изучения основных вопросов курса, части курса, отдельных тем курса или предметов).

Основная цель – раскрытие методики:

  1. преподавания;
  2. овладения курсом, предметом;
  3. новой, оригинальной методики.

Используется для усовершенствования механизмов овладения  содержанием учебного предмета либо его преподавания; либо при его изучении.

Методическая разработка (так называемая частная методика – методика изучения отдельной темы, разделов или учебной дисциплины в целом) – небольшая по объему методическая работа, раскрывающая методику и организацию обучения студентов.

Методические рекомендации – составляются обычно в помощь преподавателю, как самостоятельная целостная работа или составная часть методической разработки.

Методические указания – разрабатываются чаще всего в помощь студентам по выполнению лабораторных и практических работ, курсовому и дипломному проектированию, прохождению различных видов производственной практики.

Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, тестов, деловых игр и пр. для студентов и преподавателей. Эти материалы особенно ценны, если к ним даны методические рекомендации по их применению (в том числе и для индивидуального обучения студентов).

Рабочие программы учебной дисциплины – документ, предназначенный для реализации  требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе  примерной программы учебной дисциплины. Рабочая программа должна содержать требования к подготовке студента по результатам изучения данной дисциплины, рекомендации по организации образовательного процесса.

  1. Классификация основных групп методического материала

по тематике образовательного процесса

Методический материал, условно, по тематике можно разделить на 6 основных групп.

  1. По методике теоретического обучения:
  1. учебник или пособие по теоретическому курсу;
  2. авторский курс лекций по теоретическому курсу предмета или его части (раздела, темы);
  3. исправленное пособие по учебным дисциплинам: ее части или циклу однородных дисциплин (разнообразное, справочное, информативное);
  4. учебная программа по предмету (первичная разработка программы, частичная ее переработка, обязательная рецензия на программу и ее утверждение);
  5. программа, учебное пособие по предмету или его части с использованием ЭВМ;
  6. комплект опорных конспектов по предмету или его части;
  7. разработка сценариев, деловых игр, вернисажей и др. активных нетрадиционных и игровых форм урока по учебным дисциплинам, включая комплект необходимых методических материалов;
  8. комплект методических материалов по обучению, контролю знаний и нетрадиционных форм урока;
  9. пособие по курсовому и дипломному проектированию;
  10. сборник задач (заданий), практических примеров, упражнений и т.д.  по циклу однородных дисциплин или одному предмету;
  11. использование современных технических средств в процессе преподавания предмета, раздела и темы;
  12. методика проведения учебного занятия по теме, использование наглядных пособий в процессе изучения учебной дисциплины, раздела, темы.

  1. По методике производственного обучения:

  1. комплект методических указаний или рекомендаций по выполнению

практических и лабораторных работ;

  1. методический учет оценки знаний, умений и навыков студентов в период их производственного обучения;
  2. комплекты экспериментально-практических заданий, задач, связанных с конкретными производственными ситуациями, применение экономических уроков;
  3. методические указания по ознакомительной, преддипломной практике;
  4. учебно-методический комплекс (УМК) по специальности и др.

  1. По методике воспитательной работы:

  1. Методические разработки по:
  1. организации воспитательной работы в группе и накопленному педагогическому опыту:
  2. воспитательная работа с «трудными», педагогически запущенными студентами; студентами,  имеющими статус «сирота»;
  3. студенческому самоуправлению;
  4. работе с родителями;
  5. анализу воспитательной деятельности преподавателя на уроке;
  6. адаптации первокурсников в образовательном процессе;
  7. формированию нравственно-психологического климата в группе;
  8. воспитанию толерантности среди подростков;
  9. организации смотра-конкурса на лучшую группу;
  10. воспитательной работе со студентами в период практик и др.;
  1. Методические разработки на проводимые мероприятия:
  1. День открытых дверей;
  2. День знаний;
  3. День специальности;
  4. КВН в техникуме;
  5. тематические конференции;
  6. круглый стол;
  7. устные журналы;
  8. тематические недели;
  9. традиционные мероприятия, проводимые в техникуме;
  10. молодежные дискуссионные клубы;
  11. литературные гостиные;
  12. открытые классные часы, семинары, конкурсы, викторины и др.

    виды внеклассных занятий.

  1. По методике самостоятельного обучения (этому посвящена отдельная методическая разработка).

  1. По общим учебно-организационным вопросам.

  1. По развитию учебно-материальной базы  (5 и 6 пункты являются предметом методического и административного исследования руководства техникума).

Глава II  Предварительная работа по созданию методической разработки

2.1  Подготовительная работа преподавателя

     по выбору вида методической работы и ее темы

Создание методической разработки является основным предметом методической деятельности преподавателей системы СПО.

Преподавателю, только начинающему свою педагогическую деятельность, целесообразно готовить методические разработки конкретных учебных занятий или по отдельным темам учебных дисциплин. Это позволит ему более глубоко изучить содержание курса, продумать различные варианты  проведения учебных занятий по одной и той же теме в зависимости от конкретной дидактической цели, особенностей контингента студентов.

Преподаватели, работающие в системе СПО длительное время и имеющие значительный стаж,  могут выполнять более сложные виды методических разработок, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по конкретным вопросам, аспектам организации образовательного процесса. Такие разработки требуют осмысления и анализа всего образовательного процесса, адекватной его оценки.

Основное условие при выборе темы  методической работы является  ее актуальность и перспективность выбранного содержания. От этого зависит интерес  к данной работе пользователей и ее практическая значимость.

Актуальность предполагает соответствие данной работы состоянию педагогики, преподаваемой учебной дисциплины на сегодняшний день и реальным потребностям преподавателей и студентов. Как правило, лучше получается та работа, которую есть желание выполнять.

Важным условием выбора темы является  наличие определенного положительного педагогического опыта у автора, с которым он готов поделиться с коллегами, и который полезен другим. Чем больше у преподавателя оригинальных идей и предложений, тем лучше может получиться его творческая работа.

Если преподаватель выбрал для написания такой вид методической работы как методическая разработка, то следует помнить, что нельзя написать хорошую работу, если использовать только материал преподаваемой учебной дисциплины. Необходимо владеть основами педагогики и особенно методики. Поэтому перед написанием методической разработки по выбранной теме преподавателем должна быть выполнена следующая работа:

  1. изучение педагогической и методической литературы по данному вопросу;
  2. анализ фактического материала из опыта своей работы и опыта коллег;
  3. составление примерного плана разработки.

Работа с литературой.  

При подборе литературы следует ориентироваться на те источники, авторы которых имеют признанный авторитет в данной области. Но работу с литературными источниками следует строить без прямого заимствования материала. Задача преподавателя – раскрытие своего собственного опыта, подкрепленного ссылками на авторитетные источники.

В процессе подготовки следует делать пометки, выписки, подбирать наиболее характерные цитаты, иллюстрации, цифровой материал. Выписки целесообразно делать  на отдельных карточках, помечая разными метками наиболее важные положения и идеи, которые могут быть использованы в работе, места в тексте, которые вызывают сомнения, вопросы, но на ваш взгляд автора представляют интерес и поэтому требуют дополнительной проработки и т.д.

Анализ фактического материала. 

Подготавливая фактический материал из своего педагогического опыта, преподавателю следует проанализировать, есть ли новизна в том, что он хочет описать и в чем эта новизна, просмотреть свои планы уроков, которые могут быть использованы при написании методической разработки, обратить внимание на правильность постановки целей и задач учебных занятий (или занятия), выбора форм, методов, приемов и средств обучения. Необходимо обосновать:

  1. почему  именно эти, а не другие варианты построения занятия выбраны вами;
  2. проанализировать, повлиял ли состав студентов на выбор организационных форм, методов и средств обучения и, если повлиял, то каким образом;
  3. осуществляется ли индивидуальный подход в обучении;
  4. есть ли эффект от применения тех методик, которые использует автор и в чем он заключается?

Составление плана.

Вначале составляется примерный (черновой) вариант плана методической разработки (рекомендаций, пособий, обобщения и т.п.). В процессе написания работы по выбранной теме в план вносятся изменения, но основа остается. Как правило, в процессе работы у автора возникают интересные идеи, которые могут найти отражение в окончательном варианте. После написания работы на основе примерного плана составляется ее оглавление (содержание) и может быть откорректирована формулировка темы.

Глава III  Методические разработки

3.1.  Оформление титульного листа

Правильное оформление методической разработки в целом показывает культуру преподавателя.

На титульном листе указывается ведомственная принадлежность (название учебного заведения, полное название методической разработки) Важно правильно сформулировать заглавие работы. Оно должно быть без слова «тема», иметь, по возможности, меньший набор слов и адекватно выражать основную идею содержания работы. Заглавие может быть сформулировано в форме  повествовательного предложения (иногда и вопросительного), но это предложение или словосочетание должно быть в функции существительного.

Например, название методической разработки семинарского занятия по учебной дисциплине  можно сформулировать так: «Методика проведения обобщающего семинара по дисциплине … », раскрывая в аннотации, что рассмотрен урок с использованием игровых приемов. Заглавие разработки по методике проведения того же семинара: «Технология проведения игры «Умники и умницы» на уроке по дисциплине …» следует считать как неудачное.

3.2.  Аннотация

Это краткая характеристика подготовленной  методической работы, в которой в сжатой форме указывается ее вид (методическая разработка, методические рекомендации, указания и т.п.), цель написания, для какой категории пользователей она предназначена; отражаются существенные признаки содержания, которые позволяют  выявить практическое значение  работы, новизну и другие особенности. Примерный объем аннотации 8 – 12 строчек текста.

3.3. Оглавление

(содержание)

Это указатели заголовков в работе. Оглавление содержит перечень  заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста одного произведения с указанием номеров страниц, с которых начинаются рубрики текста.  

В оглавлении (содержании)  может быть отображено полное  наименование всех рубрик (например, разделов и глав текста) или после составных частей текста, обозначенных заголовками. В последнем случае найти нужное в тексте проще и быстрее. Чем полнее оглавление (содержание), тем оно нагляднее позволяет представить, о чем пойдет речь  в основной части.

Оглавление (содержание) лучше размещать в самом начале, перед Введением.

Заголовки в Оглавлении (содержании) даются в точном соответствии с  заголовками в тексте. Изменять их или сокращать нельзя.

3.4.  Введение

В нем дается краткое обоснование выбора темы, раскрывается ее актуальность и практическая значимость; указываются особенности работы, приводятся данные об использовании  конкретного педагогического опыта, на основании которого написана данная работа, желательно привести сведения о порядке размещения материала и пояснить принципы его деления на разделы.

При описании методики обучения здесь также отражаются вопросы, связанные с местом конкретной учебной дисциплины среди других дисциплин учебного плана, в будущей практической деятельности специалиста, формулируются основные задачи изучения. Во Введении могут быть кратко изложены некоторые теоретические положения, необходимые для лучшего понимания основной части текста.

Во Введении могут быть рассмотрены наиболее рациональные формы работы  с конкретным учебно-методическим материалом (особенно, если он адресован студентам).

Следует отметить, что окончательное содержание Введения может определиться только после того, как будет полностью написана основная часть методической разработки. По ее завершению  можно будет писать Введение, раскрывая указанные вопросы.

Если разработка представляет собой коллективный труд, то следует указать конкретный вклад каждого автора в ее написание.

3.5. Основная часть

Это самый важный раздел методической разработки. В нем раскрываются пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности автора.  Он не должен дублировать  материал литературных источников, в том числе и уже изданных методических работ по аналогичной тематике.

В рекомендациях автора разработки отражаются, прежде всего, методы и приемы, используемые им самим, порядок его работы при обучении студентов. Все они должны носить только рекомендательный характер. Это относится и к выбору типа урока, его организационных форм.

По наиболее интересным занятиям (уроки с применением новых педагогических технологий, комплексным использованием ТСО, компьютеров при изучении различных дисциплин и т.п.) могут быть приведены сценарии с образцами поурочных планов.

Организация и методика проведения занятий излагаются в методической разработке по всем ее этапам, которые наиболее полно представлены в комбинированном уроке:

* организация занятия;

* проверка ранее усвоенного, выполнение домашнего задания (способы

   проверки, оценка знаний, умений и навыков студентов);

* изучение нового материала (методы, используемые преподавателем при

   актуализации знаний, сообщении новой информации, руководство

   деятельностью студентов при ее самостоятельном освоении или при

   выполнении домашних заданий и упражнений по применению знаний,

   формированию  ключевых и профессиональных компетенций;

* задание на дом;

* закрепление и углубление знаний студентов (порядок и методы закрепления).

Организация занятия.  В ней предлагаются соображения, исходя из которых, автор разработки рекомендует данную форму  организации урока. Например, с чего следует начать занятия:  с опроса или сообщения новой темы,  цели и основных вопросов ее изучения, а возможно, и с демонстрации  какого-либо видеофрагмента по теме и т.п.

Проверка ранее усвоенного материала.

Цели этой части могут быть различными:

  1. подготовка или изучение нового материала;
  2. проверка уровня усвоения ранее изученного, чтобы внести коррективы в намеченный план изучения материала на уроке;
  3. проверка выполнения студентами домашнего задания и оценка знаний.

В зависимости от цели намечается форма проверки, даются рекомендации по выбору наиболее целесообразных форм  организации проверки усвоения материала: могут быть приведены конкретные задания, упражнения, графики, схемы и т.п., рекомендуемые автором.

Формулировки вопросов должны отвечать дидактическим требованиям:

  1. краткие по форме;
  2. точные по содержанию;
  3. соответствовать подготовленности студентов;
  4. побуждать их к самостоятельному мышлению.

Не должно быть вопросов, предполагающих  односложные ответы (типа «да», «нет»), коварных вопросов, заведомо подталкивающих на неправильные ответы.

Изучение нового материала

В этом разделе следует указать последовательность изучения нового материала, обосновать выбранные для этого методы (беседа, лекция, объяснение, анализ производственной ситуации и др.), описать методические приемы раскрытия основных понятий, формулировать выводы.

Особое внимание следует уделить способам  поддержания устойчивого внимания  и активизации познавательной деятельности студентов на уроке. Здесь же могут быть даны рекомендации  по постановке вопросов к студентам в ходе изложения нового материала, развитию их умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать собственные выводы. Наиболее подробно следует раскрыть методику проблемного изложения отдельных вопросов.

В рекомендациях нужно четко выделить  и раскрыть методику и организацию самостоятельного изучения  студентами учебного материала по учебнику, учебному пособию, с применением справочников, технической документации, стандартов и т.п.

Если в процессе изучения нового материала используются наглядные пособия, ТСО, то автор методической разработки должен указать, какие конкретно наглядные пособия и технические средства применяются на данном уроке, обосновать свой выбор. При этом следует раскрыть пути наиболее эффективного их использования; описать: когда, в какой последовательности и в каком сочетании применяются дидактические средства, какие пояснения даются при этом.

На конкретных примерах показать связь изучаемой темы с реальностью, знакомить с новой техникой, приборами, современными технологиями; обеспечивает ли индивидуальный подход к студентам и как рекомендуется это делать.

Если изучение нового материала рекомендуется проводить путем эвристической беседы, то необходимо четко выделить соответствующую часть изучаемого материала, сформулировать основные узловые вопросы беседы, указать вероятные ответы студентов и возможные пути дальнейшего  развития беседы в зависимости от этих ответов. Вопросы следует расположить в порядке их постановки перед студентами, дать рекомендации по организации беседы, сформулировать выводы.

Задание на дом

В этой части методической разработки необходимо дать рекомендации, как лучше объяснить студентам конкретную цель задания на дом. Раскрыть его содержание, определить наиболее рациональный порядок и способы самостоятельного выполнения домашнего задания.  Задание на дом целесообразно объяснять  перед закреплением  материала, т.к. иногда наблюдается, что это занимает времени больше, чем запланировано, и преподаватель вынужден давать задание после звонка.

Закрепление и углубление знаний студентов

В методической разработке по каждой теме занятия нужно дать рекомендации по выбору наиболее рациональных форм и методов закрепления, углубления и повторения учебного материала (ответы на вопросы, пересказ нового материала, тестирование, решение задач и выполнение упражнений, воспроизведение опорного конспекта). При этом главное внимание необходимо уделить учебному материалу, являющемуся основным для данной темы, а также вопросам, при ответе на которые студенты испытывают особое затруднение.

Закрепление возможно не только в конце урока, но и в ходе его, по отдельным вопросам темы.

Эффективным способом такого закрепления являются упражнения, которые выполняются как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.  Закрепление и повторение учебного материала производится и в процессе устного опроса студентов по изучаемой теме. При этом предпочтение отдается тем вопросам, которые требуют мыслительной деятельности студентов. Вопросы должны быть конкретными и краткими по форме, требующими четкого ответа.

Для быстрой проверки усвоения материала на занятии, его закрепления может быть проведен экспресс-опрос студентов всей группы с помощью тестов или карточек программированного опроса с выбором правильного ответа из 2х вариантов ответов. Тесты или содержание карточек также должны быть полностью приведены в работе.

3.6. Заключение

В заключительной части методической разработки кратко обобщается основная идея содержания, раскрываются практически значимые следствия, предполагаемые результаты из общего содержания работы. Здесь же автор должен показать возможные пути совершенствования и развития изложенных педагогических решений, методических рекомендаций.

Заключение не всегда оформляется в виде специальной части разработки со своим заглавием. Но подведение итогов, написание выводов всегда желательно. Эта часть должна быть конкретной и краткой по объему.

3.7. Литература

(оформление списка)

В конце работы приводится перечень использованных методических и учебных пособий, брошюр, справочников и другой педагогической и технической литературы. Эта часть является ценным указанием  на источники по теме работы для тех, кто будет пользоваться материалом и захочет более подробно ознакомиться с литературой по теме разработки. Кроме того, список литературы позволяет судить о педагогической и профессиональной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

В методических указаниях для студентов, учебных и учебно-методических пособиях обязательно приводятся рекомендуемые произведения, справочники и другие издания.

Без такого рекомендательного списка  созданные преподавателями учебные материалы не могут в полной мере выполнять ставящиеся перед ними задачи. Рекомендательные списки могут быть составлены отдельно по основной и дополнительной литературе.

Литературные источники (книги) обычно  приводятся в следующем порядке:

по алфавиту – фамилии и инициалы авторов, полное и точное название источника, место издания (для Москвы и Санкт-Петербурга сокращенно М., СПб, для всех остальных городов – их полное название), издательство, год издания. Источники (статьи) из периодических изданий оформляются несколько иначе (год издания, номер издания. – Страницы (С).

Глава IV Рецензия – как важнейший вид анализа

научно-методической работы преподавателя

4.1. Общие рекомендации по составлению рецензии

Рецензирование всех видов научно-методических работ преподавателей имеет цель дать обоснованную направленность в самостоятельной работе над освоением нового программного материала, совершенствования учебно - методической документации, повышение качества методики организации как коллективной, так и индивидуальной творческой деятельности студентов.

Рецензия (от латинского «Recencio» - оcмотp, обследование) - это статья, целью которой является критический разбор, детальный анализ какой-либо работы (научной, художественной, методической и т.п.)

Объем рецензии зависит от качества выполненной работы, полноты замечаний и предложений к данной работе.

Рецензия должна быть строго индивидуальной и максимум доброжелательной, выдержанной и строго корректной форме по отношению к автору данной работы.

Рецензия не должна повторять основных положений введения или аннотаций, написанных автором работы.

Рецензент должен иметь хорошее представление о рецензируемой теме, изложенной в работе: знать ее содержание, структуру, правильность оформления научного аппарата, ее актуальность и проблемность.

Рецензенту необходимо: соблюдать определенную последовательность в анализе, для того, чтобы рецензия имела целенаправленный характер объективности оценки данной работы.

При составлении рецензии необходимо:

  1. указать достоинства работы; положительные моменты, как в целом, так и ее отдельных сторон;
  2. отлично выполненная работа должна также содержать указания на дальнейшие углубления теоретических вопросов и возможности их применения в практической деятельности;
  3. необходимо дать краткий   анализ возможных ошибок или неточностей, перечислить недостаточно изложенные вопросы темы;
  4. дать конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков (неточностей, ошибок);
  5. рекомендовать литературу, а также более рациональные способы решения проблем, затронутых в работе.

В рецензии должна быть освещена эффективность данной работы, выраженная:

  1. в периодичности ее использования;
  2. роли данной работы в обучении;
  3. ее эффективности при обучении.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием фамилии, имени, отчества, его должности и места работы, а также даты составления рецензии. Во внешней рецензии подпись заверяется печатью организации.

Приложение 1

Методическая разработка учебного занятия

Такие методические разработки легче всего поддаются  структуризации. Их содержание можно схематически  представить следующим образом:

Учебная дисциплина:______________ специальность _____________ курс _________

Тема занятия:_____________________________________________________________

Вид занятия ___________________ Форма проведения занятия___________________

Мотивация темы и формы

проведения занятия: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжительность занятия: _______________________________________________

Место проведения занятия: _________________________________________________

Цели занятия:

Дидактическая: ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Воспитательная: __________________________________________________________

________________________________________________________________________

Развивающая: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Междисциплинарные _____________________________________________________

   связи: (указать дисциплины, разделы, темы, понятия, выработка соответствующих

              компетенций)

________________________________________________________________________

Внутридисциплинарные ___________________________________________________

    связи: (указать разделы, темы, понятия, выработка соответствующих

              компетенций)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебное оборудование ____________________________________________________

(оснащение) занятия:  (указать особенности использования на различных этапах занятия) _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Методическое обеспечение занятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(перечислить представленные в приложении тесты, ситуативные задачи, сценарии деловых игр, алгоритмы деятельности, схемы, таблицы и т.п.)

Опережающие задания студентам: __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии и методы диагностики уровня готовности (обученности) студентов к занятию: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хронокарта занятия: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать основные этапы занятия с распределением времени на каждый из них в соответствии с целью, видом и формой проведения занятия)

 

Приложение 2

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Время

Содержание  деятельности преподавателя и студентов

Методы

и приемы обучения

Средства обучения

Формы

и методы контроля качества обучения

1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

и т.д.

К технологической карте прилагаются материалы учебно-методического обеспечения занятия, каждый из которых имеет название и порядковый номер. В технологической карте  делается ссылка на номер соответствующего приложения. По желанию преподавателя  технологическая карта может быть заменена  развернутым планом или сценарием занятия, выполненным в произвольной форме.

Домашнее задание: _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Литература: _____________________________________________________________

Приложение 3

Рекомендации по составлению рецензии

В конце выполненной контрольной (курсовой работы) или других видов письменной работы, на основании анализа содержания работы, отмеченных положительных сторон, а также недостатков и ошибок (если таковые есть) пишется рецензия.

Рецензия (от латинского Recencio, осмотр, обследование) - это статья, целью которой является критический разбор какой-либо работы (научной, художественной, методической и т.п.)

Ее объем зависит от качества выполненной работы, полноты замечаний и предложений к данной работе. Рецензия должна быть строго индивидуальной и не повторять основных положений введения или аннотации, написанной автором работы.

При составлении рецензии необходимо:

  1. указать достоинства работы, положительные моменты, как в целом, так и ее отдельных сторон,
  2. отлично выполненная работа должна также содержать указания на дальнейшее углубление теоретических вопросов и возможности их применения в практической деятельности,
  3. дать краткий анализ возможных ошибок, перечислить недостаточно изложенные вопросы темы,
  4. дать конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков, рекомендовать литературу, а также более рациональные способы решения проблем, затронутых в работе.

В    рецензии должно быть указано,  где можно предложить    использование данной работы.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием его должности и места работы, а также даты составления рецензии.

Приложение 4

Рекомендации по составлению рецензии

контрольной работы студентов заочной формы обучения

В конце выполненной письменной контрольной работы студентов основании анализа содержания работы, отмеченных положительных сторон, а также недостатков и ошибок (если таковые есть) пишется рецензия.

Её объём зависит от качества выполненной работы, полноты замечаний и предложений к данной работе. Рецензия должна быть строго индивидуальной и не повторять основных вопросов работы. Начинается рецензия с обращения к автору работы словами : «Уважаемый Ф.И.О. !»

Далее в рецензии:

  1. указываются достоинства работы, положительные моменты, как в целом, так и её отдельных сторон;
  2. отлично выполненная работа должна также содержать указания на дальнейшее углубление теоретических вопросов и возможности их применения в практической деятельности;
  3. даётся краткий анализ возможных ошибок, перечисляются недостаточно изложенные вопросы темы;
  4. даются конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков, рекомендуется литература, а также более рациональные способы решения проблем, затронутых в работе.

Замечания и исправления, сделанные в самом тексте работы, должны быть указаны красным цветом.

Рецензия подписывается преподавателем-рецензентом с указанием его должности, а также даты составления рецензии.

На титульном листе контрольной работы преподаватель ставит оценку, дату и расписывается, а при неудовлетворительном выполнении ставится  «неудовлетворительно».

При повторном рецензировании указывается, что работа проверяется второй раз.  При этом студент при повторной проверке обязан прилагать первый вариант работы, чтобы преподаватель мог увидеть результаты работы над ошибками.

Прилагается примерный образец написания подобной рецензии на контрольную работу студента заочной формы обучения.

Примерный образец написания    рецензии

на работу студента заочной формы обучения

Уважаемый Иванов И.И. !

Представленная Вами работа по теме (указывается тема) соответствует варианту вашего шифра.

1, 2 вопросы освещены Вами достаточно грамотно, структурно построены, логически верно. В этих вопросах Вы связываете материал с Вашей будущей специальностью (общественной жизнью)…

3-й вопрос, к сожалению, носит чисто репродуктивный характер. В нём нет Вашей оценки (или не указаны возможности применения данного материала), не чувствуется самостоятельность в написании. Рекомендую Вам обратиться к следующей литературе...

Прошу подготовиться к устному ответу по данному вопросу на зачёте (экзамене).        

С учётом сделанных замечаний работа оценивается на «удовлетворительно»...

Дата написания рецензии.                       Преподаватель технической                           

                                                                              механики: роспись (Ф.И.О.)

\

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: от творческого поиска

                                                                     к профессиональному

               становлению

В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссии  по образованию для XXI века под председательством Жака Делора, были выделены четыре  опорных направления будущего образования:   учиться быть,

                                                                                      учиться знать,

                                                                                     учиться делать,

                                                                                     учиться жить вместе.

В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни.

(отчет, представленный в ЮНЕСКО Международной комиссией по

 образованию для XXI века Жака Делора  «Learning: the treasure within/Paris?

UNESCO, 1996. – см. Т.А. Лакоценина и др. Современный урок, ч. 5: Научно-

практическое   пособие   для   учителей,   методистов… - Ростов н/Д, изд-во

«Учитель», 2007, с. 8-9).

Единственным источником педагогического творчества является наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать творческий дух, свою методическую культуру. Сердцевиной этого духа творчества можно назвать ЯДРО :

Я   – я ходу знать (любознательность)

Д   – действенность (энергичность)

Р   – риск (готовность рисковать)

О   – открытость новому

                           (Д. Айян. Эврика. – СПб. : Питер, 1997).

Постоянно формируя свой рабочий методический стол, мы совершенствуем себя как преподаватель, постепенно достигая высшей ступени педагогического мастерства: педагога – новатора !

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блинова И.К. , Чикурова М.В. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении // Практика административной работы в школе. 2004, № 1.
  2. Бовкунова О.В. Методическое обеспечение современного образовательного учреждения // Методист, 2002, № 4.
  3. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
  4. Вишнякова Т.П. Методическая работа колледжа // Специалист. 1997, № 10.
  5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. /Д. Иванов // Завуч, 2008, № 1.
  6. Изучение и анализ педагогического опыта преподавателей в ССУЗе. – Материалы курсов повышения квалификации Института  проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (факультет повышения квалификации), М., 2004.
  7. Кирсанов В.А. Самостоятельная работа на уроках // Специалист, 1995.
  8. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Организация и содержание методической работы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С. Полант. М., 2000.
  10. Психолого-педагогический словарь /сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  12. Хуторской А. Ключевые компетенции, технология конструирования /А. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 5.

     13.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр

          «Педагогический поиск», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

Методические рекомендации для студентов по выполнению практической работы "Web-иконка для рабочего стола" в рамках темы "Web-дизайн" раздела "Векторная графика в Adobe Illustrator"

Серия слайдов, представляющая собой  методические рекомендации по последовательному выполнению практической работы "Web-иконка для рабочего стола" в рамках темы "Web-дизайн" раздела "Векторная гр...

Рабочий план преподавателя ОП 03 Менеджмент специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочий план преподавателя УД ОП 03 Менеджмент. В плане содержится сетка распределения бюджета времени, наименование разделов УД, тем, количество часов, формы организации занятий, информационные ...

Рабочий план преподавателя по профессиональному модулю.

Один из примсеров составления рабосей программы преподователя....

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...