О формах работы по продвижению чтения
материал по теме

Буккроссинг, библиобар - новые формы библиотеки по активизации читательской активности среди студентов педагогического колледжа.

Совместная работа библиотеки и преподавателей по воспитанию чителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

О формах организации работы

по развитию читательской активности студентов колледжа

Заведующая библиотекой

Педагогического колледжа №18 Митино

Нижнёва Л.В.

Разговоры о кризисе чтения в современном обществе стали привычными и не вызывают удивления. В «Национальной программе поддержки  и развития чтения» отмечается, что  «… современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Процесс падения интереса к чтению имеет мировые масштабы и приравнивается к глобальным проблемам человечества. Мировая общественность обеспокоена ростом количества функционально неграмотных людей. Международные общественные организации с конца 20 века проводят регулярные исследования детского и взрослого чтения.

Одним из таких исследований является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Цель исследования – оценка уровня  знаний и умений учащихся, получивших общее обязательное образование, необходимых для полноценного функционирования в обществе. Тестирование проводится в трех областях: чтении, естествознании и математике.

Исследование PISA - 2009 года показало весьма неутешительные для России результаты. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 по 1000-бальной шкале. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц. В 2012 году были проведены очередные исследования. Итоги будут опубликованы в декабре 2013.

 Становление читателя начинается с детства. Семья и школа  во многом ответственны за то, как будет складываться и развиваться у ребенка интерес к чтению. И педагог с профессиональной точки зрения  должен грамотно организовать работу по воспитанию читателя. Он сам должен обладать высоким уровнем читательской культуры. В структуре профессиональной подготовки педагогических кадров вопросам формирования читательской культуры студентов должно уделяться особое внимания.

Студенты Педагогического колледжа №18 являются типичными представителями современного молодого поколения. Проводя ежегодный опрос среди первокурсников, отмечаем низкий уровень читательской активности, отсутствие регулярного чтения,  приоритет Интернета в информационном поиске. В профессиональной подготовке будущих педагогов формирование читательских компетенций, воспитание читательской культуры является немаловажным фактором, как для   повышения качества обучения, так  и в дальнейшем, для успешной педагогической деятельности. Поэтому в работе нашей библиотеки вопросам развития читательской активности и  воспитанию читательской культуры уделяется большое внимание.

Исчерпав возможности традиционных форм библиотечной работы по продвижению чтения (обзоры, книжные выставки, творческие конкурсы, литературные гостиные) и не достигнув желаемого уровня, мы пришли к выводу: нужна новая, креативная форма, которая вызовет интерес и поддержку у студентов. В ходе обсуждения проблемы на педагогическом совете в декабре 2011 года, в беседах со студентами возникло предложение организовать в колледже библиобар.

Сотрудники библиотеки создали и реализовали проект «Библиобар «Территория чтения». Проект направлен  на развитие у студентов интереса к чтению, повышения читательской активности, воспитание духовно-нравственных качеств личности молодых педагогов через знакомство с лучшими литературными произведениями классики и современности, выход библиотеки за границы помещения,  вовлечение преподавателей и студентов в совместный активный процесс чтения, обмена книгами и мнениями о прочитанном, создание единого читательского пространства колледжа.

Библиобар располагается в  холле 3 этажа учебного корпуса. Стены  коридора оформлены стендами, рассказывающими об истории развития книжной культуры. Вдоль стен установлены стеллажи для книг, мягкая мебель, журнальные столики. Создана комфортная обстановка для чтения, обмена книгами и впечатлениями о прочитанном.

Для создания фонда библиобара была проведена акция Буккроссинг.  В акции приняли участие студенты, преподаватели, сотрудники. В ходе акции было собрано около 850 книг. Всех участников акции мы попросили оставить в книге отзыв о прочитанном и высказать свои пожелания будущим читателям.  На полках библиобара представлены произведения  классической литературы и произведения современных авторов:  Пабло Коэльо, Харуки  Мураками,  Мариам Петросян, Умберто Эко, Бернарда Вебера, Сергея Лукьяненко, Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина.  С целью пополнения фонда и привлечения первокурсников к участию в этой деятельности мы приняли решение проводить акцию регулярно, в начале учебного года.

Торжественное открытие библиобара состоялось 25 мая 2012 года в рамках празднования Дня библиотеки. В течение года мы старались поддерживать и развивать у студентов интерес к библиобару, привлекая их внимание проведением различных мероприятий.

Для знакомства с  новыми книгами регулярно проводились  обзоры. В них участвовали преподаватели и студенты. Выступающий представлял свою книгу, делился впечатлениями. Особый интерес у студентов вызывали книги, представляемые преподавателями. Обладая более высоким уровнем читательской культуры,  они, таким образом, оказывали  позитивное влияние на  читательский выбор студентов, приобщая их к чтению высоко- художественной  литературы.

В библиобаре проходили творческие встречи с интересными людьми. В ноябре состоялось выступление руководителя творческого объединения «Митиноград», поэта  Владимира Константинова. В марте, на празднование Дня поэзии  мы пригласили  поэтов разных поколений. В концерте принимали участие Нина Васильевна Емельянова -  поэтесса, жительница района Митино, Инесса Григорьевна Кузьмина – автор, сотрудник колледжа,  студенты – начинающие поэты. Интересно прошли встречи с детским писателем Валентином Постниковым,  писателем и поэтом Глебом Шульпяковым.

Сегодня мы можем отметить, что библиобар стал одним из любимых  мест в колледже. На переменах, после уроков здесь всегда много посетителей. Комфортная атмосфера располагает к общению на разные темы, в том числе и о прочитанных книгах. В чтение вовлекается все большее количество студентов.

Мы не ведем статистику посещений и книговыдач библиобара. Библиобар - это свободная территория для чтения и обмена книгами, поэтому представить  результат работы в цифрах мы не можем.  Для получения откликов на проделанную работу, мы предложили студентам высказать свое мнение о работе библиобара в мини опросе. Опрос проводился с 27 по 31 мая. В опросе приняли участие 215 респондентов. Положительно оценили новую форму работы – 98% опрошенных, 92% - сообщили, что приносили свои книги в библиобар, 11% - отметили комфортную обстановку, 68% - удовлетворили свои читательские запросы. Студентка 22 группы школьного отделения Талыбова Фатима написала: «Большое спасибо за организацию и проведение в библиобаре интересных встреч с писателями.». Логачёва Алина  отметила: «Мне нравится, что теперь есть место, куда можно принести прочитанную книгу, чтобы ее прочитали другие». Заместитель директора по воспитательной работе Егорова О.Б., дала положительную оценку работы библиотеки по организации библиобара. Она указала на системный характер работы, высокую студенческую активность  в акциях буккроссинга и положительную динамику интереса студентов к проводимым мероприятиям.

Библиобар стал результатом совместной работы сотрудников библиотеки и преподавателей по созданию в колледже единой читательской среды, дал импульс в развитие читательской активности студентов, обогатил наш опыт.

В наших планах развитие данного направления работы, обогащение содержания и развитие дискуссионных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Чтение чертежей"

Методическое пособие разработано для студентов 3 курса специальности Технология машиностроения для изучения междисциплинарного курса "Технологические процессы изготовления деталей машин" по теме "Чтен...

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов...

Контрольные работы по литературному чтению. "Школа России"

Контрольные работы по литературному чтению к каждому разделу....

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...