ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по теме

Гаврилина Татьяна Евгеньевна

 

Разные виды деятельности педагога-психолога в школе, внеурочная работа с ребятами над театральными постановками привели к решению организовать «Психологический театр», который помогал бы взглянуть на проблемную ситуацию  не изнутри, а снаружи, ведь человек, занимающийся творчеством, проецирует на него свои глубинные проблемы и ищет ответы на свои вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya_dlya_knigi.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Е.Гаврилина,
педагог-психлолог
МОУ СОШ №9 г.Выкса, Нижегородская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» В ВОЛОНТЁРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Разные виды деятельности педагога-психолога в школе, внеурочная работа с ребятами над театральными постановками привели к решению организовать «Психологический театр», который помогал бы взглянуть на проблемную ситуацию  не изнутри, а снаружи, ведь человек, занимающийся творчеством, проецирует на него свои глубинные проблемы и ищет ответы на свои вопросы.

Ежедневно социум школы копирует  «взрослый» мир привычек, чаще негативных, которые попадают в поле зрения детей, и тогда мы вместе решили стать волонтерами добра, здорового образа жизни. Актерами театра являются учащиеся разных классов, но начинали шестиклассники, которые имели свои проблемы в общении с ровесниками. Участие в моделировании ситуаций, упражнениях на взаимодействие, сочинение сказок помогает решить внутреннюю психологическую потребность быть нужным. А волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность. С помощью  «проблемных» спектаклей проводятся обсуждения в кругу учащихся, педагогов, родителей. Так были проведены психопрофилактические мероприятия с учащимися «Твой взгляд на проблему зависимости», «Буллинг. Как помочь ребенку?» и другие.

Предлагаю разработку одного  из мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни «Посеешь привычку - пожнешь характер».

« Посеешь привычку - пожнешь характер».

Сценарий занятия по профилактике вредных привычек для учащихся начальных классов, с использованием инновационной формы «Психологический театр».

(Сказка модифицирована Гаврилиной  Т.Е.)

Цель занятия: формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.

Задачи:

-ориентировать на здоровый образ жизни;

-обучать заботе о своем организме;

-учить, как избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

Оборудование: компьютер, два листа ватмана с изображением домиков; раздаточный материал -цветные карточки, распечатки вредных и полезных привычек, полотенце , зубная щетка, паста , муляж конфеты «Антисила».

                                                        Ход занятия.

1.Приветствие ( все по кругу, обращаясь друг к другу):

   Скажем «Здравствуйте» руками!

   Скажем «Здравствуйте» глазами!

   Скажем «Здравствуйте» мы ртом-

   Станет радостно кругом!

2.Определение эмоционального состояния присутствующих:
      Ребята, вот здесь на столе лежат кирпичики разного цвета(красный, желтый, синий , коричневый, черный, сиреневый, зеленый)Выберите соответствующий вашему настроению кирпичик и приклейте его на дом ,нарисованный на ватмане.

 Это дом нашего настроения .(После завершения «строительства» убираю)

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций)

3.Психолог. (Сообщение темы и цели занятия). Наше занятие называется «Посеешь привычку - пожнешь характер». Как вы понимаете это выражение?

А что такое привычка? (Ответы детей)

А вот так значение этого слова толкует словарь Ушакова: «Это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически ...» В течение жизни вырабатывается много привычек . Это относится и к вам. Назовите свои полезные привычки.(Ответы детей)Действительно, у человека бывает много различных привычек. Они могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью людей,- это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много.

4. Упражнение «Путанки».  Ой, беда! Все привычки  перепутались. Ребята, сможете мне помочь их разобрать?(Дети подходят к столам и раскладывают в две колонки привычки: полезные и вредные) Молодцы. А что же такое вредные привычки? А какие есть у вас? (Ответы детей)Все полезные и вредные привычки человек  «выращивает» в себе сам.Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко приживаются . Кто же может нам помочь с ними справиться?(Раздается стук в дверь)

Психолог. Друзья! Кто это стучит?                                                                                   Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Ветерок принес нам весть, что вам нужна помощь. Так это?» (Да)
Психолог: Мы хотим избавиться от вредных привычек, но не знаем как.
Ведущий.
            Мы в сказку дверь вам приоткроем
            Возможно, что ответ найдете там
           
Школьный театр вам поможет.
            Он всегда помогает друзьям.
            Сказка - ложь, но в ней намек.
            Умным школьникам – урок.  
5.
Психолог: Итак ,
«Сказка о вредных привычках и о том, как победила Сила Воли»
У вас в гостях школьный психологический театр «Гармония».
Ведущий. Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то раз с ней приключилась одна история.  
Маша.
  ( выходит с полотенцем на шее, с зубной пастой и щеткой в руке):
Зубки я почистила
И постригла ноготки,
Постирала быстро я,
В стопку сложены платки,
Получила в школе “пять” —
Можно песню запевать, можно и стихи читать.
“Новогодняя песенка”
Надоело мне шагать взад-вперед,                        
До чего же трудно ждать Новый год,                  
К нам с подарками придет Дед Мороз,
Только что он принесет — вот вопрос!
Знаю я, что Новый год
Встречу замечательно.                        
Весь наш класс ко мне придет,                
Все друзья-приятели,
Мы под бабушкин рояль
Будем петь с ребятами.
Одного не знаю я:
Что под елкой спрятано?
Я, конечно, и сейчас потерплю,
Силу воли лишний раз укреплю,
Буду снова я шагать взад-вперед,
До чего же трудно ждать Новый год!
(Раздается стук в дверь).
Ведущий. Вот в один прекрасный день постучала к Маше Лень.
Лень.
 
Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдем,
Вместе ногти погрызем,
Можешь на совсем забыть,
Как с прогулки руки мыть.
Дома ты не помогай,
С Ленью лучше погуляй .
(Повернувшись к открытой двери).
Эй! Грязнульки и лентяйчики,
Проходите поскорей,
Вы не зря тряслись в трамвайчике,
Новых вам нашла друзей.
(Входят Мышонок-грызун, Поросенок - грязнуля, Барашки-упрямцы).
Лень
. Ой, сколько здесь ребят!
Мышонок. А будут ли они нам хорошими друзьями?
Поросенок
. Сейчас проверим.
Барашек 1.
 Ребята, мы начнем пословицу, а вы ее закончите.
Работа не волк… (в лес не убежит).
(
Барашек 2 ворчит. «Убежит, еще как убежит»).
Кто не работает... (тот не ест), а Барашек 2 говорит: «Ест, ест, еще как ест». (поглаживает по животу)
Барашек 2. Это у тебя, брат, простые задания, Мои посложнее будут.
Игра - кричалка  «Полезно -вредно»
(Дети отвечают хором)
-Смотреть целый день телевизор…(вредно).
-Умываться по утрам…(полезно)
-Мыть руки перед едой…(полезно)

Барашек 1. Ишь какие умные.
Лень. Ну как,  ребятки, нравимся мы вам? Давайте вместе споем и потанцуем.
(Звучит песенка. Лень запевает, припев подхватывают Мышонок, Поросенок и Барашки. Актеры танцуют и  приглашают танцевать и ребят. Звучит песня «Говорят  мы бяки-буки…»).
Лень. До чего же мне ребятки понравились! Всех заберем с собой.
Мышонок. Ходим мы по белу свету.
Поросёнок. Ищем, кто без силы воли.
Барашек. Вынь-ка сладкую конфету.
Вместе. Заколдуем Машу, что ли?
              На-ка, миленькая детка,
              Скушай сладкую конфетку.
              Называется красиво:
             “Антиволя - антисила”

(Маша протягивает руку, и тут раздается стук в дверь, девочка отнимает протянутую рук).
Лень. Это кто еще стучит,
          Нам нарушив аппетит?

(За дверью).
Это Сила. Это Воля!
(Маша идет открывать, Лень преграждает дорогу).
Коль откроешь, будет горе,
Посмотри, о, как красива
“Антиволя - Антисила”!

Маша. Вам скажу, ребята: “Нет”. ( открывает дверь и впускает Силу Воли).
Сила Воли. Обойдемся без конфет. (Обращается к залу).
Есть ребята в этой школе,
Кто имеет силу воли?

(Ребята. Да
).
Есть, кто делает зарядку,
И приучен кто к порядку?

Есть ли наши здесь друзья?
Ведь Лень прогнать без вас нельзя.  
     
Ребята, закончите пословицы:                                                                                                                                     Делу время -  (потехе час);                                                                                                без труда- (не вынешь и рыбку из пруда);
закончил дело- (гуляй смело).
Молодцы.
Но чтоб со мною подружиться,
Надо всем нам потрудиться.
И с чего-то начинать.  
Вот хоть загадки отгадать.

Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна…(Зарядка)

Это дождик не простой:
Он без туч ,без облаков
Целый день идти готов.(Душ)

Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится…(Мыло)

Что дороже денег? (Здоровье)
Верно, друзья. (Вручают  активным конфеты).
Ребята, давайте скажем хором:
Силы Воли мы друзья,
Быть лентяями нельзя
.
(Мышонок, Поросенок и Барашки в испуге садятся на корточки и закрывают лицо руками).
Маша.
Ногти грызть? Не умываться?
Силу воли потерять?
И навек неряхой стать?                          
Убирайтесь-ка скорее!
Сила Воли мне важнее! (
Встает рядом с Силой Воли).
Лень.
 Ничего, бывай  здорова!
Постучим к тебе мы снова:
С Силой Воли жить не просто.
Заходи сама к нам в гости! (
Уходят, хлопая дверью).
Сила Воли.
Ты, девчушка, молодец.
Прогнала их наконец.
Маша
 (обращаясь к Силе Воли).
Вы меня не оставляйте,
От плохого избавляйте.
Ведущий.
Тут и сказке той конец.
Ай, девчонка, молодец!
Сделан выбор — сила воли!
Что ж, теперь споем мы, что ли?
(Звучит песня “Закаляйся”, которую поют Маша, Ведущий, Сила Воли и ребята подпевают).
Говорят вместе.
Сила воли — вот спасенье,
Вот всему преодоленье.
Разгадали мы загадку:
Польза есть не в том, что сладко.
«Антисиле - Антиволе”...
Скажем “нет!” сейчас и вскоре!

Психолог.  
Ребята, понравилась вам сказка? Так что поможет избавиться от вредных привычек? (Нужно тренировать силу воли)С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе.
6.Упражнение «Перебежки».
Играющие делятся на две команды и садятся на стулья вдоль противоположных стен- одна команда напротив другой. Водящий стоит в центре зала. Все ребята говорят хором:
Надоело нам сидеть,
Друг на дружку все глядеть,                    
Не пора ли пробежаться,
И местами поменяться?
7.Мини-итоги:
Ребята, выберите соответствующий вашему настроению кирпичик и приклейте его на дом, нарисованный на ватмане.
Сравниваем два построенных  цветных домика. Очень приятно, что ваше настроение улучшилось. Ведь хорошее настроение-это тоже залог хорошего здоровья, а улыбаться друг другу - это полезная привычка.
Спасибо за занятие.

Литература

1. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002.

2.Климович В.Ю.Детство без алкоголя. М: Центр «Планетариум», 2002.

3.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

4.Полезные привычки: Учеб. Пособие для нач. школы по предупреждению употребления          детьми  табака и алкоголя.(Под ред. О.Л. Романовой.- М., 1998.

5.Сизова Н.П.» Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли». Вестник образования. №3, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Инновационные формы уроков информатики

В данной статье рассматриваются нетрадиционные формы уроков при обучении информатики студентов колледжа, которые могут применять педагоги разных направлений деятельности....

Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы

Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"...

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...

Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"

В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, являет...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Актуальность темы  исследования обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированной на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от с...