Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций
статья на тему

Ермакова Елена Сергеевна

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_forma_povysheniya_kvalifikatsii.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки

На современном этапе развития системы образования в Российской Федерации, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и основного общего  образования все больше внимания уделяется профессиональной компетентности педагога, от которой зависят новые образовательные результаты обучающихся.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень». (1)

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная  образовательная  система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

Формирование направленности педагога на непрерывное профессиональное саморазвитие является системообразующей идеей и функцией повышения квалификации.

В последнее время наиболее распространенной формой повышения квалификации стали лекции, конференции и семинары, проводимые на базе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

Модернизация системы повышения квалификации специалистов позволяет педагогическим работникам образовательных организаций выбирать формы  повышения квалификации.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г в ст. 76 п.12 определено: «дополнительная  профессиональная  образовательная  программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки».

Целями повышения квалификации являются развитие профессиональных мастерства и культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление и совершенствование  теоретических и практических знаний, умений, навыков в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и освоению инновационных методов решения профессиональных задач.

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897,  предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.  Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. (2)

Для сохранения кадрового потенциала российского образования создается восприимчивая к инновациям система повышения квалификации педагогов, способная:

  • удовлетворить потребность общества и образовательных организаций в квалифицированных и компетентных педагогических кадрах;
  • обеспечить целенаправленную и управляемую подготовку работников образования и мобильность существующей системы повышения квалификации;
  • снять противоречия между теоретическим оформлением данной системы и практической реализацией теоретических и методологических знаний. 

За последние годы наблюдается значительная активность в исследованиях различных аспектов повышения квалификации педагогических кадров, поиске новых форм, методов, технологий. Реализация программы повышения квалификации педагогических работников в форме стажировки является инновационной.

Стажировка организуется в целях совершенствования  и закрепления на практике профессиональных компетенций, формируемых в результате теоретической подготовки, а также изучения инновационных практик, приобретения новых профессиональных компетенций для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности и осуществляется по программам, отражающим приоритетные направления государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования, основные задачи социально-экономического развития Московской области.

В  основе стажировки  лежит системно - деятельностный подход.

 Стажировку проводят образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Организация учебного процесса призвана обеспечивать реализацию дополнительных профессиональных программ стажировки в полном объеме в соответствии с требованиями комплексной и личной безопасности субъектов образовательного процесса, санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими нормами.

Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Министерством образования Московской области  и  ГБОУ ВПО МО « Академия социального управления» для реализации программы повышения квалификации в форме стажировки была организована сеть   региональных стажировочных площадок разной направленности и тематики.         В 2013-2014 учебном году было создано  17 зональных объединений, в которых функционируют стажировочные площадки, в том числе региональная стажировочная площадка на базе МАОУ «Учебно-методический центр» г.Наро-Фоминска.

Положением о региональных стажировочных  площадках определяется  порядок   организации,  функционирования   и прекращения деятельности  стажировочных  площадок,     создаваемых  Министерством образования Московской области и ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления». Взаимоотношения между Академией социального управления  и образовательной организацией – стажировочной площадкой регулируются договором о сотрудничестве.

 Стажировочная  площадка – временная структура, которая создается  на базе одного или нескольких образовательных учреждений, методических служб, имеющих опыт инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития системы общего образования Московской области; на  базе ресурсных центров (победителей ПНПО, победителей региональных конкурсов  «Школа года», «Лучшая программа развития ОУ» и др.).

 Цель создания стажировочных площадок  - обеспечение повышения квалификации педагогических работников  на основе трансляции накопленного инновационного опыта в процессе его деятельностного освоения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования, новых профессиональных стандартов педагога.

        Предметом деятельности стажировочной площадки является:

  • совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагога по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях общего образования;
  • приобретение, закрепление  педагогами на практике  актуальных  знаний, умений, навыков для формирования  профессиональных компетенций, востребованных в ходе модернизации системы образования;
  • изменение мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций в усвоении и присвоении идей инновационного опыта и применения их в своей практической деятельности;
  • диссеминация лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития  обучающихся и воспитанников, накопленного образовательной организацией.  

Программы стажировки разрабатываются кафедрами ГБОУ ВПО МО АСОУ, участниками  стажировочных  площадок с учетом научно – практических мероприятий, предлагаемых образовательными организациями, на базе которых они будут проходить.

Инновационная форма повышения квалификации принципиально отличается  от принятой  традиционной  лекционно-семинарской формы. Использование данной формы повышения квалификации позволяет получать педагогам качественное образование в отдаленных районах,  при этом овладевая практическими навыками в процессе обучения, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья, значительно снизить командировочные расходы для получающих дополнительное профессиональное образование.

В 2013-2014 учебном году зональное объединение Наро-Фоминской региональной стажировочной площадки включало в себя  13 городских округов и районов: Власиха, Волоколамский, Восход, Звенигород, Истринский, Краснознаменск, Лотошинский, Можайский, Молодежный, Наро-Фоминский, Одинцовский, Рузский, Шаховской. Учитывая территориальную отдаленность некоторых районов, при организации работы стажировочной площадки в 2014-2015 учебном году данное зональное объединение сократило количество охваченных территорий. В работе данной региональной стажировочной площадки приняли участие педагоги Рузского, Можайского, Наро-Фоминского муниципальных районов и городского округа Молодежный.

В период с 17 апреля по 19 мая 2014г успешно прошла стажировку группа педагогических работников по теме «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО» в количестве 36 часов. В работе стажировочной площадки приняли участие учителя образовательных организаций Наро-Фоминского и Рузского муниципальных районов.

С сентября 2014г по май 2015г курсы повышения квалификации в форме стажировки прошли 15 групп – 490 педагогических работников дошкольных образовательных организаций по теме «Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», вариативный модуль 18 часов. Из 15 групп 4 группы педагогов  обучались на базе дошкольных образовательных организаций Можайского района, 1 группа - на базе дошкольной образовательной организации детского сада Рузского района, остальные 10 групп стажеров прошли обучение  на базе «МАОУ «Учебно-методический центр» г.Наро-Фоминска.

В соответствии с положением о  региональных стажировочных  площадках повышения квалификации педагогических и руководящих работников Московской области, под учебным процессом стажировки понимается целенаправленная деятельность образовательной организации, обеспечивающая слушателю прохождение индивидуального маршрута  повышения квалификации путем практического освоения инновационных практических и теоретических разработок, отражающих основные направления государственной политики в  социально-экономическом развития страны и региона.

Учитывая, что стажировка как форма повышения квалификации направлена на формирование и совершенствование профессиональных компетенций стажеров посредством включения их в практику учреждения, задачами Наро-Фоминской региональной стажировочной площадки стали:

  • распространение лучших образовательных практик введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • методическая подготовка к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • подбор видов  и форм деятельности, эффективных для  решения проблем и затруднений  стажера;
  • формирование и развитие профессиональных компетенций стажеров в ходе обучения;
  • реализация  индивидуальной траектории повышения квалификации;
  • освоение инновационного опыта образовательных организаций, активизация коммуникаций;
  • включение обучающегося в практическую деятельность образовательных организаций.

Научно-методическое и информационно-консультативное сопровождение программы повышения квалификации осуществляется кафедрой ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Организационно-методическое сопровождение региональной стажировочной площадки и создание  образовательной среды, позволяющей стажерам реализовывать индивидуальную образовательную программу, осуществляется модератором. Контроль деятельности по накоплению  образовательных ресурсов, их диссеминация - руководителем образовательной организации.

Методисты МАОУ «Учебно-методический центр» участвуют в формировании   перечня мероприятий, организуют занятия по закрепленным темам, осуществляют методическое сопровождение стажеров, участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки.

Для реализации программы повышения квалификации педагогических работников по теме «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО» и достижения эффективности  работы стажировочной площадки  осуществлены следующие этапы:

  1. Разработка педагогами МАОУ «Учебно-методический центр» совместно с ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации): учебный план, учебно-тематический план и др.
  2. Формирование группы педагогических работников образовательных организаций Наро-Фоминского и Рузского районов для прохождения курсов повышения квалификации в форме стажировки в соответствии с принятыми заявлениями.
  3. Распределение общего списка стажеров по направлениям деятельности, в связи с тем, что на стажировку были зачислены педагоги разных направлений (учителя математики, русского языка и литературы, биологии, химии и др.).
  4. Выбор образовательных организаций (победителей ПНПО, РИП)  района, имеющих инновационный опыт работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
  5. Включение мероприятий (открытых уроков, мастер-классов) в начальной и средней школе, учитывая, что педагоги в начальной школе уже имеют опыт  введения Федеральных государственных образовательных стандартов  в образовательный процесс.
  6. Определение  учителей, имеющих опыт работы в образовательных организациях района по ФГОС ООО, способных продемонстрировать на практике (открытые уроки, мастер-классы) применение современных образовательных технологий для получения новых образовательных результатов обучающихся.
  7. Составление  для стажеров индивидуального графика прохождения стажировки.

Промежуточный контроль качества стажировки был осуществлен в форме анализа просмотренных мероприятий и заполнения листов рефлексии.

При реализации программы «Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» для  достижения планируемых результатов обучения - методической готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проведена следующая работа:

  1. Ознакомление с предоставленной ГБОУ ВПО МО АСОУ программой повышения квалификации;
  2. Формирование групп педагогических работников образовательных организаций Наро-Фоминского, Рузского, Можайского районов и г.о.Молодежный в соответствии с принятыми заявлениями.
  3. Составление графиков (расписания) занятий, выбор образовательных организаций.
  4. Включение стажеров в практическую деятельность: проведение мастер-классов,  презентация проектов, проектирование непосредственной образовательной деятельности с детьми, выступление с докладами.

Итоговая аттестация предполагала проведение тестирования и оценку преподавателем итоговых практико-значимых работ. Данные  работы, в определенной мере, отражали позитивные изменения в уровне профессиональной подготовки стажера и имели форму продукта, готового к применению в его профессиональной практике (например, в форме конспекта урока, проекта непосредственной образовательной деятельности, программы (рабочей, основной образовательной) или ее раздела, учебно-дидактических разработок), с последующей защитой работы в форме собеседования.

По окончании стажировки и результатам итоговой аттестации педагогические работники  получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

При проведении анализа  организации и реализации программы повышения квалификации в форме стажировки выявлены как положительные стороны,  так и возникающие трудности организации данных курсов.  

        Повышение квалификации педагогов в форме стажировки позволяет совершенствовать профессиональные навыки в альтернативной форме при территориальной (транспортной) доступности, развивать профессиональные компетенции педагогов, приобретать и закреплять   на практике  актуальные  знания, умения, навыки в процессе прохождения стажировки, осуществлять диссеминацию лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития  обучающихся и воспитанников, накопленного образовательными организациями.

        Для вовлечения в организацию работы региональной стажировочной площадки большего количества специалистов и образовательных организаций, необходимо повышать заинтересованность, престиж образовательных организаций и педагогов, владеющих инновационными методами,  современными технологиями. А также разработать программы повышения квалификации педагогических работников в форме стажировки по другим темам, отражающим приоритетные направления государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования.

        Таким образом, модернизация системы дополнительного профессионального образования позволяет  решать главные проблемы в системе повышения квалификации педагогических кадров, сформулировать принципы организации современного образовательного процесса и научно обосновать новое содержание программ повышения квалификации педагогических кадров в форме стажировки, а также управление образовательным процессом.

Список литературы

  1. «Положение о региональных стажировочных  площадках повышения квалификации педагогических и руководящих работников Московской области» ГБОУ ВПО МО АСОУ, 2014г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; ФГОС ООО
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.07.2013 №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  4. «Система повышения квалификации: новый взгляд»: сб. статей/ сост. Л.Я.Олиференко.- М.:ГБОУ Педагогическая академия, 2012г
  5. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  7. Научная библиотека КиберЛенинка:  http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-uchiteley-problemy-i-puti-resheniya-v-rossiyskom-obrazovanii#ixzz3CcrhRN8w     Журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского» № 28 / 2012: Пономарева О.Н. «Повышение квалификации учителей: Проблемы и пути решения в Российском образовании».
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/14/sistema-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-doshkolnogo:  Белобородова О.В. Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
  9. http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/kakie-novshestva-vnosit-federalnyy-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii-v Ванюков И.В. «Какие новшества вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в вопросы повышения квалификации педагогов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...

"Система работы по повышению квалификации педагогических работников ДОУ"

В материале указаны основные методы, стимулирующие педагогов повышать свою квалификацию....

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.

Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...