"Система работы по повышению квалификации педагогических работников ДОУ"
методическая разработка

Болотова Марина Александровна

В материале указаны основные методы, стимулирующие педагогов повышать свою квалификацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx317.66 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил: старший воспитатель

МБДОУ ЦРР ДС №51 М.А.Болотова

г.Озёрск, 2015г.

Наше дошкольное образовательное учреждение МБДОУ ЦРР ДС № 51в настоящее время реализует следующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную. На сегодняшний день у нас работают 30 педагогов, из которых 10 человек (33%) имеют высшую квалификационную категорию, 5 педагогов  (17%) первую квалификационную категорию, 5 человек  (17%) вторую квалификационную категорию и без категории 10 педагогов, что составляет (33%).

В начале года для выявления стремления педагогов повышать свою квалификационную категорию им была предложена следующая анкета:

  1. Ваш возраст:
  1. 18-24 года;
  2. 25-35 лет;
  3. 35-50 лет;
  4. свыше 50 лет.
  1. Укажите Ваше образование?
  1. Неполное среднее; 
  2. Полное среднее; 
  3. Среднее специальное; 
  4. Незаконченное высшее.
  5. Высшее 
  1. Укажите степень удовлетворённости Вашим уровнем профессиональной квалификации:
  1. полностью удовлетворён;
  2. частично удовлетворён;
  3. не удовлетворён.
  1. Достаточно ли Вам знаний, умений и навыков для выполнения своей профессиональной функции?
  1. достаточно;
  2. не всегда достаточно;
  3. не достаточно.
  1. Соответствует ли Ваш уровень профессиональной квалификации выполняемым вами заданиям?
  1. полностью соответствует;
  2. частично соответствует;
  3. не соответствует.
  1. Отметьте, какие навыки и умения Вы хотели ли бы улучшить:
  • работа с документацией;
  • работа с офисными программами;
  • проведение НОД;
  • проведение режимных моментов;
  • написание календарно-тематических планов;
  • свой вариант ответа.
  1. Ваша текущая должность соответствует Вашему уровню профессионализма?
  1. соответствует;
  2. возможно соответствует;
  3. не соответствует.
  1. Как Вы относитесь к развитию профессиональной квалификации?
  1. положительно;
  2. нейтрально;
  3. отрицательно.
  1. Хотели бы Вы развивать свою профессиональную квалификацию?
  1. да;
  2. возможно;
  3. нет.
  1. Как Вы считаете, уровень профессиональной квалификации играет важную роль в жизни человека?
  1. безусловно, да;
  2. больше да, чем нет;
  3. да;
  4. нет, больше, чем да;
  5. нет.
  1. Ощущаете ли Вы заинтересованность руководства ДОУ в развитии Вашей профессиональной квалификации?
  1. да;
  2. время от времени;
  3. нет;
  4. нет.
  1. Какие способы развития профессиональной квалификации являются более успешными?
  • лекционные и практические занятия;
  • курсы;
  • тренинги;
  • дистанционное обучение;
  • наставничество;
  • самообучение;
  • свой вариант ответа.
  1. Вы достигли намеченного уровня развития профессиональной квалификации, какие чувства Вы испытываете?
  • гордость;
  • уважение;
  • удовлетворение;
  • радость;
  • безразличие;
  • свой вариант ответа.
  1. После достижения определённого уровня развития профессиональной квалификации Вы…
  1. остановитесь на достигнутом;
  2. продолжите осваивать новые уровни.
  1. Согласны ли Вы с утверждением: «Нет пределу совершенства» применительно к развитию профессиональной квалификации?
  1. полностью согласен;
  2. согласен;
  3. не совсем согласен;
  4. не согласен.
  1. Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют саморазвитию?
  1. состояние здоровья;
  2. недостаточная поддержка со стороны администрации;
  3. недостаток времени;
  4. собственная инерция
  1. Стимулирующие регламенты оказывают благоприятное влияние на развитие профессиональной квалификации?
  1. безусловно, да;
  2. скорее да, чем нет;
  3. скорее нет, чем да;
  4. нет.

Обработав данные приведенной выше анкеты, получились следующие результаты:

- 40% педагогов полностью удовлетворены своим профессиональным уровнем и им достаточно знаний, умений и навыков для выполнения своей профессиональной функции;

- 60% педагогов хотели бы развить свою профессиональную квалификацию;

из приведенных вариантов способов развития профессиональной квалификации 43% выбрали практические занятия;

- 82% педагогов согласились с тем, что стимулирующие регламенты оказывают благоприятное влияние на развитие квалификации.

Выявлены факторы, которые препятствуют  саморазвитию педагогов.

На первом месте - недостаток времени (59%), на втором - отсутствие поддержки со стороны руководителей (26%)., далее -  состояние здоровья и собственная инерция (15%).

Модель повышения квалификации педагогических кадров можно выстроить следующим образом:

Повышение квалификации педагогов в нашем ДОУ осуществляется через:

учеба в вузах, колледжах;

КПК в ЧИППКРО

МО в городе

МО в ДОУ

самообразование

  Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе ДОУ, годовом плане и месячных планах работы.

 Продумывая систему профессионального совершенствования педагогов и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, мы учитывали основные андрагогические принципы (Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога):

равенство позиций в образовательном процессе,

стремление к использованию диалогических форм,

опора на личный опыт и индивидуальные потребности педагога,

побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека.

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр. В детском саду – это методический кабинет. Не буду останавливаться на перечислении оснащения м.кабинета, все вы прекрасно это знаете.

В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться – это актуально.

  Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:

- оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

- связано с их прошлым и настоящим опытом;

- участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;

- создана атмосфера взаимного уважения;

- есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

 «Поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.

   Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:

- форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;

- компонент системы непрерывного образования;

-индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;

- объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

Главная цель управления педагогическим коллективом: создать профессионально – личностную зону успеха каждому сотруднику, повысить его заинтересованность  в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с участниками образовательного процесса через овладение ключевыми и профессиональными компетентностями.

Целенаправленная работа администрации по достижению этой цели должна способствовать формированию многоуровневой культуры самоорганизации всех членов коллектива, росту их педагогического мастерства.

Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов, из которых  применяю следующие:

- индивидуальное наставничество;

- консультации

- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.

- выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы.

- творческие группы;

- взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности;

- психолого-педагогические семинары.

- педагогические часы.

- аукционы знаний, методических находок и идей.

- смотры-конкурсы

- круглые столы

- открытые образовательные ситуации

- конкурс методических находок.

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

Так, в методической работе по повышению квалификации педагогов с воспитателями низкого уровня я ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, участие в беседах за «круглым столом», на консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

Цели методической работы повышения квалификации педагогов с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности. Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее активные» педагоги.

Методическую работу с воспитателями высокого уровня я строю на принципах стимулирования их творчества. Педагоги являются руководителями творческих групп по «Разработке календарно – тематического планирования», «Внедрению ФГОС в дошкольное образование», оказывают помощь молодым педагогам, являются активными участниками городских, Всероссийских и Международных конкурсов.

Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в ДОУ. Оптимальный психологический климат- такие социально- психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.

  На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияют совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта.

Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Какой должна быть система стимулирования, чтобы она обладала мотивирующей силой? Анализ показал:

 - на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, , методическая работа;

 - чуть выше среднего уровня - материальные и социальные условия.  

 Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда. Несмотря на то, что у части сотрудников ДОУ материальные стимулы преобладают, использование морально-психологического стимулирования все-таки остается наиболее значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива, благодарность с занесением в трудовую книжку и другое.

Построенная и апробированная нами модель методической работы дает хорошие результаты, которые мы определяем по следующим параметрам:

результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей, что подтверждается положительной динамикой уровня знаний, умений, навыков детей;

экономичность методической работы достигается тем, что рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

улучшается психологический микроклимат в МДОУ.

В будущем, планирую освоить новые формы методической работы, такие как: 

  • педагогические ринги,
  • стажерские площадки,
  • творческие  лаборатории,
  • создание банка инновационных идей,
  • клубы по профессиональным интересам

Таким образом, процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения концептуальных ориентиров побуждают педагогов к поиску новых подходов к самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.

Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики; совершенствование оценочной деятельности педагога, путем создания систем стимулирующих выплат; позитивная мотивация педагогического труда; неформальное творческое содружество педагогов-стажистов и молодых специалистов;  грамотное и  умело организованное методическое сопровождение   – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.

Предложенная в данной работе модель повышения квалификации педагогических кадров должна послужить стимулом для дальнейшего роста уровня профессионализма педагогов.

Используемая литература:

1    Бабанский Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986. – 626 с.

2     Белая К. Ю. Методическая  работа  в  дошкольном  учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Педагогика, 1989. – 140 с.

3         Дуброва В. П., Милашева Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – Москва: Новая школа, 1995. – 223 с.

4       Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 187 с.

5   Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТЬ, 1997.

6  Поташник М. М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации [Текст] / М. М. Поташник. – М.: Высш. шк., 1997. – 118 с.

7   Третьяков П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст]  / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М.: «Новая школа», 2003. – 150 с.

8        Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - №2. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИКУМЕ

Основной целью повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения является развитие профессионального мастерства, культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.

Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...