Инновационные формы уроков информатики
статья по теме

 

В данной статье рассматриваются нетрадиционные формы уроков при обучении информатики студентов колледжа, которые могут применять педагоги разных направлений деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon формы уроков информатики39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы уроков информатики

В настоящее время в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения. Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих учебное заведение современным, приближенным к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для студентов становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире. Очевидно, что результат обучения напрямую зависит от того, что выбрано основной целью обучения и какие методы, формы и средства использует преподаватель в своей деятельности.

Отчуждение студентов от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающих к учебному труду. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

  1. Уроки-«погружения»
  2. Уроки – деловые игры
  3. Уроки – пресс-конференции
  4. Уроки-соревнования
  5. Уроки типа КВН
  6. Уроки-консультации
  7. Компьютерные уроки с использованием online- технологии
  8. Уроки-аукционы
  9. Уроки, которые ведут сами студенты
  10. Уроки-зачеты
  11. Уроки – творческие отчеты
  12. Уроки-«суды»
  13. Уроки-семинары

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Осознавая всю ответственность за решение поставленных перед учительством задач, каждый учитель задумывается о том, как повысить качество образования, как сделать обучение доступным и интересным, какая организация работы учащихся способствует лучшему усвоению знаний.

Применение на уроках современных образовательных технологий, сам творческий процесс стал необходимостью, т.к. нетрадиционные методы обучения позволяют создать комфортность пребывания обучаемого в определенной уровневой группе, где он может реализовать свои интеллектуальные способности.

Конечно, нестандартные формы организации учебного процесса, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем преподавателям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Проведя большое количество занятий нестандартных форм по информатике, можно с уверенностью сказать, что они способствуют:

  • формированию познавательных интересов к предмету,
  • активизации деятельности студентов на уроке,
  • наилучшему усвоению учебного материала студентами,
  • обеспечению развития индивидуальных способностей каждого студента.

Для каждого нетрадиционного урока есть своя структура его проведения, но подбор заданий, эмоциональный настрой студентов, вовлечение каждого из них в работу зависят от интеллектуального развития преподавателя, от его желания видеть свои результаты.

 При нестандартных уроках в учебном процессе и соблюдении определенных условий у студентов происходит рост их субъективной активности, становления субъекта саморазвития.

Современный уровень развития общества характеризуется процессом информатизации, отличительными чертами которого являются интеграция информационных технологий с научными и производственными сферами, высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам информации, интеллектуализация всех видов человеческой деятельности. Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания человека информационной культуры – будущего члена мирового информационного общества. В свою очередь реализация указанных целей невозможна без ведения нестандартных форм уроков по информатике.

Литература

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2001.
  2. Бешенков С.А. Школьное образование: Информатика и информационные технологии // ИНФО.-№7.-2000.-С.7-10
  3. Карпушина И. Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ // Математика в школе. — 1998. - №9. - С. 12-13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Разные виды деятельности педагога-психолога в школе, внеурочная работа с ребятами над театральными постановками привели к решению организовать «Психологический театр», который помогал бы взгляну...

Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы

Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"...

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...

Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"

В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, являет...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Актуальность темы  исследования обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированной на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от с...

"Использование групповых форм обучения на уроках информатики"

Сегодня перед современной школой стоит проблема, как повысить интерес обучающихся  к учебе, большое значение придается задаче - научить обучающихся учиться.  Одна из причин потери интереса -...