Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения
учебно-методический материал по теме

 

Диалогическая речь  развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций.

  И так, чтобы учащиеся  достигли свободного общения на немецком языке, учителю необходимо пользоваться на уроках  основными  этапами обучения диалогической речи. Для улучшения коммуникативной компетенции нужно  менять форму работы с диалогами, применяя упражнения на развитие диалогической речи.  Таким способом учащиеся научатся  свободно общаться на изучаемом языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_poslednee.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения

                                             Работу выполнила

                                        Макарова.М.Е.

                                                   

Содержание

Введение…………………………………………………………

Глава 1. Диалогическая речь  как аспект общения.

  1. Понятие общения…………………………………………
  2. Коммуникативный характер диалогической речи………
  3. Обучение диалогической речи……………………………

Глава 2. Использование  учебных ситуаций  для развития диалогической речи.

2.1. Анализ УМК 9 класса  в формате  диалогических

упражнений………………………………………………………….

2.2. Применение  ситуаций для развития диалогической

речи в 9 классе………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………….

Диалогическая речь  развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций.

  И так, чтобы учащиеся  достигли свободного общения на немецком языке, учителю необходимо пользоваться на уроках  основными  этапами обучения диалогической речи. Для улучшения коммуникативной компетенции нужно  менять форму работы с диалогами, применяя упражнения на развитие диалогической речи.  Таким способом учащиеся научатся  свободно общаться на изучаемом языке.

Глава 2. Использование учебных ситуаций для развития диалогической речи.

2.1. Анализ УМК 9 класса в формате диалогических упражнений

    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» для 9  класса. Авторы  И. Л. Бим, Л. В. Садомова. Учебник  составлен на основе Госстандарта основного общего образования по немецкому языку. Рабочая программа определяет цели и задачи обучения немецкому языку на старшем этапе, содержание, требования к знаниям, умениям и  навыкам по окончании курса. Программа рассчитана на …..часов в год (…. часа в неделю).

   Доступность изложения материала соответствует возрасту учащихся, в учебнике подобраны темы, которые интересует детей данного возраста.

      Разно-уровневое обучение может быть обеспечено данным УМК благодаря его содержанию и структуре. Он включает:
      — учебник, состоящий из четырех глав и приложений, содержащих грамматический справочник и профильно -ориентированный материал, объединенный;
      — рабочую тетрадь с разделами;
      — книгу для учителя с тематическими планами и методическими рекомендациями, включающую тексты для аудирования, а также итоговый тест;
      — аудиоприложение;
      — книгу для чтения.
      Приводимые ниже названия глав учебника позволяют обозначить основную тематику данного УМК. Итак, учебник имеет следующую структуру:

  • “Ferien und Bücher. Gehören die zusammen?”

По УМК автор даёт такие задания для диалога как:высказать своё отношение к прочитанному,практиковать в диалогической речи по теме « У книжного киоска»

  • “ Die heutigen Jugendlichen.  Welche Probleme haben sie?”

Автор не даёт задания  для развития диалогической речи.

  • “Die Zukunft beginnt schon  jetzt. Wie steh′s mit der Berufswahl?”

В данном разделе большое внимание автор уделил монологической речи.

  • “ Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?”

Приложения:

    -Глагол.

Образование основных форм глаголов. Основные формы глаголов. Образование временных форм  глаголов .

-Имя существительное.

Склонение существительных.  Образование множественного числа существительных.

- Имя прилагательное.

 Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

-Вопросительные слова.

- Систематизация придаточных предложений.

    Для достижения базового уровня обученности учащимся достаточно овладеть материалом четырех глав учебника и Приложения  и на их основе соответствующими знаниями, навыками и умениями в основных видах иноязычной речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

    В учебнике содержится недостаточное количество  образцов правильного выполнения, дополнительные тексты и справочные материалы так же отсутствуют. Иллюстрированного материала для учебника 9 класса достаточно, дизайн учебника- отличный.

  Учебник «Schritte 5» обладает чёткой структурой. Каждая тема разделена на части и параграфы, разделение основного и вспомогательного материала. Так же преобладает дидактическая система.

 Я считаю, что  работа по данному учебнику способствует повышению качества языковой  подготовки учащихся,  формированию интереса к изучению иностранного языка.

    В учебнике  достаточное количество  заданий по аудированию, текстам,  но заданий в парах или группах практически отсутствуют, а это означает, что у детей нет возможности развивать коммуникативную компетенцию.

2.2. Применение ситуаций для развития  диалогической речи в 9 классе.

1.Тема “Die  heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie”

    Sie  verbringen in Deutschland  den ganzen Sommer. Sie sind Verkäuferin von   Beruf. Sie brauchen Taschengeld für die Freizeit. Sie  unterhalten sich mit ihrem deutschen Freund, wo man Geld  verdienen kann.

2.Тема “ Die Zukunft  beginnt schon jatzt. Wie steht es mit der  Berufswahl.”

    Sie beenden  die Schule und denken daran, wohin weiter gehen möchten. Die  Freundin schlägt ihnen vor, eine Lehrerin  zu werden. Die Mutter schlägt ihnen vor, eine Verkäuferin  zu werden. Sprechen sie 2-3 Minuten.

  • Welche Berufe  sind heute populär?  Argumentieren  sie ihre antwort.
  • Welche Vorteile und Nachteile  haben diese Berufe?
  • Was ist für sie wichtig bei der Berufswahl?

3.Тема “ Ferien,Ade!”

    Der Sommer ferlief !!!  Heute ist am 1. September. Sie gingen in die Schule  und sie trafen mit der Freudin.  Sprechen sie  bitte einander  über  der Sommerferien.

4.Тема “ Ferien und Bücher. Gehören sie zusammen?”

    Sie kam ins Laden  und sie möchten das Geschenkbuch erwerben. Sie zweifeln sich, welches Buch kaufen!  Die Verkäuferin rät , welches Buch  zum Geburtstad  dem Freund schenken kann.

5.Тема “ Die  heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie ”

    Sie sind Teenager. Sie haben  viele Probleme  zu Hause und in der Schule. Einmal traf  sie mit ihrer Freundin, welche auch die Probleme hat.             Sprechen sie 2-3 Minute.

-  Welche Probleme haben die heutigen Jugendlichen?

- Welche Probleme  sind heute für euer aktuell? Begründedie Meinung.

- Wie meinen sie, wie diese Probleme  beschlieβen kann?

6.Тема “Massenmedia”

   Sie sind eine russische Studentin. Sie bakam die Hausaufgabe, sie müβen über das Schulsystem von Deutschland erkennen und  erzählen morgen die Gruppe. Ihre Freundin wohnt in Deutschland. Klinge ihr und frag darüber.

7.Тема “ Massenmedia ”

   Sie sind eine russische Jurnalistin und  kommen nach Deutschland  auf ein Praxis.  Sie bekam die Aufgabe, wie kann man mehr über eine deutsche Massenmedia  erkennen. Sprechen sie darüber  mit einer deutsche Jurnalistin.

8.Тема “ Massenmedia ”

Sprechen sie  mit ihrem  Nachbar über  deutsche Massenmedia. Die Rede muss 2-3 Minute dauert.

  • Welche Aufgaben  haben die deutsche Massenmedia?
  • Warum lessen viele Jugendliche nicht gern?
  • Spielt der Computer  eine groβe Rolle in diesem Leben? Argumentieren sie bitte ihre Antwort!

    Автор для 5 разделов УМК подобрал 5 ситуаций. Все подобранные учебные ситуации направлены на  работу в  режиме пары.

 

Заключение

Диалог-это основное ядро достижения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция осуществляет  речевую деятельность  в рамках определённой сферы. Обучение диалогической речи играет важную роль на всех этапах обучения, поэтом выбранная тема актуальна.

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит

непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.  Чтобы общение  у учащихся было мотивированным, оно должно удовлетворять их интересы. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся:

-краткость высказывания;

-широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);

-интонация;

-свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

 В обучении общению диалогической речи, учащиеся должны  не только заучивать фразы и реплики ,но и употреблять их в общении.

    Обучение диалогической речи строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с  ситуацией, в которой происходит общение. Необходимо создавать естественные ситуации для учащихся в учебном процессе.

    Чтобы учащиеся могли спокойно общаться на иностранном языке, учителю необходимо  использовать  6 основных этапов для обучения диалогической речи, так же  учитель должен «играть»  видами диалогов и формы работы с ними .

Для того, чтобы дети овладели диалогическими единствами, учитель должен начать обучение с упражнений.

  Диалогическая речь развивает  у учащихся различные умения, такие как:

-общаться на изучаемом языке;

-слушать партнёра;

-слышать партнёра;

-выйти из ситуации.

  Проанализировав УМК «Schritte 4» И.Л. Бим автор пришёл к следующему выводу, что в учебнике недостаточное количество  упражнений  для развития диалогической речи. Предложенные задания направлены для формирования диалогической речи, а не для ёё развития.

  Автор не собирается останавливаться на заявленной теме и продолжит некое исследование во время педагогической практики.

Список литературы

  1. Гальская.Н.Д.  «Теория обучения иностранным языкам» 2007-с. 196-216
  2. Иностранный язык в школе 6/95
  3. Иностранный язык в школе 1/91 с.37-41
  4. Иностранный язык в школе 6/91
  5. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский,немецкий,французский: Учебное пособие/П.К.Бабинская,Т.И. Леонтьева, И.М.Андреасян- Изд.2-е,2003-с. 288
  6. Кузнецова.С.А. Иностранный язык в школе 1/91
  7. Олейник.Т.И. «Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников// Иностранный язык в школе, 1/89,с.27»
  8. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М. Бим  Бад;2002-с.528
  9. Шаги 5: Учеб .нем. яз. для  9 класса общеобразовательного учреждения/И.Л.Бим,2002
  10. Щегалева. В.А. «Роль пересказа в развитии навыков устной речи на иностранном языке» 1963-с.99
  11. Иностранные языки: Программы образовательных  учреждений.-М.: Просвещение,1994-с.240
  12. Маслыко.Е.А. « Настольная книга преподавателя иностранного языка», 1999-с.522
  13. Мильруд.Р.П. « Навыки и умения  в обучении  иноязычному говорению», 1999- с.26-34
  14. Елухина.Н.В. «Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации// Иностранный язык в школе», 1995-с.4-7.
  15. Колкер.Я.М., Устинова. Е.С. «Практическая методика обучения немецкому языку», 2001-с.264
  16. Рогова.Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе», 1991-с.287
  17. Маркова.Т.В. « Направления совершенствования программ по иностранным языкам в средней школе», 1993
  18. Леонтьева.А.А. « Общая методика обучения иностранным языкам», 1991-с. 360
  19.  Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений,2002
  20. Поляков.О.Г. «Некоторые приёмы  развития умения  неподготовленной речи »,2004-с.17-18

[1] –Педагогический энциклопедический словарь./ гл.ред. Б.Ш. Бим Бад. Большая Российская энциклопедия,2002-528.

[2] –fotosports.narod.ru/obschenie 1.htm

[3]- forum.neuroscience.ru/archive/index.php/t

[4]- Иностранный язык в школе 5/91,с.56-60

[5]-Рогова. Г.В.

[6] –Иностранный язык в школе 2/95, с.4-7

[7]- Иностранный язык в школе 1/91

[8]- Словарь методических терминов, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин.

[9]-  Олейник. Т.И. «Иностранный язык в школе» 1/89 с.-27

[10]-   Гальскова.Н.Д., Н.И.Гез.  «Теория обучения иностранным языкам» 4-е изд.с 215-116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи  является сформированность  диалогической речи....

ВКР: Произведения живописи как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте

Студентка четвёртого курса Власова Юля Анатольевна в своей выпускной квалификационной работе считает необходимым выяснить, насколько целесообразно использование пр...

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»

Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...

Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»

В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление рассказа о зиме по картине, созданной детьми»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление рассказа о зиме по картине, созданной детьми»...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...