Интегрированный урок "физическая культура-физика"
учебно-методический материал по теме

Некрасова Галина Валентиновна

        Биомеханика гимнастических упражнений.Формирование умения анализировать, обобщать, применять научные знания  в конкретных  жизненных  ситуациях. Проверка практической направленности законов статики и динамики при выполнении гимнастических  упражнений на уроке физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fizkultury_s_fizikoi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ» 2013г.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ФИЗИКА.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 курса

                                                                                      Некрасова Галина Валентиновна

                                                                                      руководитель физического воспитания

                                                                                      Силенок Марина Юрьевна

                                                                                      преподаватель физики

                                                                                      Верхнепышминский механико -

                                                                                      технологический техникум «Юность»

                                                                                      Свердловской области

Тема: Биомеханика гимнастических упражнений.

Цель: Формирование умения анализировать, обобщать, применять научные знания  в

конкретных  жизненных  ситуациях. Проверка практической направленности законов статики и динамики при выполнении гимнастических  упражнений на уроке физической культуры.

Задачи:

1.Развитие основных двигательных качеств.

2.3акрепление умения работы в парах.

З.Совершенствование силовых качеств.

4.Повторение законов динамики, законов сохранения энергии, законов равновесия тел

и проверка их действия на практике.

Инвентарь: перекладина, брусья, маты, гимнастические палки, тренажеры, наборы листов с заданиями.

Место занятий - спортивный зал.

Части и содержание урока

Дозировка

Организационно - методические указания

1.Подготовительная часть

Построение, прием рапорта, проверка группы, сообщение задач урока. Контроль ЧСС в состоянии покоя.

2. Основная часть

1)Строевая

Повторить повороты на месте, повороты кругом.

2)Бег в равномерном темпе

3)ОРУ (см. в приложении №1)

4) Работа на снарядах:

Класс делится на 2 отделения с последующими переходами. Техника безопасности. Назначить старших отделений.

1 - е отделение (юноши) - брусья  - стойка на плесах из положения сидя кувырком вперед в сед, ноги врозь, мах в упоре на руках, соскок прогнувшись.

2 - е отделение (девушки) - бревно - шаги польки, приседания, ласточка, поворот, упор на колене, поворот, соскок, ноги врозь.

5)Переход к снарядам

6) 1 - е отделение - перекладина - подъем переворотом, махи, выход силой, соскок  прогнувшись назад.

2 - е отделение - акробатика - махи дугами, ласточка,2 кувырка вперед, упор присев, стойка на лопатках, мост из положения  лежа, переворот в упор на колене, кувырком назад, колесо

7) Проверка ЧСС

8) Круговая тренировка

Перестроение из 2 отделений в одно. Работа на тренажерах: - беговая дорожка - степпер - элипсидор - скакалка - упражнения на пресс - велотренажер - упражнения с гантелями гребля - силовой тренажер

9)Проверка ЧСС

3Заключительная часть

Построение. Подведение  итогов. Домашнее задание. Переход к просмотру презентации.

2 мин.30 с





40 мин.30 с

4 мин



4 мин


15 мин





7 мин









1 мин










30с

12 мин.30с







1 мин

2 мин

Построение, рапорт, приветствие





Особое внимание  к учащимся с ослабленным здоровьем


Весь окружающий мир, всю живую и неживую природу в физике называют материей.

Окружающий нас мир материален. Все виды материи подчиняются законам физики. В

 человеческом  организме работают различные законы физики. Весь наш костный организм - это рычаги (руки, ноги, кисти рук, челюсти, позвоночник). У нас есть оптическая система - глаза, в которой применяются законы преломления света, собирающая сила линзы - хрусталика, свет производит давление на сетчатку глаза - доли изображения объектов. Движение легких, сердца, кишечника - движение автоколебательных систем. По кровеносным сосудам движется кровь, она, как и любая жидкость подчиняется закону Даниила Бернулли. Можно перечислять и далее законы физики, применяемые нашим организмом (диффузия, давление твердого тела, условия равновесия, применение силы трения и др.). Но сегодня мы рассматриваем законы физики, применяемые при различных физических упражнениях в спортивном зале (бревно, брусья, кольца, гимнастика на  ковре). В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомофизиологические и психологические свойства личности гимнаста. Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные  звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил. Анатомофизиологические  и психологические свойства объясняют, как воспроизводится техника упражнения в движениях гимнаста. Внешними силами при выполнении упражнений могут быть вес тела или отдельных его звеньев; сила трения, возникающая при взаимодействии гимнаста со снарядом (опорой); сопротивление воздуха; мышц - антогонистов; связок и пр. Эти силы  могут  как затруднять, так и облегчать выполнение упражнений. Например, действие силы тяжести при движении гимнаста или определенных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движение  из  более низкого в более высокое - затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создавать условия для эффективного выполнения упражнения (движение на снарядах). Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими мышцами, использовать эластические свойства связок (сила упругости), суставных сумок, межпозвоночных хрящей. Разумное использование этих сил облегчает использование упражнений. Основную роль здесь играет мышечное напряжение. При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание законов механики (раздел «динамика»), поэтому целесообразно их повторить. Итак, сформулируйте закон Ньютона (ребята формулируют законы и записывают их математически).I закон Ньютона. Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело  движется равномерно и прямолинейно, если  геометрическая сумма сил, действующих на

тело, равна  нулю.

n

Е Fi=0, а=0, v - const, или v = 0

i=1

II закон Ньютона (закон силы). Ускорение, вызванное силой, прямо пропорционально этой силе и обратно пропорционально массе тела.

а = F, если действует несколько сил, где m - масса тела, а - ускорение тела, m

или a =∑ F ∑F - геометрическая сумма

сил, действующих на это тело.m

III закон Ньютона (закон «действия противодействия»). Два тела действуют друг

на друга силами, равными по модулю, противоположными по направлению, вдоль линии,

соединяющей их центры масс.

F

12= - F21

Опираясь на законы Ньютона, законы механики, можно точно рассчитать все параметры,

необходимые для технически точного выполнения сколь угодно сложного упражнения (моменты силы тяжести и инерции, импульс тела (количество движения), траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.). Поэтому знание законов механики необходимо каждому педагогу, имеющему дело с обучением двигательным действиям в бытовой, спортивной, трудовой, военной и других видах деятельности.

 В гимнастике все многообразие упражнений принято разделить на две большие группы: статические и динамические упражнения.

Статика - наука о равновесии (покое). Динамика - наука о движении под действием сил.

Статическими называются такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма

моментов сил, действующих на тело гимнаста, равна  нулю. Скорость и ускорение при этом равны  нулю.

Момент силы - это произведение: F* r, где F - сила, а г - плечо силы. При выполнении

статических упражнений от гимнаста требуется умение сохранять устойчивость, неподвижность (равновесие) в принятой позе в течение 2-3 секунд. Способы выполнения статических упражнений основываются на законах статики, которая изучает равновесие твердых тел. В гимнастике близкими, но не тождественными статическими упражнениями, являются висы, стойки, различные позы, равновесия. При этом встречаются такие упражнения, при выполнении которых тело гимнаста может находиться в состоянии устойчивого, неустойчивого (ограниченно устойчивого) и близкого к безразличному равновесию. Для того, чтобы материальная точка находилась в равновесии, необходимо, чтобы равнодействующая всех сил, действующих на точку, была равна нулю.

Для того, чтобы твёрдое тело с закреплённой осью вращения находилось в равновесии, необходимо, чтобы сумма моментов всех внешних сил относительно этой оси, была бы

равна нулю.

М1+М2+М3+…=0

Комплекс общеразвивающих упражнений № 1 (с гантелями)

1. Ходьба на месте (30 с).

2   И. п: о.с. -  подняться на носках, руки через стороны вверх; 2- и. п. (повторить 8 раз.)

3.  И. п.: о. с. - руки в стороны, руки к плечам; 2 - и.п. (повторить 16 раз)

4.  И. п.: о. с. - руки на пояс; движение локтями вперед-назад. (Повторить 16 раз.)

5.  И. п.: о. с. - руки в стороны, ноги на ширине плеч

 1) устойчивое равновесие.

При любых малых отклонениях тела от этого положения возникают силы или моменты

сил, стремящиеся  возвратить тело в исходное равновесие. В этом состоянии тело обладает минимумом потенциальной энергии по сравнению с её значением в ближайших точках.

 2) неустойчивое равновесие.

При любых малых отклонениях тела от положения возникают силы или моменты сил,

стремящиеся всё больше удалить тело от исходного положения.

 3) безразличное равновесие.

При любых изменениях положения тела оно остаётся в равновесии. Устойчивость тела

на горизонтальной поверхности тем больше, чем больше S опоры и чем ниже центр

тяжести тела. При анализе техники динамических упражнений приходится пользоваться следующими основными понятиями физики:

а) энергия, потенциальная и кинетическая энергия тела гимнаста;

б) угловая скорость и угловое ускорение;

в) инерция и момент инерции, импульс тела, работа, мощность;

г) общие законы сохранения импульса, энергии.

Ft = mV - mVo ; mV- г – const

∑mV - const ; EP + Ek– const

ъ

6.Повороты вправо-влево. (Повторить 16 раз.)

7. И. п.: о. с. руки на поясе, 1- присесть, руки вперед;2 - и.п. (повторить 16 раз)

8. И. п.: о. с. - правая нога вверху, левая внизу; поочередные махи снизу вверх (повторить 16 раз)

9. И. п.: о. с. - руки на поясе; прыжки на месте (повторить 25 раз)

10.И. п.: о. с. - упор лежа; отжимание лежа в упоре (15 раз девушки,25 раз юноши)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гужаловский А.А.основы теории и методики физической культуры-М: «Физкультура и спорт», - 1986

2. Коробейников Н. П. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», - 1989.

3. Мякишев Г.Я.Биомеханика. - М.: «Физкультура и спорт»,-1986.

4. Пёрышкин. А.В. Физика. 10 класс. - М., - 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок для специальности: 080504 "Государственное и муниципальное управление"

Тип занятия: интегрированный урок в форме игры с элементами групповой      ...

Интегрированное занятие по теме "Возобновляемые источники энергии. Renewable sources of energy"

Возобновляемые источники энергии. Renewable sources of energy. Интергрированное занятие по дисциплинам "Английский язык" и "Альтернативные источники энергии". Занятие проводится на 3 курсе при обучени...

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов"

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов" ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

  Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...