Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля
методическая разработка по теме

Некрасова Галина Валентиновна

           В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы студентов

и формы ее контроля

Некрасова Галина Валентиновна

                                                                                Руководитель физического воспитания

                                                                    Верхнепышминский механико -

                                                                                     технологический техникум «Юность»

                                                   

                                       

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.

Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может быть представлена с разных сторон, а именно:

самостоятельная работа как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;

самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;

самостоятельные работы как виды студенческой продукции;

самостоятельная работа как условие обучения студентов в колледже, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;

самостоятельная работа как форма организации обучения;

самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;

самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.

Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о педагогической практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.

Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;

по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.

по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;

по месту выполнения – классная, домашняя;

по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная (по В.А. Ситарову).

При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем детей о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение  упражнений, ориентированных на  частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут эссе;

групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

парной, например, при выполнении учебного;

индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Семестр

Виды и Формы самостоятельной учебной деятельности

На уроках

Во внеурочной деятельности

Форма контроля

1

Изучить основные понятия теории физического воспитания. Составить библиографические карточки на статьи по физическому воспитанию детей, опубликованных в нескольких литературных источниках за 3 года.

Тест

Выписать методы исследования, которые  можно применять в практической работе.

Письменно

Изучить свой уровень физического развития;  дозировку физической нагрузки, дефектов стопы и других отклонений в состоянии здоровья

Изучение опыта работы по формированию привычек ЗОЖ

Заполнить паспорт здоровья со всеми показателями.

Подготовить семинар на тему: «Характеристика физических упражнений».

Семинар

Наблюдение и анализ использования различных методов обучения физ. упражненим  на уроке

Подготовиться к семинару на тему: «Характеристика физических упражнений и для чего они предназначены»

Семинар

Составление комплексов утренней гимнастики

Составить комплекс гимнастики,используя книги: Кесаревская Л.Н. Комплексы оздоровит. упр-й для шк - ов: метод.пособие/Л.Н.Кесаревская .-М.:Чистые Пруды,2006 - 30с.;Комплексы упр - й для студентов, имеющих отклонения в сост. здоровья: учеб пособие / Чуваш.гос.пед.ун -т [сост.Н.М.Степанова и др.] - Чебоксары:ЧППУ,2006 - 38с.; Физ. Культ. Для вузов [ М.Я.Виленский и др.]; под ред.В.И.Ильинича.-М.:Гардарини,1999 - 447с.

Двигательный диктант

2

Составление конспекта основных движений  по группам

 Составить таблицу распределения основных движений по группам.

Пед. диктант

Составить комплексы ОРУ с предметами, на снарядах, в парах

практически

Подготовить зрительные ориентиры для практического проведения строевых упражнений.

Выставка

Составление кроссвордов

Подготовить вопросы и ответы для составления кроссвордов

Зачет

Написать реферат на тему: «Зимние спортивные упражнения», «Летние спортивные упражнения» (по выбору).

Письменно

Составить план-конспект физических занятий для открытого просмотра.

Практически

Составление конспектов  разминки по своей специальности

Составить план-конспект утренней гимнастики, проведенной в нетрадиционной форме.

Конкурс

Составление плана двигательной деятельности на день

Составить карту учета собственного состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, на этой основе сформулировать задачи на текущий год и разработать план-график распределения физических упражнений на год.

Письменно

Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой, выполнение двигательных действий.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного двигательного действия, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:

мотивирование учебных заданий;

четкая постановка цели, задач;

определение алгоритма при выполнении задания;

проведение групповых и индивидуальных консультаций;

определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;

индивидуализация заданий.

Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм  саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные эссе, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Предлагается примерная система самостоятельной учебной деятельности студентов по учебной дисциплине «Физическая культура»

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Литература.

Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.

Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.

Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.

Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.

Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»

  Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

    Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...

Доклад на тему "Реферат как форма организации самостоятельной работы студентов"

Как правильно организовать самостоятельную работу студентов?!...

Кроссворд как форма организации самостоятельной работы студента.

Учебны йкроссворд является дидактической игрой, в процессе решения которого происходит своеобразная самостоятельная проверка знаний и его создают сами студенты. Данное задание может выполняться индиви...

Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения

Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...