рабочие программы по перспективной школе 2 класс
календарно-тематическое планирование по теме

литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_liter.cht_.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

Методические пособия для учащихся:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя 

  1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Литературное чтение»:

Авторская  программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению  А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

 

   Содержание курса «Литературное чтение»

                                           2 класс (136 ч)

Общая характеристика

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

        Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Развивать умение  выразительного чтения.

Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

Формировать умение читать про себя.

Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).

Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.

Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности  построения  волшебной  сказки.

Авторская литература.

Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных  сказок.

Жанр рассказа.

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия  рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

Поэзия.

Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

Раздел «Формирование библиографической культуры»

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин  «Скинуло кафтан…;  М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*;  В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов  «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*;  С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Учебно-тематическое планирование

по   литературному чтению

Классы   2  класс                    

Учитель  Иванникова Ольга Владимировна          

Количество часов

Всего  136  час; в неделю   4   час.

Плановых контрольных уроков      , зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков          2   ч.

Планирование составлено на основе авторской  программа по литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

          Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х ч. Учебник. – М.:      

          Академкнига/ Учебник, 2012.

          О.В. Малаховская. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. – М.:

          Академкнига/ Учебник, 2012.

         О.В. Малаховская. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь  для  

         самостоятельной работы 1 ч., 2 ч.  – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

           


п/п

Раздел

      Количество

часов

По программе

Фактически

1.

В гостях у Учёного кота

20

20

2.

В гостях у Незнайки

12

12

3.

В гостях у Барсука

24

24

4.

В гостях у Ёжика и Медвежонка

12

12

5.

Точка зрения

28

28

6.

Детские журналы

6

6

7.

Природа для поэта – любимая и живая

18

18

8.

Почему нам бывает смешно

16

16

                                                           Итого:

136 ч.

136 ч.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
  • слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
  • называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  • анализировать смысл названия произведения;
  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • развивать навыки аудирования  на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  • пересказывать текст небольшого объёма;
  • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  • различать сказку о животных и волшебную сказку;
  • определять особенности волшебной сказки;
  • различать сказку и рассказ;
  • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
  • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
  • понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
  • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
  • устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

            Ожидаемые результаты формирования УУД

                               к концу 2-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий    обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;  
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

     

            

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Элементы

дополнительного (необязательного)

содержания

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В гостях у Ученого Кота (16 часов)

1

Знакомство с библиотекой Ученого Кота

1

Комбинированный

Народные

 и авторские

 сказки

Знать названия и авторов литературных произведений.

Уметь работать с дополнительной литературой

Логика сказочного жанра

Чтение вслух,

беседа

Составить список народных и авторских сказок

2

Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан

и Людмила»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения

Знать имена русских классиков; произведения А. С. Пушкина; понятие «иллюстрация».

Уметь ориентироваться по содержанию учебника.

Иметь представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме)

Логика стихотворного сказочного жанра. Поэма

Чтение вслух,

 беседа

С. 8, наизусть

3

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбинированный

Народные и авторские сказки. Особенности волш сказки: наличие двух миров ( зем-ного и волшеб)

Уметь:

– находить концовку в произведении;

– объяснять авторские обороты;

– читать текст художественного произведения про себя

Древнее народное происхождение сюжета  сказки

А. С. Пушкина

Чтение

наизусть, беседа

С. 12–15,

выразительное чтение

4

Специфика сказочного жанра

в поэтической сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбинированный

Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уметь различать жанры художественных произведений.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении

Олицетворение

Чтение вслух,

беседа

С. 16–18, выразительное чтение

5

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбинированный

Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки

Знать сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки.

Уметь:

– выделять в сказке два мира: земной и волшебный;

– осознанно читать текст художественного произведения

Характеристика героев сказки. Построение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Чтение вслух,

беседа

С. 19–20,

читать

6-8

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3

Комбинированный

Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки

Уметь различать жанры художественных произведений.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении

Характеристика героев сказки.

Чтение вслух,

беседа

9

Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок»

1

Комбинированный

Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных

Знать народные сказки о животных. Уметь: анализировать построение русской народной сказки;

– соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой;

– читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные

Чтение вслух,

 беседа

С. 23–27,

читать

10

Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»

1

Комбинированный

Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»

Знать, какую роль выполняют животные в русских народных сказках.

Уметь:

– воспринимать на слух художественные произведения;

– приводить примеры русских народных сказок о животных

Животные-тотемы

Тест

(5 мин)

Хрестоматия

11

Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

1

Комбинированный

Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских

Уметь:

– различать сказки народные и авторские;

– давать характеристику главным героям по названию произведения

Характеристика героев сказки

Чтение вслух,

беседа

С. 31–35,

читать

12

Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост»

1

Комбинированный

Главный герой произведения

Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой.

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– делить текст на части

Чтение вслух,

беседа

С. 37–40,

читать

13-14

Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

Комбинированный

Признаки волшебной сказки

Уметь:

– находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы;

– устно выражать свое отношение к содержанию сказки

Логика сказочного жанра

Выразительное чтение

С. 41–44,

читать

15

Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

Комбинированный

Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них

Знать, что в сказках о животных животные – герои, а в волшебных сказках животные – помощники героев. Уметь различать сказку о животных и волшебную сказку с героями-животными.

Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних – благородный

Черты сказки древнего происхождения

Проверка техники чтения

С. 45–48,

читать

16

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

1

Комбинированный

Сходство и отличие русских и китайских  волшебных народных сказок

Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке

Чтение вслух, беседа

С. 51–54,

пересказ

17

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

1

Комбинированный

Роль волшебных предметов в волшебной сказке

Уметь:

– выделять особенности волшебной сказки;

– сравнивать героев русской и китайской сказок, их поступки и отношение к своим хозяевам в каждой сказке

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

беседа

Нарисовать волшебные предметы из разных сказок

18

русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка»

1

Комбинированный

Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них

Уметь различать жанры художественных произведений.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

беседа

19

И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост

и сом»

1

Комбинированный

Связь поэтических текстов с народным творчеством

Знать понятие «поэт».

Уметь:

– определять жанр литературного произведения;

– подтверждать свое мнение строчками из текста

Небылица. Прибаутка. Докучная сказка

Чтение вслух,

беседа

С. 60–62,

выразит. читать по выбору

20

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход

в «Музейный дом»:Иллюстрации к сказке «Репка»

1

Комбинированный

Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– определять жанр литературного произведения;

– анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка».

Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка» (сказка-цепочка, докучная сказка, сказка-небылица)

Закличка.
Скороговорка. Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение наизусть,

беседа

С. 63,учить

наизусть

В гостях у Незнайки (11 часов)

21

Н. Носов «Фантазеры»

1

Комбинированный

Герой произведения

Уметь:

– пересказывать текст;

– различать жанры (сказки, рассказы);

– приводить примеры литературных произведений различных авторов на одну тему

Секрет творчества – развитое воображение и фантазия автора

Чтение вслух,

беседа

Сочинить небылицу

22

Н. Носов «Фантазеры»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать произведения Н. Носова.

Уметь:

– анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»; 

различать героя-обманщика и героя-выдумщика

Чтение

по ролям, беседа

№2,с.17-18 (Т1)

23

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Знать, что смысл произведения выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев.

Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.

Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

беседа

С. 75–77, читать

24

С.Воронин «Лесик-разноголосик»

1

Комбинированный

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

 беседа

С.55-58. читать, отв. на вопр., с.59

25

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения
для детей

Уметь:

– анализировать поступки главного героя;

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

 беседа

С. 78–79, учить наизусть по выбору

26

Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали»

1

Комбинированный

Уметь:

– определять главную тему произведения;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Чтение

наизусть,

беседа

С. 79–80, учить наизусть по выбору

27

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Комбинированный

Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки;

– соотносить иллюстрации с прочитанным текстом

Слова-омографы

Чтение вслух,

беседа

С. 81–83, читать

28

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Комбинированный

Уметь:

– рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Чтение вслух,

беседа

Пересказать любую историю по выбору

29

Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Знать понятия «фантазер» и «выдумщик».

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Чтение вслух,

беседа

С. 90–92, читать

В гостях у Барсука (21 час)

30

Секреты чайного домика

Хокку поэта Исса

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Уметь представлять картины природы.

Иметь представление о «секрете любования»

Малая поэтическая форма. Хокку (хайку)

Чтение вслух,

беседа

С. 93–97, читать

31

С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом»:
Т. Маврина «Полумесяц»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– читать осознанно текст литературного произведения;

– определять тему и главную мысль

Чтение вслух,

беседа

С. 97–98, пересказ

31

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Уметь:

– определять мотивы поведения героев;

– высказывать свое отношение к главному герою сказки

Пересказ, беседа

С. 99–102, читать

32

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

Комбинированный

Уметь:

– передавать своё чувство окружающим;

– пересказывать сказку;

– делить текст на части

Чтение вслух,

беседа

№9, с.26 (Т1)

33

Японская сказка «Луна на ветке»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Сравнение героев японских сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке»

Уметь:

– сравнивать характеры героев различных произведений;

– работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения

Пересказ,  беседа

С. 103–106, читать 

34

Секреты свитка Поход в «Музейный дом»: «Тростник под снегом и дикая утка»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений

Уметь:

– работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы;

– находить фигурки животных в работе художника

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Сочинение-описание

Составить рассказ по рисунку с.108

35

С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом»: А. Дюрер «Травы»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании
произведения. Пересказ текста, деление текста
на части

Уметь:

– видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

– находить их в произведении

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 111–114, пересказ

36

С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», М.Богородская «Улов»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

Отв. на вопр., с.75 (Хр.)

37

Автор – художник. Секреты коротких стихотворений.

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь:

– видеть прекрасное в простом;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

Хокку – часть живописного произведения

Пересказ, беседа

С. 117, учить

хокку по выбору

38

Секреты коротких стихотворений.

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь:

– видеть прекрасное в простом;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

С. 66-68, учить по выбору хокку (Хр.)

39

Секреты коротких стихотворений.

Поход в «Музейный дом»:

А. Венецианова «Жнецы», Ван Гог «Комната в Арле»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов, которые жили в разные времена
и в разных странах;

– анализировать иллюстрации.

Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 119–120, учить хокку по выбору

 40

В. Драгунский «Что я люблю»,

С. Махотина «Воскресенье»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать произведения В. Драгунского. Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей

Чтение вслух,

беседа

С. 126, учить наизусть

41-42

В. Драгунский «Что любит Мишка»

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста;

– ориентироваться в тексте;

– просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос

Чтение вслух,

беседа

С. 127–131, читать.

43-44

М. Махотин «Груша»,

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– определять мотивы поведения героев произведения;

– высказывать свое мнение

Чтение вслух,

беседа

С. 132–133, наизусть.

С.136-137, учить наизусть

 45-46

Сказка Дж. Родари «Приезжает

дядюшка белый медведь»

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– определять тему и выделять главную мысль произведения

Чтение

наизусть

С. 138–142, читать.

С.142-143,

пересказ

В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов)

47

Тема текста и его название.

И. Тургенев «Воробей».

М. Карем «Ослик»

1

Комбинированный

Связь названия

с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения

Уметь:

– анализировать название произведения;

– различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Чтение вслух,

беседа

С. 148, выразит.читать

48

М.Яснов «Ути-ути», «Самое доброе слово»

1

Комбинированный

С.108-111, учить по выбору

 49

М. Бродицкая «Котенок».

Э. Мошковская «Кому хорошо»

1

Комбинированный

Позиции автора
и героев стихотворения

Уметь:

– анализировать позиции автора и героев стихотворения;

– понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения;

– искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»;

– ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место

Чтение вслух,

беседа

С. 149–151, читать выразит. по выбору

50-53

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

4

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

1.Нарисо

вать иллюстрацию к 1 части сказки.

2.Составить рассказ по плану о Карлсоне.

3.Написать рассказ о своей заветной мечте.

4.Чит. по ролям с. 80 (Хр.)

54

В. Драгунский «Друг детства»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– устанавливать связь между названием и содержанием произведения;

– определять, от какого лица идет повествование

Олицетворение

Чтение вслух,

беседа

С. 153–155, читать

55

В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья

и летал»

1

Комбинированный

Тема и главная мысль произведения

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– узнавать прием олицетворения;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Чтение вслух,

беседа

С. 156–159, чит. выразит. по выбору

56

Л. Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений

Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль».

Уметь:

– выполнять структурно-содержатель-ное деление текста;

– определять кульминацию;

– ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место;

Быль. Кульминация

Чтение

 наизусть

С. 161–164,

читать

57

Л. Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 161–164,

пересказ от своего лица

 

– осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

– примерять высказывание к характеру героя

58

Л. Толстой

«Акула»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения

Уметь:

– выделять главного героя;

– осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

– делить текст на смысловые части

Чтение вслух,

 беседа

С. 167–170, читать

59

Л. Толстой

«Акула»

1

Комбинированный

Тест

(5 мин)

С. 167–170,

пересказ

60

Э. Мошковская «Если такой закат»,

Поход в «Музейный дом»:

П. Брейгель «Охотники на снегу»

1

Комбинированный

Уметь анализировать характер героя-рассказчика

С. 172, выразит. чит.(учить по желанию)

61

В.Вересаев «Братишка», Э.Мошковская «Вазочка и бабушка»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Выразительное чтение, ответы на вопросы

С. 112-113,

пересказ близко к тексту(Хр.)

62-63

О.Дриз «Всегда верно», С.Козлов «Заяц и Медвежонок»

2

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Чтение вслух,

 беседа

Чит. сказку по ролям.

 Точка зрения (36 часов)

64

А. Кушнер «Что я узнал!».

1

Комбинированный

Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– работать с иллюстрациями

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

 беседа

Выразит. чит. с.8-9 (У.2)

65

И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». В.Ван Гог «Церковь в Овере»

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– работать с иллюстрациями

№1, с.3

(Т.2)

66

Поход в «Музейный дом»:

 С. Махотин «Фотограф».

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– читать стихотворения наизусть;

– применять на практике знания о различных жанрах живописи;

– работать с иллюстрациями

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 10,

наизусть

67

О. Дриз «Игра»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– читать стихотворение по цепочке;

– анализировать состояния главного героя

Чтение вслух,

беседа

С. 14, выразит. читать,

 68

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

Комбинированный

Знать понятие «воображение».

Уметь представлять (воображать) картины литературного произведения.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение вслух,

беседа

С. 15–18, читать

69

О. Дриз «Стеклышки»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– читать выразительно стихотворение по цепочке;

– анализировать состояние героя

Чтение вслух,

 беседа

С. 20, выразит. чит.

70

М. Бородицкая «Лесное болотце», В. Берестов «Картинки в лужах»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение

наизусть

№2,

 с.4-5(Т.2)

71

А. Ахундова «Окно»,

А. Усачев «Бинокль»

1

Комбинированный

Уметь читать стихотворение наизусть.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение

наизусть

С.4-5, (Т.2)

72

В.Берестов «Как найти дорожку»

1

Комбинированный

Подготовить чтение по ролям, с.131(Хр.)

 73

Т. Белозерова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

1

Комбинированный

Тема, идея произведения

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; 

анализировать характер героя; 

подтверждать свое мнение строчками из текста;

– определять, от какого лица идет повествование

Чтение вслух,

беседа

С. 28–29,

наизусть

74

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Уметь:

– делить текст на смысловые части; пересказывать произведение;

– анализировать причину смены настроения героев

Понятие «точка зрения»

Чтение

наизусть

№4,с.7 (Т.2)

75

Е. Чеповецкий

«В тихой речке», А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

1

Комбинированный

Уметь:

– пользоваться понятием «точка зрения»;

– определять, от какого лица идет повествование

Тест

(5 мин)

С. 32,

читать по ролям

76

М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать понятие «точка зрения».

Уметь:

– анализировать настроение героев и называть причину этого настроения;

– определять, какому герою принадлежат данные слова

Чтение вслух,

беседа

№7, с.10(Т.2)

 77

М. Бородицкая «Булочная песенка»,

П. Синявский «Федина конфетина»

1

Комбинированный

Связь названия

с темой текста, мысль текста

Уметь определять точку зрения разных героев стихотворения

Чтение

 наизусть

№8, с.11 (Т.2)

78-79

А. Усачев «Эх!», Г. Сапгир «У прохожих на виду», Поход в «Музейный дом»: Н. Крылов «Зимний пейзаж»

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– определять и анализировать необычные переживания героев стихотворения;

– сравнивать сюжеты двух стихотворений;

– находить в произведении строчки, которые кажутся особенно смешными

Знать понятия «тема», «главная мысль» произведения.

Прием увеличения

Чтение вслух,

 беседа

С. 38-39, читать

80

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– работать с иллюстрациями;

– выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике;

– изучать фрагмент с помощью рамки;

– сравнивать начало и концовку литературного произведения;

– определять «точку зрения» героев

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

№11, с.16 (Т.2)

 81

О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»:

 М. Добужинский «Кукла»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения;

– работать с иллюстрациями;

– сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации

Звукопись. Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 44, выразит. читать

82

О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом»: М. Шагал «Синий дом»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название

Уметь:

– работать с иллюстрациями;

– изучать фрагмент картины с помощью рамки;

– сравнивать переживания художника и поэта

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

№12, с.17 (Т.2)

83

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать роль знака «точка с запятой» в стихотворении.

Уметь:

– делить текст на смысловые части;

– ориентироваться в тексте;

– анализировать переживания автора в каждой части стихотворения

Чтение вслух,

беседа

С. 51, наизусть

 84

М. Лермонтов «Осень»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– анализировать и выделять общее в стихотворениях А. Пушкина и М. Лермонтова об осени;

– читать стихотворение наизусть

Чтение

наизусть

С. 54

выразит. читать(по желанию

наизусть)

85

О. Дриз «Кто я?»

1

Комбинированный

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Уметь:

– ориентироваться в тексте;

– находить повторяющиеся строчки;

– анализировать характер героя.

Иметь представление о средстве художественной выразительности – контрасте

Определение языковых средств художественной выразительности. Контраст

Чтение

 наизусть

С. 56–57, читать

86

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…», М. Карем «Повезло!», Р. Сеф «Лучше всех»

1

Комбинированный

Уметь:

– определять характер, возраст героев стихотворения;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

беседа

С. 58–60, выразит. читать

87

Л. Яхнин «Моя ловушка»

1

Комбинированный

Иметь представление о силе воображения.

Уметь:

– проводить грань между выдумкой и обманом;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

беседа

№14, с.20 (Т.2)

 88

Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя»,

О. Дриз «Теленок»

1

Комбинированный

Уметь:

– анализировать выдумки героя;

– определять отношения героев в стихотворении.

Иметь представление о мнении людей

Чтение

наизусть

№16, с.24(Т.2)

89

А. Усачев

 «Обои», Б.Заходер «Собачкины огорчения»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– составлять высказывание с опорой на текст;

– анализировать характер и мотивы поведения героев

Тест

(5 мин)

С. 69–73, читать

90-91

А.Усачев»Тигр в клеточку», С.Черный «Кто кому нравится»

2

Чтение вслух,

беседа

С.139, читать (Хр.)

92

В. Лунин «Что я вижу»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Иметь представление о силе воображения.

Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения

Чтение вслух,

беседа

С. 74–75, читать

93

Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом»:

Дж. Арчимбольдо «Лето», «Осень»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– соотносить название произведения с его содержанием;

– работать с иллюстрацией;

– изучать фрагмент с помощью лупы и рамки;

– читать стихотворения наизусть

Письмо в клуб «Ключ и заря».

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух, беседа

С. 75–76. наизусть

Детские журналы (7 часов)

94

Периодика.

С. Михалков

«А что у вас?»

1

Комбинированный

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений

Иметь представление о детской периодике.

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стихотворения

Чтение вслух,

 беседа

С. 78–79, читать

95

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

1

Комбинированный

Знать понятие «новости»; как распространяются новости.

Уметь составлять высказывания с опорой на иллюстрации.

Иметь представление о работе журналистов

Источники новостей (Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы)

Чтение вслух,

беседа

Подготовить подборку свежих новостей

 96-97

Детская периодика. Журнал «Мурзилка». Структура детского журнала.

1

Комбинированный

Знать названия детских журналов. Уметь определять дату выпуска журнала и газеты

Чтение вслух,

беседа

Принести детский журнал

98-99

По страницам детского журнала «Веселые картинки»

1

Комбинированный

Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью «Содержания»

Чтение вслух,

беседа

Подобрать материалы для создания рубрики «Головоломки, ребусы, кроссворды»

Природа для поэта – любимая и живая (17 часов)

100-101

Л. Яхнин «Музыка леса»,

Л. Станчев «Осенняя гамма»

1

Комбинированный

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения;

– ориентироваться в тексте

Чтение вслух,

беседа

С. 104–105, читать;

№17,  с.25 (Т.2)

 102

Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом»: А. Дюрер «Заяц»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– ориентироваться в тексте;

– выделять средства художественной выразительности;

– находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц;

– работать с иллюстрациями;

– изучать фрагмент с помощью лупы

Контраст.

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 106–109, пересказ

103

Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь анализировать характер и мотив поведения героев

Чтение вслух,

беседа

№19, с.27 (Т.2)

104

Е. Чарушин «Томка испугался»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– делить текст на части по смыслу;

– сравнивать между собой два мнения на одну проблему;

– находить строки, в которых автор высказывает свое мнение;

– анализировать и подтверждать
(строчками из текста) точку зрения каждого героя

Чтение вслух,

беседа

С. 112–114, читать

105

Е. Чарушин «Томкины сны»

1

Комбинированный

Уметь:

– проводить грань между фантазией и реальностью;

– находить в тексте ответы на вопросы

Чтение вслух,

беседа

С. 114–115, пересказ

106

 

Г. Юдин «Вытри лапы и входи».

Проверочная работа.

1

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– определять идею произведения;

– делить текст на смысловые части;

– анализировать мнение Маши и Миши;

– подтверждать свои ответы строчками из текста;

– читать по ролям

Чтение вслух,

беседа

Написать рассказ о своем четвероногом друге

107

М. Пришвин «Разговор деревьев»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль;

– узнавание средств художественной выразительности;

– пересказывать близко к тексту

Чтение вслух,

беседа

№22, с.30 (Т.2)

108

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять средства художественной выразительности;

– ориентироваться в тексте

Олицетворение

Пересказ, беседа

С. 120–121, наизусть

109

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– анализировать отношение автора к временам года;

– читать стихотворение наизусть.

Иметь представление о средствах художественной выразительности

Олицетворение

Чтение

 наизусть

С. 122, наизусть

110-111

М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»:Ван Гог «Подсолнухи»

2

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять характер и настроение героя произведения;

– работать с иллюстрацией.

Иметь представление о средствах выразительности в живописи

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение

наизусть

С. 123–125, пересказ;

№25, с.33 (Т.2)

112- 113

С. Козлов «Жёлудь», М. Лермонтов «Утес». Поход

в «Музейный дом»: Н. Рерих «Стражи ночи»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– подтверждать свой ответ строчками из текста;

– делить стихотворение на смысловые части.

Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение)

Чтение вслух,

беседа

С. 126, выразительно читать;

С.127, наизусть

114

М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– читать по ролям;

– узнавать средства художественной выразительности (сравнение);

– устно выражать свое отношение к прочитанному произведению

Сравнение

Чтение

наизусть

С. 129, читать по ролям

115

Д. Биссет «Ух!»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять тему текста.

Иметь представление о том, что
у поэтов не только особое зрение,
но и особый слух

Звукоподражание

Чтение вслух,

беседа

С. 130–134, выразительно читать

 116-117

А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина», Л.Яхнин «Листья»

1

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней;

– определять настроение повторяющихся строк текста;

– узнавать средства художественной выразительности

Чтение вслух,

беседа

С. 135–137, выразительно читать


Почему нам бывает смешно (17 часов)


118

К. Чуковский «Федотка»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения
для детей

Уметь определять причину смеха
(отсутствие логических связей, путаница, недопонимание).

Иметь представление о секрете «смешного» в литературных произведениях

Чтение вслух,

беседа

С. 138-140, выразительно читать;

Выучить на выбор, с. 138-14-;

Нарисовать рисунок к одному из стихотворений

 119-120

О. Дриз «Доктор», «Обида»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему;

– анализировать секреты «смешного»;

– устно высказывать свое мнение

Чтение

 наизусть

С. 139–140, читать

121

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение

Знать произведения В. Драгунского; понятие «контраст».

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– анализировать разные точки зрения героев на одну проблему;

– перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты.

Иметь представление о приеме смешного – контрасте

Контраст

Чтение вслух,

беседа

С. 141–149, читать

122-123

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 141–149, пересказ;

Читать по ролям, с. 141-149

124-125

В.Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

2

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

Читать.

126

М. Тахистова «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

1

Комбинированный

Иметь представление о секрете смешного – путанице.

Уметь:

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

– читать целыми словами вслух
и про себя

Путаница

Пересказ

С. 149–151, читать

127

Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»

1

Комбинированный

Уметь:

– объяснять причину смешного в литературном произведении;

– анализировать точки зрения героев на одну проблему;

– читать по ролям; делить текст на смысловые части

Чтение вслух,

беседа

№31, с.39-41

(Т.2)

 128

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– сравнивать разные точки зрения
на одну проблему;

– проводить грань между выдумкой
и обманом;

– чувствовать шутливую, ироническую интонацию прозаического текста и понимать, что же хотел сказать автор

Чтение вслух,

беседа

С. 154–157, читать

129

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 158–161,

читать

130

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 161–163,

читать

131

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 164–166,

читать

132

П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях

Знать разную роль повторов в литературном произведении.

Уметь:

– находить в тексте повторы;

– анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении;

– определять приемы смешного в тексте

Повторы

Чтение вслух,

беседа

С. 167–168, наизусть

133

Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»

1

Комбинированный

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками;

– ориентироваться в тексте для ответа на вопросы

Чтение

наизусть

С. 170–171, читать

 134

А. Усачев «Жужжащие стихи»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Иметь представление о понятии «звукопись».

Уметь:

– читать по цепочке;

– объяснять название стихотворения;

– проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки

Звукопись

Чтение вслух,

беседа

С. 172–173, читать по ролям

135

П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях

Иметь представление о понятии «звукоподражание».

Уметь:

– находить в тексте приемы звукоподражания;

– определять приемы смешного в тексте

Звукоподражание

Чтение вслух,

беседа

С. 174, читать

134

Работа по хрестоматии «Тайны смешного»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

– различать жанры произведений;

– оценивать и характеризовать героев произведения и их мотивы поведения

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Проверка техники чтения

135- 136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Урок-викторина

Участие в диалоге о прочитанном

Знать:

– имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;

– имена 2–3 современных писателей
(поэтов);

– название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

– название и содержание нескольких произведений любимого автора;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

С. 175–176, отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии

Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1  класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии

Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1  класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочая программа по математике. Школа 21в.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса составлена на основе с федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Фундамент...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 8 класс...

Рабочая программа по ИЗО 6 класс по программе 8 вида (индивидуальное обучение)

Данная программа в помощь педагогам ,составляющим индивидуальные рабочие программы по программе 8 вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа нравственности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Школа нравственности» ...