Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_bezopasnosti.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» разработана в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа «Школа безопасности» построена так, чтобы были достигнуты следующие цели:

- безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

 Рабочая программа «Школа безопасности» изучается в 7,8 классах из расчета 1 час в неделю (всего 35 часов).

Программа предназначена для:

- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

- формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные  результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;

- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- умение  самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной  защиты населения;

- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

- обеспечение личной и общественной  безопасности при пожаре;

- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;

- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;

- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;

- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа безопасности»:

1. Основы безопасности личности, общества и государства, 24ч.

а). Безопасность дорожного движения, 8ч.

б). Правила пожарной безопасности,8ч.

в). Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 6ч.

г). Экологическая безопасность, 2ч.

2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.10ч.

а). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 3ч.

б). Основы здорового образа жизни. 7ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях опасными химическими веществами и бытовой химией, отморожениях, ушибах, кровотечениях, закрытых травмах;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

 Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

- проводить герметизацию жилища;

- уметь пользоваться простейшими противопожарными средствами.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата/

план

Дата/

факт

Тема

Основное содержание

Виды деятельности

Материалы и

оборудование

1 четверть

1.

5.09

Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности.

История создания ГИБДД. Взаимодействие УГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Прохождение вводного инструктажа обучающихся по соблюдениям правил ТБ во время занятий. Изучение взаимодействия

ГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожнотранспортного травматизма

Конспект, презентация.

2.

12.09

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения, их

история. Краткая характеристика

современного транспорта. Дорожные знаки, указатели, регулировка.

Изучение правил дорожного движения, дорожные знаки, указатели, знаки регулировки.

Конспект, презентация.

3.

19.09

Действия пешеходов в различных условиях.

ПДД. Места перехода проезжей части. Движение вдоль дорог.

Движение в одиночку, группами,

колоннами.

Изучение правил безопасного поведения на

дороге, места переходов проезжей части.

Правила движения группами, колоннами, в

одиночку.

Презентация

4.

26.09

Виды перекрестков и

правила движения на них.

Поведение пешеходов на

перекрестке. Виды перекрестков.

Дорожные ситуации - «ловушки»

опасные для пешеходов

Изучение правил поведения пешеходов на

перекрестке, виды перекрестков. Получение

представления о дорожных ситуациях -

«ловушках» опасных для пешеходов.

Презентация

5.

3.10

Устройство велосипеда

Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Виды и техническая характеристика велосипедов. Устройство. Основные узлы и агрегаты велосипеда.

Изучение устройства велосипеда. Получение

представления о техническом обслуживании велосипедов.

Презентация, конспект

6.

10.10

Подготовка велосипеда,

подготовка велосипеда к

походу.

Правила для велосипедистов. Способы неполной разборки сборки велосипеда. Узлы велосипеда, требующие полной разборки.

Изучение правил для велосипедистов. Воспитание культуры безопасного поведения на дороге. Изучение возможных неисправностей велосипеда в походе и способы их устранения.

Презентация, конспект

7.

17.10

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте.

Причины дорожно-транспортных происшествий на дорогах, улицах, в общественном транспорте.

Составление памятки «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП.

Презентация, памятки по ПДД

8.

24.10

Ответственность за нарушение ПДД.

Виды ответственности за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов, водителей велосипедов, водителей транспортных средств. Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД велосипедистами

Решение ситуационных задач по правилам

дорожного движения.

Конспект, презентация

2 четверть

п/п

Дата/

план

Дата/

факт

Тема

Основное содержание

Виды деятельности

Материалы и

оборудование

10.

7.11

Огонь – друг и враг человека

Огонь – друг и враг человека. Меры предосторожности при обращении с огнем.

Изучение мер предосторожности при

пользовании огнем в различных ситуациях.

Презентация, конспект

11.

14.11

Три составляющих огня

Три составляющих огня. Причины

и поражающие факторы огня.

Получение представления о группах возгораемости материалов. Изучение группы возгораемости материалов, причины и поражающие факторы пожаров.

Презентация, памятки

12.

21.11

Огонь и человек

Правила пожарной безопасности

Дым и его опасность.

Изучение правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения при возникновении пожара в доме

Презентация,конспект

13.

28.11

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Противопожарный режим дома и в школе. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Рассмотрение мер пожарной безопасности дома и в школе.

Конспект, наглядный материал

14.

5.12

Опасности на кухне

Потенциальные опасности на

кухне. ППБ при использовании

газовых и электрических плит.

Рассмотрение потенциальных опасностей в доме, изучают ППБ при использовании газовых и электрических плит.

Презентация, памятки

15.

12.12

Твои действия при пожаре

Занятие - практикум «Твои

действия при пожаре».

Отработка практических навыков « Мои

действия при пожаре»

Презентация

16.

19.12

Эвакуация из горящего здания

Практическое занятие» эвакуация

из горящего здания».

Отработка практических навыков по

эвакуации из горящего здания.

Презентация

17.

26.12

Противопожарное оборудование

Виды противопожарного оборудования.

Изучение различных видов противопожарного оборудования, правила пользования огнетушителями различных видов.

Конспект, наглядный материал

3 четверть

№ п/п

Дата/

план

Дата/

факт

Тема

Основное содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

18.

16.01

Техногенные опасности

История аварий и катастроф, их

причины. Потенциально опасные

объекты, характерные для региона

проживания.

Изучение причин техногенных ЧС,

классификацию. Получение представления о

потенциально опасных объектах Ивановской области.

Презентация, конспект

19.

23.01

Пожары и взрывы

Поражающие факторы взрыва.

ПБП при взрывах. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики.

Получение представления о поражающих

факторах взрыва, особенностях взрыва.

Изучение ПБП при взрывах. 

Презентация, памятки

20.

30.01

Опасные химические вещества и опасные объекты.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

Рассматрение опасных химических

веществ и опасных объектов. Практическая работа: «Правила личной безопасности на случай возникновения химической аварии в нашем регионе»  

Презентация, конспект

21.

6.02

Обеспечение химической защиты населения

Последствия химических аварий,

воздействие на человека.

Получение представления о последствиях химических аварий и их влиянии на человека.

Презентация, конспект

22.

13.02

Организация оповещения населения  о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

ПБП при химических авариях.

Герметизация помещения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Изучение ППБ при химических авариях,

герметизация помещения.

Презентация, конспект

23.

20.02

Средства индивидуальной защиты. Эвакуация.

Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Изучение средств индивидуальной защиты

и подготовку к эвакуации.

Презентация, конспект

24.

27.02

Экология Ивановской области

Краткая характеристика

экологической обстановки в

России. Экология Ивановскойобласти.

Получение представления о экологической

обстановке в России. Изучение экологии

Ивановской области.

Презентация, конспект

25.

5.03

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической

безопасности при проживании на

территории со сложной экологией.

Изучение основных правил обеспечения экологической безопасности при проживании на территории со сложной экологией.

Презентация, конспект, практические задания

26.

12.03

Первая помощь на дороге

Оказание первой помощи при

несчастных случаях на дороге.

Остановка кровотечений.

Изучение оказания первой помощи. Рассмотрение различных способов

остановки кровотечений

Презентация, наглядный материал

27.

19.03

Первая помощь при ожогах

Первая помощь при химических и

термических ожогах.

Изучение правильного оказания первой

помощи при химических и термических ожогах.

Презентация, наглядный материал

4 четверть

№ п/п

Дата/

план

Дата/

факт

Тема

Основное содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

28.

2.04

Отравление бытовой химией

Первая помощь при отравлениях

бытовой химией. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Изучение правильного оказания первой

помощи при бытовых отравлениях.

Презентация, наглядный материал

29.

9.04

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Запись своего понимания здоровья человека и указание критериев, по которым можно оценить его уровень.

Конспект, практические задания

30.

16.04

Индивидуальное здоровье человека

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.  Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность.

Изучение основных факторов, влияющих на

здоровье человека. Формирование привычки здорового образа жизни.

Презентация, памятки

31.

23.04

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления.

Объяснение общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.Обоснование значения здорового образа жизни  для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Презентация, наглядный материал

32.

30.04

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Движение – естественная потребность организма.

Развитие умения вести здоровый образ жизни.

Изучение факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Презентация, конспект

33.

14.05

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.

Изучение факторов, которые положительно влияют на здоровье человека, основных неинфекционных заболеваний; причины их возникновения и профилактика.

Презентация, памятки

34.

21.05

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Продолжить формирование понимания о пагубном воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

Конспект, наглядный материал

35.

28.05

Профилактика вредных привычек.

Средства и способы профилактики вредных привычек. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Формирование здорового образа жизни. Обобщение знаний по пройденным темам.

Презентация, конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа:  (3-4 класс).Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.Режим занятий: 1 раз в неделю.Количество учащихся в учебной ...