Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа «Школа безопасности» построена так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Рабочая программа «Школа безопасности» изучается в 7,8 классах из расчета 1 час в неделю (всего 35 часов).
Программа предназначена для:
- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
- формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;
- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа безопасности»:
1. Основы безопасности личности, общества и государства, 24ч.
а). Безопасность дорожного движения, 8ч.
б). Правила пожарной безопасности,8ч.
в). Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 6ч.
г). Экологическая безопасность, 2ч.
2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.10ч.
а). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 3ч.
б). Основы здорового образа жизни. 7ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях опасными химическими веществами и бытовой химией, отморожениях, ушибах, кровотечениях, закрытых травмах;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
- проводить герметизацию жилища;
- уметь пользоваться простейшими противопожарными средствами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование |
1 четверть | ||||||
1. | 5.09 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | История создания ГИБДД. Взаимодействие УГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. | Прохождение вводного инструктажа обучающихся по соблюдениям правил ТБ во время занятий. Изучение взаимодействия ГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожнотранспортного травматизма | Конспект, презентация. | |
2. | 12.09 | Правила дорожного движения | Правила дорожного движения, их история. Краткая характеристика современного транспорта. Дорожные знаки, указатели, регулировка. | Изучение правил дорожного движения, дорожные знаки, указатели, знаки регулировки. | Конспект, презентация. | |
3. | 19.09 | Действия пешеходов в различных условиях. | ПДД. Места перехода проезжей части. Движение вдоль дорог. Движение в одиночку, группами, колоннами. | Изучение правил безопасного поведения на дороге, места переходов проезжей части. Правила движения группами, колоннами, в одиночку. | Презентация | |
4. | 26.09 | Виды перекрестков и правила движения на них. | Поведение пешеходов на перекрестке. Виды перекрестков. Дорожные ситуации - «ловушки» опасные для пешеходов | Изучение правил поведения пешеходов на перекрестке, виды перекрестков. Получение представления о дорожных ситуациях - «ловушках» опасных для пешеходов. | Презентация | |
5. | 3.10 | Устройство велосипеда | Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Виды и техническая характеристика велосипедов. Устройство. Основные узлы и агрегаты велосипеда. | Изучение устройства велосипеда. Получение представления о техническом обслуживании велосипедов. | Презентация, конспект | |
6. | 10.10 | Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу. | Правила для велосипедистов. Способы неполной разборки сборки велосипеда. Узлы велосипеда, требующие полной разборки. | Изучение правил для велосипедистов. Воспитание культуры безопасного поведения на дороге. Изучение возможных неисправностей велосипеда в походе и способы их устранения. | Презентация, конспект | |
7. | 17.10 | Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте. | Причины дорожно-транспортных происшествий на дорогах, улицах, в общественном транспорте. | Составление памятки «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП. | Презентация, памятки по ПДД | |
8. | 24.10 | Ответственность за нарушение ПДД. | Виды ответственности за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов, водителей велосипедов, водителей транспортных средств. Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД велосипедистами | Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения. | Конспект, презентация |
2 четверть
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование |
10. | 7.11 | Огонь – друг и враг человека | Огонь – друг и враг человека. Меры предосторожности при обращении с огнем. | Изучение мер предосторожности при пользовании огнем в различных ситуациях. | Презентация, конспект | |
11. | 14.11 | Три составляющих огня | Три составляющих огня. Причины и поражающие факторы огня. | Получение представления о группах возгораемости материалов. Изучение группы возгораемости материалов, причины и поражающие факторы пожаров. | Презентация, памятки | |
12. | 21.11 | Огонь и человек | Правила пожарной безопасности Дым и его опасность. | Изучение правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения при возникновении пожара в доме | Презентация,конспект | |
13. | 28.11 | Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | Противопожарный режим дома и в школе. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | Рассмотрение мер пожарной безопасности дома и в школе. | Конспект, наглядный материал | |
14. | 5.12 | Опасности на кухне | Потенциальные опасности на кухне. ППБ при использовании газовых и электрических плит. | Рассмотрение потенциальных опасностей в доме, изучают ППБ при использовании газовых и электрических плит. | Презентация, памятки | |
15. | 12.12 | Твои действия при пожаре | Занятие - практикум «Твои действия при пожаре». | Отработка практических навыков « Мои действия при пожаре» | Презентация | |
16. | 19.12 | Эвакуация из горящего здания | Практическое занятие» эвакуация из горящего здания». | Отработка практических навыков по эвакуации из горящего здания. | Презентация | |
17. | 26.12 | Противопожарное оборудование | Виды противопожарного оборудования. | Изучение различных видов противопожарного оборудования, правила пользования огнетушителями различных видов. | Конспект, наглядный материал |
3 четверть
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование |
18. | 16.01 | Техногенные опасности | История аварий и катастроф, их причины. Потенциально опасные объекты, характерные для региона проживания. | Изучение причин техногенных ЧС, классификацию. Получение представления о потенциально опасных объектах Ивановской области. | Презентация, конспект | |
19. | 23.01 | Пожары и взрывы | Поражающие факторы взрыва. ПБП при взрывах. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики. | Получение представления о поражающих факторах взрыва, особенностях взрыва. Изучение ПБП при взрывах. | Презентация, памятки | |
20. | 30.01 | Опасные химические вещества и опасные объекты. | Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы | Рассматрение опасных химических веществ и опасных объектов. Практическая работа: «Правила личной безопасности на случай возникновения химической аварии в нашем регионе» | Презентация, конспект | |
21. | 6.02 | Обеспечение химической защиты населения | Последствия химических аварий, воздействие на человека. | Получение представления о последствиях химических аварий и их влиянии на человека. | Презентация, конспект | |
22. | 13.02 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | ПБП при химических авариях. Герметизация помещения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | Изучение ППБ при химических авариях, герметизация помещения. | Презентация, конспект | |
23. | 20.02 | Средства индивидуальной защиты. Эвакуация. | Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. | Изучение средств индивидуальной защиты и подготовку к эвакуации. | Презентация, конспект | |
24. | 27.02 | Экология Ивановской области | Краткая характеристика экологической обстановки в России. Экология Ивановскойобласти. | Получение представления о экологической обстановке в России. Изучение экологии Ивановской области. | Презентация, конспект | |
25. | 5.03 | Экологическая безопасность | Обеспечение экологической безопасности при проживании на территории со сложной экологией. | Изучение основных правил обеспечения экологической безопасности при проживании на территории со сложной экологией. | Презентация, конспект, практические задания | |
26. | 12.03 | Первая помощь на дороге | Оказание первой помощи при несчастных случаях на дороге. Остановка кровотечений. | Изучение оказания первой помощи. Рассмотрение различных способов остановки кровотечений | Презентация, наглядный материал | |
27. | 19.03 | Первая помощь при ожогах | Первая помощь при химических и термических ожогах. | Изучение правильного оказания первой помощи при химических и термических ожогах. | Презентация, наглядный материал |
4 четверть
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование |
28. | 2.04 | Отравление бытовой химией | Первая помощь при отравлениях бытовой химией. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. | Изучение правильного оказания первой помощи при бытовых отравлениях. | Презентация, наглядный материал | |
29. | 9.04 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. | Запись своего понимания здоровья человека и указание критериев, по которым можно оценить его уровень. | Конспект, практические задания | |
30. | 16.04 | Индивидуальное здоровье человека | Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. | Изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека. Формирование привычки здорового образа жизни. | Презентация, памятки | |
31. | 23.04 | Репродуктивное здоровье | Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления. | Объяснение общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.Обоснование значения здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | Презентация, наглядный материал | |
32. | 30.04 | Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Движение – естественная потребность организма. | Развитие умения вести здоровый образ жизни. Изучение факторов, оказывающих влияние на здоровье человека | Презентация, конспект | |
33. | 14.05 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. | Изучение факторов, которые положительно влияют на здоровье человека, основных неинфекционных заболеваний; причины их возникновения и профилактика. | Презентация, памятки | |
34. | 21.05 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. | Продолжить формирование понимания о пагубном воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | Конспект, наглядный материал | |
35. | 28.05 | Профилактика вредных привычек. | Средства и способы профилактики вредных привычек. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Формирование здорового образа жизни. Обобщение знаний по пройденным темам. | Презентация, конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: (3-4 класс).Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.Режим занятий: 1 раз в неделю.Количество учащихся в учебной ...