Управление деятельностью педагогического коллектива по организации НОУ
по теме

Мелекесова Валентина Даниловна

 

Модернизация структуры и содержания общего образования подразумевает качественное изменение в преподавании предметов, технологизацию всей образовательной деятельности,  выработку надпредметных умений и навыков, которые дадут возможность дальнейшего самостоятельного получения знаний учащимися. На современном этапе в основу развития личности положена теория, разработанная А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским, Н.Ф.Добрыниным, С.А.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Р.С.Немовым, А.Н.Лука. Теория предполагает, что развитие личности происходит через усвоение субъектом накопленной человечеством культуры, а также через воспитание при этом активного, творческого характера личности. Иными словами, в ходе усвоения культуры учащийся не только овладевает совокупностью знаний, умений и навыков, но и вырабатывает определённые, связанные с ними свойства личности. Этому способствует педагогическое управление развитием творческих способностей учащихся через включение их в творческую деятельность, через систематическую работу в секциях научного общества учащихся. Преимущества творческого человека в обществе хорошо известны. Творческий человек более качественно и значительно быстрее выполняет дело, которым занимается. Он способен саморазвиваться в любом направлении, будь то мыслительная или какая-либо другая деятельность, что помогает ему быть двигателем прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_mvd_microsoft_word.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное учреждение начального среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

 «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего»

Управление деятельностью педагогического коллектива по организации НОУ

                                                         

                                                         

                                                       

                                                                                       Выполнила:

                                                                                        Мелекесова  Валентина              

                                                                                        Даниловна   

                                                                                           методист

                                                                                                         

 

                                                     

                                           

2013


Содержание

             стр.

  1. Поставленные цели и задачи                                                          3
  2. Краткое описание управленческой технологии                        

   Опыт работы методиста по организации НОУ                                   5

  1. Некоторые результат деятельности педагогов по                        

     организации НОУ                                                                 13

  1. Общий вывод и определение задач последующей

     работы                                                                                                     17 Приложения                                                                                         20

1. Поставленные цели и задачи

Модернизация структуры и содержания общего образования подразумевает качественное изменение в преподавании предметов, технологизацию всей образовательной деятельности,  выработку надпредметных умений и навыков, которые дадут возможность дальнейшего самостоятельного получения знаний учащимися. На современном этапе в основу развития личности положена теория, разработанная А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским, Н.Ф.Добрыниным, С.А.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Р.С.Немовым, А.Н.Лука. Теория предполагает, что развитие личности происходит через усвоение субъектом накопленной человечеством культуры, а также через воспитание при этом активного, творческого характера личности. Иными словами, в ходе усвоения культуры учащийся не только овладевает совокупностью знаний, умений и навыков, но и вырабатывает определённые, связанные с ними свойства личности. Этому способствует педагогическое управление развитием творческих способностей учащихся через включение их в творческую деятельность, через систематическую работу в секциях научного общества учащихся. Преимущества творческого человека в обществе хорошо известны. Творческий человек более качественно и значительно быстрее выполняет дело, которым занимается. Он способен саморазвиваться в любом направлении, будь то мыслительная или какая-либо другая деятельность, что помогает ему быть двигателем прогресса.

Однако в практике  сталкиваемся с тем, что учащиеся при поступлении в лицей обладают довольно низким уровнем развития творческих способностей: они не умеют анализировать ситуацию или предложенную проблему, выделять существенные признаки, принимать нестандартные решения. Это затрудняет их успешную самореализацию.

Противоречие между современными требованиями к личности выпускника профессионального лицея и их способностями к различной деятельности побудило рассмотреть проблему развития творческих способностей.

Данная работа посвящена управлению деятельности педагогов по  развитию творческих способностей учащихся.

Цель работы:

Повышение качества работы педагогов по развитию творческих способностей учащихся средствами НОУ.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по обозначенной проблеме;
  2. Обобщить опыт  управления деятельностью педагогического коллектива по развитию творческих способностей посредством НОУ;

3.        Наметить перспективы совершенствования дальнейшей деятельности педагогов по развитию творческих способностей учащихся.


  1. Краткое описание управленческой технологии

Опыт работы методиста по организации в техникуме  работы НОУ

Любая современная  педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого  опыта и того нового, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Современный этап педагогической практики характеризуется переходом от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. Важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала.

Для развития творческих способностей схему познавательной деятельности учащихся необходимо менять с репродуктивной на схему поисковой  познавательной  деятельности.

Готовые

задания

Усвоение знаний

Контроль прочности

усвоения

знаний

Схема репродуктивной познавательной учебной деятельности

Проблемы

Многова-

риантный

поиск

решения

Выбор оптимального решения

Схема поисковой познавательной учебной деятельности

Все группы качеств личности: знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственная сфера; деятельностно - практическая сфера взаимосвязаны и представляют собой сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.  

Анализ психолого-педагогической литературы  показал, что в подростковом возрасте в развитии  личности  просматриваются некоторые  особенности  детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.  

Таким образом, делаем вывод о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил определить ряд особенностей,  влияющих  на процесс развития творческих  способностей  у  детей подросткового возраста.

Одним из условий развития творческих способностей у  учащихся  выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о  том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями,  то  одаренные ученики  добиваются  блистательных  успехов.  «…Если  же  преподаватель   сам находится внизу  шкалы  «творческие  способности»,  успехи  менее  способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные  ребята не раскрываются, не реализуют своих возможностей»[12.50].

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития  творческих способностей, не может организовать действительно  творческую  деятельность, в  процессе  которой  развиваются  творческие способности.  Если  учитель  не  обладает  таким  свойством   личности, как направленность на творчество, то и от  своих  учеников  он  будет  требовать только  знаний  репродуктивного  уровня.  Если  же   учитель   сам   человек творческий, то он стремится и умеет  организовать  творческую  деятельность учащихся.

Стремление к познанию, к исследованию заложено в человеке природой и  проявляется с раннего возраста. Поэтому на протяжении своего развития человек, наряду с различными видами деятельности, обеспечивающими ему физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, постоянно занимается исследовательской деятельностью. Такая деятельность нужна человеку не только для объяснения тех или иных явлений окружающей действительности, но и для выбора конструктивных способов взаимодействия с самим собой, с природой, с продуктами человеческой деятельности [5].

Исследовательская деятельность учащихся - это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства, обладающая определённой личностной и социальной значимостью.

Азы исследовательской деятельности постигаются учащимися в процессе обучения. За период обучения учащимся приходится выполнять различные творческие работы: доклады, рефераты, контрольные и дипломные работы. Каждый вид работы отличается от другого степенью трудности и объёмом. Одни работы предполагают лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных источников. Другие являются результатом исследовательской деятельности. Третьи представляют собой результат творческого решения объективной проблемы.

В последние годы в учреждениях профессионального образования широко распространилась специально организованная научная деятельность учащихся в рамках научного общества учащихся (НОУ).  НОУ – это коллектив учителей, ученых и учащихся, объединенных общими целями и задачами, среди которых: повышение мотивации учащихся к самостоятельной исследовательской работе; развитие интеллектуального потенциала учащихся в процессе овладения исследовательскими умениями, проведение, исследований, имеющих теоретическое и практическое значение; содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Структура НОУ выстраивается таким образом, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее соответствующую их личностным качествам форму работы: творческие группы, факультативы, научные кружки, клубы. Возглавляются эти структурные подразделения руководителями секций НОУ. В научное общество учащихся притягивает добровольность, относительная нерегламентированность, неформальный характер общения с научным руководителем.

Работа в научном обществе способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у учащихся таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность.

Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно самосовершенствоваться в своей профессии.

Управление деятельностью педагогов по организации НОУ

Важнейшим средством развития творческих способностей учащихся является работа научного общества учащихся. Для того чтобы увеличить число групп НОУ, необходимо эффективно управлять деятельностью педагогов. Благодаря этому постоянно увеличивается число учащихся, занимающих НОУ и качество работы НОУ. В 2003 году  в НОУ работали 3 секции: технического, гуманитарного, естественнонаучного направлений, а в 2008 году – 10 секций. Деятельность методиста состоит в том, чтобы правильно управлять этим процессом. Он включает в себя: анализ, планирование, контроль, т.д. Ежегодный анализ показал, что работа НОУ ведётся непрерывно и постоянно совершенствуется: увеличивается количество секций, расширяется тематика научных работ (Приложение 1, 2), углубляются исследования, делаются интересные выводы, предлагаются конкретные пути решения различных проблем в лицее и городе. НОУ видоизменяется, как живой организм. Для того чтобы привлечь к работе в НОУ как можно больше учащихся, им предлагаются разные направления и формы работы. Например:

 - история (руководитель Мелекесова В.Д.);

- краеведение (руководитель Мелекесова В.Д.);

- экология и природопользование (руководитель Мелекесова В.Д.);

- по спецдисциплине «Повар, кулинар» (руководитель Карпова Н.Ю.);

- лингвистика (руководитель Титова Н.В.);

- математическая (руководитель Фурасова Е.А.)

На основе ежегодного анализа работы педагогов, планируется дальнейшая работа с инженерно – педагогическим составом:

  1. Проведение научно – практических конференций;
  2. Планирование тематических семинаров;
  3. Обмен педагогическим опытом;
  4. Организация и проведения внутри техникума конференции НОУ;
  5. Привлечение преподавателей к организации детей для участия в конференциях НОУ;
  6. Индивидуальная работа.

Ежегодно проводимый контроль за деятельность педагогов по повышению качества работы НОУ, показал, качество работы педагога является: участие детей во внутрилицейских конференциях по НОУ, а также выход на городские, областные и всероссийские  конкурсы, занятие призовых мест. Контроль показал, что уровни работы учащихся различны: от довольно простых до самых сложных. На первом уровне - это систематические сообщения в группах об интересном из истории науки, о достижениях современной науки. Эту работу организует каждый руководитель. На втором уровне - написание учащимися рефератов, выступление с сообщениями по теме реферата. Конкурс рефератов и сообщений. Лучшие рефераты сдаются в фонд библиотеки, в музей. Учащиеся могут выбрать и такую форму работы, как проведение исследований по различным вопросам.

При выборе такой формы работы, как исследовательская, развиваются творческие способности учащихся:

- самостоятельный выбор темы;

- самостоятельная постановка целей, задач;

- умение исследовать источники информации;

- умение работать с архивными документами;

- умение моделировать проект исследования в условиях работы НОУ;

- умение анализировать результаты своей работы.

 Деятельность педагогов в организации НОУ строится поэтапно:

- диагностический (анализ предыдущих результатов);

- мотивационный;

- планово – прогностический (разработка плана; постановка целей, задач;  

  использования методов и средств);

- организационно – исполнительский (индивидуальная консультации,

  собеседования, участие во внеурочных мероприятиях; использование

  алгоритма исследовательской деятельности (Приложение 3);

- контрольно – регулятивный (участие в конкурсах лицея; участие в  

  региональных конкурсах).

Для успешной работы педагогу необходимо иметь навыки (умения):

- организовывать учащихся на работу в НОУ (мотивировать);

- уметь руководить исследовательской деятельностью;

- уметь анализировать и корректировать результат своей деятельности.

Как было сказано выше, одним из показателей качественной работы педагогов является участие их детей во внутрилицейских конференциях по НОУ.

Цели конференции:

  • подведение итогов научно-исследовательской деятельности учащихся в  учебном году;
  • мотивация учащихся и педагогов на научно-исследовательскую      деятельность;
  • выявление претендентов на участие в областной научно-практической   конференции.

Если работа побеждает в областном конкурсе, то она может участвовать в региональных и всероссийских конкурсах.

Помимо кропотливой постоянной работы внутри секций ежегодно проводится несколько межсекционных научных конференций, на которых в НОУ принимаются первокурсники, утверждаются планы работы и тематика научных работ, заслушиваются научные доклады, происходит отбор и выдвижение работ для участия в областных, региональных и всероссийских конкурсах.

При организации исследовательской работы в рамках НОУ педагог организует поэтапную деятельность учащихся:

Выбор направления исследования

Этап фиксации и первичной обработки данных

Обсуждение результатов исследования

Оформление результатов исследования

Представление результатов исследования

На каждом этапе выполнения исследования учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи (Приложение 4), педагог контролирует и корректирует.

Анализ тем исследований показывает, что научные работы охватывают различные области знаний, есть и интеграционные работы.

Оформленные в папки материалы исследования доступны учащимся, а также используются в работе инженерно – педагогическими работниками. Особенностью данных работы является то, что на базе секции НОУ создана группа «Икар», в результате деятельности которой был реконструирован, пополнен новым материалом музей лицея. Члены группы «Икар» ежегодно самостоятельно проводят экскурсии в музее для всех групп первого курса.

Нельзя не отметить начало работы под руководством молодого педагога ещё двух секций - «Литературоведение» и «Лингвистика». Члены НОУ не только смогли создать мультимедийный продукт для презентации работ, выполненных в других секциях, но и выполнить работу, подобной которой нигде не встречали: они создали электронный музей училища, причём показали такой объём знаний, который выходит за рамки уже изученных ими предметов. (Это ребята - первокурсники).

Невозможно в рамках данной работы подробно охарактеризовать все направления деятельности НОУ. Можно лишь сделать вывод о том, что исследовательская работа позволяет организовать подлинно самостоятельную творческую деятельность учащихся; она предполагает отход от авторитарных методов обучения и переход к педагогике сотрудничества. Следует также отметить, что многие ребята учатся преодолевать робость, застенчивость, выступать перед серьёзной аудиторией, иными словами, развивают свои коммуникативные способности. Результатом такой деятельности является наилучшая подготовка к реальной жизни в обществе.


Библиографическое описание документов

1. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск, «Карелия», 2009.

2. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. — М.,2009.

3. Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие - Челябинск, ЧелИРПО, 2003.

4. Личностно-ориентированное образование: Учебное пособие. — Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2003.

5. Организация деятельности научного общества учащихся в образовательных учреждениях: методические рекомендации. - Челябинск, ЧелИРПО, 2003.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008.

7. Уварина Н.В. Основы развития творчества: Учебное пособие. — Челябинск: ЧГПУ, 2010.


Алгоритм исследовательской деятельности НОУ


Цели и задачи на разных этапах выполнения исследования

Этап

Цели этапа

Задача руководителя

Задача обучающегося

1.

Мотивация      ученика на исследовательскую работу (ИР).

Показать  важность  и необходимость занятий ИР, помочь увидеть ближайшие и отдалённые перспективы.

Понять           важность           и необходимость занятий ИР.

2.

Выбор          направления исследования.

Помочь   сделать осознанный                выбор, показать   его   социальную значимость.

Выбрать       направление       в соответствии с интересами и склонностями.

3.

Постановка выполнимых      задач, определение сроков.

Помочь сформулировать и осознать                     задачи, определить этапы и сроки работы, формы отчёта

Сформулировать            задачи исследования,        определить основные      этапы      работы, форму отчёта.

4.

Фиксация и проведение первичной обработки данных.

Обучение сбору, обработке, фиксации первичных результатов или проблемное консультирование.

Собрать данные, провести их первичную обработку, зафиксировать результаты

5.

Обсуждение

результатов

исследования.

Рассмотреть  и     обсудить представленные материалы. Помочь       соотнести       их содержание    с    целями    и задачами исследования.

Представить для обсуждения собранные              материалы, сопоставить   их   с   целями   и задачами исследования.

6.

Оформление результатов работы.

Проконсультировать ученика       по           всем параметрам        оформления работы   в   соответствии   с требованиями положения о конкурсе.

Оформить               результаты исследования в соответствии с требованиями к виду

работы по положению о конкурсе.

7.

Представление

результатов

исследования.

Оказать           методическую помощь и психологическую поддержку при подготовке.

Подготовиться     к     устному представлению      и      защите исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя образовательного учреждения

Характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителей образовательного учреждения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04. Организация и управление работой трудового коллектива

1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего ...

Показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагогического коллектива

Перечень показателей, характеризующих деятельность педагогов по приоритетным направлениям развития колледжа в 2019 году...

Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".

Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...