« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
методическая разработка по теме
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.
Задачи:
- изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики;
- создать педагогические условия для реализации дифференцированного подхода к обучению обучающихся на уроках производственного обучения.
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся, решает задачи эффективной помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного обучающегося.
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении обучающимися практических знаний, умений и навыков, формировании у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 28.43 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 28.36 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Магнитогорский технологический колледж»
Методическая разработка
« Методика применения дифференцированного подхода к обучению обучающихся на уроках производственного обучения»
Выполнил: мастер п/о Асланова Н.Н.
высшая категория
г. Магнитогорск, 2013 г.
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.
Задачи:
- изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики;
- создать педагогические условия для реализации дифференцированного подхода к обучению обучающихся на уроках производственного обучения.
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся, решает задачи эффективной помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного обучающегося.
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении обучающимися практических знаний, умений и навыков, формировании у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.
При этом можно выделить 2 момента:
- Развитие интереса и формирование профессионального мышления.
Это можно достигнуть на уроках производственного обучения, создавая мотивацию к труду.
- Развитие у обучающихся способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессиональных умений.
Это можно осуществить в процессе формирования у обучающихся знаний, умений при обучении в электромонтажной мастерской училища.
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе подготовки и проведении практических занятий в электромонтажной мастерской предполагает разделение обучающихся в зависимости от профессиональных знаний, умений, навыков. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков». Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося.
Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов общепрофессионального цикла (технической графики, основам электротехники, основам материаловедения), что очень важно для усиления их практических знаний.
Производственное обучение на I курсе по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» включает в себя следующие виды работ: слесарные, электромонтажные работы.
Предлагаю опыт применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения при изучении темы «Электромонтажные работы». В рамках начальной профессиональной адаптации в электромонтажной мастерской училища ввожу обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой я раскрываю основные требования, которые предъявляются к специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.
Считаю, что это создает у обучающихся положительную установку и способствует целенаправленному овладению практическими знаниями, первоначальными умениями в области выбранной профессии.
Меня, как мастера производственного обучения, интересуют профессиональные способности обучающихся, их склонности, глубина и разнообразие знаний, а так же их характер. Поэтому я в группе на I курсе провожу психолого-педагогическую диагностику совместно с психологом. Изучение обучающихся через психолого-педагогическую диагностику ориентирует меня к индивидуальному подходу к обучающимся в трудовой деятельности.
При переходе из слесарной мастерской в электромонтажную, я уже имею общее представление об обучающихся, их начальных знаниях, умениях, приобретенных при выполнении слесарных работ.
На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для выполнения электромонтажных работ провожу «0» срез. Для этого я предлагаю тест с несложными вопросами. Проанализировав его, узнаю, что в группе есть обучающиеся, которые слабо представляют, что входит в раздел «Электромонтажные работы».
Поэтому ставлю перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые обучающимся для выполнения производственных операций.
Занятия в электромонтажной мастерской начинаю со знакомства с оборудованием электромонтажной мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Напоминаю обучающимся о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий. Даю начальные сведения об организации рабочего места, обращаю внимание на вопросы безопасности труда, обязательных при производстве работ в электромонтажной мастерской. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся с инструкциями, техническими картами и схемами. К этому я готовлю обучающихся уже с первых дней, так как умение «читать» электросхемы, знать условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной работы.
Профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», как и многие другие, требует от учащихся определенных способностей, знаний для успешного овладения производственной деятельностью. Беседуя с преподавателем специальных дисциплин и лично присутствуя на уроках, я убеждаюсь, что степень теоретической подготовки у обучающихся разная. Для того чтобы проверить практические умения, провожу второй «0» срез. На 2 этапе предлагаю всем обучающимся выполнить самостоятельно сборку несложных электросхем (источник тока, выключатель, провода, лампочка). По качеству сборки, по времени выполнения прихожу к мнению, что не все обучающиеся уложились по времени и проявили самостоятельность в работе. Поэтому на 2-ом этапе ставлю перед собой следующую задачу: поэтапное усовершенствование знаний, а затем и умений у обучающихся, которые справились с практической работой, но имели некоторые трудности.
Для повышения эффективности производственного обучения создаю необходимые условия и выбираю несколько наиболее важных моментов:
- Организовываю уроки производственного обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
- Подбираю разноуровневые задания.
- По результатам «0» среза формирую бригады.
- На начальном этапе при оценке работ применяю разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий.
- Оказываю больше практической помощи слабым обучающимся, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь мне помогает психологическая диагностика личностных качеств обучающихся, которые проводились в начале учебного года.
На 3 этапе обучения в электромонтажной мастерской наблюдаю за работой обучающихся, особенно за работой слабых обучающихся, объясняю, помогаю, и тем самым добиваюсь, что они осваивают трудовые приемы, которые я показываю во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу обучающихся повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают у обучающихся представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же вызывают у них чувство уверенности в себе.
На этом же этапе я помогаю осваивать приемы и способы выполнения замеров, разделки провода с целью сборки схем и монтажа макетов. С этой же целью я представляю учащимся всю работу в целом или ее часть, что делает обучение осмысленными, а качественное выполнение работы вызывает у них чувство удовлетворения.
В случае затруднений в выполнении практических заданий, я дополнительно разбираю и показываю последовательность сборки. Например, при выполнении болтового контактного соединения обращаю внимание обучающихся на последовательность сборки элементов (ограничивающая шайба, плоская шайба, пружинная шайба).
На 4 этапе группу делю на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада – сильные обучающиеся, 2 бригада – средняя, 3 бригада – слабые обучающиеся. В процессе выполнения операций задания для сильных и средних обучающихся объединяются, а слабым обучающимся усложняю до уровня средних. Таким образом, повышаю значимость каждого обучающегося в выполнении заданной работы.
При соединении провода в ответвительной коробе дополнительно показываю способы ответвления от провода (в зависимости от жилы, однопроволочная или многопроволочная), а затем предлагаю тоже самое сделать слабым обучающимся. Сильным и средним обучающимся даю задание творческого характера (выполнить эту работу, но уже в ответвительной коробке с целью самостоятельного усвоения умений), т.е. ввод концов проводов в коробку с зажимами и без зажимов. Наконечник должен быть выбран однородный по материалу с жилой, оконцевание жил и закрепление наконечника сильные и средние учащиеся должны выполнить самостоятельно и составить технологическую карту.
Так как обучающиеся практически заканчивают работу не одновременно, это позволяет мне проанализировать работу каждого обучающегося и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы обучающиеся не допускали повторных ошибок, после разбора предлагаю обучающимся еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдаю за работой, и если я убеждаюсь, что обучающийся справляется с работой – не вмешиваюсь в процесс. Таким образом, приучаю обучающихся преодолеть трудности и развиваю способности к самостоятельности.
Работу обучающихся оцениваю на основе проверки качества изделия в целом и с учетом сборки отдельных узлов, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения знаний и умений.
Критерии оценок при выполнении работ операционного характера
Балл | 1 уровень | 2 уровень |
«5» | Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использова-нием инструмента и соблюдением правил техники безопасности. | Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, твор-чество, применение ранее изученных операций. |
«4» | Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инстру-мента, соблюдением техники безопас-ности, имеются незначительные ошибки. | Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выпол-нении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты |
«3» | Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последова-тельности. | Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия. |
«2» | Работа не выполнена или выполнена не правильно | работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического про-цессса. Неэкономично, не аккуратно. |
Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера
в электромонтажной мастерской
Балл | Выполнение технических требований к работе | Выполнение норм времени | Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность |
«5» | Отличное качество выполнения работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение и перевыпол-нение установленной нор-мы времени. | Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу. |
«4» | Хорошее качество выполненной работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение установленной нормы времени. | Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабо-чего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях. |
«3» | Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений. | Выполнение установленной нормы на работу. | Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные наруше-ния в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе |
«2» | Нарушение основных техничес-ких требований к качеству (брак в работе). | Не выполнение установлен-ной нормы и требований. | Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу. |
Формы дифференцированного контроля обучающихся на уроках производственного обучения.
а) Для слабых обучающихся – 1 уровень контроля.
б) Для сильных обучающихся – 2 уровень контроля.
Анализ сформированности знаний, умений и навыков.
Этапы процесса формирования умений и навыков | Исходный уровень знаний и умений | Средства обучения для обучающихся | Конечный результат сформированности знаний, умений и навыков |
1 | Формирование первоначальных знаний. | Инструменты, схемы, справочники, плакаты, карточки. | Первоначальные знания и умения (знания о предмете, процессе труда, инструменте и техники безопасности). Понятие об электросхеме. |
2 | Формирование стабильных знаний и умений | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знание буквенных и графических обозначений в элект-росхемах. Знание способов маркировки, порядок подготовки и проведения электро-монтажных работ. |
3 | Формирование основ мастерства | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знания технологии электро-монтажных работ. Приборы, их устройство, разборка и сборка. |
4 | Формирование профессионализма | Плакаты, макеты, действующие модели | Способность к самостоятельности, рационализму, автома-тизму. |
Этот анализ составлен на основе процесса формирования знаний и умений, анализа трудового процесса при выполнении работ в электромонтажной мастерской.
На каждом этапе рассматривается исходный уровень знаний, умений, навыков у обучающихся, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через анализ, где отражаются успехи и неудачи обучающихся. Считаю, что это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.
Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу года приобретают необходимые знания и умения и готовы приступить к более сложной комплексной работе.
Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение.
И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с проверочной работой и готовы повышать свой профессиональный уровень, добиваются неплохих результатов.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Магнитогорский технологический колледж»
Методическая разработка
« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
Выполнил: мастер п/о Асланова Н.Н.
г. Магнитогорск, 2013 г.
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.
Задачи:
- изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики;
- создать педагогические условия для реализации дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения.
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся, решает задачи эффективной помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного обучающегося.
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении обучающимися практических знаний, умений и навыков, формировании у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.
При этом можно выделить 2 момента:
- Развитие интереса и формирование профессионального мышления.
Это можно достигнуть на уроках производственного обучения, создавая мотивацию к труду.
- Развитие у обучающихся способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессиональных умений.
Это можно осуществить в процессе формирования у обучающихся знаний, умений при обучении в электромонтажной мастерской училища.
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе подготовки и проведении практических занятий в электромонтажной мастерской предполагает разделение обучающихся в зависимости от профессиональных знаний, умений, навыков. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков». Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося.
Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов общепрофессионального цикла (технической графики, основам электротехники, основам материаловедения), что очень важно для усиления их практических знаний.
Производственное обучение на I курсе по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» включает в себя следующие виды работ: слесарные, электромонтажные работы.
Предлагаю опыт применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения при изучении темы «Электромонтажные работы». В рамках начальной профессиональной адаптации в электромонтажной мастерской училища ввожу обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой я раскрываю основные требования, которые предъявляются к специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.
Считаю, что это создает у обучающихся положительную установку и способствует целенаправленному овладению практическими знаниями, первоначальными умениями в области выбранной профессии.
Меня, как мастера производственного обучения, интересуют профессиональные способности обучающихся, их склонности, глубина и разнообразие знаний, а так же их характер. Поэтому я в группе на I курсе провожу психолого-педагогическую диагностику совместно с психологом. Изучение обучающихся через психолого-педагогическую диагностику ориентирует меня к индивидуальному подходу к обучающимся в трудовой деятельности.
При переходе из слесарной мастерской в электромонтажную, я уже имею общее представление об обучающихся, их начальных знаниях, умениях, приобретенных при выполнении слесарных работ.
На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для выполнения электромонтажных работ провожу «0» срез. Для этого я предлагаю тест с несложными вопросами. Проанализировав его, узнаю, что в группе есть обучающиеся, которые слабо представляют, что входит в раздел «Электромонтажные работы».
Поэтому ставлю перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые обучающимся для выполнения производственных операций.
Занятия в электромонтажной мастерской начинаю со знакомства с оборудованием электромонтажной мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Напоминаю обучающимся о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий. Даю начальные сведения об организации рабочего места, обращаю внимание на вопросы безопасности труда, обязательных при производстве работ в электромонтажной мастерской. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся с инструкциями, техническими картами и схемами. К этому я готовлю обучающихся уже с первых дней, так как умение «читать» электросхемы, знать условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной работы.
Профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», как и многие другие, требует от учащихся определенных способностей, знаний для успешного овладения производственной деятельностью. Беседуя с преподавателем специальных дисциплин и лично присутствуя на уроках, я убеждаюсь, что степень теоретической подготовки у обучающихся разная. Для того чтобы проверить практические умения, провожу второй «0» срез. На 2 этапе предлагаю всем обучающимся выполнить самостоятельно сборку несложных электросхем (источник тока, выключатель, провода, лампочка). По качеству сборки, по времени выполнения прихожу к мнению, что не все обучающиеся уложились по времени и проявили самостоятельность в работе. Поэтому на 2-ом этапе ставлю перед собой следующую задачу: поэтапное усовершенствование знаний, а затем и умений у обучающихся, которые справились с практической работой, но имели некоторые трудности.
Для повышения эффективности производственного обучения создаю необходимые условия и выбираю несколько наиболее важных моментов:
- Организовываю уроки производственного обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
- Подбираю разноуровневые задания.
- По результатам «0» среза формирую бригады.
- На начальном этапе при оценке работ применяю разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий.
- Оказываю больше практической помощи слабым обучающимся, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь мне помогает психологическая диагностика личностных качеств обучающихся, которые проводились в начале учебного года.
На 3 этапе обучения в электромонтажной мастерской наблюдаю за работой обучающихся, особенно за работой слабых обучающихся, объясняю, помогаю, и тем самым добиваюсь, что они осваивают трудовые приемы, которые я показываю во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу обучающихся повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают у обучающихся представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же вызывают у них чувство уверенности в себе.
На этом же этапе я помогаю осваивать приемы и способы выполнения замеров, разделки провода с целью сборки схем и монтажа макетов. С этой же целью я представляю учащимся всю работу в целом или ее часть, что делает обучение осмысленными, а качественное выполнение работы вызывает у них чувство удовлетворения.
В случае затруднений в выполнении практических заданий, я дополнительно разбираю и показываю последовательность сборки. Например, при выполнении болтового контактного соединения обращаю внимание обучающихся на последовательность сборки элементов (ограничивающая шайба, плоская шайба, пружинная шайба).
На 4 этапе группу делю на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада – сильные обучающиеся, 2 бригада – средняя, 3 бригада – слабые обучающиеся. В процессе выполнения операций задания для сильных и средних обучающихся объединяются, а слабым обучающимся усложняю до уровня средних. Таким образом, повышаю значимость каждого обучающегося в выполнении заданной работы.
При соединении провода в ответвительной коробе дополнительно показываю способы ответвления от провода (в зависимости от жилы, однопроволочная или многопроволочная), а затем предлагаю тоже самое сделать слабым обучающимся. Сильным и средним обучающимся даю задание творческого характера (выполнить эту работу, но уже в ответвительной коробке с целью самостоятельного усвоения умений), т.е. ввод концов проводов в коробку с зажимами и без зажимов. Наконечник должен быть выбран однородный по материалу с жилой, оконцевание жил и закрепление наконечника сильные и средние учащиеся должны выполнить самостоятельно и составить технологическую карту.
Так как обучающиеся практически заканчивают работу не одновременно, это позволяет мне проанализировать работу каждого обучающегося и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы обучающиеся не допускали повторных ошибок, после разбора предлагаю обучающимся еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдаю за работой, и если я убеждаюсь, что обучающийся справляется с работой – не вмешиваюсь в процесс. Таким образом, приучаю обучающихся преодолеть трудности и развиваю способности к самостоятельности.
Работу обучающихся оцениваю на основе проверки качества изделия в целом и с учетом сборки отдельных узлов, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения знаний и умений.
Критерии оценок при выполнении работ операционного характера
Балл | 1 уровень | 2 уровень |
«5» | Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использова-нием инструмента и соблюдением правил техники безопасности. | Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, твор-чество, применение ранее изученных операций. |
«4» | Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инстру-мента, соблюдением техники безопас-ности, имеются незначительные ошибки. | Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выпол-нении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты |
«3» | Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последова-тельности. | Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия. |
«2» | Работа не выполнена или выполнена не правильно | работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического про-цессса. Неэкономично, не аккуратно. |
Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера
в электромонтажной мастерской
Балл | Выполнение технических требований к работе | Выполнение норм времени | Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность |
«5» | Отличное качество выполнения работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение и перевыпол-нение установленной нор-мы времени. | Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу. |
«4» | Хорошее качество выполненной работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение установленной нормы времени. | Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабо-чего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях. |
«3» | Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений. | Выполнение установленной нормы на работу. | Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные наруше-ния в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе |
«2» | Нарушение основных техничес-ких требований к качеству (брак в работе). | Не выполнение установлен-ной нормы и требований. | Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу. |
Формы дифференцированного контроля обучающихся на уроках производственного обучения.
а) Для слабых обучающихся – 1 уровень контроля.
б) Для сильных обучающихся – 2 уровень контроля.
Анализ сформированности знаний, умений и навыков.
Этапы процесса формирования умений и навыков | Исходный уровень знаний и умений | Средства обучения для обучающихся | Конечный результат сформированности знаний, умений и навыков |
1 | Формирование первоначальных знаний. | Инструменты, схемы, справочники, плакаты, карточки. | Первоначальные знания и умения (знания о предмете, процессе труда, инструменте и техники безопасности). Понятие об электросхеме. |
2 | Формирование стабильных знаний и умений | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знание буквенных и графических обозначений в элект-росхемах. Знание способов маркировки, порядок подготовки и проведения электро-монтажных работ. |
3 | Формирование основ мастерства | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знания технологии электро-монтажных работ. Приборы, их устройство, разборка и сборка. |
4 | Формирование профессионализма | Плакаты, макеты, действующие модели | Способность к самостоятельности, рационализму, автома-тизму. |
Этот анализ составлен на основе процесса формирования знаний и умений, анализа трудового процесса при выполнении работ в электромонтажной мастерской.
На каждом этапе рассматривается исходный уровень знаний, умений, навыков у обучающихся, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через анализ, где отражаются успехи и неудачи обучающихся. Считаю, что это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.
Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу года приобретают необходимые знания и умения и готовы приступить к более сложной комплексной работе.
Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение.
И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с проверочной работой и готовы повышать свой профессиональный уровень, добиваются неплохих результатов.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Магнитогорский технологический колледж»
Методическая разработка
« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
Выполнил: мастер п/о Асланова Н.Н.
г. Магнитогорск, 2013 г.
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.
Задачи:
- изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики;
- создать педагогические условия для реализации дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения.
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся, решает задачи эффективной помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного обучающегося.
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении обучающимися практических знаний, умений и навыков, формировании у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.
При этом можно выделить 2 момента:
- Развитие интереса и формирование профессионального мышления.
Это можно достигнуть на уроках производственного обучения, создавая мотивацию к труду.
- Развитие у обучающихся способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессиональных умений.
Это можно осуществить в процессе формирования у обучающихся знаний, умений при обучении в электромонтажной мастерской училища.
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе подготовки и проведении практических занятий в электромонтажной мастерской предполагает разделение обучающихся в зависимости от профессиональных знаний, умений, навыков. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков». Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося.
Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов общепрофессионального цикла (технической графики, основам электротехники, основам материаловедения), что очень важно для усиления их практических знаний.
Производственное обучение на I курсе по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» включает в себя следующие виды работ: слесарные, электромонтажные работы.
Предлагаю опыт применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения при изучении темы «Электромонтажные работы». В рамках начальной профессиональной адаптации в электромонтажной мастерской училища ввожу обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой я раскрываю основные требования, которые предъявляются к специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.
Считаю, что это создает у обучающихся положительную установку и способствует целенаправленному овладению практическими знаниями, первоначальными умениями в области выбранной профессии.
Меня, как мастера производственного обучения, интересуют профессиональные способности обучающихся, их склонности, глубина и разнообразие знаний, а так же их характер. Поэтому я в группе на I курсе провожу психолого-педагогическую диагностику совместно с психологом. Изучение обучающихся через психолого-педагогическую диагностику ориентирует меня к индивидуальному подходу к обучающимся в трудовой деятельности.
При переходе из слесарной мастерской в электромонтажную, я уже имею общее представление об обучающихся, их начальных знаниях, умениях, приобретенных при выполнении слесарных работ.
На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для выполнения электромонтажных работ провожу «0» срез. Для этого я предлагаю тест с несложными вопросами. Проанализировав его, узнаю, что в группе есть обучающиеся, которые слабо представляют, что входит в раздел «Электромонтажные работы».
Поэтому ставлю перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые обучающимся для выполнения производственных операций.
Занятия в электромонтажной мастерской начинаю со знакомства с оборудованием электромонтажной мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Напоминаю обучающимся о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий. Даю начальные сведения об организации рабочего места, обращаю внимание на вопросы безопасности труда, обязательных при производстве работ в электромонтажной мастерской. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся с инструкциями, техническими картами и схемами. К этому я готовлю обучающихся уже с первых дней, так как умение «читать» электросхемы, знать условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной работы.
Профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», как и многие другие, требует от учащихся определенных способностей, знаний для успешного овладения производственной деятельностью. Беседуя с преподавателем специальных дисциплин и лично присутствуя на уроках, я убеждаюсь, что степень теоретической подготовки у обучающихся разная. Для того чтобы проверить практические умения, провожу второй «0» срез. На 2 этапе предлагаю всем обучающимся выполнить самостоятельно сборку несложных электросхем (источник тока, выключатель, провода, лампочка). По качеству сборки, по времени выполнения прихожу к мнению, что не все обучающиеся уложились по времени и проявили самостоятельность в работе. Поэтому на 2-ом этапе ставлю перед собой следующую задачу: поэтапное усовершенствование знаний, а затем и умений у обучающихся, которые справились с практической работой, но имели некоторые трудности.
Для повышения эффективности производственного обучения создаю необходимые условия и выбираю несколько наиболее важных моментов:
- Организовываю уроки производственного обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
- Подбираю разноуровневые задания.
- По результатам «0» среза формирую бригады.
- На начальном этапе при оценке работ применяю разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий.
- Оказываю больше практической помощи слабым обучающимся, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь мне помогает психологическая диагностика личностных качеств обучающихся, которые проводились в начале учебного года.
На 3 этапе обучения в электромонтажной мастерской наблюдаю за работой обучающихся, особенно за работой слабых обучающихся, объясняю, помогаю, и тем самым добиваюсь, что они осваивают трудовые приемы, которые я показываю во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу обучающихся повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают у обучающихся представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же вызывают у них чувство уверенности в себе.
На этом же этапе я помогаю осваивать приемы и способы выполнения замеров, разделки провода с целью сборки схем и монтажа макетов. С этой же целью я представляю учащимся всю работу в целом или ее часть, что делает обучение осмысленными, а качественное выполнение работы вызывает у них чувство удовлетворения.
В случае затруднений в выполнении практических заданий, я дополнительно разбираю и показываю последовательность сборки. Например, при выполнении болтового контактного соединения обращаю внимание обучающихся на последовательность сборки элементов (ограничивающая шайба, плоская шайба, пружинная шайба).
На 4 этапе группу делю на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада – сильные обучающиеся, 2 бригада – средняя, 3 бригада – слабые обучающиеся. В процессе выполнения операций задания для сильных и средних обучающихся объединяются, а слабым обучающимся усложняю до уровня средних. Таким образом, повышаю значимость каждого обучающегося в выполнении заданной работы.
При соединении провода в ответвительной коробе дополнительно показываю способы ответвления от провода (в зависимости от жилы, однопроволочная или многопроволочная), а затем предлагаю тоже самое сделать слабым обучающимся. Сильным и средним обучающимся даю задание творческого характера (выполнить эту работу, но уже в ответвительной коробке с целью самостоятельного усвоения умений), т.е. ввод концов проводов в коробку с зажимами и без зажимов. Наконечник должен быть выбран однородный по материалу с жилой, оконцевание жил и закрепление наконечника сильные и средние учащиеся должны выполнить самостоятельно и составить технологическую карту.
Так как обучающиеся практически заканчивают работу не одновременно, это позволяет мне проанализировать работу каждого обучающегося и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы обучающиеся не допускали повторных ошибок, после разбора предлагаю обучающимся еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдаю за работой, и если я убеждаюсь, что обучающийся справляется с работой – не вмешиваюсь в процесс. Таким образом, приучаю обучающихся преодолеть трудности и развиваю способности к самостоятельности.
Работу обучающихся оцениваю на основе проверки качества изделия в целом и с учетом сборки отдельных узлов, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения знаний и умений.
Критерии оценок при выполнении работ операционного характера
Балл | 1 уровень | 2 уровень |
«5» | Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использова-нием инструмента и соблюдением правил техники безопасности. | Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, твор-чество, применение ранее изученных операций. |
«4» | Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инстру-мента, соблюдением техники безопас-ности, имеются незначительные ошибки. | Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выпол-нении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты |
«3» | Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последова-тельности. | Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия. |
«2» | Работа не выполнена или выполнена не правильно | работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического про-цессса. Неэкономично, не аккуратно. |
Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера
в электромонтажной мастерской
Балл | Выполнение технических требований к работе | Выполнение норм времени | Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность |
«5» | Отличное качество выполнения работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение и перевыпол-нение установленной нор-мы времени. | Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу. |
«4» | Хорошее качество выполненной работы в соответствии с техни-ческими требованиями. | Выполнение установленной нормы времени. | Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабо-чего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях. |
«3» | Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений. | Выполнение установленной нормы на работу. | Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные наруше-ния в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе |
«2» | Нарушение основных техничес-ких требований к качеству (брак в работе). | Не выполнение установлен-ной нормы и требований. | Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу. |
Формы дифференцированного контроля обучающихся на уроках производственного обучения.
а) Для слабых обучающихся – 1 уровень контроля.
б) Для сильных обучающихся – 2 уровень контроля.
Анализ сформированности знаний, умений и навыков.
Этапы процесса формирования умений и навыков | Исходный уровень знаний и умений | Средства обучения для обучающихся | Конечный результат сформированности знаний, умений и навыков |
1 | Формирование первоначальных знаний. | Инструменты, схемы, справочники, плакаты, карточки. | Первоначальные знания и умения (знания о предмете, процессе труда, инструменте и техники безопасности). Понятие об электросхеме. |
2 | Формирование стабильных знаний и умений | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знание буквенных и графических обозначений в элект-росхемах. Знание способов маркировки, порядок подготовки и проведения электро-монтажных работ. |
3 | Формирование основ мастерства | Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы | Знания технологии электро-монтажных работ. Приборы, их устройство, разборка и сборка. |
4 | Формирование профессионализма | Плакаты, макеты, действующие модели | Способность к самостоятельности, рационализму, автома-тизму. |
Этот анализ составлен на основе процесса формирования знаний и умений, анализа трудового процесса при выполнении работ в электромонтажной мастерской.
На каждом этапе рассматривается исходный уровень знаний, умений, навыков у обучающихся, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через анализ, где отражаются успехи и неудачи обучающихся. Считаю, что это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.
Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу года приобретают необходимые знания и умения и готовы приступить к более сложной комплексной работе.
Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение.
И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с проверочной работой и готовы повышать свой профессиональный уровень, добиваются неплохих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения
Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....
«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...
Статья "Применение разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения"
В статье описаны разнообразные формы организации учебной деятельности...
Методическая разработка на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВЫХ (РОЛЕВЫХ) ИГР НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"
В данной работе рассмотрено использование технологии деловых (ролевых) игр на уроках производственного обучения. Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, п...