Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»
методическая разработка по теме

Подвойская Ольга Анатольевна

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников» изучается первой в разделе V «Игротека как воспитывающая технология».

Тема разрознена, поэтому необходимо было её систематизировать.

Методические рекомендации могут быть использованы как студентами, так и преподавателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Методические рекомендации

к изучению темы:

«Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»

Подготовила: Подвойская О. А.

        

Сураж, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников» изучается первой в разделе V «Игротека как воспитывающая технология».

Тема разрознена, поэтому необходимо было её систематизировать.

Методические рекомендации могут быть использованы как студентами, так и преподавателями.

На изучение темы в программе отведено 15 часов из них 5 часов отведено на практическое изучение материала.

Изучение темы целесообразно проводить по плану.

                                                                                                                           

ПЛАН

  1. Значение игры как одного из средств развития, воспитания и обучения школьников.
  2. Формы игры.
  3. Законы игры.
  4. Принципы игры.
  5. Основные структурные элементы игры как деятельности. Мотивация игровой деятельности.
  6. Общая классификация игр.
  7. Типология игр по характеру игровой методики, по игровой среде.
  8. Современные представления об игровых проектах и программах.

Значение игры как одного из средств развития,

 воспитания и обучения школьников.

«Игра ребёнка – это жизненная лаборатория»

                                                      С. Т. Шацкий

Впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. И среди разрозненных фотографий памяти самые яркие кадры — игры. Именно в играх испытывают дети страдание и счастье, ждут фанфар и славы, вечного боя и любви. Именно в играх они возвышаются над сверстниками и переживают драмы и трагедии и в конце концов постигают мудрости сложной и прекрасной жизни.

В детстве личность ребенка равна полю его игровых интересов. Особенно важны и нужны забавы для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения - очень хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, это и будет ЧИСТОЕ, ДОБРОЕ время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда любили, когда были разными и нужными друг ДРУГУ, что-то самозабвенно делали, отдавали.

Нет игры — нет народа!

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым   средствам   воспитания   относится   игра.

На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики педагогики Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. Н. К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять ребят к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры ...».

А. С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод— игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять…»

Игра – одно из самых древних занятий людей. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра вовлекает и включает человека в новые для него отношения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность  его социальной практики, его отношения с окружающими детьми, взрослыми и самим собой.

Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения.

Часто из-за отсутствия у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят. Как сказал голландский исследователь игры Йохан Хейзинга: «Всякая игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра».

Сущность игры – отражение жизни, воспитательная ценность игры зависит прежде всего от её содержания, от того, какие представления, интересы в ней складываются, какое она даёт направление умственной деятельности ребёнка. Исходя из этого, можно выделить следующие функции игры:

  1. знакомство с окружающей жизнью;
  2. умственное развитие ребёнка;
  3. воспитание моральных качеств и черт характера детей;
  4. воспитание трудолюбия и др.

Каждая конкретная игра имеет своё место и  время. При организации игр необходимо учитывать формы, законы и принципы игр

Формы игры.

 В зависимости от того, сколько человек играют в ту или иную игру, можно выделить 7 известных организационных форм игровой деятельности:

  • Индивидуальная
  • Одиночная
  • Парная
  • Групповая
  • Коллективная
  • Массовая
  • Планетарная

Индивидуальная форма игры – игра одного человека с самим собой во сне и наяву, а так же с различными предметами и знаками, например, с мячом, игру на рояле и других инструментах, рисование лепку, сочинительство стихов, рассказов, романов и, конечно актёрскую игру, в т. ч. пение и танец.

Индивидуальная игра, возможно, единственная деятельность, в которой человек играет в пространствах другого времени.

Наиболее впечатляющим примером сугубо индивидуальной игры может служить видеокомпьютерная игра в «шлеме», когда игрок забывает, что он играет и фактически живёт в виртуальном мире.

Одиночная форма игры – это деятельность одного игрока с прямой и обратной связью от результата достижения поставленной или искомой цели.

Самой наглядной иллюстрацией одиночной игры является самостоятельное решение шахматных задач.

К одиночным играм относят игры с компьютером, игральным автоматом, большинство видеоигр, игры с домашними животными. К ним так же относятся различные виды гаданий, заговоров и отговоров и почти все процедуры колдовства.

Парная форма игры – это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества – одна из самых распространённых форм игровой деятельности на Земле.

К парной форме относятся такие популярные игры как шахматы, шашки, теннис, бильярд, крестики-нолики и мн. др.

Групповая форма игры – игра трёх и более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

К ним можно отнести: покер, бридж, преферанс, а также многочисленные телевикторины.

Коллективная форма игры – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками (а, в, с) заменяют команды соперников (а - (а1, а2, а3); в - (в1, в2, в3)…).

В качестве примеров коллективной формы игровой деятельности можно привести футбол, хоккей, военные и деловые игры, а так же игра оркестра, спектакли и съёмки кино.

Массовая форма игры – это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей. (спортлото, лотто - миллион)

К планетарным формам можно отнести игровые виды спорта в программах Олимпийских игр, чемпионаты мира по футболу, а также глобальные компьютерные игры в планетарных сетях.

Законы игры.

Законом называется необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь в предметах, событиях, процессах и в действиях.

Выделены следующие законы игры:

-        закон свободной коммуникации означает единый и понятный всем
игрокам язык,  жест,  символ и знак игры,  единую систему координат,
исчисления  и  фиксации результатов  игры. Это значит, что однажды придуманная, хорошо отлаженная и отработанная игра развивается как своеобразный символический язык, как самостоятельный тип мышления, где человек играющий имеет дело со всеобщей коммуникацией, играя, например, на музыкальных инструментах по единым нотам, знакам и символам.

-        закон    единства    цели    (целеустремленности)    выражает    единое стремление всех игроков к достижению наибольшего конечного результата
игры;

     -закон     постоянного     действия      (движения)      выражается     в необходимости, последовательности и очередности игровых действий;

-        закон материального равенства проявляется в том, что все игроки в
исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в
предметах и средствах игры;

-        закон   цикличности   означает   непременный   возврат   игроков   и
предметов   игры   к   исходному   состоянию   после   фиксации   арбитром
полученного результата в момент достижения цели;

-        закон ограниченной свободы действий проявляется в том, что во всех
играх  за   нарушение   правил,   условий,   механизма   игры   арбитр   обязан применить   строгие   санкции,   дисциплинарные   наказания   и   штрафы   к любому игроку вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов;

-        закон автооценки действий означает,  что достигнутые игроком  или
командой результаты являются объективной и достоверной оценкой уровня
и   качества   подготовки   к   игре.    Результаты   продолжительной   игровой
деятельности являются количественными и качественными характеристиками личности игрока и уровня развития команды.

В качестве примера можно указать на то, что известный закон перехода количественных изменений в качественные действует наиболее наглядно:

во-первых, качество игровой деятельности, бесспорно, определятся количеством проведенных игр, в которых данный игрок или команда принимали активное участие,

-        во-вторых, переход от одного уровня качества игры на другой вносит
существенные изменения и сам процесс игры и механизм взаимодействия
партнерами и соперниками.

Принципы игры.

Список принципов игры очень широк.

  • - активность игрока;
  • - открытость и доступность игры;
  • - динамичность игры;
  • - наглядность и виртуальность игры;
  • - занимательность и эмоциональность;
  • - моделирование и макетирование игры;
  • - разыгрывание и исполнение ролей;
  • - индивидуальность игры;
  • - коллективность игры;
  • - целеустремленность игрока;
  • - самодеятельность и самостоятельность в игре;
  • - симметричность и адекватность игры;
  • - состязательность и соревнование;
  • - результативность игры;
  • - достоверность и повторяемость игры;
  • - необходимость и случайность;
  • - спонтанность игры;
  • - проблемность;
  • - инфорация (обратная связь) игры.

- активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий
активное   проявление   физических   и   интеллектуальных   сил   человека,
начиная с подготовки к игре, в самом  её процессе,   а также в ходе
обсуждения полученных результатов;

- открытость и доступность игры означает, что любая игра должна быть
построена для свободного участия в ней нормальных людей без особых
физических данных и других известных особенностей, например, возраста,
национальности, образовательного ценза и языковых барьеров; доступность
также заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна,
а информация о ходе и результатах игры доступны всем желающим;

- динамичность выражает значение и влияние фактора времени в
игровой деятельности человека.   Игра,   как и жизнь,   есть преодоление
времени, периодов успехов и потерь, она имеет одно начало и "много
концов",   следовательно,   фактор  времени  в  игре  приобретает  гораздо
большее значение, чем в обычной жизни;

- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть
открыты   широкому   кругу   зрителей, . особенно,    механизм   игры;   под
виртуальностью        игры        мы        понимаем        ирреальное представление жизни в театре, кино, компьютерных играх, когда зрители знают об условности всего происходящего в игре и в то же время воспринимают её, как реальную действительность. Проще говоря, каждая игра должна быть наглядна в реальных и ирреальных проявлениях той или иной действительности, имитируемой в игре, особенно, на личном уровне и при самостоятельном участии;

-        занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные,
удивительно интересные проявления игровой деятельности  "человеков",
которые  оказывают сильное эмоциональное воздействие на  игроков  и
зрителей   и   могут   быть   одной  из   основных   причин   самостоятельных
побуждений к личному участию в игре или наблюдению за её ходом.
Дидактический смысл  этого положения в том,   что занимательность и
эмоциональность игры значительно усиливают познавательный интерес к
игре и познавательную активность в процессах подготовки,  участия и
завершения игры;

- моделирование в  игре   основано на имитационном  моделировании
активных систем и отражает явления имитации реальной и ирреальной
действительности.    Макетирование    же    наоборот    является    реальным
моделированием и даже копированием окружающей среды, например, в
военных играх точные макеты боевой техники почти не отличаются от
настоящих образцов,  а искусно сделанные декорации в театре создают
почти    реальную    обстановку    прошлого    и,    наконец,     электронное
макетирование видеокомпьютеров дает по-истине виртуальное изображение
на экране и в шлемах, что зачастую не верится в реальность реального
мира после завершения игры;

- разыгрывание и  исполнение ролей  в игре  основано  на  игровом
моделировании   человеческой   деятельности   и   отражает   явления   его
частичного или полного воспроизведения в роли и импровизации самой
роли. Дидактическая ценность принципа исполнения ролей заключается в
том, что его реализация в учебных играх позволяет моделировать будущую
профессиональную    деятельность    опытных    специалистов    и    обучать
студентов на основе сопряженных моделей учебы и труда;

- принцип   индивидуальности   отражает   сугубо   личное   отношение
человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие
вполне определенную ценность как и для игрока, так и для его личности и
профессионального роста. Это значит, что в каждой игре должно быть
место   для   проявления   и   развития   чисто   индивидуальных   качеств
самовыражения и самоутверждения игрока;        

-        коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и
взаимозависимой        игровой        деятельности     в     группах     или командах, где каждый игрок представляет собой индивидуальность. Искусственная игра, как коллективная деятельность индивидуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учить мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

- целеустремленность  игрока  отражает  не  только   известный  закон
единства цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели
игрока  должны  совпадать  с общими целями  команды.   Это     один  из
важнейших принципов построения и проведения игры;

- самодеятельность и самостоятельность игрока в игре - это далеко не
одно   и   то   же;   в   первом   случае   речь   должна   идти   о   самовольном
проявлении личного почина в коллективной игре; во-втором - главный
смысл   самостоятельности   игрока   заключается   в   том,   что   цель игры
является системообразующим элементом его "самовольной" деятельности и несёт в себе функцию управления ею. При этом соотношение между мерой
самодеятельности и мерой самостоятельности является главным признаком
профессиональности проведенной игры;

- симметричность и адекватность игры проявляется в том, что поле игровой деятельности в большинстве игр разделено на две диаметрально противоположные,  но идентичные части вокруг своеобразной оси в сфере игровой деятельности.  В качестве примера такого построения игр можно привести шахматную доску с одинаковыми белыми и черными фигурами;

- состязательность и соревнование в игре основаны на результативности игровой деятельности и выражает собой основные виды побуждении человека к участию в игре. Без соревнования нет игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Дидактическая ценность этого принципа очевидна - соревнование и самосостязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека;

- результативность отражает осознание итогов игровых действий как
конкретных достижений личности в реальном переживании души.  Это
основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет представить игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

- достоверность и повторяемость игры проявляются в том, что почти
все игры имеют в своей основе реальные модели и роли, а полученные
результаты   имитации   и   моделирования   достаточно   точно   и   надежно
повторяют прошлое и "приоткрывают" определенность будущего. Об этом
свидетельствуют успешное применение самых различных игр в качестве
мощнейшего средства прогнозирования, начиная с детских игр "в школу" и кончая военными играми в подготовке реальных боевых действий;

- необходимость и случайность в игре означают то, что обязательно
должно произойти в игре, и то, что может произойти в ней в силу ряда
всевозможных объективных и субъективных причин и обстоятельств.   К
примеру, то, что в хоккейном матче будет забита хотя бы одна шайба есть
явное проявление необходимости, а то, что ни одной шайбы забито не
будет - это уже случайность, которой, как показывает жизнь, ещё никогда
не было.   Вообще,  необходимость и случайность в игровой деятельности
представляют собой сложнейшую область исследований, особенно, в так называемых "закрытых играх", когда всё зависит от случая, от "черного ящика", "рулетки". Дидактическая ценность этих принципов построения и проведения игр заключается в том,   что игра в учебном процессе позволяет моделировать жизнь в самом широком смысле этого слова,   ведь  сам  господин  случай  дарует  и  отнимает  нашу  жизнь  по законам земной необходимости;

- спонтанность игры проявляется главным образом в том, что любое изначальное движение в сфере игровой деятельности вызывает   множество ответных и сопутствующих движений, реакций, образов, которые "самопроизвольно и лавинообразно" образуют информационно-энергетические потоки в виде других действий,   мыслей,  эмоций,  реакций и волн,   не говоря уже  о чувстве   тревоги   и   подсознательных   сигналов   к возврату   в   исходное состояние, что, разумеется, уже невозможно сделать никогда;

-        принцип   проблемности в игре выражает   логико-психологические
закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь ход игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций, возникающих в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Дидактический смысл принципа проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в ней как бы "самопроизвольно", почти так же, как в жизни. Всё заранее определяется целью и деятельностью соперника, что создает своеобразный "микроклимат", благоприятный для возникновения всё новых проблем. В самом деле, игра - "идеальный генератор" проблемных ситуаций, "лазерная пушка" учебных проблем, а способность "видеть и делать" проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре да и в жизни;

-        инфорация игры в самом простом виде отражает сильное душевное
волнение игрока в ожидании успеха или поражения, когда установленная
обратная связь ещё не дает сигналов о результате; это спонтанный поиск-
рыскание        информации с одновременным излучением новой информации о предвосхищенном результате. Сама же обратная связь есть фундаментальный принцип построения и проведения всех игр, отражающий причинно-следственные отношения во взаимодействии игроков и имитируемой деятельности.

Под "инфорацией обратной связи" мы понимаем излучение якобы достоверной информации о возможности достижения цели на основе анализа дискретного потока информации о протекании игры и мгновенной информации о только что совершенном игровом действии в обстановке полной или частичной неопределенности ситуации игры. Проще говоря, инфорация - это протяжный инсайт-озарение в ожидании возможного успеха или поражения. При этом "протяжность" есть только миг, одно мгновенье.

Для наиболее удачной организации игр недостаточно знать только формы, законы, принципы игр. Необходимо знать почему дети играют и как по какой схеме организовать игру.

Основные структурные элементы игры как деятельности.

 Мотивация игровой деятельности.

Структура игры выглядит так:

А – ФИ – СИ – ОПИ – МИ – ПИ – ●

Где:

 А - человек играющий, человек-игрок.

ФИ - формы игры, которые мы подробно описали.

СИ - средства игры - это предметы и материалы, с которыми действует игрок. Например, шахматные фигуры, доска и часы; поле, мячи, ворота в футболе; карты, кубики, кости, ромбы, шарики, цилиндры, в т.ч. книги, таблицы, графики, программы, базы данных, компьютеры, факсы, принтеры, дисплеи, мониторы и т.п.

ОПИ - основное правило игры, главнейший элемент всех игр человечества. Это правило хода - конкретного игрового действия направленного к цели ●, за успешное выполнение которого игроку  присваивается или присуждается очко, фишка, балл, приз, т.е. вполне определенный результат в численной или вещевой форме. Всё просто и ясно. К примеру, ОПИ в футбол является точно зафиксированный арбитром момент пересечения мячом плоскости ворот, в результате чего счет матча изменяется в ту или иную противоборствующую сторону, например, было 0 : 0, стало 1 : 0 или 0 : 1.

МИ - под механизмом игры понимается строгий порядок выполнения игровых действий (ходов, ударов, бросков и роли), в т.ч. и ОПИ по вполне определенной, и одинаковой для всех игроков схеме взаимодействия со СИ в данной ФИ, начиная с запуска игры до фиксации полученных результатов.

ПИ - процесс игры есть "оживший МИ" в реальных действиях игроков. Нет ни одной игры, которая не имела бы движущихся, прыгающих или летающих элементов. Покой и тишина - частные случаи из бурной жизни игры, они наблюдаются только до и после, а также в исключительные моменты ожидания успеха или поражения, когда миллионы людей, затаив дыханье, напряженно следят за увлекательнейшей игрой.

Правда, для одушевленной части всех игр до начала игры никакого покоя нет да и не может быть. Все игроки и тренеры находятся в постоянном напряжении. То, что происходит после ответственных игр, как раз и свидетельствует о том, какой колоссальный стресс они перенесли.

● - цель игры есть наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам и зафиксированный арбитром в момент окончания игры. Очевидно, что цель каждой конкретной игры имеет чисто состязательный характер в честном соревновании игроков - выиграть партию или тайм путем самостоятельного набора очков или баллов.

Игровая деятельность заложена в детях самой природой и особых проблем в начальном звене школы с организацией игры быть не должно, так как в этом возрасте происходит смена ведущих видов деятельности. Игровую деятельность сменяет учебная и ещё не утрачен интерес к игре. С возрастом необходимо знать по каким мотивам, причинам игра может стать привлекательной для ребёнка, для того что бы игровая деятельность не нарушала своих основных законов и принципов.

Причинами интереса к игровой деятельности могут быть:

Чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо и др.

Действия и отношения: 1) реализуемые совместно с определённым лицом; 2) приятное действие; 3) успешное действие; 4) новое, творческое действие, открытие чего-либо; 5) что-то представляющее собой трудную задачу и др.

Задача воспитателя, вооружённого знаниями о возможных мотивах игровой деятельности, организовать так игры с детьми, чтобы дети играли добровольно, с интересом, азартом и полной отдачей физических и эмоциональных сил. Только так игровая деятельность принесёт свои положительные воспитательные результаты.

Каждая игра имеет свои особенности, поэтому при организации игр необходимо знать их классификацию.

Общая классификация игр.

Вся игровая деятельность, начиная с игры природы до глобальных компьютерных игр, протекает в двух основных типах: естественной и искусственной игры; причем первое обуславливает второе, являясь как бы источником живительной влаги для "пышного" дерева игр.

Игра природы

Естественные игры

Игры теплокровных животных и их детенышей; игры первобытных людей и их детей; игры современных детей на ранних стадиях отногенеза.

Искусственные игры

                                  Результативные игры                                                              Детские игры

                                                                                                                             Подвижные и ролевые

       Энергетические                                                     Интеллектуальные игры

        

  спортивные        народные             Имитационные          Символические                 Абстрактные

 

  футбол             лапта                        деловые                          преферанс             кубики          ромбы

  теннис             городки                       военные                          шашки                  домино          карты

 

  водное поло                                      актерская игра                   нарды                 чет-нечет         кости

 

Дальше классификация идёт по схеме:

ТИП ↔ РОД  ↔ КЛАСС↔ ВИД

Так, естественные игры разделены на три рода: игры теплокровных животных и их детенышей; игры первобытных людей и их детей; игры современных детей на ранних стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр. И это, конечно, не значит что детские игры нерезультативны - просто сюда отнесены такие результативные игры людей, которые присуши только детям, например, "Дочки-матери" или "Классики".

Род результативных игр имеет два основных класса: энергетических и интеллектуальных игр.

В класс энергетических входят наиболее распространенные виды игр: спортивные и народные, которые характеризуются наибольшим "выбросом мускульной силы", например, хоккей и лапта.

В класс интеллектуальных объединены три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим "выбросом умственной энергии".

Вот конкретные "расшифровки" некоторых известных игр:

Домино есть абстрактная (вид), интеллектуальная (класс), результативная (род), искусственная (тип) игра;

Преферанс – символическая (вид), интеллектуальная (класс) результативная (род) искусственная (тип) игра;

- деловая игра является имитационной (вид), интеллектуальной (класс), результативной (род), искусственной (тип) игрой.

Разумеется, что каждый вид игровой деятельности имеет свои разновидности, варианты,   организационные   формы   времени   и   места.

Существуют и другие классификации или типологии игр. Например:

по виду деятельности:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  • трудовые
  • социальные
  • психологические

по характеру игровой методики:

  • предметные
  • сюжетные
  • ролевые
  • деловые
  • имитационные
  • игры-драматизации

по игровой среде:

  • без предметов, с предметами
  • настольные, комнатные, уличные, на местности
  • компьютерные, телевизионные
  • технические, со средствами передвижения.

В последние время взгляд на игры изменился.

Современные представления об игровых проектах и программах.

В последние годы появился новый тип игр: взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных для всех проблем совместного существования.

Такие игры имеют свои особенности. Главные из них следующие:

- коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);

- актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер;

- педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков);

- игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать игру нельзя; игра — одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников;

- игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.

Ролевая игра может представлять собой:

- автономный вид деятельности;

- форму неигровой деятельности учащихся;

- составную часть, элемент в содержании и организации неигровой деятельности;

- побудительное средство к неигровой деятельности.

Наиболее ярко ролевая игра в качестве автономного вида деятельности выступает в ситуационно-ролевой игре. Ситуационно-ролевая игра — это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры. Методолого-технологическими основаниями ситуационно-ролевых игр послужили стихийные игры подростков и практика коллективно-творческой деятельности. Примерами малой ситуационно-ролевой игры являются «Яхта», «Замок Янтаря».

Близкими по конструкции к ситуационно-ролевым играм могут быть признаны игры-эпопеи («Хоббитские игры» и «Диалог культур»). Игры-эпопеи по внутренней организации включают, как правило два вида игровой деятельности; такими являются: интеллектуально-познавательные и ролевые игры «Хоббитские игры», виртуальная военно-экономическая игра типа компьютерной стратегии и ситуационно-ролевая игра «Диалог культур».

В отличие от других игр игра-эпопея — это прежде всего форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра. Она характеризуется тем, что ролевая имитация становится ядром лагерной смены, подчиняя себе деятельность временных объединений и кратковременных групп, общие массовые праздники. Игра-эпопея, по своему сюжету охватывая целый «исторический период», связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны, обладает рядом особенностей.

Героем всех событий игры может стать каждый из участников лагерной смены (детей и взрослых).

Игра-эпопея является достаточно подробной копией законченного этапа жизни игрового народа, она имеет завязку - оформление противоречий между участниками, развитие игры в ходе игровых действий, яркую кульминацию — событие, в результате которого происходит разрешение конфликтов, заложенных в разработке игры.

Игра-эпопея предполагает придание всем окружающим участников смены элементам среды — деревьям, дорожкам, зданиям, сооружениям, объектам и предметам жизнедеятельности, явлениям (режимным моментам, занятиям), самим временным объединениям — названий, соответствующих игровой легенде, игровому материалу.

День в течение основного — игрового этапа смены разделяется на несколько частей:

- неигровое время (прием пищи, гигиенические процедуры, внутренняя жизнь временного объединения);

- время ролевой игры;

- время иной игровой деятельности (интеллектуально-познавательных игр в «Хоббитских играх» или виртуальной военно-экономической игры в «Диалоге культур»);

- время неигровых занятий (художественное творчество, развлечения, познавательная деятельность и др.).

Еще один важный компонент воображаемой ситуации — предметы игрового взаимодействия: игровые артефакты. Можно сказать, что в игре-эпопее соревнование ведется за право обладания предметами игрового взаимодействия. В игре-эпопее «Хоббитские игры» игровой результат — победа достигается при определенных манипуляциях с главным игровым предметом — «Кольцом Всевластия». В «Диалоге культур» выигравшей считается так команда, которая в результате получит карточку космического корабля.

Инновационная (продуктивная) игра — совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры.

  1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил).
  2. Работа по группам.
  3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта).
  4. Общий сбор-финиш (подведение итогов).

 Исследователи инновационных игр обычно указывают на ряд черт, характерных для данного вида игровой деятельности:

- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

- разделение участников на небольшие (8—12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

- прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Инновационные игры нередко используются для совершенствования деятельности детских объединений различного масштаба — от школьного класса до Международной детской общественной федерации. В этом случае инновационные игры, с одной стороны, обогащают комплекс представлений о содержании и формах общественной деятельности детей, а с другой — могут способствовать развитию культуры диалога детей с детьми и детей со взрослыми, совершенствованию умения анализировать, прогнозировать и проектировать жизнь собственных объединений.

Как показывает анализ практики применения инновационных игр, их конструкции могут существенно отличаться по длительности: от игры по разработке плана основных дел класса на полугодие (1,5 часа) до многодневной программы в детском оздоровительном центре («Биржа идей», «Галактика»).

Полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

Характерными чертами полидеятельностных игр являются:

- разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей конструкции игры;

- возможность выбора вида деятельности и характера участия в ней;

- наличие различных площадок деятельности (на каждой площадке осуществляется своя деятельность);

- объединение разнообразных видов деятельности игровой идеей (сюжетом игры);

- наличие системы стимулирования участников: игровые звания, очки, баллы.

Яркими примерами полидеятельностных игр могут служить «Солнцеворот», «Марафон игр».

Игра-путешествие имеет и другие названия: «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно. Эта форма может использоваться:

- для информирования воспитанников;

- как средство отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решения изобретательских задач и др.);

- как средство контроля соответствующих знаний, умений и навыков; в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами-участницами;

- способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций;

- для организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие — одна из самых богатых по потенциалу форм.

Главное отличие игры-путешествия — это целенаправленное движение групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, можно назвать несколько модификаций игры-путешествия. Первая модификация — в маршрутном листе четко обозначен порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может варьировать число участников команды от 1—2 до 80 человек. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанной реакции на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легенду, обосновывающую деятельность команды и правила игры (в том числе способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются победители.

Реализация игрой-путешествием педагогической цели зависит и от степени подготовленности участников к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода любых эмоций и, кроме того, предусматривать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

  1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
  2. Сбор-старт.
  3. Движение команд по маршруту.
  4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.
  5. Сбор-финиш.
  6. Организацию последействия.

Воспитывающий потенциал самых различных игровых проектов и программ, предлагаемых детям и взрослым, чаще зависит от:

- содержания познавательной, нравственной информации, заключенной в правилах игровых действий участников;

- уровня самостоятельности участников в поиске средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения цели и успеха, установления доброжелательных отношений;

- выбора участниками образцов для подражания.

Разработанная для детских общественных объединений программа «Игра - дело серьезное» наиболее ярко демонстрирует творческое отношение ее участников к создаваемым ими же игровым проектам. Приоритетные направления программы помогают подросткам включаться в различные сферы общения через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности, предоставляют возможность проверки своих творческих, лидерских способностей, помогают в овладении средствами социального общения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Перечислите основные функции игры.
  2. Установите соответствие между формами игры и их описанием.

I. Индивидуальная форма игры

II. Одиночная форма игры

III. Парная форма игры

IV. Групповая форма игры

V. Коллективная форма игры

VI. Массовая форма игры

VII. Планетарная форма игры

 

а) деятельность одного игрока с прямой и обратной связью от результата достижения цели.

б) игра одного человека с самим собой во сне и наяву

в) игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников

г) игровые виды спорта в программах Олимпийских игр, чемпионаты мира

д) тиражированная одиночная игра со связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей

е) игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования

ж) игра трёх и более соперников, преследующих цель.

  1. Установите соответствие между законами игры и их описанием.

     I.  свободной коммуникации  

II.  единства    цели

III.  постоянного     действия

IV.  материального равенства

V.          закон   цикличности

VI. ограниченной свободы действий

VII. автооценки действий

  а) выражает    единое стремление всех игроков к достижению наибольшего конечного результата
игры;

б)единый и понятный всем
игрокам язык,  жест,  символ и знак игры,  единую систему координат,
исчисления  и  фиксации результатов  игры.

в) непременный   возврат   игроков  к   исходному   состоянию   после   фиксации полученного результата в момент достижения цели;

г) все игроки в
исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в
предметах и средствах игры;

д) нарушение   правил, арбитр   обязан применить строгие   санкции;

е) достигнутые результаты являются объективной оценкой уровня подготовки   к   игре.

ж) выражается     в необходимости, последовательности и очередности игровых действий;

  1. Установите соответствие между принципами игры и их описанием.

   

   I. активность игрока;  

      II.  динамичность игры;

      III. состязательность и

         соревнование;

      IV. результативность игры;

      V.необходимость и случайность;

VI. спонтанность игры;

VII. инфорация

а) выражает собой основные виды побуждении человека к участию в игре.

б) означает то, что обязательно
должно произойти в игре, и то, что может произойти в ней в силу ряда всевозможных причин и обстоятельств.

в) активное   проявление   физических   и   интеллектуальных   сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом  её процессе,   а также в ходе обсуждения полученных результатов;

г) осознание итогов игровых действий как достижений личности;

д) любое движение вызывает   множество ответных и сопутствующих движений, реакций, образов.

е) значение и влияние фактора времени в игровой деятельности человека.

ж) сильное душевное
волнение игрока в ожидании успеха или поражения.

  1. Изобразите схему структуры игры.
  2. Перечислите причины формирования интереса к игровой деятельности.
  3. Дайте характеристику играм: домино, «Гуси-лебеди», военные игры.
  4. В чём заключается основное содержание инновационных, полидеятельностных, ситуационно – ролевых игр, игр – эпопей, игр – путешествий.

        

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Составить библиографию современной литературы по теме «Игра – одно из средств развития, воспитания и обучения школьников».
  2. Составить описание инновационных игр.
  3. Составить описание полидеятельностных игр.
  4. Составить описание ситуационно – ролевых игр.
  5. Составить описание игр – эпопей.
  6. Составить описание игр – путешествий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М. Гуманитарный издательский центр Владос 2001.
  2. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М. Учпедгиз 1958
  3. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. – М. Российское педагогическое агентство 1996 .
  4. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
  5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

«Кейс - технология – одно из средств развития познавательной активности школьников»

Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии...

Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания».

Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Методические рекомендации к изучению темы «Вращения» на уроках народно - сценического танца 4 класс

Тема, требующая кропотливой подготовительной работы с первых уроков изучения дисциплины....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...