Выступление на педсовете
статья по теме

Копылова Инна Николаевна

Общие компетенции, как условия  социализации учащихся.

 

  Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, развития самостоятельного мышления.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику школы, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность выпускнику общеобразовательной школы быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию. Современному школьнику необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.

Многолетний опыт работы в школе позволил выявить причинно-следственную связь и взаимозависимость проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности, со степенью сформированности социальной компетентности учащихся. Актуализировались на практике проблемы учащихся, связанные с потребностью в обретении умений и навыков, способствующих адекватному реагированию и поведению в ситуациях социального взаимодействия, и построению партнерских отношений, самоопределению личности в системе социальных отношений, осознанию границ своей зависимости/независимости от другого человека. Результаты опытно-поисковой деятельности подчеркнули необходимость развития социальной компетентности старших школьников и выявили возможность реализовать эту задачу на уроках обществознания в связи с возрастанием значимости общественных наук в современной социокультурной ситуации.

 

В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач .

Современная школа формирует ключевые компетенции. Такого рода компетенции являются результатом обучения по всем предметам. Основа ключевых компетенций – универсальные знания и умения, предназначенные для разнообразного применения.

Сегодня набор ключевых компетенций, определяемых разными авторами, могут варьироваться.

Стратегия модернизации содержания общего образования называет

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности;

- компетентности в бытовой сфере.

В.А.Хуторской предлагает выделять ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную компетенции.

Академик РАО И.А.Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции:

- компетентность здоровьесбережения;

- компетентность гражданственности;

- компетентность информационно-технологическая;

- компетентность социального взаимодействия;

- компетентность общения.

Л.Н.Боголюбов разделяет компетенции обществоведческого курса на две группы. К первой группе относятся компетенции, формируемые многими учебными предметами. Это компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере трудовой деятельности; компетенции, связанные с возникновением информационного общества.

 

Ко второй группе относятся компетенции, формируемые собственно в ходе изучения предмета «Обществознание». К ним относятся: компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности; компетентность в семейно-бытовой сфере; компетентность в сфере имущественных отношений; компетентность в сфере потребительской деятельности; компетентность, касающаяся жизни в многокультурном, многоконфессиональном обществе.

 

    Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению .Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский  метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

 

Также одним из условий формирования учебно- познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Интересная методика «Обсуждение картин». Ее использую на уроках обществознания в 6 классе, например, при обобщении тем. Класс разбивается на 5 групп по количеству тем в разделе. Каждая группа получает конверт с пазлами которые они должны собрать, дать название картинке и определить круг вопросов, отвечающих теме картины и отражающих знания учащихся по данной теме.

 

На уроках обществознания в 7 классах практикую лекции-дискуссии. Так по теме « Как стать лидером», ставлю перед собой следующие цели и задачи:

-развитие креативного мышления;

-активизация процесса принятия материала;

-умение составления теста. Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно, формирует социальную компетенцию. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

 

Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры и уроки -  ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентности.

 

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия

 

Это урок в 9 классе по теме: « Избирательное право» здесь происходит  формирование социальных и гражданских компетенции. Ключевые навыки этих компетенций включают способность общаться, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения. Это дает возможность воспитывать в детях патриотическое отношение к своей школе, к городу, к культуре и традициям «малой родины».

Учебно-познавательная компетенция формируется при использовании технологии «Атака мыслей» широко практикую в 10 – 11 классах. Цели данной технологии:

решение научной и учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного мозга»;

развитие креативности; воспитание сотрудничества.

 

Данную технологию использую  при опросе, изучении нового учебного материала, повторении и обобщении пройденного, при решении проблем.

Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут».

 «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, цели данной технологии:

-    развитие логического мышления;

- формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке; обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения ;владение устным общением.

 

На уроках истории во всех классах. опробовала технологию под названием «Конференция однородных групп». Данная технология используется  при проведении семинарских занятий, уроков-обобщений, для работы с литературой на уроке. Завершающим заданием урока является подготовка презентаций обучаемых. Эта технология служит для развития креативного, логического, критического мышления. Технология позволяет свести к минимуму участие педагога в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока, формирует информационную, учебно-познавательную, социальную компетенции.

       Также мне хотелось рассказать об интересной по замыслу методике «Слет специалистов» по этой технологии проводила урок в 11 классе по теме « Глобальные проблемы современности». Целью этой методики  активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени:  нужно было составить  презентацию по своей проблеме и предложить ряд мероприятий по выходу из неё. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь.     

 

 

 

Каждая научная группа состоит из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с той проблемой,  которая в данном научном коллективе разработана более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На слете выступают представители научных групп: теоретик и экспериментатор.

 

Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает тест, при выполнении которого учащимся нужно было применить научные исследования всех групп. На уроке широко использовались мультимедийные средства, интернет.

 

     Технология  проблемного обучения призвана сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемное обучение реализуется мною:

     - в рамках урочной деятельности;

     - в рамках предпрофильных элективных курсов;

     - в рамках  исследовательской и проектной деятельности.

        В ходе проблемного урока  обычно выделяю 4 взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации;

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;

4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

         При этом  решение проблемной ситуации может осуществляться:

- на протяжении всего урока;

- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреп­лении, контроле.

Вот один из примеров:

        

В ходе данного урока создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции. Этому способствует организация самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач.  Информационная компетенция формируется через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативная компетенция – во время   групповой работы.

         Провожу и  уроки, не требующие деления на группы, где вместе с учащимися работаем над проблемным вопросом, например, «Почему демографическая ситуация относится к глобальным проблемам?»

         В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю  им самим найти способ его разрешения. (Имея возможности для занятия предпринимательской деятельностью, кто-то может добиться больших высот, а кто-то нет. Почему?);

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос  (Вмешательство государства в Экономику – панацея от всех бед или временная мера? Проблемный урок в 11 классе);

- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций (Смертная казнь: за или против – проблемный урок обществознания в 11 классе)

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (Устарели ли в наши дни категории нравственности? - проблемный урок обществознания в 11 классе).

         Ведущими методами на таких уроках становятся:

-         диалогический метод (уч-ся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);

-         эвристический метод (уч-ся сами решают проблему, поставленную учителем);

-       исследовательский метод (уч-ся самостоятельно ставят и решают проблему). [4]

Проблемное обучение может осуществляться и в рамках профильных и предпрофильных элективных курсов.

         Элективный курс в предпрофильных 9-х классах «Мои права» включает в себя ряд проблемных вопросов (тем), например, «Мои права – твои права: ситуации, в которых возникает конфликт прав».

 

Показателями формирования учебно-познавательной компетенции моих учащихся   являются:

- динамика роста качества знаний:

 

предмет

       2008 - 2009

       2009 - 2010

      2010-2011

 

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

обществознание

100%

71,5%

100%

80,1%

100%

80,6;

        

- результаты районных олимпиад:

в 2010-2011учебном году Таранов Андрей занял 1 место в олимпиаде по обществознанию среди учащихся 7 классов, Шиц Ирина - 1 место среди учащихся 10 классов

 

- результаты ЕГЭ:

 

предмет

       2008 - 2009

       2009 - 2010

      2010 - 2011

 

успева

емость %

качество

%

средний балл по ОУ

среднбалл по

краю

успеваемость %

качество

%

средбалл по ОУ

средбалл по краю

успеваемость %

качество

%

средннй балл по ОУ

средний балл по

краю

общ

100

71,5

50,5

54,2

100

80,1

54,17

57,89

100

80,6

58,42

57,39

 

Об оптимальном уровне сформированности коммуникативной компетенции  моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы мои выпускники  могут самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее,  что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

У молодых людей, обучавшихся в моих классах, сформированы личностные компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы.

В школе действует школьное самоуправление, проводятся выборы органов самоуправления. В 2011-2012 учебном году 77% учащихся 5 – 11 классов приняли участие в выборах.

 Более 80% моих выпускников получают высшее образование,  многие уже работают, создают семьи.

По результатам анкетирования одиннадцатиклассников могу судить о сформированности ценностно-смысловой и  общекультурной компетенций: учащиеся осознают свою роль в обществе и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, при этом  понимают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, толерантны в отношении представителей других культур.

В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой методического инструментария, позволяющего проследить степень овладения той или иной компетенцией. Считаю, что решение  этого вопроса будет следующим шагом на пути моего профессионального развития.

 

 

 

 

Ресурсы Интернет

 1. Интернет-журнал «Эйдос»

        www.eidos.ru/journal/

2. Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru/

3. Президент России: официальный сайт

www.kremlin.ru

4. Сеть творчески работающих учителей                                                                                                                      

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&lib_no=45...  

5. Соционет: информационное пространство по общественных наукам

www.socionet.ru  

6. Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru/

7. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

8. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

http://www.ecsocman.edu.ru/

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Общие компетенции, как условия  социализации учащихся.

 

  Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, развития самостоятельного мышления.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику школы, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность выпускнику общеобразовательной школы быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию. Современному школьнику необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.

Многолетний опыт работы в школе позволил выявить причинно-следственную связь и взаимозависимость проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности, со степенью сформированности социальной компетентности учащихся. Актуализировались на практике проблемы учащихся, связанные с потребностью в обретении умений и навыков, способствующих адекватному реагированию и поведению в ситуациях социального взаимодействия, и построению партнерских отношений, самоопределению личности в системе социальных отношений, осознанию границ своей зависимости/независимости от другого человека. Результаты опытно-поисковой деятельности подчеркнули необходимость развития социальной компетентности старших школьников и выявили возможность реализовать эту задачу на уроках обществознания в связи с возрастанием значимости общественных наук в современной социокультурной ситуации.

В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач .

Современная школа формирует ключевые компетенции. Такого рода компетенции являются результатом обучения по всем предметам. Основа ключевых компетенций – универсальные знания и умения, предназначенные для разнообразного применения.

Сегодня набор ключевых компетенций, определяемых разными авторами, могут варьироваться.

Стратегия модернизации содержания общего образования называет

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности;

- компетентности в бытовой сфере.

В.А.Хуторской предлагает выделять ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную компетенции.

Академик РАО И.А.Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции:

- компетентность здоровьесбережения;

- компетентность гражданственности;

- компетентность информационно-технологическая;

- компетентность социального взаимодействия;

- компетентность общения.

Л.Н.Боголюбов разделяет компетенции обществоведческого курса на две группы. К первой группе относятся компетенции, формируемые многими учебными предметами. Это компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере трудовой деятельности; компетенции, связанные с возникновением информационного общества.

Ко второй группе относятся компетенции, формируемые собственно в ходе изучения предмета «Обществознание». К ним относятся: компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности; компетентность в семейно-бытовой сфере; компетентность в сфере имущественных отношений; компетентность в сфере потребительской деятельности; компетентность, касающаяся жизни в многокультурном, многоконфессиональном обществе.

    Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению .Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский  метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Также одним из условий формирования учебно- познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Интересная методика «Обсуждение картин». Ее использую на уроках обществознания в 6 классе, например, при обобщении тем. Класс разбивается на 5 групп по количеству тем в разделе. Каждая группа получает конверт с пазлами которые они должны собрать, дать название картинке и определить круг вопросов, отвечающих теме картины и отражающих знания учащихся по данной теме.

На уроках обществознания в 7 классах практикую лекции-дискуссии. Так по теме « Как стать лидером», ставлю перед собой следующие цели и задачи:

-развитие креативного мышления;

-активизация процесса принятия материала;

-умение составления теста. Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно, формирует социальную компетенцию. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры и уроки -  ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентности.

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия

Это урок в 9 классе по теме: « Избирательное право» здесь происходит  формирование социальных и гражданских компетенции. Ключевые навыки этих компетенций включают способность общаться, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения. Это дает возможность воспитывать в детях патриотическое отношение к своей школе, к городу, к культуре и традициям «малой родины».

Учебно-познавательная компетенция формируется при использовании технологии «Атака мыслей» широко практикую в 10 – 11 классах. Цели данной технологии:

решение научной и учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного мозга»;

развитие креативности; воспитание сотрудничества.

Данную технологию использую  при опросе, изучении нового учебного материала, повторении и обобщении пройденного, при решении проблем.

Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут».

 «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, цели данной технологии:

-    развитие логического мышления;

- формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке; обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения ;владение устным общением.

На уроках истории во всех классах. опробовала технологию под названием «Конференция однородных групп». Данная технология используется  при проведении семинарских занятий, уроков-обобщений, для работы с литературой на уроке. Завершающим заданием урока является подготовка презентаций обучаемых. Эта технология служит для развития креативного, логического, критического мышления. Технология позволяет свести к минимуму участие педагога в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока, формирует информационную, учебно-познавательную, социальную компетенции.

       Также мне хотелось рассказать об интересной по замыслу методике «Слет специалистов» по этой технологии проводила урок в 11 классе по теме « Глобальные проблемы современности». Целью этой методики  активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени:  нужно было составить  презентацию по своей проблеме и предложить ряд мероприятий по выходу из неё. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь.        

 

Каждая научная группа состоит из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с той проблемой,  которая в данном научном коллективе разработана более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На слете выступают представители научных групп: теоретик и экспериментатор.

Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает тест, при выполнении которого учащимся нужно было применить научные исследования всех групп. На уроке широко использовались мультимедийные средства, интернет.

     Технология  проблемного обучения призвана сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемное обучение реализуется мною:

     - в рамках урочной деятельности;

     - в рамках предпрофильных элективных курсов;

     - в рамках  исследовательской и проектной деятельности.

                В ходе проблемного урока  обычно выделяю 4 взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации;

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;

4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

             При этом  решение проблемной ситуации может осуществляться:

- на протяжении всего урока;

- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Вот один из примеров:

           

В ходе данного урока создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции. Этому способствует организация самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач.  Информационная компетенция формируется через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативная компетенция – во время   групповой работы.

            Провожу и  уроки, не требующие деления на группы, где вместе с учащимися работаем над проблемным вопросом, например, «Почему демографическая ситуация относится к глобальным проблемам?»

            В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю  им самим найти способ его разрешения. (Имея возможности для занятия предпринимательской деятельностью, кто-то может добиться больших высот, а кто-то нет. Почему?);

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос  (Вмешательство государства в Экономику – панацея от всех бед или временная мера? Проблемный урок в 11 классе);

- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций (Смертная казнь: за или против – проблемный урок обществознания в 11 классе)

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (Устарели ли в наши дни категории нравственности? - проблемный урок обществознания в 11 классе).

            Ведущими методами на таких уроках становятся: 

  • диалогический метод (уч-ся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);
  • эвристический метод (уч-ся сами решают проблему, поставленную учителем);
  • исследовательский метод (уч-ся самостоятельно ставят и решают проблему). [4]

Проблемное обучение может осуществляться и в рамках профильных и предпрофильных элективных курсов.

            Элективный курс в предпрофильных 9-х классах «Мои права» включает в себя ряд проблемных вопросов (тем), например, «Мои права – твои права: ситуации, в которых возникает конфликт прав».

Показателями формирования учебно-познавательной компетенции моих учащихся   являются:

- динамика роста качества знаний:

предмет

       2008 - 2009

       2009 - 2010

      2010-2011

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

обществознание

100%

71,5%

100%

80,1%

100%

80,6;

           

- результаты районных олимпиад:

в 2010-2011учебном году Таранов Андрей занял 1 место в олимпиаде по обществознанию среди учащихся 7 классов, Шиц Ирина - 1 место среди учащихся 10 классов

- результаты ЕГЭ:

 

предмет

       2008 - 2009

       2009 - 2010

      2010 - 2011

успева

емость %

качество

%

средний балл по ОУ

среднбалл по

краю

успеваемость %

качество

%

средбалл по ОУ

средбалл по краю

успеваемость %

качество

%

средннй балл по ОУ

средний балл по

краю

общ

100

71,5

50,5

54,2

100

80,1

54,17

57,89

100

80,6

58,42

57,39

Об оптимальном уровне сформированности коммуникативной компетенции  моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы мои выпускники  могут самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее,  что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

У молодых людей, обучавшихся в моих классах, сформированы личностные компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы.

В школе действует школьное самоуправление, проводятся выборы органов самоуправления. В 2011-2012 учебном году 77% учащихся 5 – 11 классов приняли участие в выборах.

 Более 80% моих выпускников получают высшее образование,  многие уже работают, создают семьи.

По результатам анкетирования одиннадцатиклассников могу судить о сформированности ценностно-смысловой и  общекультурной компетенций: учащиеся осознают свою роль в обществе и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, при этом  понимают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, толерантны в отношении представителей других культур.

В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой методического инструментария, позволяющего проследить степень овладения той или иной компетенцией. Считаю, что решение  этого вопроса будет следующим шагом на пути моего профессионального развития.

 

Ресурсы Интернет

 1. Интернет-журнал «Эйдос»

        www.eidos.ru/journal/

2. Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru/

3. Президент России: официальный сайт

www.kremlin.ru

4. Сеть творчески работающих учителей                                                                                                                      

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&lib_no=4559&tmpl=lib  

5. Соционет: информационное пространство по общественных наукам

www.socionet.ru  

6. Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru/

7. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

8. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

http://www.ecsocman.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Альтернативные технологии (выступление на педсовете 30 декабря 2009г.).

В "Альтернативных технологиях" расссматриваются альтернативные образовательные системы,  одна из них - Вальдорфская система. А так же рассматривается вопрос: "Возможна ли в России Вальдорфская си...

Саморазвитие. Выступление на педсовете

Выступление на педсовете. Развитие самопознания у младших школьников....

Выступление на педсовете.

Данное выступление направлено на инновационные методы работы...

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете...

Выступление на педсовете

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...