Профессионально-личностная модель выпускника колледжа
статья на тему

Борисова Вера Михайловна

Статья посвещена формированию профессионального самосознания выпускника колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalno-lichnostnaya_model.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Вера Михайловна

Профессионально-личностная модель выпускника колледжа

Модель выпускника должна содержать в себе элементы профессиональной квалификации и элемент надпрофессиональной квалификации, т.е. коммуникационные навыки, знание иностранного языка, информационные технологии, знание смежных областей деятельности; социальную компетентность (подготовленность), культурную компетентность (подготовленность), способность принимать ответственные решения, управление личной профессиональной карьерой, навыки самообразования, умение работать в команде.

В процессе обучения одной из важных задач является формирование профессионального самосознания студентов, что требует в свою очередь воспитания профессионально значимых качеств личности обучаемого.

Предполагаются следующие качества:

- самоприятие - подтверждение самому себе своей ответственности и закономерности собственного бытия, гармонии и согласия внутренних образов «я», ощущения способности к вхождению в социум, в свое профессиональное будущее;        

-рефлексия - умение самоанализировать свои чувства, поступки, продвижение в знаниях, динамику развития личностных качеств: проявлять волю к достижению цели, коррекции развивающихся качеств, умение проявлять интерес к учению и профессиональной деятельности;

-самопознание - способность видеть себя в развитии, определение своих психофизиологических, физических, умственных состояний на данный момент, знание своих потенциальных возможное гей учения, профессиональной деятельности.

Единство личностного и профессионального развития студентов должно являться основой концепции воспитательной деятельности, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала будущего специалиста в профессиональном труде являются направленность, компетентность, дивергентность. Каждая характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, определяющих профессиональную модель выпускника колледжа,

Модель выпускника с позиции профессиональной культуры можно рассматривать как совокупность отдельных блоков личностных качеств, механизм воспитания которых должен основываться на синергии воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов группы.

1  блок - личностные качества профессионального взаимодействия.

  Для успешной деятельности  в коллективе  сработанность более  важна,  чем взаимная расположенность и симпатия. Но чаще всего приветливость, доброжелательность, искренность вызывают ответную реакцию и удовлетворенно воспринимаются окружающими. Умение считаться с интересами окружающих, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно работать другим людям - фундамент сотрудничества. В общении поведение одного человека может быть мерой поведения другого, и таким образом, может быть ориентировано на определенные нормы культуры. Если говорить о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения, культуре общения и культуре самовыражения, которые в свою очередь выражают нравственные требования общества. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие нравственных качеств: честности, ответственности, обязательности, доброжелательности. Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны, включенной в систему общественных отношений. Поэтому одни из важнейших характеристик личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях.

Задача педагога-воспитателя — установить личностный контакт со студентами, постоянно проявлять интерес к студентам группы. Внимательно выслушивать. По возможности сказать комплимент, в особенности тем студентам, у которых есть проблемы. Разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов и возможностей каждого обучаемого, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны. Содействовать повышению личностной значимости студентов, вовлекая их в различные виды деятельности. Ситуация успеха - взлет для человека, своеобразный скачок на ступень выше в личностном развитии. Тем самым мы сможем сформировать у студента уверенность в себе.

2        блок — личностные качества профессионального роста.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития. Продуктивное становление личности зависит не только от жизнедеятельности человека, но и от благоприятных условий: физическое здоровье и внешние данные. Современному обществу, производству нужны специалисты, способные плодотворно работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, что требует отменного здоровья, физических сил, волевых качеств. Физическое воспитание - незаменимая часть общего воспитания, которая способствует формированию у студентов социально необходимых качеств: решительности, целеустремленности.

Требования к уровню подготовки выпускника включают: общие требования к его образованности, подготовке по специальным дисциплинам, производственной практике. Но при этом необходимо заложить требования, касающиеся личностных и деятельных качеств как порядочность, добросовестность, ответственность, верность, надежность, честность. Знания сами по себе не определяют качество подготовки выпускника. Конкурентоспособный специалист среднего звена - это человек, у которого помимо профессиональных знаний должны быть сформированы и мотивация к качественному труду, и эмоциональная устойчивость к различным ситуациям, и умение управлять своим психическим состоянием.

3        блок - личностные качества творческой профессиональной деятельности.

Знания студента носят системный характер. Он должен свободно владеть научной терминологией, уметь использовать теоретические знания в профессиональной деятельности, уметь осознанно проанализировать любое явление или процесс, сравнивая его с образцом, отстаивая и высказывая свою точку зрения. Результатом обучения в колледже, является готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности, способность проектировать и прогнозировать результаты своей работы, которая носит исключительно творческий характер.

4        блок — личностные качества профессиональной самореализации.

Профессионально-ценностные     ориентации     личности     обусловлены     потребностью осознания его значимости для общества. Различные виды деятельности позволяют студенту наиболее полно проявить себя как личность, в соответствии со своими индивидуальными способностями. Возможности самореализации в перспективе профессиональной деятельности зависимы от активизации деятельности студенческих клубов, творческих коллективов, что позволяет усилить мотивацию студентов к участию в общеколледжных мероприятиях, от организации мероприятий по активному подключению студентов к управлению учебным процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем колледжа, проблем успеваемости, посещаемости). В решении этой задачи важную роль играет студенческое самоуправление. Эти условия реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях, которые направлены на умение преодолевать жизненные трудности, умение преподнести себя, самосознание. инициативность, решительность, выносливость, коммуникативность. Разностороннее воспитание является обязательным атрибутом каждого человеческого «я». И от качества воспитания во многом зависит мировоззренческая, культурно-нравственная наполняемость этого «я»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий КАПУСТНИКА ВЫПУСКНИКОВ колледжа

Капустник выпускников социально-педагогического колледжа, в стихах...

Модель выпускника лицея.

Модель выпускника лицея,  получившего среднее общее образование и профессию....

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

Доклад "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у выпускников колледжей "

Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и п...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »

описаны способы  формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей...