МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КРИТЕРИИ
статья на тему

 

 Т.Л. Ерошина,
Зам. директора по УВР
ГБОУ НПО ПУ № 90 МО
 

Одним из основных элементов системы менеджмента качества образования является воспитательный процесс, а ведущим показателем результативности воспитательного процесса образовательного учреждения любого уровня является уровень воспитанности учащихся. Ряд ученых-педагогов понимают под воспитанностью личности наличие у неё устойчивых морально-волевых качеств, умений и навыков.

Мониторинг является необходимым условием развития и совершенствования воспитательного процесса в учебном заведении, его неотъемлемым элементом.

Любое профессиональное образовательное учреждение, ориентирующееся на качественную организацию процесса воспитания учащихся как целенаправленного руководства личностным развитием, присвоением учащимися нравственных и профессиональных ценностей должно учитывать те существенные изменения, которые происходят в современном обществе. Процессы, происходящие в современной социальной жизни, ведут за собой переосмысление и концепции воспитания: целей, содержания, принципов, условий, критериев и т.п. Остановимся более подробно на критериях, применительно к конкретному образовательному учреждению.

Критериями воспитательного процесса в ГОУ НПО ПУ № 90 являются:

·                   Изучение состояния воспитательной работы путем непосредственного наблюдения за ней.

·                   Оценка состояния воспитательной работы.

·                   Прогноз развития воспитательной работы.

·                   Выработка мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В соответствии с приказом Минобразования РФ воспитательная работа оценивается по двум основным критериям:

1. Наличие в училище условий для внеучебной воспитательной работы с    обучающимися.

2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов для развития личности.

         Мониторинг включает в себя 2 группы показателей:

В первую группу входят объективные статистические показатели:

·                   успеваемости и посещаемости

·                   количество правонарушений, совершенных учащимися

·                   количество обучающихся состоящих на внутриучилищном учете Совета профилактики правонарушений, а также в КДН, ОДН и т.д.

·                   участие обучающихся в училищных, городских, областных, конкурсах и проектах

·                   процент охвата обучающихся горячим питанием

·                   количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с педагогами).

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности воспитательного процесса:

·                   диагностика уровня развития группы (социометрия)

·                   диагностика уровня воспитанности обучающегося, группы и училища в целом (уровень воспитанности), куда входят такие показатели:

ü    учебная и социальная активность

ü    морально-волевые качества

ü    коммуникативные качества

ü    здоровье, здоровый образ жизни

ü    эмоциональный настрой группы. 

Критериями эффективности воспитательной деятельности мастеров производственного обучения и преподавателей являются:

·                   Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

·                   Обеспечение позитивных межличностных отношений

·                   Содействие освоению обучающимися образовательных программ

·                   Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания

·                   Профилактическая работа.

Также критерием эффективности воспитательной деятельности являются личные достижения мастера, педагога и их воспитанников:

·                   Участие в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях методических объединений по вопросам воспитания; награждения мастера, педагога.

·                   Результативность воспитательной деятельности (грамоты, дипломы, участие и призовые места в различных училищных конкурсах и мероприятиях)

·                   Участие группы в различных городских, зональных и областных конкурсах.

·                   Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика)

·                   Работа с родителями (активность родителей в жизни училища и группы, контроль  с их стороны)

·                   Дежурство по училищу

·                   Соблюдение делового стиля учащихся.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности педагогов-воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе педагога, к сожалению, встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности учащихся. Анализ традиционной практики воспитания позволяет выделить следующие трудности, с которыми сталкиваются педагоги-воспитатели:

·                   При постановке и решении педагогических задач (затруднения в балансировке обучающих задач с развивающими и воспитывающими, допуская упущение последних);

·                   В организации педагогических воздействий (неумение изучать учащегося, видеть его как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития);

·                   В оценке воспитанности, когда педагог больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков;

·                   В организации воспитательного процесса (педагоги не проявляют инициативу, не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, предпочитают массовые формы работы, проводят мероприятия шаблонно);

·                   В выборе методов воспитания (стремление навязать способы поведения в готовом виде, а не создание ситуации морального выбора; оценивание отдельных поступков учащегося вне контекста его общего поведения);

·                   В организации собственной деятельности в частности в самоконтроле и самокоррекции своего труда (недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе).

Уровень профессиональной компетентности педагога определяет результат воспитания. Именно поэтому, необходимо рассматривать проблему готовности педагога и педагогического коллектива к воспитательной работе в профессиональном образовательном учреждении.

Критерии готовности педагогов к воспитательной работе включают в себя:

·                   систему знаний, умений и навыков по воспитанию учащихся;

·                   мотивационно-целостное отношение к воспитательной работе;

·                   способность самостоятельно строить методику воспитательной работы, используя новые воспитательные технологии;

·                   постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;

·                   способность к импровизации в сфере воспитания, самореализации на основе внутренней профессиональной мотивации;

·                   рефлексию своего личностного и профессионального поведения.

Таким образом, мониторинг позволяет оценить состояние воспитательной работы в училище, прогнозировать его развитие и выработать предложения и меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов, является одним из стимулов для повышения качества профессиональной деятельности мастеров и педагогов. А диагностика готовности педагога к реализации воспитательных задач должна носить комплексный характер, быть направленной на изучение всех составляющих педагогической компетентности в области воспитания и являться неотъемлемым звеном системы менеджмента качества образовательного учреждения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Показатели и критерии оценки устных ответов студентов

Показатели и критерии оценки устных ответов студентов...

Критерии оценивания презентаций

Многократно учавствуя в различных публичных мероприятиях, где требуется воспроизведение презентации, как сопровождение выступления, я пришла к выводу, что, несмотря на все многообразие красок, шаблоно...

Критерии оценки экономической политики государства

В нашем мире нет ничего идеального. Госудасрство, свобода, демократия, план, социализм, рынок - всё имеет свои теневые и светлые стороны. традиционно одной из основных целей государственной экономичес...

Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)

Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию...

Критерия и методы отслеживания одаренных детей

Я хочу рассказать об оперативном и поисковой диагностировании детей, по выявлению самых способных и одаренных к танцу....

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ

Данная публикация познакомит с понятием личностного роста, его критериями и поможет понять, как эту информацию можно применить на практике. Публикация по своему содержанию подходит как для педагогов д...