Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)
методическая разработка по теме

Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию по теме "Проблемы общественного прогресса и его критерии" я применила два приема из ТРКМ - "синквейн" и "фишбоун".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc80 КБ
Microsoft Office document icon plan_zanyatiya_problemy_obshchestvennogo_progressa.doc35.5 КБ
Office presentation icon progress.ppt440.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смолина Ирина Михайловна

            министерство образования и науки хабаровского края

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«комсомольский-на-амуре металлургический техникум»

  Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его

                                                                                          критерии»

                                                 

                        (с применением ТРКМ)

                                                                                                                               

                                                              Рассмотрено на заседании ПЦК

                                                              Общеобразовательных дисциплин

                                         

                                                              протокол №     от          2012 г.

                                                              преподаватель: Смолина И.М

                                                             

                                                   2012 г.

  Технологическая карта

Тема: «Проблемы общественного прогресса, его критерии»

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления.

Образовательные цели:

Обучающие:

  1. на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса, и его критерии;
  2. способствовать развитию умения оценивать критерии, создавать логические схемы.

Развивающие:

  1. развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;
  2. развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;
  3. развивать аналитико-синтезирующее мышление студентов.

Воспитательные:

  1. привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;
  2. способствовать повышению уровня культуры общения;
  3. умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

Методические цели:

  1. изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;
  2. активизация познавательной деятельности студентов через применение технологии развития критического мышления;
  3. мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения студентов к поставленной проблеме.

Оборудование занятия

Методическое обеспечение:

 Карточки Синквейна.

ТСО:

Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»

Литература:

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2009.
2. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, М., 2007.
3. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 2003.
4. Ясперс К. Всемирная история философии: введение. – М., 2005.

                                              Ход урока

Повторение:

  1. дайте определение понятию «прогресс»;
  2. подберите синонимы к этому термину;
  3. дайте определение понятию «регресс»;
  4. подберите синонимы к этому термину.

Изучение новой темы:

                                Два подхода к пониманию общественного процесса.

    Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

    Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

                  (изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) 

                                                    Критерии прогресса:

  1. Главный критерий прогресса – человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен чувствовать человек. Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному совершенствованию.
  2. Главный критерий прогресса – техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника. Недостаток подхода: теряется человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществ е может чувствовать себя потерянным, винтиком в бездушной машине общества.
  3. Главный критерий прогресса – производительность общественного труда. Чем более развито общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два предыдущих подхода, гасятся их недостатки. Недостаток подхода: что делать, если производится не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?).

                                                             (беседа со студентами) 

   Однако главное всё же – человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает человека, тем оно прогрессивней.

                                       Периодизация исторического процесса

В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории.

      1. Теория общественно-экономических формаций, формационный подход.
Эта теория создана К. Марксом во второй половине XIX века. В основе формационного подхода лежит поступательное понимание общественного прогресса, а главным его критерием выступают производительные силы.

    В истории развития общества выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический как итог развития всего человечества).

   2. Конвергентный подход.
В основу периодизации истории кладётся уровень развития техники и технологии. Данный подход исходит из поступательного характера общественного прогресса, основным критерием которого являются техника и наука.

Первые разработки появились в начале ХХ века  (Ростоу).  Выделяют в основном три ступени общественного развития:

– доиндустриальная или аграрная (основным производством является сельское хозяйство, определяющая роль в обществе принадлежит сословиям);

– индустриальная (главная сфера производства – промышленность, ведущий слой в обществе – производитель, бизнесмен);

– постиндустриальная или информационная (основная сфера производства – сфера услуг, образования и науки, ведущая сила в обществе – учёные, специалисты-профессионалы).

   3. Цивилизационный подход
За основу периодизации кладётся человеческое измерение: что даёт общество для развития человека. Выделяют две ступени и соответственно два типа общества: цивилизованное и нецивилизованное. Подразумевается, что цивилизация проявляет себя кроме труда и в сфере потребления, а также в сферах социально-политической.

                    Эволюция и революция как формы социального развития

Эволюция – постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества.

Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству.

                                                Противоречивость прогресса:

                                                               

               

1. В «голове» рыбы  записать  проблему, которую будем рассматривать:

                       Процесс исторического развития противоречив

2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

                      Прогресс техники, развитие индустрии,

                       открытия в области ядерной физики,

                    использование персональных компьютеров,

                              рост городов (урбанизация)

3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

                           Экологический кризис,

                           атомное оружие,

         болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),

                           социальная изоляция,

нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания,  

                                                                                                 больезнь органов дыхания, НС)

4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

          Чем быстрее и больше прогресс, тем более высокую цену платит человек.

Рефлексия

    Карточка Синквейна  

                                          (Приложение 2.)

Домашнее задание.        

                                           (Приложение 1.)            

                                                                                                                              Приложение 1.

                                     Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Противоречия прогресса

    Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

     Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

     Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и  следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

    Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

                                                                                                                А. Печчеи.

Вопросы и оценка:

                      1, 2 вопрос – «удовлетворительно»

                      1,2, 3 вопрос – «хорошо»

                      1-5 вопрос – «отлично»            

1. Перечислите проблемы, которые автор сравнивает со «щупальцами гигантского спрута».

2. Какой выход предлагает автор?

3. Найдите в тексте фразу, в которой наиболее емко выражены противоречия прогресса.

4. Приведите примеры «щедрых подарков», которые принес человечеству XX век.

5. Какие беды человечеству принес XX век?

                                                                                                                  Приложение 2.

                                                   

                                    Синквейн

  1. имя существительное – слово, которое ассоциируется

     с темой сегодняшнего занятия;

  1. два прилагательных, которые раскрывают

     вышеназванное существительное;

  1. три глагола, которые описывают действие этого процесса,

     явления (темы);

  1. составьте предложение, выражающее общей фразой отношение к теме;

  1. запишите синоним к вашему первому слову.            

                                                                                                   



Предварительный просмотр:

                                                                                                       План занятия

№ п/п

Этапы занятия, хронометраж

Содержание работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Дидактический материал

1.

Оргмомент  (7 мин.)

Постановка целей занятия, мотивация

Вступительное слово преподавателя

Работа в тетрадях

Слайд 1,2

2.






Постановка проблемы  


              (45 мин)

Актуализация опорных знаний

Ведение диалога со студентами

Аргументированные ответы на вопросы преподавателя по теме, изученной ранее.

Слайд 2,3

Изучение нового материала

Объяснение нового материала


Беседа со студентами

Работа в тетрадях

Схематически изобразить линейный, циклический, спиралевидный тип прогресса



Слайды 6,7,8,9,10,11

3.

«Фишбоун», прием ТРКМ


              (17 мин)

Работа со схематичным рисунком

Руководство работой студентов

Ответы на вопросы преподавателя, формулировка «+» и «-« прогресса,

формулирование вывода. Работа в тетради.

Рисунок на доске

4.

               Заключение  

                 (10 мин)

Анализ результатов работы на уроке


                                 Беседа

Слайд 12,13

5.

         Домашнее задание

                 (10 мин)

Закрепление знаний

Объяснение задания и критериев оценивания

Работа с текстом документа

Приложение 1.

6.

Подведение итогов, прием ТРКМ

Рефлексия

                                 

Работа с карточкой

«Синквейн»

Приложение 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

Презентация к уроку по теме "Научно-технический прогресс"

Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для проведения занятий...

Применение ТРКМ при изучении темы "Артерии головы,шеи и верхних конечностей".

Представлен учебно-методический материал с использованием технологии развития критического мышления при изучении дисциплины Анатомия и физиология человека, тема "Артерии головы,шеи и верхних...

Методическая разработка урока по теме "Низкокалорийные кондитерские изделия", по специальности 19.02.10. "Технология продукции общественного питания"

Урок продуктивного уровня, в основу которого положена самостоятельная работа студентов по разработке рецептуры низкокалорийного торта. Особыми мотивационными средствами можно считать видеофрагменты, н...