Проект "Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности ребенка"
проект по теме

Литягина Ирина Викторовна

Проект для курсов: сущность духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, духовно-нравственное развитие на уроках и во внеурочное время, взаимодействие с семьей по вопросу духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_proekt.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                   

           Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


                              Кафедра воспитательных систем


               Практико-ориентированный проект



Тема: Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.  



Слушатель курсов «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в образовательных учреждениях НПО и СПО»

                                                                     Литягина Ирина Викторовна

                                                      ГБОУ НПО ПУ № 136 МО



                                                                               Руководитель                 старший преподаватель Зубова Е.И.

                                                                     

Москва 2012г

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Основное содержание

 Глава 1. Сущность духовно-нравственного

 воспитания и развития  ………………………………………………………6                                                

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках русского языка и литературы……………………………………………………………12

  Глава 3. Духовно-нравственное воспитание и развитие подростков во внеурочной деятельности……………………………………………………..18

Глава 4. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения  в вопросах духовно-нравственного воспитания подростка……………………………...25

Заключение…………………………………………………………………….30

Литература……………………………………………………………………..33

Введение

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России записано: «Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Жизнь нашего суверенного государства проходит, по сути, в условиях всеобщего кризиса, который угрожает не только своей социально-политической и экономической стороной, но и, безусловно, своей самой опасной, представляющей угрозу для жизни людей — кризисом межнациональных отношений. Участившиеся кровавые межэтнические конфликты на границах России, национальный экстремизм, международный терроризм, угрозы новой мировой, ракетно-ядерной войны, — все это еще больше усиливает возросшую роль духовности и нравственности в общественной жизни.

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является           ключевой      задачей      современной      государственной      политики  Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Целью данного проекта является изучение системы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении, так как основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является образовательное учреждение, выстраивающее партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ. «…наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».

Задачами проекта стали изучение:

  •  сущности и содержания духовно-нравственного образования;
  • особенностей  духовно-нравственного воспитания на уроках;
  • системы духовно-нравственного развития во внеурочной деятельности;
  • форм и методов  взаимодействия семьи и образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания подростка.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Сущность духовно-нравственного воспитания и развития.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" записано: "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Данная цель должна реализовываться через систему духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. 

Традиционно духовно-нравственное воспитание в России было национальным по содержанию и православным по духу. Осмысливая возможности образования с позиции формирования у старшеклассников духовности и нравственности, Е.П.Белозерцев отмечает, что образование – это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека и его духовного становления.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности бывают общечеловеческие и национальные.

Общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох (любовь к Родине, Отчизне  ).  

Разные источники относят к общечеловеческим ценностям, например, следующие:

  • основные законы, существующие в большинстве стран, как выражение общечеловеческих ценностей (запрет на убийства, воровства и т. п.);
  • религиозные заповеди, как выражение общечеловеческих ценностей;
  • «золотое правило нравственности»  — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

 Национальные ценности — это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии (Безопасность страны).

В данном случае под ценностями понимается суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала.

Что же касается ценностных ориентаций, то они составляют, с одной стороны, относительно устойчивую систему фиксированных установок, организующих поведение по отношению к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и самому себе как к члену общества, с другой – ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности, социальных групп.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

           Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.  Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Какая же цель реализуется в процессе духовно-нравственного воспитания? Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Одна из важнейших задач, стоящих в процессе духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

                        • семейной жизни;

                        • культурно-регионального сообщества;

                        • культуры своего народа, компонентом которой является система              

                          ценностей традиционных российских религий;

                        • российской гражданской нации;

                        • мирового сообщества.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Такими ценностями в современных условиях являются:

                         • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой                      

Родине, служение Отечеству;

                        • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

                         • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

                          • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

                           • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

                           • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

                            • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

                             • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

                              • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

                               • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и даже из самой благополучной, динамично развивающейся страны они не уходят. Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках русского языка и литературы

Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно- измеримом ресурсе урока  -  воспитательном.

«Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе», - писал Юрий Михайлович Лотман. Святые слова – «Знание», «Память», «Совесть».

Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

На каждом уроке мы должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно.

Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие  уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников.

Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

 Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.  

 Пословицы  можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым»  – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие»  – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных»  – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».

 Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показывать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.  Одним из  заданий на 2 курсе  стала исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследили  за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением  его в русском народном творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов, привели примеры своих творческих работ с этим словом.  Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

             Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы.

Русская литературы всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему. Концентрация литературного материала каждой темы вокруг нравственных и эстетических вопросов предполагает подчиненность школьного изучения литературы задачам нравственного и эстетического развития учащихся. Программный материал 9-11 классов представляет для этого большие возможности. Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность.

Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других.

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма.  Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о войне. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных.

 Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков)

Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Совсем недавно  с обучающимися была  проведена дискуссия  «Патриотизм: знак вопроса», одной  из целей которой было формирование гражданской позиции учащихся,  воспитание духовной, нравственной личности. Подростки делились тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество, какое отношение у них к службе в армии. В выступлениях звучали слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм».

Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Готовимся к проведению конкурса красноречия «Как слово ваше отзовется», для учащихся 3 курса. Цель этого конкурса – способствовать воспитанию духовной, нравственной личности. Конкурс пройдет по таким номинациям: «Родная земля», «Дар бессмертный – слово», «Земное счастье». Это мероприятие – результат длительной и плодотворной работы.  Ребятам необходимо будет показать умение чувствовать родное слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл, восхищаться им, выражать себя в слове.

И снова речь пойдет о любви к родной земле,  об отношении к национальной культуре, к достоянию нашему – русскому языку.

Нельзя недооценивать значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме,. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли,  

Часто предлагаю на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.

Вся русская литература — о причудливом «пейзаже русской души» (Н.А.Бердяев) и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется» (Ф.М.Достоевский). В сердечной тревоге русские философы и писатели искали те здоровые силы, которые могли бы спасти Россию. И сегодня, вглядываясь в наследие русских мыслителей и художников, зададимся вопросом: где то здоровое ядро нации, которое давало России силу сохранить себя в исторических испытаниях? На что можно опереться новой России? Это вопрос о ценностях русской духовности. И ответ мы будем искать в отечественной философии и литературе. Ценности — это тот стержень, который образует лицо нации. Ценности — это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура. В каждой национальной культуре «есть ценностей незыблемая скала» (О.Мандельштам).

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремимся научить их жить по законам добра,  настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".

Духовно-нравственное воспитание и развитие подростков во внеурочной деятельности

         Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Б.Т.Лихачёв, утверждает, что, чем больше школьник вовлечён в систему целенаправленных воспитательно-обучающих отношений и деятельностей, тем больше у него шансов противостоять антиобщественным влияниям и развить в себе цельную личность со сформировавшимися ценностными ориентациями. Духовно-нравственное воспитание в значительной степени ограждает личность школьника от неблагоприятного воздействия социального окружения.

Глубокое изучение русской народной культуры, русской художественной литературы, сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств, становится основным содержанием деятельности образовательного учреждения  в урочное и внеурочное время. Наиболее важным педагогическим условием освоения предлагаемого школой материала с целью формирования ценностных ориентаций является правильно организованная учебная и внеурочная деятельность учащихся.

         Удельный вес внеурочной деятельности  в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

         Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности  ребенка  на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные коллективные  дела, планирование общих дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы, построены на массовом участии обучающихся  и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

В содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования должны быть отражены базовые ценности. Формирование ценностных ориентаций подростков  на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. В своём исследовании мы берём за основу духовного воспитания ценности православной культуры, а также вводим учащихся в круг решения жизненно важных вопросов о смысле бытия, назначении человека и др.

Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и другие люди.

Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности  является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, старшеклассники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

•         Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека  

             Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

•         Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

•         Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

             Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

•         Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

             Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

        Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подростка начинается с диагностики.

Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием подростков в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ: дневников, сочинений, статей в газету и т. д.

Второй предмет диагностики это  - коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, ученическом  общественном объединении и т. д. Современный подросток  развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

От родителей в немалой степени  зависит, будет ли создана   атмосфера доверия, доброжелательности в  коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ученик  в классе.  Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности, для развития эффективной связи образовательного учреждения  и семьи в воспитании и образовании детей.  Для изучения удовлетворенности родителей работой  образовательного учреждения можно использовать одноименную методику Е. Н. Степанова.

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по карте внеурочной занятости.

На основании полученных данных составляется программа духовно-нравственного развития обучающихся с использованием различных форм и методов. Примером могут служить  следующие мероприятия: концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, беседы-размышления “Познаваем ли мир?”,  “Человек и его предназначение”, “Вечные истины”,“В силах ли я искоренить зло в самом себе?”; театрализованные представления христианских и народных  праздников (“Праздник Покрова”,  “Рождество Христово”, “Пасха”, «Святочные гуляния и гадания», «Масленица» и др. ); “Уроки благочестия”  ( пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской традиции); литературно-музыкальная композиция “Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека”, поэтическая гостиная “Красота спасёт мир”, литературный этюд “Традиции моей семьи”, деловая игра “Генеалогическое древо”, “Дружба или любовь? - во сколько лет начинается взрослая жизнь?!», встреча с представителями внутренних органов правопорядка, представителей ФСКН, работников медицинских учреждений, наркологических диспансеров, круглый стол по проблемам экологии,  деловая игра “Я гражданин России”, беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?” ,  деловая игра “Аукцион человеческих качеств”, диспут  «Кого вы назвали бы культурным человеком и почему?»,  диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность” и многое другое.

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, использование  программ внеурочной деятельности,  ресурса учреждений дополнительного образования предоставляют возможность  сегодня создать особое образовательное пространство,  позволяющее развивать собственные интересы подростков, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения  в вопросах духовно-нравственного воспитания подростка.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

В современных условиях в вопросе семейного  воспитания  встречается много трудностей и проблем:

  • почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака;

 - супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

 - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

 - утрачен традиционный уклад семейной жизни;

 – нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

  - катастрофическое падение социального престижа материнства и отцовства;

 - продолжает снижаться рождаемость

 - увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

-  утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

 - в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в образовательном учреждении. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в мире.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме.

    Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики (информирование, диагностирование, коррекционная работа).

    Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с родителями являются индивидуальные и групповые формы работы.

 К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести:

 родительские собрания,

 конференции,

 вечера вопросов и ответов,

 родительские университеты.

 Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

         Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

 Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

 По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

 Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

 Тематические родительские собрания - это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания. как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

 Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития ученического  коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

 Важной формой групповой работы с родителями является конференция.

 Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определённой проблеме.

 Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

 Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы, в месячник пожилого человека. На этих встречах рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть, что вспомнить, другим есть, что узнать от старшего поколения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через:  формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.);  формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.); формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, походы и др.

            Примером высоко духовного воспитания детей может служить семья последнего русского императора Николая II. На почве общего разложения семейных нравов начала XX века семья русского императора представляла редкое исключение: в ней царили тесные дружеские отношения, неподдельная горячая любовь  между детьми и родителями.

 Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

 Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:

  • экскурсия - знакомство со школой и школьными службами;
  • праздники класса;
  • встреча с администрацией учебного заведения и социально - психологической службой;
  • "Дни открытых дверей в классе";
  • выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Заключение

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции образовательного учреждения – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном  выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания  личности.

Многообразие форм учебной и внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Одним из главных показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

        Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и общества, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому и нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной.

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования и Российского общества.

Литература

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.- М., 1993. – С.322.
  2. Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 – 192.
  3. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин - СПб.: Изд-во «Шпиль», 2004. – С.11.
  4. Концепция духовно-нравственного развития
    и воспитания личности гражданина России

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.37.
  2. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
  3. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Статья "Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга"

В наше сложное время, когда множаться искушения и беззакония, душа подростка особенно ранима и восприимчива к разного рода информации. Чтобы правильно сформировать духовно- нравственные ориентиры необ...

Роль семьи в формировании духовно – нравственной культуре ребенка средствами детской прессы.

Познавательный журнал «Фунтик» по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей. В основу журнала мы решили завести всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к ст...

Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...