Роль семьи в формировании духовно – нравственной культуре ребенка средствами детской прессы.
статья
Познавательный журнал «Фунтик» по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей. В основу журнала мы решили завести всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для других, общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей. Проводником в этом мире ценностных ориентаций стал всем известный персонаж мультфильма Фунтик. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Это затрудняет оценку эффективности данного издательского проекта, но не уменьшает значимости нашей работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ФУНТИК».
Козулина Н.В, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 104 «Зорька»
комбинированного вида, г. Улан - Удэ»
Аннотация. В статье рассматривается духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через детскую прессу.
Ключевые слова: духовно - нравственное воспитание, семья, детский сад, детская пресса.
Государственный заказ, представленный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС), в области социально-коммуникативного развития ориентирован на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательную работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становления духовно-нравственной личности. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Занимаясь воспитанием и формированием основ ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели: - повышение роли семьи в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании. - привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с нравственными ценностями. Для реализации поставленных целей определили следующие задачи: • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей...
Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Все мы видим, что в нравственном воспитании современных детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В погоне за ранней интеллектуализацией дошкольников упускается воспитание их души, их нравственное развитие, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей. Сформированные нравственные ценности помогают устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Наблюдая в поведении детей за проявлениями самомнения, тщеславия, эгоизма, понимаем, что в основе этого лежит будущее равнодушие к другому человеку. Умение строить общение с другим человеком, ориентируясь на его эмоциональное состояние, формируется благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Для многих в детстве настоящим праздником был тот день, когда в почтовом ящике появлялся очередной номер «Веселых картинок» или «Мурзилки». Сейчас культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке в последнее время столь велико и разнообразно, но к сожалению, носит только развлекательный характер.
Таким образом, хотим представить вам познавательный журнал «Фунтик» по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей. В номере чаще всего обыгрывается одна тема, поскольку в возрасте 3-6 лет восприятие фрагментально. В основу нашего журнала мы решили завести всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для других, общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей. Так как детская пресса стремится дать знания и представления об окружающем мире маленькому читателю, обязательным требованием является доступность изложения для детского восприятия, понятное и увлекательное для него содержание, стимулирующее интерес к журналу. Проводником в этом мире ценностных ориентаций стал всем известный персонаж мультфильма Фунтик, который "сопровождает" как ведущий, который помогает, объясняет и подсказывает маленькому читателю. Поскольку ребенок в раннем возрасте максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию, воспринимает слова и действия взрослого как данность, не подвергая их сомнению, мы предлагаем небольшую педагогическую помощь родителям, направленную на формирование у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения. Журнал состоит из определённых рубрик, как для детей, так и для родителей. Главная цель журнала – помочь родителям в ознакомлении детей с основными нравственными ценностями. Содержание журнала сформировано таким образом, чтобы ребёнок мог и поиграть, и поучиться.
Наши читатели – это дети, а в этом возрасте для восприятия читателям предпочтительны сюжеты с победой добра над злом, торжеством справедливости и правды, поэтому в нашем журнале присутствует немалая доля оптимизма. Журнал помогает детям интересно проводить время в семье с родителями, братьями и сёстрами. Вечерами совместно прочитываются самые интересные рубрики, разгадываются ребусы, загадки, мастерятся поделки. Все рисунки, используемые в журнале, являются авторскими и нарисованы специально для журнала.
Мы надеемся, что опыт, приобретенный детьми и родителями на страницах нашего журнала, будет способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Список литературы
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.А.М. Виноградовой. – М.: 1999.
2.Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности //Среднее профессиональное образование. – 2010.-№ 5. – С. 59-62
3. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. – 2001.
4. Ломбина Т.Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. – 2010. - № 2. – С. 68-88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности ребенка"
Проект для курсов: сущность духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, духовно-нравственное развитие на уроках и во внеурочное время, взаимодействие с семьей по вопросу духовно-нравственного...
Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В данной статье рассказывается о роли семьи в формировании личности ребенка и родительской ответственности за воспитание....
Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"
Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...
Духовно-нравственное воспитание ребенка в детском доме
духовно-нравственное воспитание...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...
Роль семьи в формировании одаренности ребенка
Роль семьи в формировании одаренности ребенка...