Урок "Контрольно - измерительный инструмент"
методическая разработка по теме

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

             профессиональное училище № 15 г. Сыктывкара

                                         

УТВЕРЖДАЮ:

Старший мастер

____________ Г. И. Чугаев

« 29 » сентября 2011 г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

____________ И. В. Юрецкая

« 30 » сентября 2013 г.

 

 

 

План открытого урока

« 1 » октября  2010г.                                                                                           Мастер п/о Исакова О.В.

Группа: № 14

Профессия:  220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

ПМ.01.: Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ

Тема по программе: Подготовительные работы для слесарной обработки заготовок деталей.

Тема урока: Контрольно – измерительный инструмент.

Тип урока: Выполнение учебно-производственных работ

Цели урока:

Обучающая:

Сформировать умения пользования контрольно-измерительными инструментами и применять их на практике.

Развивающая:

Развивать навыки коллективной и индивидуальной работы, интерес к профессии.

Воспитательная:

Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, бережное отношение к инструментам и приспособлениям, познавательной           и практической деятельности.

Методическая:

Создать условия для повторения и углубления знаний и умений через использование самоконтроля, взаимоконтроля в сочетании с бригадной и индивидуальной формой организации учебной деятельности.

Материально  – техническое оснащение урока:

Автоматизированное рабочее место мастера, классная доска, штангенциркули типа ШЦ–1 и ШЦ–2, микрометры типа МК–1  и МК–2,  резьбомеры метрический и дюймовый, детали типа «валик», «кольцо», «втулка», «болт», «гайка».  Плакаты: «Штангенинструменты», «Микрометрические инструменты»;        карта контроля размеров детали, инструкционные карты: «Измерение линейкой измерительной металлической», «Измерение штангенциркулем», «Измерение микрометром»; карточка контроля знаний по теме №1, карта поэтапного контроля знаний обучающихся на уроке;                                                          учебная литература:                                                                                                       1. Слесарное дело:  Б.С. Покровский, В. А. Скакун                                                                     2. В помощь мастеру-слесарю: В.С. Старичков

Межпредметные связи:

Техническое черчение, технология слесарно-сборочных работ, материаловедение, математика, охрана труда, допуски и технические измерения.

 

ХОД УРОКА

Структурный элемент урока (этап урока)

Время на этап

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации

I этап

Организационный момент

5 мин.

1. Приветствие обучающихся.

2. Ознакомление обучающихся с темой и целями урока.

3. Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие и состояние спецодежды).

4. Назначение дежурного.

1. Отвечают на приветствие мастера п/о.

2. Приводят в порядок спецодежду.

3. Убирают лишние вещи с рабочего стола, выключают телефоны.

Словесный

Журнал производственного обучения, тетради                   с конспектами по п/о, канцелярские принадлежности.

Фронтальная

II этап

Водный инструктаж

85 мин.

Создаётся мотивация учебной деятельности и повышается интерес к учению.

 

 

 

Словесный, демонстрационный.

 

 

Фронтальная

 

 

2.1

Мотивация и определение формы урока.

 

 

 

 

 

 

Объявляю, к изучению какого ПМ относится урок, озвучиваю название «Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ».

Объявляю тему урока «Контрольно-измерительный инструмент».

Объявляю цели урока: сформировать умения пользования контрольно-измерительными инструментами и применять их на практике.

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

 

 

Инструктивный

Тетради по п/о, канцелярские принадлежности.

Фронтальная

2.2

Повторение материала прошлого урока по теме «Сущность и назначение слесарной обработки»,  контрольный тест (ТЕСТ).

 

По ссылке открываю электронный тест, с помощью проектора передаём изображение на экран. Объясняю правила выполнения теста для обучающихся.

Проверяю правильность ответов обучающихся вместе с ними, отвечаю на вопросы теста. Записываю сумму баллов по тестам у обучающихся в таблицу.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы теста, ответы записывают в тетрадях.

 

Обучающиеся в своих тетрадях исправляют ошибки и подсчитывают количество правильных ответов и сообщают сумму мастеру п/о.

Словесный, видеометод.

Тетради по п/о, канцелярские принадлежности, автоматизированное рабочее место мастера, демонстрационный экран, форма «Таблица контроля ответов обучающихся»

 

 

 

Фронтальная

2.3

Изучение нового материала по заявленной теме урока.                     (Контроль освоенности материала урока проводиться в ходе урока, не выделяясь в отдельный этап)

Открываю презентацию  «Измерение размеров деталей». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).                             а) Рассказываю о назначении операции измерения размеров деталей.                                           

б) Рассказываю и одновременно показываю на слайдах презентации о видах контрольно-измерительного инструмента, переходя от простых к более сложным.                    

в) Провожу демонстрацию по выполнению операций измерения:  рулеткой, измерительной металлической линейкой, штангенциркулями, микрометрами.

 г) Объясняю правила отсчёта показаний шкал инструментов на деталях.

д) Провожу небольшое тестирование, по отсчёту показаний на шкале штангенинструментов,           проверку ответов провожу сразу после выполнения теста обучающимися.

е) Рассказываю о возможных видах ошибок при измерении и способах их предупреждения.

ж) Объясняю, как правильно пользоваться инструкционными картами.                         

з) Объясняю, как заполнять таблицу «Контроля размеров деталей».                                                            

 

 

 

По ходу урока обучающиеся выполняют краткие записи и небольшие эскизы в тетрадях п/о.

 

 

 

 

Обучающиеся вызываются по одному, и повторяют выполнение операций по измерению измерительными инструментами.

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют тест, записывая ответы в тетрадях по п/о.

Работают с текстом, по цепочке читая ответы. 

 

 

 

 

 

Словесный, инструктирующий, стимулирующий, демонстрационный, видеометод, показательный, практический.

Тетради по п/о, канцелярские принадлежности, автоматизированное рабочее место мастера, демонстрационный экран, форма «Таблица контроля ответов обучающихся», инструкционные карты «Измерение линейкой измерительной металлической», «Измерение штангенциркулем», «Измерение микрометром», штангенциркули ШЦ-1 и ШЦ-2, микрометры МК-1 и МК-2, резьбомеры, угломеры, штангенглубиномеры.

  Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап                Инструктаж по технике безопасности

10 мин.

Актуализирую знания по правилам безопасности труда  на рабочем месте, демонстрация слайдов по техники безопасности с пропущенными словами.

 

 

 

 

Работают с текстом, по цепочке читая правила техники безопасности и вставляя ключевые слова. 

Словесный,  устный контроль

Инструкции по техники безопасности с пропущенными словами,                          в презентации.

Индивидуальная

IV этап                     текущий инструктаж

 

4.1

Практическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Закрепление пройденного материала

145 мин.

 

 

 

135 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин.

Обучающимся выдаю практические задания на урок.

Целевые обходы рабочих мест обучающихся.

 

Первый целевой обход-

Проверка готовности к работе, соблюдения техники безопасности, правильности организации рабочих мест и их содержание.

Задание:

1. Выполнить измерение размеров деталей типа : «валик», «кольцо», «втулка» штангенциркулями, с разным классом точности, и микрометрами. Заполнить таблицу, выполнив эскиз на каждый вид детали.

Второй целевой обход – проверить правильность выполнения  алгоритма измерения размеров деталей штангенциркулями и микрометрами.

Третий целевой обход – индивидуальная работа                       с обучающимися                                   (по мере необходимости)

Четвертый целевой обход – обратить внимание обучающихся на типичные ошибки, оказать помощь при необходимости.

                                                                                                                                                                                                Собрать схему включения в цепь трехфазного счетчика. Время выполнения 90 мин;

 

 

 

 

Ответы на контрольные вопросы (вопросы выведены на экран), тем самым осуществляется контроль освоенности знаний по материалу урока.                     Проверку правильности результатов провожу сразу после того, как ответили все обучающиеся.

Результаты заносятся в таблицу контроля знаний обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют задания, заполняют карту размеров деталей с выполнением эскиза деталей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае необходимости останавливаю обучающихся и обращаю их внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки

 

Обучающиеся отвечают на контрольные вопросы, записывая ответы в тетрадь по п/о.

 

 

 

 

 

 

Практический,  наблюдение за выполнением работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль обучающихся, инструктирующий

 

 

 

Самоконтроль обучающихся, инструктирующий

 

Инструктирующий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, видеометод

Инструкционные карты;  инструкции  по технике безопасности;           

карты «Контроль размеров деталей».    

Измерительный инструмент: измерительные металлические линейки, штангенциркули, микрометры.

Детали типа: «валик», «кольцо», «втулка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизированное рабочее место мастера, экран, тетради, канцелярские принадлежности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап

заключительный инструктаж

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

10 мин.

 

 

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5   мин.

Уборка рабочих мест: наблюдение.

 

 

 

Анализ результативности проведенного занятия.

Выявляю обучающихся, котором необходима индивидуальная помощь для закрепления материала:

Кто может сказать: «Я все понял  и могу помочь другому»  - поднимите руки («5»),

Поднимите руки те, кто может сказать про свою работу: «Я понял, но помочь другим пока не могу» («4»)

А кто думает: «Я не понял, и хочу, чтобы еще раз объяснили эту тему» («3»)

 

Сообщение результатов урока каждого обучающегося.

 

Отмечаю лучшие работы Критерии:

качество выполнения, точность выполненных измерений, аккуратность выполнения эскизов, соблюдение норм времени на выполнение заданий

 

Разбираю типичные ошибки и выявляю  причины возникновения  и способы их устранения.

 

Оцениваю работу группы, индивидуальную работу, сообщаю результаты каждого обучающегося (в течение урока заполняется карта контроля знаний обучающихся).

 

Объявляю тему и цели следующего урока. Выдаю д/з  « Слесарное дело » Б.С. Покровский, В.А. Скакун   глава 1.3 стр. 12 - 41

Производят уборку своих рабочих мест, сдают готовые работы.

 

Обучающиеся принимают участие в обсуждении своих оценок.

В ответ на заданные вопросы поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся слушают, если возникают вопросы то поднимают руку      и спрашивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради по п/о.

Словесный

 

 

 

 

Самоанализ обучающихся, словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, показательный

 

Стимулирующий, словесный

Инвентарь для уборки рабочих мест.

 

 

 

Работы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта контроля знаний обучающихся, журнал производственного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетради по п/о , канцелярские принадлежности.

Фронтальная

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Учебно-производственные работы

1.      Упражнения по измерению размеров детали типа «ступенчатый валик»,  «кольцо», «втулка» при помощи штангенциркуля  ШЦ – 1. Заполнить карту контроля размеров деталей.

  1.  Упражнения по измерению размеров детали типа «ступенчатый валик»,  «кольцо», «втулка» при помощи штангенциркуля  ШЦ – 2. Заполнить карту контроля размеров деталей.
  2. Упражнения по измерению размеров детали типа «ступенчатый валик», «кольцо», «втулка» при помощи микрометра  МК – 1. Заполнить карту контроля размеров деталей.
  3. Упражнения по измерению размеров детали типа «ступенчатый валик», «кольцо», «втулка» при помощи микрометра  МК – 2. Заполнить карту контроля размеров деталей.

Типичные ошибки, допускаемые учащимися  и меры их предупреждения

1.      Неправильно прочитаны показания по шкале нониуса штангенциркуля.

2.      Неправильная установка детали между измерительными частями микрометра.

3.      Неправильно сосчитаны показания микрометра.

4.      Неправильно произведена установка микрометра на «0».

 

Требования техники безопасности

1.      Инструкция по охране труда для слесарей - ремонтников.

 

 

«29» сентября 2010 года                                             мастер группы № 14 ____________

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пример ведения урока2.76 МБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

«ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙКОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ»

  1. Приложить линейку к измеряемой детали (при измерении деталей простой формы, например – пластины или стержня, их рекомендуется упереть в какой – либо предмет).

      а)   приложить линейку плотно к поверхности измеряемой детали, упирая её торцом в какой-нибудь выступ на детали или в предмет, к которому прижимают деталь;

     б)   «нулевое» деление линейки должно совпадать с началом измеряемой части.

     2.   Прочитать размер на линейке.

           (при определении размера – глаза располагать точно против шкалы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Оркестровый инструмент » (ознакомление с инструментами домра, балалайка) для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

     Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты»,    «Народные     инстр...

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема: Контрольно-измерительные инструменты

формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работыППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения ...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...