Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"
проект на тему

Якушкина Валентина Сергеевна

Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтроль, так и уровень коммуникативно-деятельностных способностей. В связи с этим  новые образовательные стандарты дают нам понять,  что следует по-иному взглянуть на образовательный процесс, который ставит перед собой цель, в первую очередь, организовать процесс понимания учащимися информации. Теперь им необходимо овладеть не только базовыми знаниями, но и способами их получения, чтобы в дальнейшем была возможность самостоятельно приобретать более глубокие  познания в той или иной области. Использование только традиционных методов обучения не приводит к ожидаемому результату. В связи с этим особенную важность представляет  разработка и внедрение педагогических технологий, гарантирующих повышение качества образования учащихся. Учитывая многовариативность и "пестроту" технологий, которые предлагаются на страницах психолого-педагогических изданий, преподавателю порой бывает сложно самостоятельно сложить ту целостную систему педагогических технологий, опора на которую способствовала бы значительному повышению качества образования его учащихся. Данный аспект и определил актуальность этой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 83

Московской области

Выступление на педагогическом совете

Проект на тему: «Педагогические технологии как средство повышения  качества образования обучающихся НПО»

Автор: преподаватель химии

Якушкина В.С.

г. Зарайск, 2013г.

Название проекта:  «Педагогические технологии как фактор повышения  качества образования обучающихся НПО»

Цель проекта: применяя педагогические технологии, повышать качество образования обучающихся НПО, приводя его в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность: Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтроль, так и уровень коммуникативно-деятельностных способностей. В связи с этим  новые образовательные стандарты дают нам понять,  что следует по-иному взглянуть на образовательный процесс, который ставит перед собой цель, в первую очередь, организовать процесс понимания учащимися информации. Теперь им необходимо овладеть не только базовыми знаниями, но и способами их получения, чтобы в дальнейшем была возможность самостоятельно приобретать более глубокие  познания в той или иной области. Использование только традиционных методов обучения не приводит к ожидаемому результату. В связи с этим особенную важность представляет  разработка и внедрение педагогических технологий, гарантирующих повышение качества образования учащихся. Учитывая многовариативность и "пестроту" технологий, которые предлагаются на страницах психолого-педагогических изданий, преподавателю порой бывает сложно самостоятельно сложить ту целостную систему педагогических технологий, опора на которую способствовала бы значительному повышению качества образования его учащихся. Данный аспект и определил актуальность этой работы.

Описание содержания проекта:

В своей педагогической деятельности я использую технологии здоровьесберегающего, личностно-ориентированного, проектного, проблемного, дифференцированного обучения, а также игровые и коммуникативно-информационные технологии.

  1. Здоровьесберегающая технология

Цели: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период  обучения в ГБОУ НПО ПУ№83, сформировать  у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Практическое применение осуществляется через

  • средства двигательной активности: систематическое проведение на уроках химии и биологии общих физкультминуток, пальчиковых и дыхательных гимнастик;
  • оздоровительные силы природы: в рамках исследовательско-проектной деятельности учащиеся совершают сезонные экологические маршруты, экскурсии к объектам исследования (источнику "Белый колодец", Беспятовской роще), проводят значительное количество времени на свежем воздухе

2. Личностно-ориентированная технология

Цели:  способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся, формировать потребность в  самообразовании и саморазвитии, создавать психолого-педагогические условия для их личностной самореализации.

        Практическое применение осуществляется через

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого обучаемого в работе группы;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
  • в рамках реализации проектной деятельности выбор для каждого учащегося с учётом его интересов и индивидуальных способностей конкретной «роли» в проекте (внутри группы распределяются роли: учёный, организатор, художник, историк, фотограф и др.);
  • использование дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценку деятельности обучаемого не только по конечному результату        (« правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других обучаемых в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения учащегося.

  1. Проектная деятельность

Цели: создавать условия для развития естественной познавательной активности учащегося и его самореализации через накопление индивидуального опыта, максимально приближать процесс теоретического обучения к практическому, менять позицию учащегося в образовании (он сам открывает, осмысливает и применяет полученные знания), формировать эффективные условия для творческой реализации личности обучаемого.

Практическое применение осуществляется через

  • творческие задания на уроках химии различного содержания и разной степени сложности (например, при изучении темы, посвящённой конкретному химическому веществу, учащимся даётся задание  - узнать всю необходимую информацию о веществе, проявив творческую фантазию, ярко и интересно представить его, подготовив содержательную презентацию или небольшой рассказ о нём);
  • различные виды контроля знаний и сформированных умений (проект может выступать в качестве эффективной формы проверки знаний, включающей в себя способности самостоятельно исследовать, организовывать, применять на практике теоретические сведения, анализировать собственную профессиональную деятельность);
  • создание коллективных и индивидуальных проектов различной тематики и уровня сложности.

  1. Технология проблемного обучения

Цель: решить ту или иную проблемную ситуацию в результате самостоятельных действий учащихся,  в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и  творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Практическое применение осуществляется через

  • создание психологической проблемной ситуации по конкретной теме на уроке;
  • активизирующие действия и вопросы, ориентирующих учащихся на самостоятельный поиск разрешения заданной проблемной ситуации:

  • подвожу учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • создаю противоречия в группе в рамках обсуждения конкретной проблемы или в практической деятельности;
  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагаю учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  • побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяю проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  • ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
  •  игры (деловых, имитационных, операционных и др.), где учащиеся сталкиваются с той или иной проблемной ситуацией, выполняя в игре ту или иную роль;
  • проектную деятельность, в которой учащимся необходимо решить ту или иную проблему в результате их самостоятельных действий в процессе исследования изучаемого объекта.

Результативность:

Несмотря на то, что в практику преподавания данные технологии были включены мной сравнительно недавно, уже сейчас можно говорить о некоторых результатах.

Во-первых, сотрудничество между преподавателем и учащимся, которого я так долго добивалась, наконец, состоялось. Безусловно, в первую очередь, это заслуга личностно-ориентированного, проектного и  здоровьесберегающего обучения. Вовлечение ребят в проектную и исследовательскую деятельность вызывало у одних желание заниматься научной деятельностью, у других – «нескучный» интерес к учёбе. Это способствовало созданию на базе нашего образовательного учреждения экологической волонтёрской группы. На настоящий день мы ведём два эколого-краеведческих проекта «В самом сердце родника» (о святом источнике «Белый колодец», находящийся на территории г. Зарайска) и «Спасение рощи – в наших руках» (о Беспятовской роще нашего района). Участие в этих проектах позволяет учащимся пробовать себя в роли учёных-исследователей и экспертов, фотографов и журналистов, дизайнеров и художников. Здесь-то пригодилось мне знание ИКТ: нередко предлагаю учащимся реализовать их творческие задумки с помощью компьютерных технологий.

С особым вниманием отношусь к технологии проблемного обучения. Нередко замечала, как мои учащиеся, оказавшись на уроке или  в исследовательской деятельности перед проблемной ситуацией, всеми силами пытаются разрешить её. Это воспитывает в них такие качества, как терпение, стремление к преодолению трудностей и  волю к победе.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения решило одну распространённую, но очень непростую задачу: коллективная работа стала совмещаться с индивидуальной. В учебном процессе занятия теперь участвует вся группа, но при этом каждый учащийся  ставит перед собой личные конкретные цели, достигает их, самостоятельно вынося из урока именно то, что важно для него, именно то, что он раньше не понимал или не умел. Процесс восприятия учебной информации стал для обучающихся более доступным, понятным и интересным. Вовлечение ребят в беседу или тематическую игру  активирует  их внимание на уроке и побуждает к определённой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого чтения, как средство повышения качества знаний обучающихся.

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость п...

Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Презентация "Использование в образовательной деятельности ЭОР как средства повышения качества образования"

Для повышения эффективности образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий теоретического обучения  использую информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурс...

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

Методическое пособие«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»     Автор-с...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...

Статья "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в колледже", 2020 г.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффек...