Главные вкладки

    Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования
    методическая разработка по теме

    Мельникова Наталья Георгиевна

    Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее время для современного человека жизненно важно уметь выбирать стратегии поиска информации; отбирать её, сравнивать и оценивать; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить для того, чтобы полноценно функционировать в обществе. Поэтому, социальный заказ предъявляемый обществом системе образования, требует от современных выпускников обладания такими компетенциями, как коммуникативная и информационная. Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств обучающихся. Большую помощь в этом оказывает использование информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет так организовать учебный процесс, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Использование ИКТ позволяет создать на учебном занятии ситуацию диалога с чем-либо или кем-либо, развивать активную жизненную позицию обучающихся, способность принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его, вырабатывать навык коллективной работы, оценки ситуации. Показан опыт использования ИКТ в учебном процессе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический семинар по теме:

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Автор: Мельникова Н.Г.

    Дата проведения: 21.04.2014 г.

    Место проведения: ГБОУ СПО «ВПТ»

    Форма проведения: проблемное лекционно-практическое занятие с использованием групповой работы и элементов информационно-коммуникационной технологии

    Цели:

    1. Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
    2. Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие умения использовать информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности.
    3. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников семинара.

    3адачи:

    1. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов  к решению поставленных в ходе семинара проблем.
    2. Анализ возможностей использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования.
    3. Получение участниками семинара конкретного практического опыта работы с электронными образовательными ресурсами.

    Ожидаемые результаты семинара:

    1. Понимание участниками семинара сущности информационно-коммуникационных технологий.
    2. Практическое освоение участниками семинара навыков создания электронных образовательных ресурсов.
    3. Активизация познавательной деятельности участников семинара.
    4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников семинара.
    5. Рост мотивации участников семинара к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

    Оборудование:

    1. Презентация, выполненная в MSOfficePowerPoint 2007;
    2. Мультимедийный комплекс;
    3. Раздаточный дидактический материал.

    План проведения семинара

    1. Организационный момент: распределение участников по рабочим группам, приветствие.

    1. Объявление темы, мотивация её изучения участниками.

    1. Актуальность проблемы.

    1. Сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий.

    1. Изучение особенностей создания электронных образовательных ресурсов в программе MSOfficePowerPoint. Практическая часть:
    • Психологические особенности восприятия электронных презентаций;
    • Технические нюансы использования программы MSOfficePowerPoint.

    1.  Проблемы и перспективы использования электронных учебников.
    2. Подведение итогов.

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее время для современного человека жизненно важно уметь выбирать стратегии поиска информации; отбирать её, сравнивать и оценивать; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить для того, чтобы полноценно функционировать в обществе.

    Поэтому, социальный заказ предъявляемый обществом системе образования, требует от современных выпускников обладания такими компетенциями, как коммуникативная и информационная. Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств обучающихся.        

    Большую помощь в этом оказывает использование информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет так организовать учебный процесс, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Использование ИКТ позволяет создать на учебном занятии ситуацию диалога с чем-либо или кем-либо, развивать активную жизненную позицию обучающихся, способность принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его, вырабатывать навык коллективной работы, оценки ситуации.

    При использовании новых средств обучения преподаватель перестает быть для студента единственным источником информации, носителем истины, а становится партнером. Использование компьютера, информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.

    Какие методические приёмы можно использовать при реализации ИКТ?

    1. Просмотр учебного фильма с предварительной постановкой вопроса, проблемного задания, на который необходимо ответить или которое необходимо разрешить после просмотра фильма.

    2. Работа с видеодокументами позволяет быстро сконцентрировать внимание студентов на изучаемом материале, показать наглядно какие-то процессы и т.п.  

    3. Работа с картами, схемами

    4. Анализ статистических данных, а также сравнительный анализ на основе  нескольких представленных источников позволяет сделать вывод об особенностях той или иной проблемы.

    5. Самостоятельная подготовка учащимися мультимедийного материала позволяет студенту самостоятельно проработать собранный материал, представить его в группе.

    6. Тестирование знаний позволяет провести рефлексию на любом этапе урока. После прохождения определённого этапа занятия студентам предлагается ряд вопросов, которые связаны непосредственно с пройденной темой.

    7. Использование на уроке презентации - конспекта урока

    На экран выводятся цели урока, основные этапы урока, выстраивается  цепь иллюстраций, анимированных карт, выделенных понятий, в завершении студенты возвращаются к заданию, проблемному вопросу, полученному ими в начале занятия, что позволяет сделать окончательные выводы, систематизировать информацию,  провести этап рефлексии.

    Из всего многообразия средств ИКТ в нашей повседневной практике наиболее широко используется компьютерная презентация. Какие возможности получает при этом преподаватель?

    С одной стороны, почти безграничные. На большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи - все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание студентов на наиболее важные вопросы.

    Есть ли проблемы, связанные с использованием электронных презентаций?

    1. Материальное обеспечение занятия. Много ли кабинетов можно оснастить мультимедийными комплектами?
    2. Подготовленность педагога к использованию оборудования. Зачастую преподаватель, в силу возраста, образования, особенностей характера, не уверенно чувствует себя, оставшись один на один с техникой, особенно незнакомой. Иногда на разных компьютерах установлено разное программное обеспечение, и материал, который замечательно использовался вчера, сегодня, после замены компьютера, вдруг «не запускается».
    3. Затраты времени на подготовку занятия. Качественная презентация требует многочасовой работы, значительно большей, чем при подготовке «традиционного» урока.
    4. Управление презентацией разрушает контакт преподавателя с аудиторией, «смазывает» эмоциональное впечатление.
    5. Осложняется соблюдение санитарно-гигиенических требований к проведению учебного занятия (снижается освещенность, повышается температура в помещении).
    6. Сложность использования «чужих» презентаций. Часто материалы, найденные в Интернете, грешат фактическими ошибками. Содержание материала не всегда соответствует нашим программам. В большинстве презентаций не учитываются психологические особенности восприятия. Доработка зачастую занимает не меньше времени, чем создание презентации заново.

    Что недопустимо в учебной презентации?

    При подготовке презентаций необходимо учесть психологические особенности восприятия. Это сказывается в подборе цветовой гаммы - для фона предпочтительны холодные тона. В слайде должны присутствовать не более трех цветов, фон и текст контрастны. Используются шрифты Times New Roman или Arial, четко выделяются заголовки c помощью жирного шрифта или курсива. В слайде присутствует не более 6 информационных блоков. Фразы строятся максимально лаконично.

    Необходимо стараться избегать типичных ошибок оформления презентаций, встречающихся в Интернете: перегруженность информацией, расположение текста по вертикали, слишком мелкий шрифт, неоправданное использование эффектов анимации. Эти приемы рассеивают внимание слушателя, отвлекают от главного, мешают правильному восприятию информации.

    Максимально упрощайте каждый элемент слайда. Чем меньше потратит зритель на идентификацию элементов слайда и на понимание их значения — тем лучше. Стремление «сделать красиво» слишком часто приводит к ухудшению восприятия изображения. Что изображено на картинке под номером 2, диаграмма или горы?

    Стремитесь уменьшить количество элементов. Желательно, чтобы на слайде был лишь один значимый элемент. Это элемент, на который зритель обратит внимание в первую очередь. Он же должен нести основную смысловую нагрузку.

    Если на слайде задуманы еще и другие элементы, они должны быть четко подчинены основному, то есть быть: меньшими по размеру, менее яркими и т.п. Взгляд человека в первую очередь остановится на главном элементе слайда. Далее, наиболее естественное движение глаз: слева направо, сверху вниз. В этом порядке и следует располагать элементы слайда.

    Бывают ситуации, когда необходимо изобразить несколько равноценных элементов. В этом случае рекомендуется ограничить их число тремя или пятью. Человек непроизвольно придумывает мнемонические правила, чтобы запомнить расположение элементов. Чем проще правила, тем легче это сделать. Запомнить 5 может оказаться легче, чем 4.

    Буквы, слова, текст привычны нам с детства. Однако, даже для профессионального дизайнера текст — самая большая и сложная часть работы. Буквы и слова заключают в себе одновременно и изображение, и смысл, и даже звук (читая, мы мысленно произносим слова).

    На слух люди воспринимают информацию почти одинаково быстро, а вот читают все с разной скоростью. Предложив зрителям объемный текст на экране, вы неизбежно разделите аудиторию на два враждующих лагеря: тех, кто уже прочитал и тех, кто не успел. Не помещайте на слайд целиком то, что вы намерены сказать словами. Большой текст будет очень трудно прочитать и почти невозможно запомнить.

    Посмотрите на текст, как на картинку. Представьте, что вы не умеете читать, а буквы — лишь набор графических элементов. Ваша «текстовая картинка» на слайде должна выглядеть именно как картинка, а не казаться страницей из «Войны и мира».

    Старайтесь максимально сократить длину предложений. Просто мысленно убирайте по очереди каждое слово из предложения и смотрите, изменится ли смысл. Если нет — безжалостно выкидывайте это слово.

    Нужно стремиться повышать «читабельность» текста. То есть делать так, чтобы текст легче и быстрее воспринимался зрителем.

    1. Делайте текст более контрастным. Лучше писать темным по светлому. Например, черный (темно синий) текст, на светлом фоне.
    2. Не пишите весь текст прописными буквами. Взрослый человек не читает по буквам, а «узнает» слово целиком. СЛОВО ЖЕ, НАПИСАННОЕ ОДНИМИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ УТРАЧИВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СЛИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ.
    3.   Не так давно ученые открыли удивительный факт: чтобы текст можно было прочитать, достаточно, чтобы в слове оставались на месте лишь первая и последняя буквы. Остальные могут быть расставлены случаным образом. Вдеь мы чиаетм тксет глзамаи, овхатыавя все солво цоеиклм, не вчыитавясь делаьтно в солги.
    4. Не экспериментируйте со шрифтами. Шрифт — сложнейший элемент дизайна. Испортить слайд неумелым использованием шрифтов проще простого. Чтобы этого избежать, ограничьтесь лишь двумя: Arial и Times New Roman.
    5. Выделяйте ключевые слова в предложении жирным шрифтом или цветом. Избегайте наклонного и подчеркнутого начертания. (я не могу читать книги после Махно)
    6. Пишите крупно. Текст должен читаться с последнего ряда.
    7. Больше «воздуха». Плотно набранный текст с маленькими промежутками между строками будет читаться трудно, даже, если вы использовали крупный шрифт. Лучше выбрать меньший шрифт, но увеличить промежутки между строчками.
    8. Никогда не применяйте анимацию в слайде без необходимости! Анимация — очень заманчивый инструмент MS PowerPoint. И все же, постарайтесь избежать неоправданного использования анимации. PowerPoint позволяет анимировать даже смену слайдов на экране. К этой возможности нужно относиться столь же осторожно, что и к анимации. Главным «аниматором» и инициатором смены слайдов доложен быть докладчик. В момент смены слайда, лучше постараться привлечь внимание к докладчику, а не к экрану.

    Содержание и расположение информационных блоков на слайде

    • информационных блоков не должно быть слишком много (3 - 6);
    • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
    • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
    • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
    • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
    • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
    • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

    Исследования показывают, что при использовании иллюстрированных слайдов с вашим предложением будут готовы согласиться на 43% больше клиентов, а заплатить будут готовы на 26% больше. «Я предпочитаю давать на каждом слайде минимум текста и максимум ярких картинок, часто шутливых. Но обязательно высокого качества. Отвратный клип-арт или пиксельные картинки — страшный грех любого спикера.  Важно, чтобы один слайд соответствовал одной мысли».

    Сегодня появились электронные учебники, которые широко применяются преподавателями. Что можно назвать электронным учебником? Вы используете в своей работе электронный учебник? Каковы преимущества электронного учебника?

    1. Содержат огромный объем материала (текст, иллюстрации, схемы, карты, анимацию).
    2. Электронный учебник - новое средство обучения, и, уже поэтому, вызывает интерес студентов.
    3. Материал становится доступным для обучающихся.

    Есть ли недостатки у электронных учебников?

    1. Программное обеспечение и технические характеристики конкретного компьютера иногда не позволяют использовать все возможности учебника.
    2. Существуют определенные психологические особенности восприятия материала на бумаге и на экране. Многие легче запоминают текст на бумаге. Часто сложно ориентироваться в большом объеме текста на экране.
    3. Возможность предварительного ознакомления с материалом. При покупке привычного бумажного учебника преподаватель может познакомиться с содержанием, стилистикой изложения материала. С электронным учебником это невозможно – приходится покупать «кота в мешке».
    4. Стоимость электронного учебника значительно превышает цену бумажных аналогов, установка одного учебника на нескольких компьютерах не всегда технически возможна.

    Безусловно, за использованием информационно-коммуникационных технологий будущее. Преподавателям необходимо осваивать новые методы, применять их на своих занятиях. Это позволит сделать урок более ярким, насыщенным, запоминающимся. Но нельзя абсолютизировать эту (как и любую другую) технологию. Компьютер может «говорить» за нас, но нужно ли это? Можно ли закрыть Интернет, как книгу, вдохнуть запах бумаги, и задуматься над тем, что там написано? Заменить человеческое общение компьютерными технологиями пока что невозможно. Заменить интересного педагога машиной нельзя в принципе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"

    Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...

    Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»

    В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударс...

    Мастер класс на тему: «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения».

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

    тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

    Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

    Презентация "Использование в образовательной деятельности ЭОР как средства повышения качества образования"

    Для повышения эффективности образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий теоретического обучения  использую информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурс...

    Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже

    Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...

    «Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

    Методическое пособие«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»     Автор-с...