Педагогические условия подготовки специалистов строительной специальности
статья на тему

Никитина Елена Николаевна

Текс доклада на педагогическом форуме, раскрывает условия необходимые для формирования квалифицированного специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_obrazovatelnomu_forumu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное образовательное учреждение

 Республики Хакасия

среднего профессионального образования

«Черногорский горно-строительный техникум»

Педагогические условия подготовки специалистов строительной специальности

(доклад на образовательный форум)

Выполнила:

 преподаватель

  строительных дисциплин

                                Никитина Е.Н.

Черногорск 2013

Педагогические условия подготовки специалистов строительной специальности

Ключевые компетенции молодого современного специалиста задаются основными заказчиками – работодателями, государством и обществом. На содержание обучения должны влиять  быстро меняющиеся тенденции регионального развития  и изменения рынка труда, иначе образование будет иметь «догоняющее» содержание. Для подготовки конкурентоспособных  специалистов необходимо создать хорошо организованную с использованием информационно-коммуникационных технологий образовательную среду.

Профессионализация невозможна без включения студентов в соответствующую практическую деятельность, без осуществления профессионально-ориентированных подходов к образованию и технологий обучения, создающих ситуации профессионального самоопределения. Одной из наиболее важных проблем является отрыв традиционного обучения от той профессиональной деятельности, ради которой это обучение предпринимается, что зачастую приводит студента к отчуждению от мира труда и избранной им профессии. В наших условиях профессиональное образование призвано обеспечить многопрофильность специалиста, его профессиональную мобильность, готовность к смене вида или содержания профессиональной деятельности.

Мы в настоящее время живем в обществе потребления, но прежде чем потреблять, необходимо производить, созидать. Большинство молодых людей этого не понимает. В техникумы нередко поступают социально незрелые выпускники школ, многие с неопределенными нравственными ориентирами и не лучшие по полученным знаниям. Помимо формирования компетенций, преподаватели должны развить у них способность и потребность к труду, созиданию и проводить большую воспитательную работу, иначе никакого практикоориентированного специалиста производство и общество не получат. Техникум справляется с этой задачей, но дается это тяжелейшим трудом преподавателей и мастеров производственного обучения.

В современном обществе нарастает потребность в креативно мыслящих специалистах, то есть оригинальных, активных, использующих свою фантазию и творчество. Для развития таких способностей преподаватели строительных дисциплин дают возможность студентам импровизировать в условиях выполнения заданий, быть самостоятельными и активными. Педагоги готовы к ошибкам и успехам, как своим, так и студентов. В преодолении всех сложностей на занятии следует видеть хороший шанс для общения студентов друг с другом и преподавателем.

Есть одна проблема, которой, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, - это кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время роль преподавателя и мастера производственного обучения ссуза значительно сложнее, чем педагога общеобразовательной школы. В нашей стране сохраняется низкий престиж рабочих профессий и инженерно-технических должностей.

Решая проблемы повышения качества и результативности профессионально-технического образования, нельзя избежать проблему кадров. Можно повысить престиж рабочих профессий и инженерно-технического труда, разработать профессиональные и образовательные стандарты, предложить новые формы и методы обучения, создать самую современную учебно-лабораторную базу, но все это будет малоэффективным, если в техникумах не сохранятся опытные работники и не придут молодые кадры, способные творчески и ответственно работать, получая удовольствие и радость от результатов своего труда.

        Одно из основных условий успеха образовательного учреждения заложено в профессиональном качестве педагогических кадров. Главным критерием оценки качества педагога выступает динамика развития его основных составляющих: профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Все преподаватели строительных дисциплин и мастера производственного обучения постоянно повышают свой образовательный потенциал, являясь победителями и призерами различных профессиональных конкурсов, при этом все педагоги имеют первую и высшую квалификационные категории.

Современная строительная индустрия характеризуется широким внедрением  новых информационных технологий и недостаточной подготовкой техников – строителей в этой области. С введением новых образовательных стандартов возникла необходимость в обучении студентов основами проектирования с использованием автоматизированных и информационных систем. Для этого каждый преподаватель должен не только иметь навыки работы с  компьютером, но и активно использовать компьютерную технику в учебном процессе. Возникает необходимость в оснащении аудиторий новейшим информационным оборудованием. Для формирования качественного специалиста педагогу нужны средства и 55% средств заложены в материально-технической базе.

Одним из педагогических условий подготовки специалиста является формирование мотивации к профессиональной деятельности. Здесь большую роль играет профессиональная компетентность преподавателя, которая заключается во владении собственно профессиональной деятельностью на высоком теоретическом и практическом уровне, в способности находить нестандартные решения, проектировать дальнейшее профессиональное самосовершенствование, ставить и реализовывать задачи саморазвития.

Система данных педагогических условий создает благоприятный климат для формирования специалистов с положительным отношением к выбранной профессии, формирует имидж и статус учебного заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач....

Рабочая тетрадь по модулю МДК 01.02. для подготовки специалистов по специальности 35.02.07. "Механизация сельского хозяйства"

Рабочая тетрадь предназначена для оптимизации учебной деятельности студента. Его применение дает возможность студентам вместе с подготовкой к практической работе оформлять отчет....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ

Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности  является увеличение практики  и решение задач в области их будущей проф...

Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)

Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выдержки из ФГОС8.3Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средс...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...