Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
учебно-методический материал по теме

Ткачев Виталий Викторович

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Участники: преподаватели СПО/НПО  г. Москвы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка809 КБ

Предварительный просмотр:

     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19

http://k24.mskcollege.ru/,e-mail:24@prof.educom.ru

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Участники: преподаватели СПО/НПО  г. Москвы

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Слайд №1

Москва

2014

Пояснительная записка

Одной из важнейших проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки будущих специалистов. Студент и выпускник среднего специального образовательного учреждения должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые, полезные как для себя, так и для дальнейшего обучения сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в системе среднего профессионального образования, студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Содержание

  1. Понятие внеаудиторной самостоятельной работы
  2. Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы
  3. Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы
  4. Заключение

1.Понятие и структура внеаудиторной самостоятельной работы

Слайд №2                             

1. Понятие внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

2. Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");

Слайд №3

Задачи, реализуемые  в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развитие исследовательских умений.

Слайд№4

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • мотив к получению знаний;
  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь.

Слайд№5

3.Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:

  • провести входной мониторинг качества знаний студентов;
  • разработать тематику внеаудиторной самостоятельной работы и определить количество часов на ее выполнение;
  • разработать методические пособия, указания, обеспечить планом изучения материала по математике, списком литературы по каждой теме;
  • разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
  • организация регулярных консультаций по выполнению заданий, например, за счет часов отводимых на аудиторную работу;
  • самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентов в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам или зачетам.

Слайд№6

4. Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Слайд№7                                        Слайд№8

 

I. Овладение знаниями

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

Слайд №9

 

Пример: работа с текстом. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы в конце текста. Для данного вида работы рекомендуется использовать дидактические материалы Боголюбова Л.Н. - Человек и общество 10-11 классы.

Слайд№10                                              Слайд№11

   

Пример: работа с интернетом. Задание: найдите в интернете  информацию о данном произведении искусства. Найдите информацию об авторе этого произведения.

 Слайд№12                                        Слайд№13

 

Пример: посещение выставок. Задание№1: напишите эссе на тему: какие чувства и впечатления у вас появились во время просмотра произведений искусства. Задание №2: какое произведение искусства вам запомнилось больше и почему?

II. Закрепление и систематизация знаний

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: работу  над  учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

Слайд:№14

 

Пример: работа с конспектом лекций. Задания могут носить различный характер: внимательно прочитать конспект лекций; выделить на полях основные  ключевые понятия  темы; составить список вопросов к конспекту лекций.

Слайд:№15

 

Пример: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей). В данном случае задания находятся в самом учебнике (ответьте на вопросы в конце учебника)

Слайд:№16

Пример: работа непосредственно с учебником по дисциплине. Задания: составьте план текста учебника; выпишите основные понятия и соберите их в логическую цепочку. 

  Слайд:№17                                       Слайд:№18

  

Пример: использование раздаточного материала. Задание: заполните схему используя дополнительные материалы.

Слайд:№19

 

Пример: использование набора терминов для самостоятельного составления таблицы. На слайде термины и как должна выглядеть готовая работа.

Слайд:№20                                         Слайд:№21

 

Пример: использование нормативного материала. Задание: выпишите из Конституции РФ положение,  которое с вашей точки зрения, отражает демократический  характер политического режима России а так же заполните схему.

Слайд:№22                                       

Пример: использование нормативного материала. Задание: заполните таблицу. Используйте материал глав 4 -7 Конституции РФ.

Слайд:№23                                       

Пример: работа с контрольными вопросами. 

Слайд:№24                                           Слайд:№25                                                               

 

  • Пример: работа с дополнительной литературой (журналы). Задание№1: разбейте текст на части по смыслу, и запишите результат в тетрадь. Задание№2: дайте свою оценку статьи; напишите рецензию к тексту; выразите свое мнение по поводу кокого-либо вопроса.

Слайд:№26                                               

Пример: подготовка рефератов. Составление кроссвордов

Слайд:№27                                               

 

Пример: написание эссе. Задание: подготовьте эссе на тему: «Моя жизнь - это интересная книга».

III. Формирование умений

Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; подготовку к деловым играм; подготовку курсовых и дипломных работ (проектов); опытно-экспериментальная работа;

Слайд:№28                                             Слайд:№29                                                                           

 

Пример: решение задач части С (ЕГЭ).

Слайд:№30                                               

Пример: выполнение схем. Задание: заполните таблицу используя дополнительные материалы (Интернет ресурсы, СМИ).

Слайд:№31                                         Слайд:№32

 

Пример: подготовка к деловым играм, проектам. Задание: разобрать тематику проведения деловой игры; подготовить проект.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических  занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

Слайд:№33

  • уровень освоения учебного материала,
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

        Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Слайд:№34

Литература и источники:

  1. Научно-методический сайт - http://www.zavuch.info/methodlib/17/ 
  2. Преподавание истории и обществознания в школе: Научно-методический журнал - http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ist-obsh/index.php
  3. Интернет ресурсы - reaviz.rucontent_files/file_uploads/ovsrs.doc
  4. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5.
  5. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. – 2005. №5.