Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
учебно-методический материал по теме
Автор: Ткачев Виталий Викторович
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
(обществознание, история)
Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
Участники: преподаватели СПО/НПО г. Москвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 809 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ |
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24 105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19 http://k24.mskcollege.ru/,e-mail:24@prof.educom.ru |
Автор: Ткачев Виталий Викторович
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
(обществознание, история)
Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
Участники: преподаватели СПО/НПО г. Москвы
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»
Слайд №1
Москва
2014
Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки будущих специалистов. Студент и выпускник среднего специального образовательного учреждения должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые, полезные как для себя, так и для дальнейшего обучения сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.
Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в системе среднего профессионального образования, студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.
Содержание
- Понятие внеаудиторной самостоятельной работы
- Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы
- Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы
- Заключение
1.Понятие и структура внеаудиторной самостоятельной работы
Слайд №2
1. Понятие внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.
2. Цель и задачи внеаудиторной самостоятельной работы
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
- осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
Слайд №3
Задачи, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие исследовательских умений.
Слайд№4
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь.
Слайд№5
3.Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.
Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:
- провести входной мониторинг качества знаний студентов;
- разработать тематику внеаудиторной самостоятельной работы и определить количество часов на ее выполнение;
- разработать методические пособия, указания, обеспечить планом изучения материала по математике, списком литературы по каждой теме;
- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
- организация регулярных консультаций по выполнению заданий, например, за счет часов отводимых на аудиторную работу;
- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентов в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам или зачетам.
Слайд№6
4. Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Слайд№7 Слайд№8
I. Овладение знаниями
Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Слайд №9
Пример: работа с текстом. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы в конце текста. Для данного вида работы рекомендуется использовать дидактические материалы Боголюбова Л.Н. - Человек и общество 10-11 классы.
Слайд№10 Слайд№11
Пример: работа с интернетом. Задание: найдите в интернете информацию о данном произведении искусства. Найдите информацию об авторе этого произведения.
Слайд№12 Слайд№13
Пример: посещение выставок. Задание№1: напишите эссе на тему: какие чувства и впечатления у вас появились во время просмотра произведений искусства. Задание №2: какое произведение искусства вам запомнилось больше и почему?
II. Закрепление и систематизация знаний
Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
Слайд:№14
Пример: работа с конспектом лекций. Задания могут носить различный характер: внимательно прочитать конспект лекций; выделить на полях основные ключевые понятия темы; составить список вопросов к конспекту лекций.
Слайд:№15
Пример: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей). В данном случае задания находятся в самом учебнике (ответьте на вопросы в конце учебника)
Слайд:№16
Пример: работа непосредственно с учебником по дисциплине. Задания: составьте план текста учебника; выпишите основные понятия и соберите их в логическую цепочку.
Слайд:№17 Слайд:№18
Пример: использование раздаточного материала. Задание: заполните схему используя дополнительные материалы.
Слайд:№19
Пример: использование набора терминов для самостоятельного составления таблицы. На слайде термины и как должна выглядеть готовая работа.
Слайд:№20 Слайд:№21
Пример: использование нормативного материала. Задание: выпишите из Конституции РФ положение, которое с вашей точки зрения, отражает демократический характер политического режима России а так же заполните схему.
Слайд:№22
Пример: использование нормативного материала. Задание: заполните таблицу. Используйте материал глав 4 -7 Конституции РФ.
Слайд:№23
Пример: работа с контрольными вопросами.
Слайд:№24 Слайд:№25
- Пример: работа с дополнительной литературой (журналы). Задание№1: разбейте текст на части по смыслу, и запишите результат в тетрадь. Задание№2: дайте свою оценку статьи; напишите рецензию к тексту; выразите свое мнение по поводу кокого-либо вопроса.
Слайд:№26
Пример: подготовка рефератов. Составление кроссвордов
Слайд:№27
Пример: написание эссе. Задание: подготовьте эссе на тему: «Моя жизнь - это интересная книга».
III. Формирование умений
Этот вид внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; подготовку к деловым играм; подготовку курсовых и дипломных работ (проектов); опытно-экспериментальная работа;
Слайд:№28 Слайд:№29
Пример: решение задач части С (ЕГЭ).
Слайд:№30
Пример: выполнение схем. Задание: заполните таблицу используя дополнительные материалы (Интернет ресурсы, СМИ).
Слайд:№31 Слайд:№32
Пример: подготовка к деловым играм, проектам. Задание: разобрать тематику проведения деловой игры; подготовить проект.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
Слайд:№33
- уровень освоения учебного материала,
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Слайд:№34
Литература и источники:
- Научно-методический сайт - http://www.zavuch.info/methodlib/17/
- Преподавание истории и обществознания в школе: Научно-методический журнал - http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ist-obsh/index.php
- Интернет ресурсы - reaviz.ru›content_files/file_uploads/ovsrs.doc
- Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5.
- Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. – 2005. №5.