групповая работа на уроке
статья по теме

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС Панкратова Г.В. Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует от них профессиональной компетентности, которая включает не только знания, умения, навыки по выбранной специальности, но и основные социально-коммуникативные умения. Исследование рынка работодателей Омской области позволило определить основной набор ключевых компетенций, необходимых для подготовки кадров в нашем регионе. К этому перечню были отнесены: умение общаться, умение работать в команде, умение решать проблемы, способность управлять собой, саморазвитие. Профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, в одиночку или группе. Ключевые же компетенции не зависят от сферы деятельности человека и являются универсальными. Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не в полной мере развивает ключевые компетенции у обучающихся. В образовательном процессе ОКТЭиС ключевые компетенции приобретаются студентами при следующих условиях: • осуществляется ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности через модульную технологию компетентностного подхода; • созданы условия для приобретения обучающимися опыта достижения цели через выставки-продажи, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, встречи с работодателями, выпускниками колледжа. В работе по внедрению в педагогическую практику ключевых компетенций центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающихся. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для сотрудников. Развитие основных ключевых навыков можно обеспечить при групповой работе. Групповая форма работы на занятиях специального цикла дает большие возможности в умственном развитии студента. Именно в условиях организации группового способа обучения студенты с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Работа в малых группах требует от студентов приспосабливаться к общему темпу работы. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность. Студенты на занятиях разделяются на группы по желанию или по принципу их учебных успехов (гомогенная группа) или, наоборот, по принципу смешения студентов разного уровня обучаемости (гетерогенная группа). Например, занятия по дисциплине «Защита прав потребителей» проходят в малых группах при решении производственных ситуаций. Сначала на занятии разрабатывается общий алгоритм решения ситуации, который помогает студентам при решении подобных и других ситуаций. Каждая группа решает свою ситуацию, а при необходимости разыгрывает ее в игровой форме. Каждой группе разрешается обсуждать ситуацию, дополнять друг друга, оказывать помощь. Подведение итогов рассматривается в группе в виде защиты своей ситуации. Когда одна группа решает свою ситуацию, остальные слушают, задают дополнительные вопросы, требуют уточнения. Студенты стараются объяснить ситуации профессиональным языком, стараются допустить как можно меньше ошибок при ответе, ищут более рациональные правовые решения. Внутри группы развивается умение общаться, формируется самооценка. Студентам предлагаются домашние групповые работы по составлению и решению производственных ситуаций с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы. Студенты составляют самостоятельно по общему алгоритму торговые ситуации, а затем на занятиях обсуждают решения вместе. Слабые студенты приходят на консультацию. Качественный анализ студентами конкретных ситуаций «покупатель-продавец» подготавливает их для дальнейшего создания благоприятного имиджа в предприятии торговли по высокому качеству сервисного обслуживания покупателей. В процессе изучения законодательства по защите прав потребителей студентам особенно важно определить механизм защиты прав потребителей, свои профессиональные возможности, свою компетентность, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя. Для развития ключевых умений и навыков хорошо использовать занятия и внеклассные мероприятия с игровыми ситуациями, встречи с изготовителями и продавцами товаров в колледже и на выставках-ярмарках ИнтерСиба и с успешными выпускниками колледжа. Внеклассные мероприятия по развитию ключевых компетенций в ОКТЭиС являются традиционными: - внутриколледжный конкурс профессионального мастерства «Сегодня – студент, завтра - специалист»; - потребительские конференции с изготовителями и продавцами товаров «Качество. Комфорт. Безопасность.»; - выставки-продажи товаров ИнтерСиба; - встречи с работодателями и выпускниками колледжа «Совершенство – путь к успеху»; - интеллектуальные игры «Этот занимательный мир торговли». Студенты любят играть, посещать интересные и нужные встречи, выставки-продажи, презентации, потребительские конференции. Они занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Кроме того, такие групповые формы обучения служат хорошим средством разрядки, снятие умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой. Целью этих мероприятий является развитие таких ключевых умений и их навыков, как умение общаться, красиво презентовать товар, решать проблемы, рационально планировать время и анализировать свою работу, распределять обязанности, работать в команде и применять на практике знания по специальным дисциплинам. Участники интеллектуальных игр и конкурсов профессионального мастерства получают еще один опыт самостоятельной работы, который формирует творческий коллектив, дает большие возможности для умственного и личностного развития каждого студента, неоценимый эмоциональный заряд, новые знания и умения. В заключении можно сделать выводы, что занятия с групповой формой работы и внеклассные мероприятия по специальным предметам дают большие возможности для развития ключевых навыков у студентов, которые необходимы для их будущего профессионального становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc40 КБ
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

      Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует от них профессиональной компетентности, которая включает не только знания, умения, навыки по выбранной специальности, но и основные социально-коммуникативные умения.

      Исследование рынка работодателей Омской области позволило определить основной набор ключевых компетенций, необходимых для подготовки кадров в нашем регионе.

      К этому перечню были отнесены: умение общаться, умение работать в команде, умение решать проблемы, способность управлять собой, саморазвитие.

      Профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, в одиночку или группе.

      Ключевые же компетенции не зависят от сферы деятельности человека и являются универсальными.

      Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

      Сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не в полной мере развивает ключевые компетенции у обучающихся.

      В образовательном процессе ОКТЭиС ключевые компетенции приобретаются студентами при следующих условиях:

• осуществляется ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности через модульную технологию компетентностного подхода;

• созданы условия для приобретения обучающимися опыта достижения цели через выставки-продажи, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, встречи с работодателями, выпускниками колледжа.

      В работе по внедрению в педагогическую практику ключевых компетенций центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающихся. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для сотрудников.

      Развитие основных ключевых навыков можно обеспечить при групповой работе. Групповая форма работы на занятиях специального цикла дает большие возможности в умственном развитии студента. Именно в условиях организации группового способа обучения студенты с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Работа в малых группах требует от студентов приспосабливаться к общему темпу работы. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.

      Студенты на занятиях разделяются на группы по желанию или по принципу их учебных успехов (гомогенная группа) или, наоборот, по принципу смешения студентов разного уровня обучаемости (гетерогенная группа).

      Например, занятия по дисциплине «Защита прав потребителей» проходят в малых группах при решении производственных ситуаций. Сначала на занятии разрабатывается общий алгоритм решения ситуации, который помогает студентам при решении подобных и других ситуаций. Каждая группа решает свою ситуацию, а при необходимости разыгрывает ее в игровой форме. Каждой группе разрешается обсуждать ситуацию, дополнять друг друга, оказывать помощь. Подведение итогов рассматривается в группе в виде защиты своей ситуации. Когда одна группа решает свою ситуацию, остальные слушают, задают дополнительные вопросы, требуют уточнения. Студенты стараются объяснить ситуации профессиональным языком, стараются допустить как можно меньше ошибок при ответе, ищут более рациональные правовые решения. Внутри группы развивается умение общаться, формируется самооценка. Студентам предлагаются домашние групповые работы по составлению и решению производственных ситуаций с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы. Студенты составляют самостоятельно по общему алгоритму торговые ситуации, а затем на занятиях обсуждают решения вместе. Слабые студенты приходят на консультацию.

      Качественный анализ студентами конкретных ситуаций «покупатель-продавец» подготавливает их для дальнейшего создания благоприятного имиджа в предприятии торговли по высокому качеству сервисного обслуживания покупателей. В процессе изучения законодательства по защите прав потребителей студентам особенно важно определить механизм защиты прав потребителей, свои профессиональные возможности, свою компетентность, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя.

      Для развития ключевых умений и навыков хорошо использовать занятия и внеклассные мероприятия с игровыми ситуациями, встречи с изготовителями и продавцами товаров в колледже и на выставках-ярмарках ИнтерСиба и с успешными выпускниками колледжа. Внеклассные мероприятия по развитию ключевых компетенций в ОКТЭиС являются традиционными:

 - внутриколледжный конкурс профессионального мастерства «Сегодня – студент, завтра -  специалист»;

 - потребительские конференции с изготовителями и продавцами товаров «Качество. Комфорт. Безопасность.»;

 - выставки-продажи товаров ИнтерСиба;

 - встречи с работодателями и выпускниками колледжа «Совершенство – путь к успеху»;

 - интеллектуальные игры «Этот занимательный мир торговли».

      Студенты любят играть, посещать интересные и нужные встречи, выставки-продажи, презентации, потребительские конференции. Они занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Кроме того, такие групповые формы обучения служат хорошим средством разрядки, снятие умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой.

      Целью этих мероприятий является развитие таких ключевых умений и их навыков, как умение общаться, красиво презентовать товар, решать проблемы, рационально планировать время и анализировать свою работу, распределять обязанности, работать в команде и применять на практике знания по специальным дисциплинам. Участники интеллектуальных игр и конкурсов профессионального мастерства получают еще один опыт самостоятельной работы, который формирует творческий коллектив, дает большие возможности для умственного и личностного развития каждого студента, неоценимый эмоциональный заряд, новые знания и умения.

      В заключении можно сделать выводы, что занятия с групповой формой работы и внеклассные мероприятия по специальным предметам дают большие возможности для развития ключевых навыков у студентов, которые необходимы для их будущего профессионального становления.      

       

     



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

      Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует от них профессиональной компетентности, которая включает не только знания, умения, навыки по выбранной специальности, но и основные социально-коммуникативные умения.

      Исследование рынка работодателей Омской области позволило определить основной набор ключевых компетенций, необходимых для подготовки кадров в нашем регионе.

      К этому перечню были отнесены: умение общаться, умение работать в команде, умение решать проблемы, способность управлять собой, саморазвитие.

      Профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, в одиночку или группе.

      Ключевые же компетенции не зависят от сферы деятельности человека и являются универсальными.

      Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

      Сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не в полной мере развивает ключевые компетенции у обучающихся.

      В образовательном процессе ОКТЭиС ключевые компетенции приобретаются студентами при следующих условиях:

• осуществляется ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности через модульную технологию компетентностного подхода;

• созданы условия для приобретения обучающимися опыта достижения цели через выставки-продажи, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, встречи с работодателями, выпускниками колледжа.

      В работе по внедрению в педагогическую практику ключевых компетенций центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающихся. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для сотрудников.

      Развитие основных ключевых навыков можно обеспечить при групповой работе. Групповая форма работы на занятиях специального цикла дает большие возможности в умственном развитии студента. Именно в условиях организации группового способа обучения студенты с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Работа в малых группах требует от студентов приспосабливаться к общему темпу работы. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.

      Студенты на занятиях разделяются на группы по желанию или по принципу их учебных успехов (гомогенная группа) или, наоборот, по принципу смешения студентов разного уровня обучаемости (гетерогенная группа).

      Например, занятия по дисциплине «Защита прав потребителей» проходят в малых группах при решении производственных ситуаций. Сначала на занятии разрабатывается общий алгоритм решения ситуации, который помогает студентам при решении подобных и других ситуаций. Каждая группа решает свою ситуацию, а при необходимости разыгрывает ее в игровой форме. Каждой группе разрешается обсуждать ситуацию, дополнять друг друга, оказывать помощь. Подведение итогов рассматривается в группе в виде защиты своей ситуации. Когда одна группа решает свою ситуацию, остальные слушают, задают дополнительные вопросы, требуют уточнения. Студенты стараются объяснить ситуации профессиональным языком, стараются допустить как можно меньше ошибок при ответе, ищут более рациональные правовые решения. Внутри группы развивается умение общаться, формируется самооценка. Студентам предлагаются домашние групповые работы по составлению и решению производственных ситуаций с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы. Студенты составляют самостоятельно по общему алгоритму торговые ситуации, а затем на занятиях обсуждают решения вместе. Слабые студенты приходят на консультацию.

      Качественный анализ студентами конкретных ситуаций «покупатель-продавец» подготавливает их для дальнейшего создания благоприятного имиджа в предприятии торговли по высокому качеству сервисного обслуживания покупателей. В процессе изучения законодательства по защите прав потребителей студентам особенно важно определить механизм защиты прав потребителей, свои профессиональные возможности, свою компетентность, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя.

      Для развития ключевых умений и навыков хорошо использовать занятия и внеклассные мероприятия с игровыми ситуациями, встречи с изготовителями и продавцами товаров в колледже и на выставках-ярмарках ИнтерСиба и с успешными выпускниками колледжа. Внеклассные мероприятия по развитию ключевых компетенций в ОКТЭиС являются традиционными:

 - внутриколледжный конкурс профессионального мастерства «Сегодня – студент, завтра -  специалист»;

 - потребительские конференции с изготовителями и продавцами товаров «Качество. Комфорт. Безопасность.»;

 - выставки-продажи товаров ИнтерСиба;

 - встречи с работодателями и выпускниками колледжа «Совершенство – путь к успеху»;

 - интеллектуальные игры «Этот занимательный мир торговли».

      Студенты любят играть, посещать интересные и нужные встречи, выставки-продажи, презентации, потребительские конференции. Они занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Кроме того, такие групповые формы обучения служат хорошим средством разрядки, снятие умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой.

      Целью этих мероприятий является развитие таких ключевых умений и их навыков, как умение общаться, красиво презентовать товар, решать проблемы, рационально планировать время и анализировать свою работу, распределять обязанности, работать в команде и применять на практике знания по специальным дисциплинам. Участники интеллектуальных игр и конкурсов профессионального мастерства получают еще один опыт самостоятельной работы, который формирует творческий коллектив, дает большие возможности для умственного и личностного развития каждого студента, неоценимый эмоциональный заряд, новые знания и умения.

      В заключении можно сделать выводы, что занятия с групповой формой работы и внеклассные мероприятия по специальным предметам дают большие возможности для развития ключевых навыков у студентов, которые необходимы для их будущего профессионального становления.      

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

Подборка карточек для групповой работы на уроках

Данные карточки  можно применять для развития коммуникативных УУД на уроках в начальной школе...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...

Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках истории

Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и...