«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО»
статья по теме

Актуальность проблемы определяется современным этапом развития отечественной образовательной системы, который характеризуется интеграцией в общеевропейское образовательное пространство и переориентацией оценки результата образования в соответствии с компетентностным подходом. В связи с этим при обучении иностранному языку (ИЯ) в среднем профессиональном образовательном учреждении возрастает требование к уровню подготовки специалиста. Помимо навыка перевода специализированной литературы от него ожидается владение разговорной речью как в профессиональной, так и в бытовой сфере. Развитие компетенции такого рода - сложный и трудоемкий процесс в условиях традиционного обучения на неязыковых отделениях. На иностранный язык выделяется недостаточное количество часов, отсутствуют вступительные экзамены по данному предмету, значительная часть первокурсников имеет низкий стартовый уровень владения ИЯ.

Противоречие между высокими требованиями к подготовке современных компетентных специалистов и сложившимися условиями обучения ИЯ приводит к тому, что коммуникативный компонент в структуре базовых компетенций не получает своего должного развития. Это служит причиной трудностей, связанных с восприятием и порождением неподготовленных речевых сообщений в реальной ситуации общения. Знание норм и правил иностранного языка не всегда соотносится со способами формулирования мысли, что в контексте обучения иностранному языку связывается с развитием дискурсивной компетенции. В своей работе я постаралась показать, каким образом можно формировать дискурсивную компетенцию в условиях СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО».

Актуальность проблемы определяется современным этапом развития отечественной образовательной системы, который характеризуется интеграцией в общеевропейское образовательное пространство и переориентацией оценки результата образования в соответствии с компетентностным подходом. В связи с этим при обучении иностранному языку (ИЯ) в среднем профессиональном образовательном учреждении возрастает требование к уровню подготовки специалиста. Помимо навыка перевода специализированной литературы от него ожидается владение разговорной речью как в профессиональной, так и в бытовой сфере. Развитие компетенции такого рода - сложный и трудоемкий процесс в условиях традиционного обучения на неязыковых отделениях. На иностранный язык выделяется недостаточное количество часов, отсутствуют вступительные экзамены по данному предмету, значительная часть первокурсников имеет низкий стартовый уровень владения ИЯ.

Противоречие между высокими требованиями к подготовке современных компетентных специалистов и сложившимися условиями обучения ИЯ приводит к тому, что коммуникативный компонент в структуре базовых компетенций не получает своего должного развития. Это служит причиной трудностей, связанных с восприятием и порождением неподготовленных речевых сообщений в реальной ситуации общения. Знание норм и правил иностранного языка не всегда соотносится со способами формулирования мысли, что в контексте обучения иностранному языку связывается с развитием дискурсивной компетенции.

Дискурсивная компетенция, которая определяется как способность воспринимать и порождать речевые сообщения адекватно прагматическому контексту, является значимым элементом учебного процесса. Она отражает характер познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, и влияет на успешность функций речевого общения - коммуникацию, интеракцию и взаимную перцепцию.

В начале своего выступления, я хотела бы более подробно остановиться на термине «Дискурсивная компетенция», т.к. считаю ее основной при обучении ИЯ студентов неязыковых специальностей.

Дискурсивная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Известный отечественный методист Соловова Е.Н. дает следующее определение иноязычной коммуникативной компетенции: «Иноязычную коммуникативную компетенцию можно рассматривать как необходимый и достаточный для определенного возраста уровень владения языковыми навыками, речевыми умениями и социокультурными знаниями, позволяющими учащемуся быть способным и готовым коммуникативно целесообразно и успешно осуществлять свое речевое поведение».

На основе анализа методической литературы и взглядов некоторых исследователей Е.В. Шуман выделил следующие компоненты коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, дискурсивная, стратегическая.

Е.В. Шуман является первым в отечественной лингвистике исследователем, предложившим определение дискурсивной компетенции.

Дискурсивная сторона коммуникативной компетенции означает качество использования языковых умений и навыков в речевой деятельности, корректность и правильность говорения и письма на иностранном языке, логичность и информационную насыщенность высказываний, что также означает уважение и понимание чужой культуры.

Таким образом, дискурсивная компетенция, основываясь на определении Е.В. Шумана, представляет собой умение учащегося, а в нашем случае студента, понимать и самому создавать логичные и связные речевые высказывания, представленные в устной или в письменной форме.

Значение индивидуального подхода в развитии дискурсивной компетенции при обучении ИЯ возрастает по причине специфики учебного предмета. Иноязычное речевое общение является и целью, и средством обучения, при этом предпосылкой коммуникативной и учебной деятельности является формирование у студента потребности говорить на иностранном языке. Это требует индивидуального и личностного подхода к обучаемому в процессе учебного взаимодействия, учета его качеств как субъекта учебной, познавательной, коммуникативной и потенциальной профессиональной деятельности.

Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей с точки зрения их целостности и внутренней замкнутости свойств - интегральности (О.Я. Андрос, А. А. Волочкова, Н. И. Иоголевич, В. С. Мерлин, Т. И. Порошина, Д. О. Смирнова, М. Р. Щукин и др).

 Понятие интегральной индивидуальности позволило В.П. Кузовлеву (1981) и Е.И. Пассову (1993) выделить компоненты индивидной, субъектной и личностной видов индивидуализации, существенно влияющие на эффективность учебной деятельности при усвоении ИЯ. При моделировании речекоммуникативной деятельности они позволяют решать ряд лингвистических и дидактических задач выявить индивидуальные особенности обучающихся, организовать учебный процесс в оптимальном режиме для каждого обучающегося, создать комфортные условия и повысить внутреннюю мотивацию к участию в познавательном процессе, как в подготовке к потенциальной профессиональной деятельности.

Виды индивидуализации позволяют на практике осуществлять принцип индивидуального подхода. В контексте обучения ИЯ он основан на учете комплекса общих и специальных способностей обучающихся, выражающихся в индивидуальном стиле овладения языком (М. К. Кабардов, Г. А. Мактам-кулова, М.С. Малешина, Э.Н. Савельева, А.К. Серков, А.И. Щебетенко).

Исследование, проведенное М. К. Кабардовым, позволило подтвердить наличие разных типов овладения ИЯ: когнитивно-лингвистического и коммуникативно-речевого, что дает обучающему возможность использовать когнитивно- и коммуникативно-ориентированные технологии обучения, эффективные для указанных типов. Исходя из этого, можно утверждать, что индивидуальный подход содержит в себе потенциал для сбалансированного развития дискурсивной компетенции, так как позволяет создать оптимальные - обусловленные типом овладения ИЯ - для каждого обучающегося условия развития дискурсивной компетенции.

Особенностью развития дискурсивной компетенции в рамках обучения ИЯ в СПО на неязыковых специальностях является то, что оно носит профессионально ориентированный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. С учетом данной особенности, следует учитывать, что дискурсивная компетенция включает в себя следующие компоненты: когнитивный, коммуникативный и компонент профессиональной направленности обучения. При этом приоритетным является когнитивный компонент, т.к.: а) он обладает универсальной функцией управления процессом познания (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др), б) когнитивные характеристики входят в структуру «языковой личности», которая коррелирует с понятием «коммуникативная компетенция» (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов) и через нее с дискурсивной компетенцией, в) специфика дискурса как ключевого понятия в структуре дискурсивной компетенции предполагает сложную систему иерархии знаний и наличие интегрированных моделей обработки, основанных на когнитивной теории употребления языка (Т. ван Дейк, Ю.Н. Караулов), г) специфика обучения ИЯ лиц студенческого возраста (и старше) предполагает приоритет когнитивных факторов при общей коммуникативной направленности обучения по мнению А. А. Алхазишвили. Возраст от 16 до 20 лет характеризуется угасанием языковой способности, определяющей овладение языком, и началом бурного формирования интеллектуальных возможностей, которые могут компенсировать спад языковой способности. Таким образом, приоритет когнитивного компонента в структуре дискурсивной компетенции обусловливает ее интенсивное развитие как наиболее эффективного способа обучения ИЯ в СПО, соответствующего особенностям данного периода онтогенетического развития.

Педагогические возможности развития дискурсивной компетенции в формировании у студентов профессионально значимых качеств определяются ее универсальным характером. Дискурсивные навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека. Ее специфика (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне привычного внутреннего действия, крайне необходимого для специалиста любого профиля, и является показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и профессионального самосознания. В таком контексте дискурсивная компетенция является важным элементом общей образовательной компетенции, представляющей собой единство теоретической и практической готовности и способности студента к осуществлению образовательной деятельности, готовности и способности учиться всю жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А П Руденко // Методические аспекты обучения иностранным языкам сб науч тр / Северо-Осетинский государственный университет им К JI Хетагурова -Владикавказ СОГУ, 2000 - С 23-35
  2. Руденко, А.П Развитие языковых способностей с учетом индивидуальных особенностей учащихся [Текст] / А П Руденко // Методические аспекты обучения иностранным языкам Теория и практика обучения иностранным языкам на пороге XXI столетия (Лемпертовские чтения - III) сб науч тр - Пятигорск, -2001 -С 48-50
  3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 2004.
  4. Е. С. Полат, в том числе «Новые педагогические технологии в системе образования» (М.: Владос, 2001).
  5. Пассов Е.И. , Кузовлёв В.П., Коростелёв В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. 1990 г. №6.