Методические рекомендации к контрольной работе по педагогике 1 курс
учебно-методический материал по теме

Понятовская Елена Владимировна

Данные методические рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при подготовке к экзаменам и написанию контрольных работ по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

Методические рекомендации

к домашней контрольной работе

по дисциплине «Педагогика»

для студентов I курса специальность 050144

«Дошкольное образование»

заочное отделение

2013

        Данные методические рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при подготовке к экзаменам и написанию контрольных работ по педагогике

Автор:  Понятовская Е.В., преподаватель педагогики высшей категории

Технический редактор:    


Пояснительная записка

        Самостоятельная работа студентов заочного обучения – важным этап при изучении дисциплины «Педагогика»

Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне развития самостоятельности и активности студентов заочного отделения в ходе подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

В ходе выполнения контрольных работ студенты осваивают навыки исследовательской деятельности: совершенствуются  навыки работы с научной и методической литературой, развивается умение анализировать передовой педагогический опыт и результаты своей педагогической деятельности, студенты учатся подбирать и использовать элементы диагностических методик. Выполнение контрольных работ по педагогике способствует написанию курсовых работ психолого-педагогической направленности.

Как показывает опыт, студенты заочного отделения испытывают затруднения при изучении педагогики (в выборе темы, подборе литературы, в оформлении контрольной работы в подготовке к экзаменам).

Данные методические рекомендации разработаны на основе требований ФГОС по специальности «Дошкольное образование» и рабочей программы по дисциплине «Педагогика» с целью оказания помощи студентам в подготовке студентов к промежуточной аттестации, а также написанию домашней контрольной работы (выборе темы, определении литературы для самостоятельного изучения, качественного оформления материалов контрольной работе).

Методические рекомендации содержат следующие разделы: пояснительную записку, алгоритм выполнения контрольной работы, требование к написанию контрольных работ, приложение. В приложении представлены: оформление титульного листа, оглавления, списка литературы, тематика контрольных работ, основная литература.


Алгоритм выполнения контрольной работы

  1. Определение темы контрольной работы в соответствии с интересом, спецификой и опытом работы.
  2.   Внимательное изучение рекомендации.
  3. Подбор основной и дополнительной литературы.
  4. Осмысление содержания, выполнение записей  по прочитанному материалу (контент-анализ, цитаты, выписки из цитат, конспекты в свободной форме ).
  5. Осмысление цели и направления работы.
  6. Составление развернутого плана работы и написание основного текста контрольной работы:

        а) введение, в котором определяется актуальность, значимость изучаемого вопроса для развития личности дошкольника, собственное отношение к проблеме;

        б) основная часть - описание теоретических исследований различных авторов и cобственного практического опыта;

        в) заключение - выводы по результатам проделанной работы;

        г) список литературы;

        д) приложение, в котором используются собственные методические разработки

            ( планы, конспекты), материалы подобранных диагностик и прочее).

  1. Оформление контрольной работы (приложение №1)

Требования к написанию контрольной работы

        Контрольная работа имеет титульный лист, содержание работы, введение, основную часть, заключение, список  литературы, приложения (приложения № 2, №3.)

        Контрольная работа выполняется на листах формата А4 (297х210 мм) на одной стороне листа обязательно в компьютерном наборе. Размеры полей страницы: верхнее и нижнее — не более 20 мм, левое — не более 25 мм, правое — не более 10 мм.

Порядковый номер страницы размещается в середине верхнего поля соответствующей страницы. Нумерация страниц устанавливается, начиная с первой страницы, но на первой странице номер не проставляется.

Заголовки разделов выделяются более крупным шрифтом. В конце заголовка точка не ставится. Заголовок должен быть отделен от основного текста одной пустой строкой до и после заголовка.

Работа должна быть выполнена в четкой логической последовательности. Ответы на вопросы должны быть конкретны, точны, по теме, с выводами и обобщениями, и с собственным отношением к проблеме. Общий объем контрольной работы – 15-20 страниц.

 Раздел I: Характеристика педагогической профессии

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Роль и место педагогической профессии в современном обществе
  2. История педагогической профессии на разных этапах развития общества
  3. Сущность и своеобразие педагогической профессии
  4. Особенность педагогической деятельности в современных условиях
  5. Современный педагог, какой он?

Литература

  1. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. – Иркутск,-2000.
  3. Дошкольная педагогика /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.. – М., 2012
  4. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь.- М.,2000.
  5. Семинарские, практические, лабораторные занятия по дошкольной педагогике.//Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк.-М.,2000.

Тематика контрольных работ ( на выбор)

Тема 1. Зарождение и развитие педагогической мысли  на ранних ступенях развития человечества.

Источники изучения  первобытного воспитания. Появление семьи, семейного воспитания. Начало становления воспитания как общественного явления. Истоки педагогической мысли – народная педагогика, появление свода народно-поэтических моральных стандартов, затем институтов воспитания, обучения на Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовства», «мастера грамоты», «дома молодежи» и др., сыгравшие важную роль в развитии педагогической мысли и педагогики как науки. Традиции семейного воспитания.

В работе необходимо привести примеры, представляющие собой разнообразные произведения фольклора: пестушки-потешки, сказания, колыбельные песни, былини, пословицы и поговорки, предназначенные для воспитания и обучения детей. Аргументировать подбор.

Тема 2.  Воспитание и школа в период Античного мира ( на примере Древней Греции )

Афины и  Спарта – два государства, две системы обучения и воспитания. Особенности. Роль учителя: учить не словом, а делом. Учитель – представитель философской школы (Академия, Ликей). Главные характеристики античного человека по Демокриту: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Семейное и общественное воспитание.  Суть воспитания детей и юношества.

Тема 3. Воспитание и школа в период Античного мира ( на примере Древнего Рима )

Воспитание и школа в Древнем Риме. Римские мыслители, философы о воспитании: Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан и др. Характеристики человека. Семейное и общественное воспитание. Суть воспитания детей и юношества.

Тема 4. Педагогика православия (XI-XVII вв.)

Крещение Руси и преобразование воспитания. Обучение детей грамоте. Педагогическая деятельность церкви, первые школы грамоте. Педагогическая деятельность церкви, первые школы, училища. Педагогические идеи в памятниках культуры литературы (летописи, Поучения, Хроники, Русская правда). Поучение Владимира Мономаха. Ярослав Мудрый и распространение образования. Мастера Грамоты. Памятники педагогической культуры «Домострой» и «Гражданство обычаев детских». Братские школы на Украине и в Белоруссии.

Тема 5.  Педагогическая система Я.С. Коменского

Я.А. Коменский -  ученый, философ, общественный деятель, педагог. Пансофия  Коменского. Характеристика трудов, их значение. Цели и задачи воспитания. Система воспитания. Принципы. Возрастная периодизация. Материнская школа, содержание и методы воспитания и обучение, роль матери. Значение идей на современном этапе.

Тема 6. Педагогические воззрения Дж. Локка

Жизнь и деятельность Дж. Локка.  Краткая характеристика произведений.  Значение воспитания. Воспитание джентльмена, требования к воспитателю. Значение педагогических идей Локка.

Тема 7. Педагогика эпохи Просвещения. Теория « естественного воспитания» Ж.Ж.Руссо.

Жизнь и деятельность. Основные идеи. Мировззрение, позиция. Возрастная периодизация. Воспитание женщины. Значение педагогических идей.

Тема 8. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталлоццы

Жизнь и деятельность. Характеристика основных этапов педагогической деятельности. Мировоззрение. Значение педагогических идей.

Тема 9. Педагогическая система Ф. Фребеля

Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей

Тема 10. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей

Тема 11. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей

Тема 12. Педагогическая деятельность П.Ф. Каптерев

Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей

Тема 13. Педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафт

Краткие биографические сведения. Основные работы, педагогические идеи, направления. Значение педагогических идей

Тема 14 Становление педагогической интеллигенции Восточной Сибири ( на примере своего местожительства)

Появление «пришлых людей» на территории Восточной Сибири. Открытие школы, детского сада. Первые учителя, воспитатели. Уровень и качество образования. Личностные качества. Их вклад в развитие образования на территории поселка (села)

Основная  литература:

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства м., 1999.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики., 1999.

История педагогики в России: Хрестоматия. М., 2002.

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. В. Лыков, Л.В. Волобуева. – М., 1999.

История дошкольной педагогики /Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989.

Хрестоматия по истории по истории школы и педагогики в России. М., 1996

Тема 15. Педагог как ключевая фигура организации образовательного процесса

Понятие «Педагог», функции, особенности профессиональной деятельности (компоненты, структура),  портрет идеального педагога, профессиональная индивидуальность.

Литература

  1. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. – Иркутск,-2000.
  3. Дошкольная педагогика /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.. – М., 2012
  4. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь.- М.,2000.
  5. Семинарские, практические, лабораторные занятия по дошкольной педагогике.//Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк.-М.,2000.

Педагогические умения


Приложение 1

Образец титульного листа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

Тема:

 

                                                                                 Составил (ла) студент (ка)

                                                                               I курса  заочное отделение

                                                                               Ф.И.О.

                                                                               Адрес:

                                                                                   Проверил (ла):

2013-2014 уч.г.

                Приложение 2.

Оглавление

Введение

        Глава I. НАЗВАНИЕ

        Глава II.НАЗВАНИЕ

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 3.

ОБРАЗЦЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕЧАТИ

ГОСТ 7.1-2003

Книга одного автора

Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2001. - 480 с.

Книга двух авторов

Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст] / Р. Р. Москвина,

Г. В. Мокроносов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987. – 199 с.

Книга трех авторов

Ворожейкин, И. Е.  Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин,

А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М. : ИФРА,  2002. - 240 c. : табл.

Книга четырех  и более авторов

Радио – радиолюбителям [Текст] : практическое пособие / В. Г. Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г. Степанов, В. В. Фролов. - М. : Радио, 1988. - 432 с.

Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике [Текст] : учебное пособие / О. Л. Подлиняев [и др.]. - Иркутск : ИГПУ, 1997. - 72 с.

Книга под редакцией

Педагогика [Текст] : педагогические теории, системы, технологии / под ред.

С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2000. - 510 с.

Материалы конференции, совещания, семинара

Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26–27 апр. 2001 г. [Текст] : материалы / ред. А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск, 2001. – 157 с.

Многотомное издание

Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т.

Отдельный том многотомного издания

Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст]. В 5 т. Т. 1. Я, Клавдий / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 394 с.

или

Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - Т. 1 : Я, Клавдий. - 1998. - 394 с.

или

Грейвз, Р. Я, Клавдий [Текст] / Р. Грейвз. – М. : ТЕРРА- Книжный клуб, - 1998. – 394 с. – (Собрание сочинений : в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1).

Автореферат диссертации

Кимова, С. З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. З. Кимова. - Красноярск, 2002. - 22 с.

Диссертация

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / И. В. Белозеров. – М., 2002. – 215 с.

Статья из журнала

Березина, В. А.   О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - C. 2-5.

                                                                        или

Березина, В. А.   О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. 2002. № 7. C. 2-5.

Статья из газеты

Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. –  2002. – 17 июня.

(Если в газете меньше восьми страниц, то страницы не указываются)                                                 

или

Серебрякова, М. И. Дионисий не отпускает [Текст]  : [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.] : беседа с директором музея Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. – 14–20 июня (№ 18). – С. 9.

Статья из сборника

Даниленко, А. В. Христианство на Востоке: истоки и история [Текст] / А. В. Даниленко // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность : доклады Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Б. Д. Пак. - Иркутск, 1995. -  С. 39-43.

Отдельное произведение из собрания сочинений

Локк, Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: в 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 548–567.

Глава из книги

Введенская, Л. А. Речевой аппарат [Текст] / Л. А. Введенская // Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : Феникс, 1995. - Гл. 1. – С. 331-336.

Описание рецензии

Мильчин, К. На невидимом фронте без перемен [Текст ] / К. Мильчин // Книжное обозрение. – 2002. – 11 марта. – С. 6. - Рец. на кн. : Зданович, А. А. Свои и чужие / А. Зданович. – М. : Олма-пресс, 2002. – 317 с.

Описание электронных ресурсов

Электронные издания

Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие : прил. к кн. / В. П. Пугачев. − М. : Аспект Пресс, 2006. − Электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного доступа

Травин, Андрей. Три поисковика Рунета, не считая Google [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ОП. ПЕДАГОГИКА

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет им...

Контрольная работа. Биология 1 курс. тема Клетка

Клетка. Строение, функции, метаболизм...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

    Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...

Итоговая контрольная работа для 1 курса СПО Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса. . Цель контрольной работы: систематизировать и закрепить знания студентов по изученным темам

    19.06.2019г.  Итоговая контрольная работа 1 курса СПО.     Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса .Цель контрольной работы: систематиз...

Контрольная работа для 1 курса специальность "Организация перевозок на Ж.Д. транспорте".

Итоговая контрольная работа для 1 курса  для специальности "Организация перевозок на Ж.Д. транспорте"....