Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
методическая разработка на тему

Джанунц Гаяне Георгиевна

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_el_kurs_2017.docx154.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвымоск

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Техникум сервиса и туризма №29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

КУРС ЛЕКЦИЙ

9 класс

Составитель:

Джанунц Гаяне Георгиевна, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТСиТ №29

Москва,

2017г.

Введение

Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.

За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе.

Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени и вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или «люди науки» – инженеры-проектировщики, научные сотрудники, и т. д.

Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее

востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными» - юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал, педагоги – успехом у современной молодежи не пользуются.

Итак, профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом не навязчивую, но компетентную помощь. К сожалению, очень часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или давлению, а педагоги сами признают, что мало чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.

Данное издание призвано помочь педагогам, в особенности классным руководителям, в организации содействия учащимся 8–11 классов в планировании собственной карьеры, собственного будущего. В нем представлены разработки девяти занятий. Это могут классные часы, факультативные или кружковые занятия. В содержание каждого занятия включен информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с учащимися, практические упражнения или несложные тестовые методики, которые сделают занятия более интересными и динамичными. Данные занятия классный руководитель может проводить как в сотрудничестве со школьным психологом, так и самостоятельно, дополняя их собственными творческими находками.


МИР СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та

область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять.

Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются

новые профессии, а старые получают новые современные названия.

Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии

достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий

род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты

конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого

выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной

деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций видов

профессиональной деятельности, типов профессий.

В нашей стране наиболее распространенной является классификация

профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет

пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то

основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления

природы, и т. д.):

        1. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с

растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями

их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с

природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к

природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят

отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях

у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не

каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее

законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все

знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и

принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек

должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением,

способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа:

ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

        2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют

дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических

объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим

признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от

работника требуется точность, определенность действий. Большое значение

здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека –

техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять

технические объекты и их части. Среди современных профессий данного

типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных

(компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.

        

3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного

типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы

населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может

совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание,

управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в

профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми.

Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее

настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность

мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать

состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий

язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант,

менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по

рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.

        4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий

данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы,

цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная).

Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны,

отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических,

механических свойств предметов, уметь представить их сущность

схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике,

формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за

условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно

погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях,

которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание,

умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной

деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный

администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик,

лингвист, экономист, аудитор.

        5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты

работают с явлениями, фактами художественного отображения

действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может

быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-

сценическая деятельность. Специфическое требование, которое

предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей

к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому

искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что

мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое

воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа:

дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру,

дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.

        В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и

требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить,

что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу.

Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель

биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-

человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая

система и человек-художественный образ).

Для того, чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда,

важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов

экономики в конкретном регионе. Современную ситуацию, сложившуюся в

различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим

образом:

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС традиционно и

справедливо считается одной из самых «денежных» отраслей. По этой

причине устроиться на предприятия нефтегазодобывающей промышленности

достаточно сложно. Бытует мнение, что без блата и знакомых этого вообще

сделать невозможно. Безусловно, наличие связей, протекции облегчает

задачу трудоустройства. Но главным требованием работодателя является все-

таки знание основных технологических процессов и опыт работы по

профилю. Поэтому молодым специалистам сложно сразу со студенческой

скамьи устроиться на высокооплачиваемую работу в «нефтянке». Зато

многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля,

практикуют заключение договоров с основными топливно-энергетическими

компаниями, гарантирующими трудоустройство выпускников. Кроме этого,

предусматриваются так называемые должности стажера, где есть

возможность приобрести необходимый профессиональный опыт. Журнал

«Гид молодого специалиста» в числе наиболее популярных специальностей

данной сферы называет инженеров по обслуживанию, проектированию,

установке добывающего оборудования. Нужны начальники финансового,

маркетингового отдела, отдела рынка сбыта.

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП).

Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие

специалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ также достаточно активно

развивается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-

механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого

производства, специалисты по качеству готовой продукции.

Аналогичная ситуация наблюдается и в ТЕКСТИЛЬНОЙ промышленности, где новые и обновленные предприятия активно набирают кадры.

ХИМИЧЕСКОЕ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ, КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЕ

ПРОИЗВОДСТВО. На государственных предприятиях данного профиля

существует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая

заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья.

Однако специалисты с соответствующим образованием и опытом работы в

этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих

организациях, занимающихся производством медицинских и

косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для

здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы

для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая

отрасль.

        Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности

карьерного роста. По данным журнала «Гид молодого специалиста» активно

в настоящий момент развиваются сферы рекламы, PR, маркетинга. Высок

спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще

сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет в

достаточно короткие сроки вырасти в должности и повысить уровень

заработка. Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов

фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растѐт спрос на

инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров,

требования к этим специалистам увеличиваются. Быстрыми темпами в

России развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно

увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада

набирает обороты рынок издательских услуг.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

Назовите несколько профессий каждого типа (по Е. А. Климову) для

каждой из отраслей современного рынка труда.

К каким типам профессий относятся следующие профессии: менеджер

по продажам автомобилей, патологоанатом, технический переводчик, гид-

переводчик, зубной техник?

Какие профессии нужны сегодня? Какие будут нужны всегда? Что влияет

на «нужность» профессий?

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно

самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в

изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с

кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей

ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся

в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет

множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно

проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное

решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал

следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник

Климова»):

Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той

деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно

обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет

удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других

людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут

профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер,

педагог, тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало,

нужно ещѐ, чтобы оно получалось. А для этого нужны определѐнные способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещѐ

и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные

установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное

значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной

цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место

работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в

четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора

взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только

нашего мнения, но и различных внешних факторов.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять

активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье,

где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно

желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением

людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же

время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную

и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об

этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не

знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение

одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает

степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но

профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть

и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе

самые разные профессии.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под

названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения

должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в

будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть,

каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для

того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке

ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область

профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как

единственная; специальность, работа, возможные профессиональные

учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как

видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения

профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение

справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование,

поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для

начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о

путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее

важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей,

т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или

иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей

в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные

ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы

живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом

вероятности непредвиденных обстоятельств.

        Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо

основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание

современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в

проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного

ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний –

профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает,

как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и

с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться.

Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом

неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации

на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Как вы думаете, какие из факторов в наибольшей степени влияют

(могут повлиять) именно на ваш выбор?

  • Можно ли назвать какие-то факторы главными, а какие-то –

второстепенными? К каким последствиям может привести неучет тех или иных факторов?


ЦЕЛИ. ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно

поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих

желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно

установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа,

определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где

вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в

профессиональном самоопределении носит название личный

профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще

называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ»,

«МОГУ» и «НАДО».

«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные

предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы

производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С

другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы

хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы

результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок,

кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Я ХОЧУ. ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе

вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чѐм мне нравится читать,

смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем

круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный

предмет; сосредоточенность на нѐм мыслей, вызывающая стремление ближе

ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля

зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве,

сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей.

Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика

вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка,

которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего,

уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и

одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости

от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик,

совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет

горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

        Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании

с соответствующими чертами личности побуждает к определенной

деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в

нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то

склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например,

ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки

аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может

впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и

профессионально. Наличие интересов означает «хочу знать», склонность –

«хочу делать». Именно склонности, родившиеся из интересов, являются

основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за

собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми,

учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью

специальных психологических тестов. Один из них предлагается ниже.

Методика Йовайши.

Данная методика создана на основе ДДО Е. А. Климова и применяется

для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной

деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности

являются:

1. Сфера искусства («человек-художественный образ»);

2. Сфера технических интересов («человек-техника»);

3. Сфера работы с людьми («человек-человек»);

4. Сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);

5. Сфера физического труда (склонность к подвижной (физической)

деятельности);

6. Сфера материальных интересов (производство и потребление

материальных благ).

Инструкция: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов,

имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете

предпочтение и зафиксируйте это в бланке для ответов.

Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом

«б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или

утверждения, и буквой «а» поставьте цифру 3, а в клетку «б» – 0. В случае

вашего полного согласия с вариантом «б» и несогласия с вариантом «а» в

клетку «б» вносится цифра 3, а в клетку «а» – 0.

Если вы согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то

выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла,

менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.

Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них».

Вопросы.

        1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в

экспонатах:

а – цвет, совершенство форм

б – их внутренне устройство (как и из чего они сделаны)

2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:

а – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти

б – мужество, смелость, выносливость

3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы

необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать

людей

б – создавать такую технику, которой можно было бы самим

пользоваться в быту

4. Какое награждение Вас больше бы обрадовало:

а – за общественную деятельность

б – за научное изобретение.

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает

Ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, грациозность участников парада

б – внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

6. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы

охотнее занялись:

а – чем-либо практическим (ручным трудом)

б – общественной работой (на добровольных началах).

7. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а – новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии)

б – новых продовольственных товаров.

8. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:

а – музыкальный

б – технический.

9. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы

обратили большее внимание:

а – на сплоченность коллектива

б – на создание необходимых удобств.

10. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:

а – литературно-художественные

б – научно-популярные.

11. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный, удобный быт

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться

сокровищницей искусства, создавать искусство.

12. Для благополучия общества необходимо:

а – техника

б – правосудие.

13. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:

а – о развитии науки в нашей стране

б – о достижениях спортсменов нашей страны.

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у

Вас большую заинтересованность:

а – о машине нового типа

б – о новой научной теории.

15. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:

а – работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном,

лесничий, дорожный мастер)

б – работа с машинами.

16. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

а – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать

другим создавать материальные блага

б – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению

создавать материальные блага.

17. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников

самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту

б – то, что они выполняют общественно полезную работу.

18. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем

будет иметь доминирующее значение:

а – физика

б – физическая культура.

19. Что обществу принесет больше пользы:

а – забота о благосостоянии граждан

б – изучение поведения людей.

20. Какого характера научную работу Вы бы выбрали:

а – работу с книгами в библиотеке

б – работу на свежем воздухе в экспедиции.

21. Представьте, что Вы профессор университета. Чему Вы отдали бы

предпочтение в свободное от работы время:

а – занятиям по литературе

б – опытам по физике, химии.

22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные

страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:

а – как известный спортсмен на международные соревнования

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки

необходимых товаров для нашей страны.

23. Какие лекции Вы бы слушали с большим удовольствием:

а – о выдающихся художниках

б – о выдающихся ученых.

24. Что Вас больше привлекает при чтении книг:

а – яркое изображение смелости и храбрости героев

б – прекрасный литературный стиль.

25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них

Вы бы отдали предпочтение:

а – работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники

б – физической культуре или другой работе, связанной с движением.

26. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:

а – Поповым и Циолковским

б – Менделеевым и Павловым.

27. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее

внимание:

а – на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья

б – на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

28. Что бы Вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о состоявшейся художественной выставке

б – известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост,

какой бы Вы выбрали:

а – главного инженера завода

б – директора универмага.

30. Как Вы считаете, что важнее:

а – много знать

б – создавать материальные блага.

Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом

столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в

свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует

определенной сфере профессиональных интересов:

1-й столбец – сфера искусства:

1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.

2-й столбец – сфера технических интересов:

1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.

3-й столбец – сфера работы с людьми:

2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.

4-й столбец – сфера умственного труда:

4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.

5-й столбец – сфера физического труда:

2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.

6-й столбец – сфера материальных интересов:

3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

 До того, как заполните тест, подумайте: что вы можете назвать

своими интересами? А склонностями? Спросите о себе у одноклассников,

которые хорошо вас знают, а потом сопоставьте их мнения со своим.

 (после заполнения и обработки теста) Совпадают ли результаты теста

с вашими предположениями?

Приведите 5 примеров профессий, которые подходят вам по результатам

теста.


Я МОГУ. СПОСОБНОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРИГОДНОСТЬ

Следующий шаг после определения круга собственных интересов –

определение своих возможностей, ответ на вопрос: «Что я могу? Что у меня

получается?». Это ответ на вопрос о наличии способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека,

ведущие к успешному овладению определенной деятельности

(деятельностей), но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые у

него уже есть (Б. М. Теплов).

В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью

общих способностей человек может достичь успеха в самом широком

смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям

можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие

от общих, специальные способности определяют успехи человека в

отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).

Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития

способностей. Они становятся реальными, когда возникает необходимость

развивать те или иные способности. Таким образом, способности не есть

нечто застывшее, неподвижное, они могут развиваться. В связи с этим

выделяют уровни развития способностей:

Задатки (природные предпосылки способностей)

Способности

Талант

Гениальность.

Наличие способностей к определенному виду деятельности является

первым компонентом профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – соответствие физических и

психологических показателей человека (его здоровья, способностей,

личностных качеств) требованиям конкретной профессии.

Второй компонент профессиональной пригодности – собственно

личностные особенности человека: направленность личности, особенности

эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные

качества. К этому же компоненту относится необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой

профессии существуют профессионально важные качества (ПВК). Так,

водителю необходимы высокая концентрация внимания,

помехоустойчивость, продавцу – коммуникабельность, эмоциональная

устойчивость.

Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной

пригодности – отсутствие медицинских противопоказаний. Особенно высоки

требования к физической подготовке в профессиях, требующих высокого

уровня выносливости – летчик, космонавт, милиционер, спортсмен. У

работников типографии, например, недопустимы аллергии и заболевания

опорно-двигательного аппарата.

Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности

к выбранной профессии, есть два пути – либо корректировать свой выбор,

либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие

качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух,

а изначально физически слабый, малорослый А. В. Суворов стал великим

полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы

недюжинные волевые качества, настойчивость, целеустремленность,

уверенность в себе.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Какие профессионально важные качества необходимы в работе

ветеринара, менеджера, программиста, бухгалтера, дизайнера, журналиста,

автослесаря?

  • Какие качества необходимы вам для овладения профессиями, которые вы

подобрали себе по результатам теста? Что у вас уже есть? Что необходимо

развивать?

НАДО. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в

первую очередь необходимо собрать как можно больше информации,

которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и

планирование жизненного пути – не исключение. И тому, кто выбирает, и

тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о

личности выбирающего – его интересах, склонностях, способностях,

жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей

личности, нужно ещѐ владеть информацией об окружающей

действительности, в ситуации профессионального выбора – о рынке труда. В

рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение

работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест

опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа

рабочей силы.

1) рабочей силы на конкретных рабочих местах;

В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или

людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества,

которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке

труда, выбора верной стратегии.

Кроме того, рынок труда на современном этапе предъявляет достаточно

высокие требования к специалистам. В качестве основных черт

современного рынка труда можно выделить следующие:

– необходимость постоянного обучения. Практически для всех

профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие,

появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс

обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости.

Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю

жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом

гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется

повышение квалификации, а в некоторых случаях – и смена профессии.

– «постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (в

наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный

возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего

возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы

приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою

очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно

стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта

и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям,

найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.

        – увеличение требований к профессионализму сотрудников.

Современный специалист – профессиональный, активный и

самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу

благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с

помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым

качествам, соответственно, выше.

– становление гибких форм занятости (распространение частичной и

временной занятости, более частое приспособление работника к

меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно

благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней

профессионализации, совмещения работы с обучением.

– противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к

соискателям на вакансии одинаково распространены требования к возрасту

(который должен быть достаточно молодым) и к опыту работы (который

должен быть не таким маленьким).

Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека

есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному

и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью – в

данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо

поддающиеся изменению (например, темпераментальные характеристики,

свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно

развивать и формировать.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

 Составьте перечень тех навыков, умений, личностных качеств,

которые у вас есть уже сейчас и которые могут пригодиться в будущей

профессиональной деятельности. Составьте следующий список: перечень того, что вам нужно приобрести (в личностном, психологическом, профессиональном смысле) для будущей успешной профессиональной деятельности.


ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

 Отношение к выбору профессии как к окончательному и

пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются, в основном, под воздействием родителей (иногда – учителей). Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Я ему (ей) сказала: главное-

получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом –

делай что хочешь!» Такая позиция может привести к тому, что девушка или

юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда

может не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но

иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости

сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты

построения карьеры: школа  учреждение начального профессионального

образования или профессиональные курсы  среднее специальное учебное

заведение (колледж, техникум)  ВУЗ. При такой схеме есть возможность в

течение относительно короткого времени получить определенную

специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от

конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением

обучения в школе) могут «выпадать».

 Предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и

занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия

– актер?!»).

 Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

 Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

 Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной

профессии. В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек)

является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем,

что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом

упускается, что работа психолога – не только приятная (кстати, не всегда

приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций,

большой объем «бумажной», документальной работы.

 Низкая информированность о мире профессий, о

востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время

появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием

прячется что-то давно известное. К тому же неизвестно, смогут ли юноша

или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так,

сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является

юридический. Однако, рабочих мест по этой специальности гораздо меньше,

чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.

 Влияние престижности, популярности профессии. Сильным

фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих о

профессии, то, насколько она является «модной». Опасность таится в

незнании особенностей той или иной профессии. На деле она может

оказаться не такой привлекательной и интересной. Так, старшеклассник

говорит: «Я уже выбрал профессию. Хочу быть менеджером.» На вопрос

консультанта: «А чем ты будешь заниматься на своѐм рабочем месте?» не

очень уверенно отвечает: «Ну… У меня будет свой офис, отдельный кабинет,

люди в подчинении…». О содержании работы, как видите – ни слова. О том,

что менеджеры бывают разные – по персоналу, по продажам и т. д., юноша

тоже слышал впервые.

 Несамостоятельность выбора профессии. Может случиться так,

что мы, взрослые, руководствуясь благими намерениями, можем оказать

выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за

их выбор. Иногда нам кажется, что мы сделаем этот выбор лучше – у нас

больше знаний, жизненного опыта. На консультацию пришла девушка-

одиннадцатиклассница. Точнее, еѐ привела бабушка со словами: «Мы хотим

поступать на экономику. Скажите, какой институт лучше выбрать.» При

разговоре с девушкой выяснилось, что экономика привлекает бабушку, а не

еѐ. Сама она хорошо рисует, и хотела бы получить профессию в сфере

искусства. Более того, она уже позаботилась о месте работы, планируя

совмещать работу с обучением. Нетрудно предположить, насколько девушка

была бы «довольна» своей работой, если бы ей пришлось работать в сфере

экономики, прямо противоположной еѐ интересам.

 Отождествление школьного учебного предмета с

соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится

настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним

будущую профессиональную деятельность. Однако, следует внимательно

проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то,

как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит

литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности,

упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В

таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с

интересующим предметом.

 Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах

производства (например, материального).

 Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идѐт о случаях, когда

старшеклассник находится в растерянности – не зная, с какой стороны

подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно

обратиться к специалисту-психологу, который проведѐт квалифицированную

консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.

 Незнание или недооценка своих физических особенностей,

недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.


МОИ МЕЧТЫ. БУДУЩЕЕ. КАРЬЕРА. УСПЕХ

Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. Если некоторое

время назад слово «карьерист» носило определѐнный негативный оттенок, то

сейчас оно ассоциируется с успешным, активным человеком, который знает,

чего хочет от жизни.

При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание.

Для кого-то «сделать карьеру» – значит получить определѐнную должность,

статус в обществе. Для другого важнее материальная сторона, высокий

заработок. Третий может посчитать, что самое важное – быть хорошим

специалистом, профессионалом в своѐм деле, и именно это является целью

построения карьеры. Наверное, прав каждый по-своему, прав в отношении

именно своей карьеры. Карьера – понятие индивидуальное, невозможно дать

универсальный рецепт профессиональной успешности. Совершенно точно,

что построение карьеры тесно связано с такими понятиями, как рост,

развитие, достижения, успех. А вот в каком направлении расти и чего

достигать – каждый решает для себя сам.

Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх,

постоянно повышая собственную планку. С изменением должности,

меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так,

например, учитель химии, становясь заместителем директора (а, возможно, и

директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету,

занимаясь в большей степени административной, организационной работой.

В данном случае речь идѐт о карьере по вертикали.

Другой вариант развития – двигаться вглубь, все лучше и лучше

осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек – стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель

химии не будет стремиться к должности заместителя директора, а будет

постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая

различные курсы, семинары и становясь учителем первой, второй, высшей

категории, заслуженным учителем. Здесь мы говорим о карьере по

горизонтали.

Нечасто, но встречаются случаи, когда удается эти направления

совмещать. Но в начале карьеры, при выборе цели, важно лично для себя

определить приоритеты, ответить на вопрос: чего я хочу достичь, что значит

успех лично для меня?

Помимо наших желаний и стремлений существует ещѐ и реальность, с

которой нельзя не считаться. В карьерном плане такой реальностью является

рынок труда, предъявляющий свои требования к специалистам. На

сегодняшнем рынке труда больше шансов добиться успеха у людей гибких,

мобильных, активных, обладающих большим количеством разнообразных

умений и навыков. Высок спрос на универсальных специалистов, которые

при необходимости могут справиться с самыми разными обязанностями. При

этом очень важно постоянно доказывать свою ценность для организации, не

ждать, пока перед вами поставят какие-либо задачи, а самому ставить их

перед собой, предлагать новые идеи. Постепенно уходит время, когда на

хорошие перспективные должности принимали людей исключительно «по

блату». Работодатель становится все более и более заинтересованным в

действительно квалифицированных, профессиональных работниках,

умеющих к тому же доказать это. После выбора сферы профессиональной деятельности, необходимо

подобрать организацию, в которой возможно достижение поставленных вами

целей. Постарайтесь получить о компании максимум информации. Как долго

она существует? Из каких отделов состоит? Предполагается ли обучение

новых сотрудников? Способствует ли руководство повышению сотрудников

в должности или повышению их квалификации, обучению в процессе

работы? Насколько организация открыта для сотрудничества с другими

компаниями? Источниками таких данных могут быть средства массовой

информации, Интернет, сами сотрудники (если удастся с ними пообщаться).

Как правило, чем солиднее и серьезнее компания, тем более она открыта,

доступна, тем больше информации о себе готова предоставить. Если на

собеседовании в выбранной организации работодатель задает вам вопрос о

ваших карьерных планах, не стоит скрывать свое стремление к росту,

развитию. В то же время не нужно делать это самоцелью. Где бы вы не

работали, достижение карьерных вершин невозможно без серьѐзного

овладения профессией, без стремления выполнять свою работу качественно,

«на совесть».

Если вы настроены на серьезное построение карьеры (независимо от

сферы, от направления роста), настраивайтесь сразу и на необходимость

постоянного обучения, повышения квалификации в течение всей

профессиональной жизни. Сейчас уже недостаточно однажды полученного высшего образования (или даже двух), знание одного иностранного языка становится обычным делом, а неумение работать на компьютере вообще осложняет работу по любой специальности. Полученного запаса знаний может хватить, если вас устраивает занимаемая должность, вы успешно справляетесь со своими обязанностями, и вас в этом плане все устраивает.

Если же вам хочется не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше,

то следует приложить немало усилий, чтобы «не выпасть из обоймы»

востребованных специалистов. Это, конечно, не означает, что нужно впадать

в крайности и, сломя голову, бросаться получать второе, третье образование,

изучать сразу четыре языка одновременно. Вполне возможно, будет

достаточно пройти какие-то курсы по вашей специальности, дополнив

базовые знания какой-то новой информацией. Выбор курсов или любого

другого обучения – задача серьѐзная. Не стоит тратить время, силы и деньги

и обучаться просто ради лишней «корочки» – диплома, сертификата,

свидетельства. Подумайте, как и для чего вы сможете применить полученные

знания, насколько они необходимы для вашего дальнейшего продвижения и

развития.

Строить карьеру не поздно в любом возрасте. В этом отношении

строгие ограничения найти сложно. Другое дело, что для людей разного

возраста, с разным профессиональным опытом и уровнем образования этот

путь будет иметь свои особенности.

        С одной стороны, молодым специалистам в какой-то степени проще.

Они энергичны, легки на подъѐм, без страха готовы браться за любые новые

проекты и вообще смотрят на жизнь достаточно оптимистично. Но на первых

порах сталкиваются с такой сложностью, как недостаток или полное

отсутствие практического опыта. Это препятствие, однако, не является

непреодолимым. Многие крупные компании принимают молодых

специалистов, организуют для них обучение или стажерскую практику, а

затем после испытательного срока принимают на постоянную работу.

Подобную практику осуществляют и многие зарубежные компании,

набирающие персонал из числа молодых россиян. Это объясняется тем, что

научить человека «с нуля» порой проще, чем переучивать опытного

специалиста специфике работы в конкретной организации. Выбрав такой

путь – карьера в солидной организации – можно достичь определенных

высот, но нужно быть готовым к тому, что первоначальный заработок будет

не очень высок, а работа, которую придѐтся выполнять на первых порах, не

всегда будет соответствовать специальности, записанной в дипломе.

Успешность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от

их собственной активности. Еще на этапе обучения необходимо получать

информацию о рынке труда, о перспективности тех или иных компаний.

Многие организации, заинтересованные в наборе молодых и перспективных

кадров, предоставляют в учебные заведения информацию о презентациях,

которые они проводят, о программах по набору персонала. Студентам и

выпускникам остается только внимательно следить за информацией на

досках объявлений, в Интернете и вовремя прийти и заявить о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности  38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 2)

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" Курс лекций (часть 2)...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент туризма" для специальности 43.02.10 Туризм. Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент туризма". Курс лекций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ По предмету: «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии «Мастер отделочных строительн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...