МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
методическая разработка

Луценко Наталья Алексеевна

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке указаний преподаватель исходит из того, что часть курса может изучаться обучающимися самостоятельно. Цель данных методических указаний - помочь обучающимся усвоить знания, предусмотренные учебной программой.

Основное содержание дисциплины ЕН 02. «Экологические основы природопользования» определяется изучением обучающимся задач, структуры экологии и природопользования, виды антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_distsipline_mehaniki_2017_god_nabora.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал)

федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

в пгт Советский

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 Советский, 2017 г.

        Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «ЕН.02 Экологические основы природопользования» по специальности среднего профессионального образования                          35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

Организация-разработчик Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ им. В.И. Вернадского» в пгт Советский

Разработчик:

Луценко Н.А., преподаватель

Методические указания рекомендованы  методической комиссией     социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин            Протокол № ___ от __________  

Председатель  _______________ Куцюк Е.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании Методического совета

Протокол № _____ от «___» _______________ 20___ года.

Методист  _______________ Д.Н. Красницкая

Содержание

Введение        3

  1. Организационно-методический раздел        3
  2. Результаты освоения дисциплины        3
  3. Содержание дисциплины        4
  4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины        9
  5. Методические указания обучающимся при изучении дисциплины        10

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке указаний преподаватель исходит из того, что часть курса может изучаться обучающимися самостоятельно. Цель данных методических указаний - помочь обучающимся усвоить знания, предусмотренные учебной программой.

Основное содержание дисциплины ЕН 02. «Экологические основы природопользования» определяется изучением обучающимся задач, структуры экологии и природопользования, виды антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Общие положения

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в математический и общий естественно - научный учебный цикл.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля;

- условия устойчивого состояния экосистем.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

подготовка сообщений, докладов

10

создание мультимедийных презентаций

9

Составление схем

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Экология и природопользование

Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды

Современное состояние окружающей среды в России. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона

Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Определение экологического кризиса. Причины и виды катастроф.

Самостоятельная работа № 1 «Поработать с дополнительной литературой и ответить на вопрос по теме: «Основные причины экологического кризиса». Подготовить сообщение на тему: «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии».

Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих ресурсов

Практическая работа № 1 «Влияние антропогенной деятельности на природные экологические системы»

Тема 1.4. Принципы рационального природопользования и охраны

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы. Ресурсные циклы. Система управления отходами

Тема 1.5. Мониторинг окружающей среды

Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». Виды мониторинга. Основные задачи. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов

Тема 1.6. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах

Практическая работа № 2 «Определение природоресурсного потенциала»

Тема 1.7. Физическое загрязнение

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Понятие экологического риска

Семинарское занятие № 1 «Экология и природопользование»

Самостоятельная работа № 2 Составить схему по теме «Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе»

Раздел 2. Охрана окружающей среды

Тема 2.1. Рациональное использование и охрана атмосферы

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха

Самостоятельная работа № 3 Работа с дополнительной литературой и составление презентации  по теме: «Пищевые ресурсы человечества».  Подготовить сообщение на тему: «Генетически модифицированные продукты». Подготовиться к практическому  занятию по теме:  «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Тема 2.2.

Рациональное

использование и охрана

водных ресурсов

Практическая работа № 3: Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.  

Тема 2.3.  

Рациональное

использование и охрана

недр

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы    России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель

Тема 2.4. Рациональное

использование и охрана

земельных ресурсов

Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное  значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране

Семинарское занятие № 2 «Охрана окружающей среды»

Самостоятельная работа № 4 Работа с дополнительной литературой и составление презентации  по  теме: «Экология и здоровье человека. Пища Франкенштейна»

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты

Тема 3.1

Охрана

ландшафтов

Семинарское занятие № 3 «Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана»

Самостоятельная работа № 5 Подготовить сообщение на тему: «Организация рационального природопользования в России». Подготовиться к практическому  занятию по теме: «Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды».

Тема 3.2.

Государственные и

общественные

мероприятия по охране

окружающей среды

Практическая работа № 4: Государственная экологическая экспертиза  предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных

предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.  

Самостоятельная работа № 6 Поработать с дополнительной литературой и ответить на вопрос по теме: «Роль международных организаций в охране природы».

Подготовиться к практическому  занятию по теме: «Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания».

Тема 3.3.

Правовые

основы и социальные

вопросы защиты среды

обитания

Практическая работа № 5: Анализ основных Федеральных актов природоресурсного законодательства

Тема 3.4.

Международное

сотрудничество в

области рационального

природопользования и охраны

окружающей

среды

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и

межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы

Семинарское занятие № 4 «Мероприятия по защите планеты»

Самостоятельная работа № 7 Работа с дополнительной литературой  и составление презентации  по теме: «Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности»

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники (ОИ):

1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования,- (для студентов СПО): учеб,-15-е изд.стереотип,- М: «Академия», 2014,- 240 с.

Дополнительные источники (ДИ):

  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: учеб. / Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова, И.В. Левакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 320 с.: ил.Гальперин М.В Экологические основы природопользования: - М., «Форум», 2010
  2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: учеб. / М.В. Гальперин. - М.: Форум; Инфра-М, 2002. - (Профессиональное образование)
  3. Трушина, Т.П. Экологические основы природопользования: учеб, для СПО / Т.П. Трушина. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2007. - 414 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование)

Интернет-ресурсы (И-Р):

  1. Единое окно [ Электронный ресурс] : сайт // Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/7p rubr=2.2.74,8. Дата обращения 25.08.2014.-Заглавие с экрана.
  2. Зеленая планета. Общероссийское общественное детское экологическое движение. [ Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: - http://www.greenplaneta.ru. Дата обращения 25.08.2014.-Заглавие с экрана.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины ведется с помощью методических указаний по организации самостоятельной работы обучающегося, фонда оценочных средств, литературы, рекомендованной для изучения, обучающимся желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы.

В ходе учебы обучающийся обязан активно использовать все формы обучения - посещать лекции, получать консультации преподавателя и выполнять самостоятельную работу.

Процесс изучения дисциплины включает в себя:

  1. Работу под руководством преподавателя (лекции, консультации преподавателя по подготовке докладов, решению ситуаций, консультации преподавателя по вопросам, в которых обучающийся не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
  2. Самостоятельную работу обучающегося (проработка текстов лекций, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, написание докладов, конспектов, рефератов, подготовку мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете, подготовка к зачету).

Обучающийся не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме.

Пропуски практических занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время.

На теоретических занятиях излагаются и разъясняются основные понятия, темы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции обучающийся должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Качество учебной работы обучающихся преподаватель может оценивать, выставляя в журнал текущие оценки, обучающийся имеет право ознакомиться с оценками.

Необходимо помнить, что все темы дисциплины выносятся на дифференцированный зачет.

Большое значение при изучении дисциплины имеет самостоятельная работа обучающегося. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен на лекциях, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может сообщить во время лекций весь объем накопленных знаний.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают обучающиеся, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к дифференцированному зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких обучающихся, как правило, низок, знания недолговечны и не системны.

Для рациональной организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя, согласно графика. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся, установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику и (или) учебному пособию, придерживаясь рекомендаций преподавателя.

Для приобретения хороших знаний и высокой оценки по дисциплине обучающимся необходимо выполнять все виды работ своевременно в течение учебного года, поскольку итоговая оценка их деятельности складывается на основе знаний, полученных в процессе всего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов  по изучению дисциплины ОП. 13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства». Разраб...

ОП.08.Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине для студентов заочного отделения специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»

Материал учебно-методической разработки составлен в соответствии со стандартом по специальности  35.02.07. «Механизация сельского хозяйства» на основании рабочей программы по предмету «Информацио...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по экологическим основам природопользования

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ  по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"...