Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
методическая разработка

Учебно-методические рекоментации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_k_pz_prirodopolzovanie.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

Основные разделы Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский педагогический колледж №2»


Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям

 по  учебной дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования  по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Новосибирск

2017

Утверждаю                                                                                              

  Директор ГАПОУ НСО НПК №2:      

_____________ Е.В. Артемова

«____» _____________  20      г.

                                                                                   

Согласовано.                                                                                              

  Заместитель директора по УР:                      

______________ Л.Н. Ахметова

«___» _______________  20      г.

Рассмотрено и одобрено

                                            на заседании ПЦК естественнонаучных дисциплин

______________ Н.Л. Селянгина

«____» _______________ 20      г.

Разработчик: Немилостивых Л.В., преподаватель ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2» высшей  квалификационной категории.

                                       Пояснительная записка

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине (вариативная часть) ЕН 03. Экологические основы природопользования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование направлены на формирование профессиональных умений, установленных Государственными требованиями, а также на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности.

УД ЕН 03. Экологические основы природопользования (72 час.) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.

Согласно ФГОС программа по УД ЕН 03. Экологические основы природопользования в условиях педагогического колледжа включает темы (разделы):  «Особенности взаимодействия общества и природы», «Основные принципы и методы рационального природопользования», « Важнейшие экологические проблемы», «Мероприятия окружающей среды и рационализации природы», Результаты глобального моделирования» ,«Международные объекты охраны окружающей среды» Темы (разделы) данного курса включают как теоретические часы (72 часа), так и практические работы (10 часов)

    В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в условиях изучения УД ЕН 03. Экологические основы природопользования обучающийся должен:

уметь:

     У1 -владеть экологической лексикой;

У2 -решать экологические задачи;

     У3 -быть способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области охраны природы;

     У4 -быть готовым к приобретению новых знаний;

      У5 -прогнозировать изменения в экосистеме под влиянием человеческой деятельности;

      У6 -разрабатывать модели малоотходных технологий и защищать их;

      У7 -использовать дополнительную литературу по экологии, охране природы при написании рефератов, творческих работ.

     При этом воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

5.2.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Тема «Особенности взаимодействия общества и природы»

ПЗ 1. Проведение экологической деловой игры в процессе исследовательской деятельности в области дошкольного образования (У2+ПК5.5+ОК1+ОК2+ОК+ОК5+ОК6)

Задание 1. Определить теоретический объем материала, который будет использован в деловой игре.

Задание 2. Провести исследование экологического содержания в теме «Человек – среда».

Задание 3. Подготовить и провести деловую игру «Экологический аукцион»

Рекомендации. Внимательно прочитайте задание;   все задания выполняются устно и письменно, выполняйте задания, опираясь на материал   учебников ФГОС ДО.

Экологический аукцион. Деловая игра.

Группа делится на три команды - три фирмы экологических экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. За правильные решения следуют вознаграждения в инфляшках (гринчиках, фунтиках, евробаксиках – по выбору группы). Игра идет в 7 туров (по количеству заданий). Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению. Письменные ответы сдают ведущему. Пока идет проверка ответов, заполнить пазу можно выполнением дополнительного задания, можно включить эстрадную музыку, показать видеоклип на экологическую тему и пр.

После каждого тура ведущий на доске отмечает рейтинг команд (сумму инфляшек у каждой из них), объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает та фирма, набравшая больше инфляшек.  

Оборудование: Доска, мел, ксерокопии заданий, бумага, фломастеры, отличительные значки для директоров фирм.

Задание 1.

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций саранчи. Стаи ее медленно передвигаются, поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи ее будут, преодолевая десятки и сотни километров, опускаться на фермерские поля. Когда такая стая  садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разоренного поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

  Для спасения урожая возможны три решения, каждый из которых потребует от фермеров следующих расходов

   а) использование ядохимикатов – 1000 инфляшек

   б) выращивание богомолов, поедающих саранчу,-- 200 инфляшек

   в) наем рабочих с хлопушками и лопатами – 200 инфляшек.

  Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным

Задание 2.

Фермеры штата Алабама просят в выборе направления развития сельского хозяйства выращивать монокультуру (хлопок) или несколько разных культур (арахис, виноград, кукурузу). Монокультура требует меньших вложений, так как не нужно разнообразной сельскохозяйственной техники и обойдется фермерам в 100 000 инфляшек. Выращивание разных культур может иметь свои преимущества, но требует больших затрат – 120 000 инфляшек.

Что предложат эксперты:

  а) монокультуру

  б) различные культуры.

   

Задание 3.

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов

  а) использование ядохимикатов – 2000 инфляшек

  б) приобретение белянкового наездника – 1000 инфляшек

  в) механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты – 500 инфляшек.

  Какое направление предлагают эксперты

Задание 4.

Фермер решил заняться разведением карпа и взял в аренду озеро вблизи Вологды. Фермер знал, что биомасса консументов находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений, надо в озеро добавлять минеральные удобрения.

 Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предложения и за убедительное решение заплатит фирме 200 инфляшек. Каково решение экспертов. Дайте письменную рекомендацию и объясните свое решение.

Задание 5.

Фермер утверждает, что небольшое количество сорных растений повышает урожайность овощных культур (например, капусты). Ведь поле можно рассматривать как растительное сообщество, а чем большее количество разнообразных видов в биоценозе, тем устойчивее сообщество. Фермер считает, что поля должны быть тщательно прополоты, потому что так делалось всегда. Фермеры за убедительное решение спора выплатят экспертам 50 инфляшек. Каково мнение экспертов Ответ письменно обоснуйте.

Задание 6.

Целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) – водоемкое производство. В последние годы приходится платить за потребление природных ресурсов – пресной речной водой. Комбинат платит и за загрязнение воды. ЦБК обращается к экспертам за рекомендацией по потреблению воды, если затраты ЦБК на строительство коммуникаций (без ущерба штрафных санкций) составляют

  а) потребление чистой речной воды, очистка сточных вод и сброс частично очищенной воды в реку обойдется комбинату в 900 000 инфляшек

  б) потребление речной воды, ее полная очистка и повторное использование обойдется комбинату в 1 200 000 инфляшек

  в) потребление чистой речной воды и сброс неочищенных сточных вод в реку обойдется комбинату в 5000 инфляшек.

Задание 7.

Фирма «Зеленый росток» получила крупный заказ на посадку лесополос в степном районе и обращается к экологическим экспертам за разъяснением необходимости высадки кроме деревьев еще и кустарников. Фирма считает, что высаживать в лесополосах кустарники – это только лишние хлопоты, достаточно одних деревьев разных пород. Каково по этому поводу мнение экспертов.

Задания для заполнения пауз между турами игры.

  1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку)

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи
  3. Пришлось мужику мириться с филином
  4. Не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась
  5. Худо стало мужику без меда и без молока
  6. Не стало филина – расплодились мыши
  7. Мало стало травы – корова не стала давать молока
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»

  1. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ)

  1. Кукабар стали ловить и нелегально вывозить из Австралии
  2. Крик австралийской птицы кукабары похож на выкрики и хохот психически ненормального человека
  3. В Европе стало модно держать кукабару как пикантный розыгрыш гостей
  4. Кукабарам грозит исчезновение

  1. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ)

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками
  3. В 1956 г. в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора
  4. Ртуть попала в организмы людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройство речи, слуха и зрения) – эта болезнь получила название «болезнь минимата»
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба
  6. «Болезнь минимата» повторилась в Японии в 1964-1965гг., когда отравились 180 человек, из которых 52 умерли.

  1. Прочитайте задание и дайте рекомендации решения данной экологической проблемы.

А) В Японии при переработке цинковой руды в долине реки Дзинца заболели 3 тыс. человек. Болезнь поразила людей, использующих речную воду для приготовления пищи. Заболевание сопровождалось сильными и продолжительными болями в пояснице и нижних конечностях, затем поражались почки. Болезнь назвали «итай-итай», что в переводе с японского означает «ох-ох». Заболевание вызвано отравлением солями кадмия, который активно замещает в костях кальций. Болезнь чаще поражает людей с дефицитом в организме кальция и железа. Соединения кадмия широко используются в производстве красителей.

  Б) Фермеры заметили, что пастбища зарастают сорными травами. Скот поедает самые лучшие травянистые растения, а сорные остаются нетронутыми, дают семена, все больше и больше засоряя пастбища. Через каждые 10 лет пастбища приходится перепахивать и засевать семенами кормовых трав. Такой способ сохранения продуктивности пастбищ слишком дорог. Не могут ли эксперты найти решение данной проблемы.

 

Тема «Основные принципы рационального природопользования»

ПЗ 2. Определение ресурсов возобновимых и невозобновимых, оценка товаров по их потенциальному экологическому воздействию при проведении занятия с детьми дошкольного возраста (У2+ПК 3.2+ОК 2+ОК 3+ОК 4+ ОК 5+ОК 6)

Задание 1.  Составьте классификацию природных ресурсов

                      Задание 2.  Дайте характеристику возобновимым и невозобновимым природным ресурсам

                       Задание 3.Составьте конспект занятия для дошкольников подготовительной группы, используя схему составления НОД

                      Рекомендации. Внимательно прочитайте задание ;   все задания выполняются устно и письменно, выполняйте задания, опираясь на материал   учебников ФГОС ДО.

                     Воспользуйтесь информационным материалом.

Информационный материал

               Представьте себе планету, где экологически грамотные жители принимают активное участие в поддержании здоровья окружающей среды и где потребительские решения принимаются на основе сознательного стремления уменьшить количество отходов и сэкономить энергию. Предлагается действовать с точки зрения жителей этой планеты. Задача как «экспертов с планеты Эко» состоит в оценке экологического воздействия различных товаров. Должны рассмотреть, каким образом потребительский выбор может воздействовать на окружающую среду, и дать соответствующие рекомендации жителям Земли.

                Предлагается следующая ситуация. Место действия – стартовая площадка космодрома на планете Эко. Около ракеты стоит группа космонавтов, готовых отправиться в далекий путь к Земле. К ним обращается с речью президент планеты Эко «У наших соседей много нерешенных проблем. Вы были выбраны для того, чтобы помочь в решении экологических проблем на Земле. Вашим особым заданием будет оценка некоторых земных товаров. Вы обнаружите, что одни товары совершенно бесполезны, а другие – полезны и необходимы. Мы жители бы, чтобы вы во время исследования взяли по одному образцу бесполезного и нужного товаров. Надо помочь землянам уменьшить количество отходов и сберечь энергию.  Мы знаем, что у землян в ближайшем будущем иссякнут запасы металла, нефти и газа. На Земле в огромных количествах накапливаются отходы. Например, за один год земляне выбрасывают столько алюминиевых банок, что их хватило бы для сооружения 25 колонн длиной от Земли до Луны. Их свалки переполнены всевозможными сломанными безделушками, тарой и вещами, которые они используют только один раз, а затем выкидывают. Спешите, время не ждет. Земляне надеются на вас. В добрый путь.».

 Определите критерии оценки продуктов.

               

Чтобы определить экологическое воздействие продукта, надо принять во внимание следующее

               - Количество энергии, затрачиваемое на производство этого товара

               - Долговечность – является он одноразовым или нет

               - Из восполнимых или невосполнимых ресурсов сделан товар

               - Разлагается он биологически или нет.

            Принесите из дома образцы  бесполезных и нужных , по их мнению , вещей и обсудите их свойства.

              Обсудите рекомендации, которые нужно дать землянам, чтобы уменьшить количество отходов и сохранить энергию.

           Дополнение.

            Можно совершить поход на городскую свалку, чтобы посмотреть, какие отходы на ней скапливаются. Выясните, перерабатываются ли какие-нибудь из них и как можно способствовать их переработке.

           Задание для эксперта с планеты Эко.

             Выберите пять земных товаров, и оцените их воздействие на окружающую среду. При выборе товаров для оценки найдите, по крайней мере, один пример товара, который вы считаете совершенно бесполезным, и один пример очень полезного товара.


КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

Приоритетная образовательная область __________________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

Интеграция с другими образовательными областями __________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________________

Задачи (должны отвечать программным задачам, отражать интегрируемые ОО):

  1. Воспитательные (формирование нравственных качеств личности) ___________________________________
  2. Развивающие (развитие познавательного интереса, познавательных процессов) ________________________
  3. Дидактические (повышение уровня развития ребенка; учет характера НОД: формирующий - сообщение нового знания, тренировочный - итоговый)  _____________________________________________________________

Формы организации образовательной деятельности детей ______________________________________________________

Дидактические средства __________________________________________________________________________________

Интерактивное оборудование____________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ НОД

Этапы НОД

Деятельность воспитателя (действия и операции с ними)

Деятельность воспитанников

(действия и операции с ними)

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

  1. Мотивационно-целевой

  1. Процессуальный, деятельностный

  1. Рефлексивный

ПЗ 3. Решение экологических задач для проведения занятий с детьми дошкольного возраста. (У 2+ПК 3.2+ОК 2+ОК 4+ОК 5+ОК 6)

           

           Задание 1. Решить экологические задачи

           Задание 2. Составить конспект занятия, используя содержание экологических задач, для детей дошкольного возраста, используя схему конспекта организации НОД

           Рекомендации. Внимательно прочитайте задание ;   все задания выполняются устно и письменно, выполняйте задания, опираясь на материал   учебников ФГОС ДО.

            Экологические  задачи

    1.Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет.

    2. Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат. Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же дело.

     3. На огороде растет капуста и дружно живут тли, гусеницы и бабочки капустной белянки, голые слизни, насекомоядные птицы, жабы, мыши и полевки. Залетают на огород дневные и ночные хищные птицы, да хорек здесь часто появляется. По ночам над огородом летают летучие мыши и козодои. Однажды мы опрыскали нашу капусту пестицыдами, чтобы прогнать гусениц. Как вы считаете, кто сильнее всего пострадал от нашего яда из огородных обитателей.

  1. По берегу реки рос лес. Во время лесозаготовок он был полностью

вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой.

  1. Пойменные луга имеют прекрасную черноземную плодородную почву.

Трава на ней вырастает почти в рост человека. Стало быть, пшеницу или овес такая земля родит не хуже. Мы превратили этот заливной луг в высокоурожайную пашню. Вспахали, засеяли. Каковы экологические результаты такого превращения.

  1. Наше озеро не достаточно богато рыбой. В нем мало фитопланктонных

организмов. Станут ли лучше расти эти одноклеточные растения, если мы удобрим – добавим в воду пруда навоза. Вот и начался бурный рост водорослей. Что будет дальше и когда начнется избыток рыбы.

  1. Человек участвует в природных процессах, в частности, в цепях

питания. Экологи называют его хищником высшего порядка. Доказать, что это название соответствует действительности.

  1. Человек, особенно в последние годы, перевозил очень многие растения

с континента на континент, выращивал их в новых, чуждых для них сообществах. Какие трудности испытывали эти акклиматизированные растения.

  1. На реке построены плотины, зарегулирован сток. Каковы последствия

этой деятельности для речных биоценозов.

  1.  Стремясь увеличить урожай картофеля у себя на поле в Сибири,

крестьянин закупил партию сортовых клубней в Европе. Но почему – то получил далеко не тот урожай, на который рассчитывал. Почему постигла неудача этого земледельца.

  1.  В глухой тайге живет охотник, один-одинешенек, капканы ставит, и

ружья постреливает. Кем в пищевых сетях таежного сообщества он является. Как бы вы определили его экологическую роль.

  1.  В горных ландшафтах скалы обычно покрыты разнообразной и

разноцветной мозаикой из лишайников. Почему же мы не видим на заборах и каменных стенах домов в нашем городе никаких лишайников. Они ведь все равно голые и никем не заняты.

  1.  В городе множество зданий и построек. Можно предположить, что

здесь живут разнообразные виды животных. Хорошо ли защищены они от суровых условий и хищников.

  1.  Домовая мышь живет в нашей квартире, а ее родственница – полевая

мышь – обитает на лугах и на опушках леса. У которой из мышей более комфортабельное жилье и как это доказать.

  1.  Город захламляется продуктами жизнедеятельности жителей. Несмотря

на службу очистки городов от отбросов, последние накапливаются как в самом городе, так и на его окраинах. Как могут помочь решить эту проблему городские биоценозы при правильной их конструкции Что даст человеку полная утилизация ресурсов в городе.

  1.  В нашем старом городе почти нет крыс и мышей. Зато, кроме одичавших кошек и собак, здесь можно встретить куницу, ежика, наткнуться на хорька, а также часто увидеть хищных птиц – пустельгу и коршуна, разных сов по вечерам. Состав хищников здесь очень разнообразен и почему-то давно не изменяется. Почему насыщенное сообщество не пополняется новыми видами.
  2.  Возможности самоочищения водоемов сильно снижается при сбросе в

них теплых промышленных вод. Это же приводит к тепловому загрязнению и заморам рыб в водоемах. Отчего же вымирают рыбы Ни от перегрева же.

  1.  В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала

накапливаться подстилка. Почему это происходит и какое предположение можно высказать о судьбе этих лесов.

               

Тема «Важнейшие экологические проблемы современности»

                 ПЗ. 4 Изучение и моделирование глобальных экологических проблем при проведении занятия с детьми дошкольного возраста (У2+ПК №.2+ОК 2+ОК 4+ОК +ОК 6)

           Задание 1. Изучите  экологические проблемы в вашем регионе.

           Задание 2.Определите пути решения экологических проблем в НСО

           Задание 3. Составьте модель экологических проблем.

           Задание 4. Подготовить и провести занятие  с дошкольниками по загрязнению г.Новосибирска, используя схему конспект организации НОД.

           

           Рекомендации. . Внимательно прочитайте задание ;   все задания выполняются устно и письменно, выполняйте задания, опираясь на материал   учебников ФГОС ДО.

           

Изучение и моделирование глобальных экологических проблем

     Термин «глобальная экология» был предложен в 1977 г. Академиком М.Будыко для комплексной науки, изучающей биосферу в целом.

 Среди глобальных экологических проблем обычно называют проблему разрушения озонового слоя, проблему «парникового эффекта», проблему кислотных дождей и другие.

   Моделирование – это исследование какого-то явления, процесса или объекта путем построения и изучения моделей.

   Модель (от лат. – мера, образец) – любой образ, аналог, описание какого-то процесса или явления, воспроизводящее или имитирующее его основные свойства.

Цель работы: изучение механизма возникновения глобальных экологических проблем с помощью моделирования этих процессов.

Тема: Определение кислотности атмосферных осадков.

Оборудование: мерный цилиндр, набор реактивов для определения рН раствора.

                        Выполнение работы

  1. Поставьте мерный цилиндр под открытым небом.
  2. После выпадения осадков измерьте объем образовавшейся пробы воды и измерьте значение рН с помощью реактивов.
  3. Проводите эти наблюдения в течение определенного времени.
  4. Полученные результаты представьте в форме таблицы.

Номер опыта

Дата выпадения осадка

Количество осадка рН

 

  5.Сделайте вывод о кислотности осадков и возможных последствиях для жизнедеятельности организмов почвы и водоемов на основании полученных результат

Тема. Моделирование механизма «Парникового эффекта».

Оборудование:  пластмассовая коробка или аквариум, песок (почва), пульверизатор с водой, лампа накаливания.

Выполнение работы.

  1. Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки или аквариума темный грунт (песок или почву) слоем 2—3 см. Увлажните почву водой из пульверизатора.
  2. Установите в грунт термометр на картонной подставке шариком вверх. Накройте коробку прозрачной крышкой. Установите лампу над сосудом таким образом, чтобы свет падал на шарик термометра.

Выключите лампу, дайте температуре установиться на уровне комнатной. Отметьте значение комнатной температуры. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и фиксируйте значение температуры по термометру через каждую минуту в течение 20 минут.

  1. Выключите лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните грунт водой и повторите эксперимент, сняв крышку с сосуда.
  2. Повторите все этапы работы, заменив темный грунт светлым.
  3. Результаты эксперимента занесите в таблицу и постройте график в координатах « температура – время».
  4. Сделайте вывод на основании результатов

          ПЗ 5. Определение благоприятных внешних условий для захоронения опасных отходов в своей местности при использовании физических, почвенных и геологических карт региона для проведения занятия с детьми дошкольного возраста.

          Задание 1. Дайте определение понятиям «Загрязнение», «Отходы» и перечислите  виды загрязнения.

         Задание 2. Дайте характеристику бытовым отходам.

           Задание 3. Выясните, как нужно проводить захоронение  отходов в своей местности при использовании физических, почвенных и геологических карт.

Ход работы

       Оборудование: набор географических карт.

       Предварительная подготовка. Войдите в контакт  с соответствующими службами для получения карт вашего края.

    «Только не в мой огород!» - эта фраза выражает общественное мнение по поводу размещения и захоронения опасных отходов производства. Существующие свалки быстро переполняются, и возникает необходимость некоторые из них закрыть либо найти новые места с учетом всех предъявляемых требований.

     Проблема захоронения отходов сталкивается с необходимостью ограждения мест захоронения от населенных пунктов. Это крайне сложная задача. Глиняные обкладки мест захоронения легко разрушаются в результате действия некоторых видов отходов. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ МОГУТ БЫТЬ ПОВРЕЖДЕНЫ МЕХАНИЧЕСКИ ЧАСТИЧКАМИ ПОЧВЫ,  Металлическими конструкциями или размыты водой. В результате этого опасные компоненты отходов попадут в окружающую среду.

 Задание. Предложить гипотетическую ситуацию по захоронению
отходов промышленного производства в вашем крае. Необходимо учесть природные особенности края и культурные ценности, которым места захоронения могут нанести непоправимый ущерб.

Критерии размещения и захоронения опасных отходов на суше.

Дно хранилищ должно быть не менее чем на 1,5 м выше водного зеркала.

Хранилище не должно контактировать с грунтовыми водами во избежание попадания токсинов в питьевую воду.

Хранилище не должно контактировать с поверхностными стоками и водоемами и находиться вблизи морей и океанов.

Хранилище должно иметь дренажную систему, приспособленную для сбора вымываемых веществ, которые должны улавливаться и извлекаться на поверхность для дальнейшей обработки.

Хранилище должно иметь систему слежения за грунтовыми водами. Грунтовые Воды из источников, окружающих место захоронение химических примесей.

Нельзя размещать хранилища в местах паводков или интенсивного снеготаяния, приливно-отливной зоне.

Нельзя размещать хранилища вблизи аварийных зон.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Химические вещества должны быть разделены во избежание реакций при смешивании.

Когда место захоронения переполнится, оно должно быть герметично закрыто защитным слоем толщиной не менее 50 см из глины или пластмассы, что предотвратит доступ воды к отходам.

  1. Используя критерии утилизации веществ на суше и карты, выберите места для захоронения отходов в вашей местности. Если не сможете найти какое-то пригодное место, то выберите любое. Определите, можно ли на выбранном участке создать хранилище опасных отходов.
  2. Покажите на карте место захоронения отходов.
  3. Предложите конструкцию безопасного хранилища отходов.

                              ЗАДАНИЯ

Изучите рельеф местности, почвы, геологическое строение и ответьте на вопросы.

1. Какие почвы и подстилающие породы в выбранном месте.

2. Какой уровень загрязнения грунтовых вод в выбранном месте.

3. Опишите рельеф вашей местности, укажите, гористая она или равнинная.

4. Может ли предложенное место быть поблизости от аварийной зоны.

5. Откуда город берет питьевую воду.

6. Могут ли отходы загрязнить питьевую воду и каким образом этого избежать.

7.  Определите удаление места захоронения от озер, прудов, рек. Находится ли место захоронения вблизи территории разлива рек.

8. Будут ли подвержены опасности живые организмы при выборе захоронения.

9. На каком расстоянии выбранное место находится от населенного пункта.

10. Оцените возможные разрушение жилых районов в случае захоронения отходов в выбранном месте. Как это может произойти.

11. Не используется ли данная местность для отдыха.

12. Может ли захоронения находиться вблизи от автомагистралей и каковы последствия того, что выхлопные газы автомобилей достигнут его.

13. Может ли выбранное место оказать разрушительное влияние на культурные и исторические ценности.

Составьте список веществ, используемых на кухне и в ванной, которые,

по вашему мнению, должны выбрасываться с особой осторожностью.

Какие проблемы могут возникнуть при захоронении бытового мусора.

Заменители используемых в быту.

Если  у вас есть это…

То вы можете не пользоваться этим…

Нашатырь и мыло

Стеклоочиститель

Хлорная известь

Отбеливатель, пятновыводитель, очиститель ванны, унитаза, кафеля

Крахмал

Крахмальная пудра для прачечных, шампунь для чистки ковров, пледов, меха, пятновыводители

Хозяйственная паста и стиральный порошок

Мастика, чистоль, средства для чистки ванны, кафеля, духовок

Стиральный порошок

Жидкие моющие отбеливающие средства

Чистящий порошок

Средства для чистки стали и алюминия

Мыло и стиральный порошок

Средства для чистки ювелирных изделий, инсектициды, средства для чистки изделий из пластмасс, пятновыводители

Уксусная кислота

Пятновыводители

     

Литература

 1.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. Учебник,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.—316с.

2. Большаков В.Н. Экология: Учебник М.: Университетская книга, Логос. 2001. - 504с. 160с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000. –160с.

4. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2002. –208с.

5. Экологические основы природопользования (Серия «Учебники ХХ1 века») – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. –384с.

Дополнительные источники:

 1. Колесников С.И. Серия «Шпаргалки». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 –405с.

 2. booka.ru›search?page=8§ion_id=6333 .litras.ru›sitefiles.html DeAgostini

  3. www.deagostini.ru. contact@deagostini

  4. BestReferat.ru›referat-192547.ht

         

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», РАЗДЕЛ «АЭРОБИКА»

Рекомендации направлены на совершенствование физических способностей обучающихся; на усвоение методики исполнения и разучивания упражнений; а также на развитие навыков и умений составления и показа уп...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»

Коррекционная ритмика – является частью методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на вз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ составлены для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и  включают в себя поя...

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине: ОП.6 «Основы микробиологии и иммунологии»

Занятие1Микробиологическая лаборатория, её устройство.Морфология микроорганизмов  --------------------------------------------------------3 - 8Занятие2Экология микроорганизмов -------------------...

Учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий междисциплинарного курса  МДК 03.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения», разработаны в помощь...