РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»
методическая разработка на тему

Коррекционная ритмика – является частью методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend.korrek.ritm_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Власенко Ольга Александровна

ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»

Тема 1.1. Место ритмики в системе коррекционных методик.

Работа с литературой:

Конспектирование темы по следующим направлениям:

1. Связь методики музыкального воспитания, коррекционной ритмики с другими областями научного знания.

2. Использование музыки и движений в целях лечения и коррекции в разные исторические периоды.

3. Коррекционно-развивающие возможности движений и их использование в работе с ребенком с проблемами.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 1.2. Естественнонаучная основа коррекционной ритмики.

Работа с литературой:

Прочитать текст и подготовить ответы на следующие вопросы, рассматривая их во взаимосвязи с коррекционной ритмикой:

1. Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия музыки и движения на организм человека.

2. Основные направления в коррекционной работе с детьми с проблемами:

 - психофизиологическое;

- психотерапевтическое и психологическое;

- социально-педагогическое. 

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 1.3. Цели и задачи, средства и методы коррекционной ритмики.

Работа с литературой:

Прочитать текст и подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Понятие «коррекционная ритмика». Ритм как организующее начало музыки, движения и слова. Использование движений в коррекционных целях.

2. Основные цели коррекционной ритмики: профилактика, лечение и коррекция, имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.

3. Виды коррекционной ритмики: логопедическая, фонетическая, коррекционная для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.

4. Задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории средствами музыки и движения.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 2.1. Кинезитерапия в системе коррекционной ритмики.

Практические занятия:

Работа с таблицей:

Заполнить таблицу, раскрывая понятие форм «кинезитерапии» с использованием ее в системе коррекционной помощи детям с проблемами.

Формы кинезитерапии

Понятие терминов и примеры использования в  работе с детьми

      Танцетерапия

       Хореотерапия

   

     Психогимнастика

       Ритмопластика

Коррекционная ритмика  

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 2.2. Виды музыкально-двигательной терапии.

Практические занятия:

Выполнение упражнений, подражательно-образных движений и элементов танца:

1. Танцтерапия: пантомима (мимика, движения руками, передающие смысловое значение, жесты).

2. Танцевальные движения на заданную музыку.

3. Ритмические хлопки, притопы, шаги, прыжки и т.д.

4. Психогимнастика (упражнения на напряжение и расслабление с движением рук и туловища).

5. Сюжетно-игровая деятельность (разыгрывание музыкальных игр, подражательные движения передающие образ человека или животных).

Тема 2.3. Логопедическая ритмика для детей с отклонениями в развитии речи.

Подтема 2.3.1. Организация  логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 

Практические занятия:

Выполнение основных видов коррекционной ритмики:

1. Упражнения на ориентировку в пространстве шеренга, колонна, цепочка разными видами шага (бытовой шаг, на носках, на пятках, высокий).

2. Ритмико-гимнастические упражнения способствующие развитию мышц, шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, движения рук с движением ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально-ритмических навыков.

3. Игры под музыку направленные на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально-ритмическим образом.

4.  Разучивание основных движений и элементов детского танца.

5. Творческие задания: слушание и анализ музыки, нахождение музыкального образа, подбор соответствующих движений и пластики.

Подтема 2.3.2. Организация логоритмических занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Практические занятия:

Структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим  недоразвитием речи. Составление схемы логоритмического занятия с учетом уровней речевого развития.

Выполнение упражнений для дошкольников с общим недоразвитием речи:

1. Упражнения на разные виды ходьбы и бега.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Упражнения для развития дыхания.

4. Упражнения на согласование движений и речи.

5. Упражнения для развития внимания.

6. Упражнения для развития произвольного внимания.

7. Упражнения для развития мелкой моторики.

8. Упражнения с предметами.

9. Элементы танца.

10. Заключительные упражнения, приводящие детей в спокойное состояние.

Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.

Практические занятия:

Содержание логоритмической работы: нормализация темпа и ритма, движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Дифференцированные приемы воздействия с учетом уровня развития моторной сферы детей с заиканием.

Виды упражнений:

1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

2. Упражнения для развития  голоса, дикции и артикуляции.

3. Пение.

4. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений.

5. Упражнения на координацию движений и речи.

6. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

7. Упражнения с элементами мышечного расслабления.

8. Упражнения для восстановления дыхания.

9. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, лежа на полу.

Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.

Практические занятия:

Содержание логоритмической работы: нормализация темпа и ритма, движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Дифференцированные приемы воздействия с учетом уровня развития моторной сферы детей с заиканием.

Виды упражнений:

1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

2. Упражнения для развития  голоса, дикции и артикуляции.

3. Пение.

4. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений.

5. Упражнения на координацию движений и речи.

6. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

7. Упражнения с элементами мышечного расслабления.

8. Упражнения для восстановления дыхания.

9. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, лежа на полу.

Тема 2.4. Фонетическая ритмика для слабослышащих и глухих детей.

Практические занятия:

1. Работа над звуками речи, речевым дыханием и слитностью речи:

- упражнения на гласные, согласные звуки и закрепление в движении;

- слоговые упражнения в сочетании с движениями;

- упражнения на слаженность сопровождающих декламацию коллективных и ритмо-двигательных упражнений.

2. Работа над голосом, ритмом, темпом, интонацией:

- упражнения на изменение силы, высоты голоса, чередование низкой и высокой тесситуры;

- упражнения, выполняемые в сочетании с движениями:  на месте, сидя, с движением в кругу, с пантомимикой;

- считалки, скороговорки, стихотворения, произносимые в разном ритме, темпе в сочетании с движениями.

Тема 2.5. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения.

Практические занятия:

Коррекционная ритмика, направленная на формирование музыкально-ритмических основ.

1. Выполнение игровых упражнений на передачу в движениях средств музыкальной выразительности:

- темп – медленно, умеренно, быстро;

- ритм – на хлопках, шагах, игре на ударных инструментах;

- динамика – энергичные подскоки, прыжки, мягкой ходьбой;

- форма музыкального произведения – фразы музыкального произведения, переход от одного движения к другому со сменой частей музыки;

- характер музыки – весело, спокойно.

2. Выполнение упражнений и игр, направленных на формирование основ выразительных движений:

- оптико-пространственная ориентировка (построение и перестроение);

- гимнастика, общеразвивающие упражнения с предметом и без предмета.

3. Выполнение танцевальных элементов:  

- положения рук

- шаг польки

- галоп

- хороводный шаг

- шаг с притопом

- детские массовые танцы

4.  Выполнение сюжетно – образных  движений:

- сюжетные и несюжетные игры;

- речевые игры и упражнения;

- игры со словом;

- игровые элементы соревнований в быстроте, ловкости;

- инсценирование образов;

- подражательные движения животным, явлениям природы взаимодействие людей;

- элементы музыкально-игрового творчества.

Тема 2.6. Коррекционная ритмика для детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-личностных отношений и поведения.

Практические занятия: 

Направления коррекционной работы с детьми данной категории:

1. Выполнение игр, упражнений, этюдов для коррекции психических функций у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития:

- упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение);

- памяти (произвольной, слуховой, зрительной);

- воображения (воссоздающего и творческого);

- восприятия (слухового, зрительного, пространственного).

2.  Выполнение игр, упражнений, этюдов для коррекции эмоционально-волевой сферы детей:

- упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (различные варианты релаксации);

- упражнения на произвольное воспроизведение различных эмоциональных состояний: радости, удивления, нежности, удовольствия, печали, страха и т.д. с помощью выразительных движений (жестов, мимики, пантомимы);

- игры и этюды на формирование навыков адекватного группового поведения;

- упражнения, направленные на выработку механизмов торможения и переключения, на формирование невербальной коммуникации.

3. Выполнение игр и упражнений по совершенствованию моторики детей:

- упражнения и игры на развитие мимической гимнастике;

- упражнения на выразительность общей моторики;

- пластика тела через имитационные движения при передаче различных образов (животных, птиц, явлений окружающей жизни);

- гимнастика на совершенствование основных движений и ориентировку в пространстве.

4.  Выполнение игр и упражнений на согласованность движений и речи:

- игры со словом, с пением и движением;

- упражнения на координацию движений и речи с предметами и без них;

- упражнения  на координацию движений со счетом;

- упражнения на согласованность речи и образных движений.

Власенко Ольга Александровна

ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»

Тема 2.3 Логопедическая ритмика для детей с отклонениями в развитии речи.

2.3.1, 2.3.2. Подобрать, записать в таблицу и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для детей  с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Таблица 1: Виды логоритмических упражнений:

Упражнения

ФФНР

  ОНР

виды ходьбы

виды бега

регуляция мышечного тонуса

на дыхание

для развития голоса

на развитие артикуляции и дикции

на координацию речи с движением

для развития фонематического восприятия

на развитие мелкой моторики

с предметами и речевым сопровождением

для развития внимания

элементы танца

релаксация,

дыхательная гимнастика

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Подтема 2.3.1. Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Творческая работа:

2. Составить план-конспект логоритмического занятия для школьников с фонетико-фонематическими нарушениями речи на любой звук по образцу:

Тема: Звук (---)

1. Организационный момент. Загадка.

2. Ходьба (использовать один – два вида).

3. Бег.

4. Гимнастика «активного вдоха».

5. Комплекс упражнений из физкультуры для разных частей туловища.

6. Упражнение на развитие фонематического восприятия: произнесения ряда слов со звуком (---) или без него.

7. Упражнение на развитие дикции и артикуляции – проговаривание слогов.

8. Упражнение на замену слов по смыслу, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.

9. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.

10. Упражнение на координацию речи с движением.

11. Заключительные упражнения на дыхание.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Подтема 2.3.2. Организация логоритмических занятий для детей с общим недоразвитием речи.

Творческая работа:

Составить план - конспект логоритмического занятия для детей с ОНР.

Используя рече-двигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические задания и упражнения на релаксацию, составить конспект занятия по плану:

I. Вводная часть:

1.Организационный момент: сообщение темы, построение.

2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: виды ходьбы: ходьба с координацией рук, на носках и  на пятках с изменением положений рук; виды бега: с отбрасыванием ног назад, на носках, с высоким подниманием коленей.

3. Упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением.

II. Основная часть

 - Упражнения на развитие мышечного тонуса.

 - Упражнения для развития дикции и артикуляции.

 - Упражнение для развития мелкой или мимической моторики.

 - Упражнения на развитие координации движений и речи.

 - Упражнения с предметами и речевым сопровождением.

 - Упражнения с элементами танца.

 - Игра-драматизация.

III. Заключительная часть

 - Упражнения для развития мышечного тонуса.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.

Творческая работа:

1. Подобрать и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для работы с детьми с заиканием.

2. Составить план - конспект логоритмического занятия для детей с заиканием по плану:

1. Вводная часть

- Упражнение на различные виды ходьбы и бега.

- Упражнения для развития дыхания.

 2.  Основная часть

- Упражнение для развития голоса, дикции и артикуляции.

- Исполнение песни.

- Упражнение для развития чувства темпа и ритма движений.

- Упражнение для развития координации движений и речи.

- Игры – драматизации.

- Упражнения с элементами танца.  

 3.  Заключительная часть

 - Упражнения с элементами мышечного расслабления.

 - Спокойная ходьба.

 - Упражнения для восстановления дыхания.  

 - Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 2.4. Фонетическая ритмика для слабослышащих и глухих детей.

Творческая работа:

1. Подобрать и продемонстрировать игры, упражнения, этюды коррекционной ритмики для работы с детьми, имеющими нарушения слуха.

 2. Составить план-конспект логоритмического занятия для слабослышащих и глухих детей на любой звук, используя следующие упражнения:

- упражнения на гласные и согласные звуки в координации с движением рук и ног;

- слоговые упражнения в сочетании с движениями;

- упражнения на декламацию стихов с ритмодвигательными упражнениями;

- упражнения работа над голосом, ритмом, темпом, интонацией;

- упражнения на изменение силы и высоты голоса;

- упражнения, на чередование низкой и высокой тесситуры, выполняемые

в сочетании с движениями  на месте, сидя, с движением в кругу, с пантомимикой;

- исполнение считалок, скороговорок, стихотворений в разном ритме, темпе в сочетании с движениями.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 2.5. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения.

Творческая работа:

1. Подобрать и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для работы с детьми с заиканием.

2. Составить план - конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения по образцу: 

1. Ритмическая разминка:

- Упражнения для развития ритмичности (отмечать ритм хлопками).

- Виды ходьбы (с паузами, в разных темпах).

- Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа.

2. Ритмическая гимнастика:

- Упражнения для координации рук (движения плавные и резкие).

- Упражнение для рук в координации наклонами и поворотами туловища.

- Упражнение полуприседания в разных темпах.

- Исполнение знакомых танцевальных элементов и движений.

3. Пространственная ориентировка:

- Упражнения для активизации внимания при передаче ритма и темпа музыки

(движение по кругу, перестроение).

4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры.

5. Релаксация (в положение лёжа).

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

Тема 2.6. Коррекционная ритмика для детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-личностных отношений и поведения.

1. Работа с литературой:

Записать в таблицу направления коррекционной работы для детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата:

Таблица 2

Направления коррекционной работы

               Название и цель упражнений

Коррекция психических функций

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Коррекция моторной сферы

Развитие согласованности движений и речи

Литература:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.

2. Творческая работа:

Пользуясь таблицей 2, составить план - конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата, используя игры, упражнения, этюды по плану:

1. Упражнения для коррекции психических функций.

2. Упражнения для коррекции эмоционально-волевой сферы детей.

3. Игры и упражнения по совершенствованию моторики детей.

4. Игры и упражнения на согласованность движений и речи.

5. Упражнения для восстановления дыхания.