Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)
методическая разработка на тему

Джанунц Гаяне Георгиевна

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности  38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_mn-t_2015.docx156.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвымоск

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Техникум сервиса и туризма №29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

по программе базовой подготовки

на базе среднего общего образования

КУРС ЛЕКЦИЙ (1 ЧАСТЬ)

Составитель:

Джанунц Гаяне Георгиевна, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТСиТ №29

Москва,

2015г.

Введение

Методические рекомендации по дисциплине «Менеджмент» предназначены для обучающихся Государственного Бюджетного Профессионального Образовательного Учреждения «Техникум Сервиса и Туризма №29».

При составлении учтены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям, квалификационных характеристик и рабочего учебного плана, а также методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений СПО.

Цель изучения дисциплины – расширить кругозор будущего менеджера, будущего руководителя, способного выполнять организационно-управленческую деятельность при помощи опыта накопленного менеджерами мира.

Для достижения цели изучаемой дисциплины обучающемуся необходимо решить следующие задачи:

  1. Усвоить основные теоретические понятия в области менеджмента.
  2. Получить прочные знания о задачах, функциях, методах и принципах менеджмента и перспективах развития менеджмента в современных условиях.
  3. Развить способности правильно ориентироваться в современной управленческой деятельности, изучить иерархию систем целей в современном менеджменте.
  4. Научиться моделировать экстренные ситуации в управлении и эффективно их разрешать.

Содержание учитывает предварительное изучение слушателями цикла общественных дисциплин, а так же курсов смежных дисциплин.

После изучения курса должен

Знать:

  1. Основные понятия, виды и формы менеджмента.
  2. Системы менеджмента.
  3. Социально-психологические основы менеджмента.
  4. Организационную структуру внутрифирменного менеджмента.
  5. Основные понятия стратегического менеджмента.

Уметь:

  1. Принимать управленческие решения при помощи современного менеджмента.
  2. Организовать работу своего подразделения.
  3. Общаться с подчиненными с позиции современного менеджмента персонала.

Иметь представление:

  1. об истории менеджмента;
  2. о современных международных принципах менеджмента;
  3. о развитии современного менеджмента;
  4. о порядке подготовки менеджеров в России.

Материал курса изучается на лекциях, семинарских, индивидуальных и практических занятиях. Кроме этого предусматривается самостоятельная работа слушателей в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Для закрепления теоретических знаний и привития практических навыков предусматривается проведение деловых игр, а также участие в комплексном организационно-управленческом учении.

Лекции являются ведущим видом учебных занятий, определяющим содержание учебного материала. Именно поэтому конспектирование лекций всеми слушателями обязательно. Причем, конспекты лекций следует дополнять в процессе самостоятельной работы выписками отдельных положений, пояснений, цифровых статистических материалов и т.д.

Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний, а также контроля самостоятельной работы слушателей. Семинар тесно связан с лекцией, сохраняет преемственность по основным положениям, но не дублирует ее по содержанию. Семинарские занятия проводятся путем творческой дискуссии по обсуждаемым вопросам. На них практикуется обсуждение докладов и защита рефератов, подготовленных слушателями.

Практические занятия закрепляют полученные слушателями знания путем решения упражнений, логических задач и тестов.

Самостоятельная работа является основным методом глубокого творческого усвоения изучаемого материала. Она включает в себя работу слушателей над учебной, правовой и научной литературой. Самостоятельная работа должна быть планомерной, организованной и по характеру близкой к исследовательской.

Контрольные работы проводятся после изучения важнейших тем курса и предназначены для лучшего усвоения слушателями учебного материала и контроля преподавателя за этим усвоением. Контрольные работы выполняются письменно путем решения экономических задач и экономических тренингов.

Рефераты предназначены для выработки у слушателей навыков научно-исследовательской работы и изложения своих взглядов на проблемы избранной темы. Рефераты пишутся на актуальную тему с использованием новейшей учебной и научной литературы. При условии выполненного и успешно защищенного перед учебной группой реферата оценка за него (с учетом оценок за контрольные работы) может служить преподавателю основанием для освобождения слушателя от экзаменов.

Консультации являются одной из форм руководства учебной работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении программного материала. Консультации носят обычно индивидуальный характер, но в случае необходимости проводятся и групповые консультации, особенно накануне экзаменов.

Экзамен (зачет) является заключительным этапом изучения курса и имеет целью проверку знаний обучающихся. Экзамен может проводиться по желанию самих слушателей в традиционной вопросно-ответной форме с помощью билетов, а также по новой форме - написания и защиты реферата по одной из тем курса.


Методические рекомендации по изучению материала дисциплины

Тема 1. Теоретические основы менеджмента

Учебные вопросы:

1. Определения основных понятий менеджмента.

2. Методологические основы менеджмента.

3. Инфраструктура менеджмента.

4. Общая теория управления.

Методические рекомендации

Менеджмент – это научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне.

Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

 1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

 2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ.

 3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

 4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

 5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

 6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

 6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

 7) Менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Предпринимателями называют тех инициативных граждан, кто на свой страх и риск предпринимает какие-либо хозяйственные действия с целью получения прибыли.

 В соответствии со статьей 23 ГК РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Гражданин может создать юридическое лицо, например, общество с ограниченной ответственностью (статья 87 ГК РФ). Напомним, что «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ).

 Таким образом, каждый гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, причем используя различные юридические формы. Предприниматель принимает на себя все последствия своей деятельности, как прибыли, так и убытки.

 Предприниматель, который имеет наемных работников, очевидно, является топ-менеджером. Если же предприниматель работает в одиночку, назвать его менеджером можно только условно.

Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить ее цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

«Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен» (Питер Друкер).

Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание процесса управления проявляется в реализации его функций.

Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Вопросы для самоконтроля:

1.Общая теория управления.

2.Методологические основы менеджмента.

3.Инфраструктура менеджмента.

4.Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности.

5.Хозяйственная деятельность в определении стратегический менеджмент, ее понятие.

6.Определение «организация».

7.Менеджмент как различные уровни аппарата управления, его суть.

8.Менеджмент как организация работы людей в фирме (предприятии).

9.Менеджмент как процесс принятия управленческих решений.

10.Задачи менеджера, менеджмента и их формулировка.

11.Характерные черты и стадии менеджмента, их сущность.

12.Основные функции управления по Анри Файолю.


Тема 2. История менеджмента

Учебные вопросы:

1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

2. Этапы и школы в истории менеджмента.

3. Разнообразие моделей менеджмента.

4. Развитие управления в России.

5. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Методические рекомендации

В сообществах людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и племен, советы старейшин играли и играют большую роль во всех видах первобытных человеческих обществ. При появлении государств проблемы управления вышли на первый план. Отметим, что сразу же с момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература. Так, древнегреческий философ Платон (в традиционной хронологии – родился в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до н.э.) во многих своих сочинениях обсуждал вопросы менеджмента. Например, в обширной книге он сконструировал идеальную систему управления государством. Его идеи активно обсуждаются и в настоящее время.

Большую известность и практическое использование получила книга «Государь» итальянского политического мыслителя, историка и писателя Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Он видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, которую способна преодолеть лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства.

Разработка методов управления производством стала актуальной с того момента, как появилось разделение труда в ходе единого технологического процесса. Очевидно, такое разделение труда необходимо при выполнении крупных проектов, например, строительстве дворцов, кораблей, крепостей, пирамид. Революционной оказалась идея стандартизации. Создание кирпича – стандартного элемента строительных конструкций – позволило резко поднять производительность в ходе строительных работ. Разделение труда – основа мануфактур. Они составляли основу производства в XVI – XVIII в. В силу узкой специализации работников и орудий труда мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда и подготовили переход к машинному производству.

Научная школа менеджмента. Начало современного периода развития менеджмента приходится на конец XIX – начало ХХ в. К менеджменту, прежде всего к управлению производством, стали относится как к предмету научного изучения. Стали тщательно анализироваться бизнес-процессы, прежде всего технологические процессы, в том числе движения работников во время труда. Цель такого анализа – повышение производительности путем рационализации трудового процесса.

 Административная школа менеджмента примыкает к научно школе. Она ориентирована на управление организациями, регионами, странами.

 Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский ученый и практик Анри Файоль (1841-1925). В 1888 г. он возглавил одну из крупных компаний Франции, находившейся на грани банкротства, и превратил ее в эффективно действующее прибыльное предприятие.

В менеджменте 30-50-х годов ХХ в. видную роль играла школа человеческих отношений. Наиболее видным представителем этого направления являлся Элтон Мейо (1880-1949), австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее исследование Хавторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более полному осознанию и пониманию «человеческого фактора» в производстве, в частности, роли «неформальной группы» как отдушины для стремлений работников. Была установлена важность адекватной системы коммуникаций, прежде всего каналов передачи информации от работников к управляющим.

В конце 50-х годов ХХ в. школа человеческих отношений перешла в школу «поведенческих» наук, или бихевиористскую школу (от англ. behaviour – поведение). Наиболее яркими ее представителями были американские социальные психологи Ренсис Лайкерт (1903-1981), Дуглас МакГрегор (1906-1964) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Они считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования.

Интенсивно ведутся работы по теории активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность. Модель активной системы определяется заданием, в частности, множеств допустимых действий участников этой системы – управляющих органов и управляемых субъектов, их целевых функций и той информации, которой они обладают на момент принятия решений. При классификации задач управления в организационных системах естественно исходит из того, какая компонента управляемой системы целенаправленно меняется. Выделяют институциональное управление (изменение множеств допустимых действий), мотивационное управление (изменение целевых функций), информационное управление (изменение объемов информации, которую участники системы используют при принятии решений).

Методы управления – способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:

организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)

экономические (хозяйственный расчет)

социально-психологические (учет психологии личности, коллектива)

В нашей стране бурно развивается теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. Методы контроллинга – это методы информационно-аналитической поддержки принятия решений на предприятии (в организации). В последние годы создано Общество контроллеров и журнал «Контроллинг», начата подготовка специалистов по контроллингу.

 К чести российских специалистов следует отметить, что первые наши в области научного менеджмента сделали задолго до Тейлора в 1860-70гг сотрудниками высшего технического училища, разработавшие методику рационализацию трудовых движений, получившая медаль «преуспевание» на всемерной торговой выставке в Вене в 1873 году, ее стали использовать английские промышленники. В 1908 году в России стали выходить сборники «Административно-техническая библиотека» (Левенсберг). В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. Исследование в области управления производством и НОТ были возобновлены в 20г. В этот период были сформулированы основные законы организации и НОТ.

Широко ведутся научные исследования по различным направлениям теории управления и менеджменту. Их центром является Институт проблем управления РАН.

Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

Комплексный

Интеграционный

Маркетинговый

Функциональный

Динамический

Воспроизводственный

Процессный

Нормативный

Количественный

Административный

Поведенческий

Ситуационный

Системный

Вопросы для самоконтроля:

1.Природа управления и исторические тенденции его развития

2.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

3. Этапы и школы в истории менеджмента

4.Разнообразие моделей менеджмента

5. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента

6.Развитие управления в России

7.Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.


Тема 3. Виды структур управления.

Учебные вопросы:

1. Виды организаций.

2. Организация как совокупность структур.

3. Функционирование управленческих структур.

4. Закономерности управления различными системами.

5. Различные схемы управления.

Методические рекомендации

Основополагающими признаками для классификации субъектов хозяйствования являются форма собственности и форма организации.

По форме собственности они могут быть частными, государственными и коллективными. Независимо от форм собственности имущество может принадлежать на правах общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам, что приводит к образованию различного рода хозяйственных обществ. Они могут быть созданы на основе совместного владения имуществом (кооператив, товарищество, партнерство) либо на основе коллективного владения (АО, коллективное или народное предприятие, СП, арендное предприятие).

В зависимости от форм организации хозяйственной деятельности выделяют предприятия и объединения.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица, который производит, реализует продукцию или услуги; свою деятельность осуществляет на принципах хозрасчета. По формам собственности предприятия могут быть государственными, частными, коллективными, совместными, смешанной формы собственности.

Предприятия делятся на две группы:

1. Коммерческие

2. Не коммерческие

Если главная цель предприятия достижение цели, то это не коммерческое предприятие.

Если главная цель предприятия прибыль, то это коммерческое предприятие.

При изучении второго учебного вопроса внимание уделить Организации как совокупности структур.

Единоличное владение — как форма хозяйствования может реализоваться без образования юридического лица в виде частного предприятия. Собственники такого бизнеса являются его руководителями, получают весь доход, несут доходы и весь риск от занятий бизнесом.

Товарищество — оформленное на добровольных началах сотрудничество юридических или физических лиц в различных сферах деятельности. Бывает в виде простого, полного, коммандитного и товарищества с ограниченной ответственностью.

ООО — форма партнерства в совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного капитала, но не предполагает непосредственную работу каждого партнера в созданном обществе.

Общество с дополнительной ответственностью — отличается от ООО тем, что при недостаточности имущества для обеспечения иго ответственности определен размер дополнительной имущественной ответственности.

Предприятие коммунальной (муниципальной) собственности — базируется на собственности местных органов управления.

Народное предприятие — является хозяйственной единицей, основанной на самостоятельном владении, пользовании и распоряжении государственной собственностью, передаваемой трудовому коллективу.

Арендное предприятие — это хозяйствующий субъект, имущество которого сдано его собственному арендатору.

Малое предприятие — субъект хозяйствования различной формы собственности с небольшим количеством работающих.

Акционерное общество — субъект хозяйствования с уставным капиталом, разделенным на определенное число акций, который несет ответственность только своим имуществом.

Объединение — единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных специализированных хозяйствующих субъектов, основанный на технологической общности процессов производства, однородности выпускаемой продукции, территориальной близости объединяемых субъектов хозяйствования, развитии специализации, кооперирования, централизации управления. Наиболее распространенные формы объединения: концерны, корпорации, консорциумы, холдинги, франчайзные объединения, оффшорные компании, финансово-промышленные группы.

Понятие производственной структуры управления

Под производственной структурой организации понимается состав ее производственных подразделений, их специализация и формы взаимосвязи в процессе изготовления продукции.

Взаимосвязи в производственной структуре бывают двух видов: материальные и информационные. Материальные - это потоки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, тепла, электроэнергии, которыми обеспечиваются подразделения. Материальные потоки являются главными в производственной структуре, поскольку именно их бесперебойное движение и обеспечивает нормальное течение производственного процесса. Информационные взаимосвязи — это прежде всего документация (накладные, чертежи, технические условия, технологические карты, трудовые и материальные нормативы и т.п.), которая сопровождает материальные потоки. Хотя информационные связи играют подчиненную, обслуживающую роль в производственной структуре, без них процесс производства невозможен. Они определяют состав материальных потоков, порядок и технологию обработки внутри производственного подразделения, маршруты движения между подразделениями.

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

https://studfiles.net/html/2706/1276/html_kSzrq7T7a5.h3M6/img-myoEEf.jpg

Система управления в виде контура управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

·  субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

·  объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Линейная структура управления

Исторически первыми стали формироваться структуры линейного типа.. Каждый менеджер единолично руководит своей частью объекта, не имеет права вмешиваться в работу других промежуточных менеджеров и непосредственно подчиняется главному менеджеру организации. Равноправные промежуточные менеджеры образуют один уровень линейного руководства, а вместе с главным менеджером двухуровневую линейную структуру управления. С дальнейшим усложнением организации иерархия линейного руководства может возрастать, достигая в крупных организациях восьми и более уровней.

Линейно-штабная структура управления

Основу данной структуры составляет линейная оргструктура и заложенные в ней принципы управления. Она дополняется системой штабов (групп специалистов), которые помогают линейным руководителям в разработке конкретных решений, программ, планов. Они собирают, обрабатывают информацию, разрабатывают проекты решений и рекомендаций соответствующим линейным руководителям. При этом выбор окончательного решения и трансформация его в обязательный для нижеследующих уровней управления приказ остается за линейными руководителями.

Функциональная структура управления

Функциональная структура управления возникла как средство борьбы с главным недостатком линейной структуры - низким уровнем компетентности линейных руководителей. Она была впервые предложена в работе Ф.Тейлора "Научная организация труда". Структура, построенная по функциональному принципу, базируется на членении процесса управления на отдельные функции, выполнение которых поручается специальным органам управления (управленческим подразделениям или отдельным руководителям). Специализация по отдельным функциям позволяет резко поднять квалификацию функциональных руководителей по сравнению с универсалами - линейными руководителями.

Дивизионная структура управления

Суть дивизиональной структуры состоит в том, что в организации происходит выделение нескольких организационно-обособленных уровней управления: центральный аппарат управления (главная штаб-квартира), аппарат управления отделениями фирмы, а для крупнейших компаний еще и промежуточный уровень - аппарат управления группами отделений.

Вопросы для самоконтроля:

1.Виды организаций.

2.Производственные организации.

3.Коммерческие и некоммерческие организации.

4.Финансовые учреждения.

5.Организация как совокупность структур.

6.Отделы организации.

7.Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями).

8.Функционирование управленческих структур. Понятие производственной структуры управления.

9.Методы управления. Методы принятия решения. Единоличное управление.

10.Совет директоров. Собрание акционеров.

11.Управленческая ответственность. Последствия принятия решений.

12. Моделирование ситуаций и разработка решений.

13.Различные схемы управления.


Тема 4. Социально-психологические основы менеджмента

Учебные вопросы:

1. Социофакторы и этика менеджмента.

2. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

3. Управление человеком и управление группой.

4. Руководство: власть и партнерство.

Методические рекомендации

Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:

-   «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»;

-   «дело бизнеса – бизнес»;

-   надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям: технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды); процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости); поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины); прибыль (утаивание, распределение); доступ к ресурсам; управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время фирма – «генератор богатства» общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Субъекты и объекты управления. В каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется в виду под термином «управление»? Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют.

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов,личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точкизрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи, в наименее благоприятных условиях.

Можно выделить 5 основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. Влияние через страх;

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность и доставить удовольствие. Влияние через положительное подкрепление;

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность. Влияние через разумную веру;

4. Власть примера. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Влияние с помощью харизмы. Харизма - власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

      Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей;

      Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

      Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других;

      Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

      Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие;

      Достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией;

5. Традиционная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Вопросы для самоконтроля:

1.Социофакторы и этика менеджмента.

2.Понятие влияния. Влияние путем убеждения. Влияние путем участия.

3.Основные формы власти.

4.Характеристики харизматических личностей.

5.Поведенческий подход к лидерству.

6.Стиль руководства.

7.Дуглас МакГрегор и его теории «X» и «Y».

8.Стили руководства по Рэнсису Лайкерту.

9.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

10.Управление человеком и управление группой

11.Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспи...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 2)

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" Курс лекций (часть 2)...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент туризма" для специальности 43.02.10 Туризм. Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент туризма". Курс лекций...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению дипломной работы для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований Федерального Государственного образовател...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ЕН.01 Математика по специальности Коммерция (по отраслям)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ЕН.01 Математика по специальности Коммерция (по отраслям)...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ВведениеУчебная дисциплина «Статистика» является обязательным компонентом основной профессиональной образовательной программы в подготовке дипломированных специалистов среднего звена в соо...