Открытый урок по слушанию музыки «А.К. Лядов « Кикимора» (методическая разработка)
план-конспект урока по теме

Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Задачи: • раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении; • познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»; • воспитывать любовь к устному народному творчеству; • развитие познавательного интереса, творческих способностей; • развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_.doc950.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                            дополнительного образования детей

                                                «Детская школа искусств №2»

                                                 городского округа Октябрьск

                                     Методическая  разработка

           открытого урока по слушанию музыки

                  «А.К. Лядов  « Кикимора»

                                                            Кузьмина Елена Алексеевна                    

                                                                             

                                     Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №2 г.о. Октябрьск

                                                 г.о. Октябрьск

                                                      2012 год

Цель: формирование конкретного представления об особенностях  музыкальных сказок.

Задачи: 

  • раскрыть термин «лейтмотив», и его  роль в произведении;
  • познакомить со сказочной картиной  А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей;
  • развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, М. Мусоргский «Баба-Яга».

Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»

Литературный материал: А.Н.Толстой  «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.

Тип урока: расширение знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».

                                                            ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (
Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке?
(Ответы детей.)

Учитель: Правильно мы сегодня  у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.
– Вы любите путешествовать?

Учитель: Дети, хлопнули в ладоши  и отправились в путешествие.

2. Актуализация  знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша  задача –  убедиться в том, что это действительно.
А.К. Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, до былинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил:
 «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только  тогда я счастлив».

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

3. Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора»

Учитель: Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?    Что вы представили, слушая эту пьесу (Розовый конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)

– Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние?

4. Чтение описания портрета Кикиморы

Учитель: Вспомните  сказку  «Теремок» и главных героев:

Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.

– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется  «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

5. Физминутка

Кикимора  стучит, гремит, свистит, шипит.

6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов

1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку.
2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.
3 часть. Холодное, звенящее звучание  рисует нам колыбельку. (Синий конвертик, вложены разные картинки с изображением кикимор)

Учитель:  Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

(Желтый конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)

Кикимора – это персонаж?

7. Исполнение

 - Сравните образы из русских сказок Кикиморы и Бабы – Яги.

8. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?

Зеленый конвертик:

9. Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Лейтмотив – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – яркая тема для характеристики главного героя.
Кикимора – тихая, плавная, певучая мелодия.

Учитель: Путешествие наше закончилось.

Оценка детей.

10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

                              Список используемой литературы:

  1. Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г
  2. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
  3. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),

          1, 2,3 классы. М., 2007

  1. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996

                        Приложение

                         Кикимора


                               Алексей Николаевич Толстой

Описание: Кикимора

Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.

Один раз – ночью – лежит Моря на печи, – не спится. Свесила голову и видит.

Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и – в дверь – и была такова. Закричала Моря. – Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…

А была та баба – кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.

Бабушка – искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было! Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря: – Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу. – Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.

– Отыщу да отыщу, – твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.

Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза…

– Помоги мне, девочка, – кряхтит дуб, – никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.

Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший. – Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь. – Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла. Начал леший чесать затылок… А как начесался – придумал. Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.

– Садись за куст, жди, – сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.

Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пяти большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой.

Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего, – не давятся.

– Теперь твоя очередь, – густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка. – Дуничка! – едва не закричала Моря.

Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, прижимается к лохматой кикимориной груди. А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил…  Хотела кинуться кикимора в воду – никак не может.

Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость! Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги. – Пусти – я девчонку догоню, – взмолилась к лешему кикимора.

Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит…

Уже избушка видна… Добежать бы… А сзади – погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает… – Бабушка! – закричала Моря.

Вот-вот схватит ее кикимора. И запел петух: «Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!»

Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.

Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.

А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.

                                     Иллюстрации

Описание: http://content.foto.mail.ru/mail/natohome/_animated/i-5086.gif

Описание: http://samlib.ru/img/d/domow_m_i/2kikimoradoc/kikimora.jpg

Описание: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/120/102120866_large_928216bfd996.jpg

Описание: http://content.foto.mail.ru/mail/natohome/_answers/i-5088.jpg

Описание: Кикимора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки

Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки». Танец.

Современные дети  перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься  музыкально - теоретическими предметами им просто некогда.  Именно поэтому од...

"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.

Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...

Проведение игры-соревнования "Каждый отличник желает знать все на пять" по предмету "Слушание музыки". Конспект урока.

Игра "Каждый отличник желает знать" - универсальная игровая форма, позволяющая организовать самостоятельную практическую деятельность учеников на уроках слушания музыки. Ее универсальность з...