Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки». Танец.
методическая разработка

Современные дети  перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься  музыкально - теоретическими предметами им просто некогда.  Именно поэтому одной из главных задач педагога сейчас является умение грамотно скомпоновать учебный материал и выбрать из него самое важное для усвоения детьми. В данном методическом пособии предпринята попытка кратко и просто ознакомить учащихся с характерными средствами музыкальной выразительности некоторых танцев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_posob_tanec.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

по предмету «Слушание музыки». Танец.

   Данное пособие написано для преподавателей детских музыкальных школ.

План:

1.Введение.

2. Народные и бальные танцы.

3. Двухдольные танцы .

4. Трёхдольные танцы.

5. Танцы на 6/8.

6. Заключение.

                                      1. Введение.

   Большое значение для восприятия музыки имеет её жанровая основа. Жанр с франц. - вид, род. Слово "жанр" в музыке имеет несколько значений. На данном этапе обучения нужно усвоить самое простое. Три музыкальных жанра - это ПЕСНЯ, ТАНЕЦ И МАРШ.

  О песнях и маршах мы говорим с детьми в 1 и 2 классах. В 3-ем будем более подробно знакомиться с некоторыми танцами.

  Автор данной работы предлагает изучать танцевальную музыку не в хронологическом порядке, а в разрезе более простом и ясном для детей возраста 9 лет, сгруппировав танцы по размерам. Почему? Во-первых, дети этого возраста ещё не очень уверенно дирижируют и поэтому лучше в одном уроке работать с одним размером. Во-вторых, так лучше и крепче запоминаются метро-ритмические особенности того или иного танца. А  хорошо усвоенный материал поможет детям в музыкальной практике (в написании правильного ритма диктантов, в верном исполнение ритмических групп при чтении с листа).

Исходя из практической стороны вопроса была сделана такая подборка танцев, в которой почти каждый танец  имеет яркую ритмическую формулу. Её нужно крепко выучить, уметь исполнять и узнавать на слух.

   Основную информацию о каждом танце (страна происхождения, характер, размер, темп, ритмическая формула, другие важные характерные признаки) ребёнок должен записать в тетрадь, выучить, послушать музыкальные примеры и выполнить определённую практическую работу (сочинить и записать, или разучить игру, или напеть с дирижированием). Предметы «слушание музыки» и «сольфеджио» должны идти в тесной взаимосвязи. Тогда детям легче запоминать необходимую информацию.

                       

                           2. Народные и бальные танцы.

 

   Танец - это искусство выразительных движений.

Возникли танцы в глубокой древности. Сначала первобытные люди общались на языке танца со своими богами.

   Из таких обрядовых танцев произошли народные, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Хотя, например, в каждой стране есть свои ХОРОВОДЫ. Их главный смысл – движение по кругу, а такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг – символ солнца.

  У каждого народа есть свои танцы. Народных танцев существует огромное количество. Некоторые из них особенно полюбились людям разных стран и превратились в международные. Их танцевали богатые аристократы на своих приёмах – балах. Поэтому, они стали называться бальными.

   Бальные танцы появились в XV веке в Италии.

   В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта академия танца. Танцмейстеры должны были создавать и совершенствовать бальные танцы. Поэтому музыка того или иного танца постоянно менялась.

   В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века, во время правления Петра I.
 
Композиторы разных эпох любили сочинять танцевальную музыку.  Танец мог выступать не только  самостоятельной инструментальной пьесой, но и частью сюит, сонат, симфоний, опер, балетов (т.е., многочастных произведений).

                                     3. Двухдольные танцы.

ПОЛЬКА

  В переводе с чешского - "полшага" . Чешский народный танец. Темп подвижный, размер 2/4. Стал очень популярным бальным танцем в середине XIXв.

  По характеру танец задорный, озорной. В музыке встречаются неожиданные акценты, бас часто акцентирует не только первую, но и вторую долю.

Характерный ритм:

 

   У каждого народа есть свои быстрые весёлые двухдольные танцы. Несмотря на то, что хореография их совершенно разная, музыкальные особенности у них очень похожи.  Назовём только некоторые из них:  
Трепак (русский)
Гопак (украинский)
Крыжачок (белорусский)
Халлинг (норвежский)

Чардаш (венгерский, с медленным вступлением и так называемым кадансом «со шпорами» - когда в конце построений опевается тоника)

   Слушаем:

1. М. Глинка Полька ре минор

2. С. Рахманинов «Итальянская полька»

3. П. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик»

4. М. Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

5. И. Брамс Венгерский танец № 6 ре-бемоль мажор

В качестве домашнего задания полезно будет сочинить (по заданному педагогом ритму) и научиться играть польку.

КРАКОВЯК

   Польский народный танец в быстром темпе, размер 2/4, острый ритм с частыми синкопами (когда ритмический акцент смещается с сильного времени на слабое). В XIX веке также становится бальным.

   

Характерный ритм:

Слушаем:

М. Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»

   В 4 классе, когда будет отрабатываться на уроках сольфеджио синкопированный ритм, полезно будет задать выучить наизусть мелодию этого номера.  

ГАВОТ

   Старинный французский народный танец. Известен с XVIвека. Большой популярностью как бальный танец пользовался на рубеже XVII -  XVIII веков. В качестве бального он просуществовал относительно недолго, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес.  Размер 4/4 с затактом из двух четвертных нот, подвижный темп, изящество и чёткость ритма – его характерные признаки.  

Слушаем:

  1. Ж-Б. Люлли Гавот ре минор
  2. С. Прокофьев Гавот из «Классической» симфонии

                                    4. Трёхдольные танцы.

МЕНУЭТ.

   Король Людовик XIV открыл моду на старинный французский крестьянский танец менуэт. «Па меню» переводится с французского «маленький шаг». Танец содержал множество поклонов, приседаний. Танцующие двигались маленькими шажками. Менуэт стал любимым бальным танцем XVII - XVIII веков во всей Европе.

   Для музыки менуэта характерны умеренный темп, размер 3/4,  изящная мелодия, ритмические остановки в конце построений.

Слушаем:

И. Гайдн Менуэт соль мажор.

ВАЛЬС.

   В переводе с немецкого - кружащийся.
 
В начале XIX века Европа закружилась в вихре вальса.        

   Предшественником вальса был ЛЕНДЛЕР - крестьянский танец Австрии и Германии с 3-х-дольным неторопливым движением, простодушной несложной мелодией, которая строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок с преобладанием восьмых. Все доли такта отмечаются в лендлере одинаково чётко.
  В начале 19 века вальс и лендлер бытуют как равноправные танцы. В самостоятельный концертный жанр вальс вырос в творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса - сына, автора более 400 красивейших вальсов.

  Музыка вальса быстрая, но при этом плавная, размер трёх-дольный. Мелодия гибкая, выразительная. Вальс имеет характерное сопровождение - бас на сильной доле и два аккорда на слабых. Дирижируется он, как правило, на раз, т.е., в одном жесте дирижёра содержатся все три доли.
Русские композиторы Варламов, Глинка, Чайковский, Прокофьев, Шостакович и многие другие тоже любили писать вальсы. Это были и отдельные пьесы, романсы(вокальный вальс), а также номера в более крупных произведениях - балетах, операх, части в симфониях.

Слушаем:

1.Ф. Шуберт Лендлер (на выбор)

2. И. Штраус-сын «На прекрасном голубом Дунае»

3. Ф. Шопен Вальс до # минор.

4. С. Прокофьев Вальс из балета «Золушка»

5. Д. Шостакович Вальс-шутка из сюиты «Танцы кукол»

Выписываем на доске три аккорда в фактуре вальса – Т, S, D. И три варианта 4-х тактов:

  1. Т – S – T – T (плагальный оборот)
  2. T – T – D – T ( автентический оборот)
  3. T – S – D – T (полный гармонический оборот)

Домашнее задание: научиться играть эти обороты в фактуре вальса.

На втором уроке можно продолжить тему «Вальс» - один ребёнок играет обороты, остальные определяют на слух. На любой из этих оборотов, повторенных два раза, сочиняем мелодию (коллективно), выучиваем её наизусть. Затем записываем в качестве диктанта, таким образом осуществляя взаимосвязь между предметами сольфеджио и слушание музыки.

МАЗУРКА.

  Слово мазурка происходит от названия одной из областей Польши – Мазовии.
Польский народный танец, яркий и зажигательный. Размер 3/4, темп быстрый, на первой доле – характерный пунктир, акценты на слабых долях. В XIX веке стала бальным танцем.

Характерный ритм:

Слушаем:

  1. Ф. Шопен Мазурка си-бемоль мажор
  2. М. Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин»


ПОЛОНЕЗ.

В переводе «польский». Этот танец сложился в Польше в XVI веке как торжественный танец-шествие рыцарей-воинов. В начале XIX века полонезом открывались европейские балы. В первой паре шествовал хозяин дома.
Размер 3/4 с обязательным дроблением первой доли, умеренный темп, акцент на сильной доле.

Характерный ритм:



Слушаем полонез П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»

САРАБАНДА.


 
Старинный испанский танец-шествие сурового, мрачного характера. Известен с XVI века. (в Испании, на родине сарабанды были и другие виды этого танца – быстрые и зажигательные)

     В XVII веке сарабанда превратилась в  бальный танец. Медленный темп, трёхдольный метр, вторая доля такта часто удлиняется, «утяжеляется» , таким образом образуя акцент( на 2-ой доле).

   В XVII веке сарабанда стала и обязательной частью инструментальной сюиты. Часто обилие украшений в мелодии сглаживают чёткость ритмического рисунка, на первый план выходит выразительная музыкальная интонация. Тогда сарабанда теряет свою танцевальность и, окружённая в сюите весёлыми танцами,  становится драматической кульминацией всего цикла.

   В музыке более поздних эпох ритм сарабанды стал носителем драматических и трагических образов.

Характерный ритм:


Слушаем: 1. Г. Гендель Сарабанда из сюиты ре минор.

                   2. И. Бах Сарабанда из Английской сюиты  соль минор

Танцы на 6/8.


ТАРАНТЕЛЛА.
 

   Итальянский танец в быстром темпе, неистовый, страстный. Название связывают с именем тарантула, от смертельного укуса которого, по легенде, можно спастись только в бешеном танце. Чёткий ритм, многократные повторы, размер 6/8.

Характерный ритм:


Слушаем:
С. Прокофьев Тарантелла

ЛЕЗГИНКА.


Близок к тарантелле кавказский танец лезгинка, такой же быстрый и зажигательный. Зародился танец в Дагестане как танец – соревнование, показывающий ловкость танцоров.  Иногда джигиты танцуют его с кинжалами в руках. Во время исполнения этого танцы мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев. Музыку этого танца отличают острый ритм, акценты.


Характерный ритм:

Слушаем  лезгинку А. Хачатуряна из балета «Гаянэ»


СИЦИЛИАНА

Старинный итальянский танец в умеренном темпе, спокойный и мягкий по характеру. Плавные движения, изящный ритмический рисунок с характерным пунктиром. Была особенно распространена в инструментальной и вокальной музыке XVII—XVIII веков. Обычно писалась в минорном ладу.

Характерный ритм:


Слушаем  сицилиану Баха из сонаты ми-бемоль мажор для флейты и клавира.

БАРКАРОЛА.

   

  Народная песня веницианских гондольеров. Расскажем о ней, так как по характеру она близка пасторальной сицилиане и имеет характерный ритмический рисунок.

    Итальянское слово «barka» означает лодка.

       Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки-гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -
мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за
другой волн. Музыка характеризуется умеренным темпом, размером 6/8.

Характерный ритм:

Слушаем: М. Глинка «Венецианская ночь»

                                           6. Заключение.

Современные дети  перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься  музыкально - теоретическими предметами им просто некогда.  Именно поэтому одной из главных задач педагога сейчас является умение грамотно скомпоновать учебный материал и выбрать из него самое важное для усвоения детьми. В данном методическом пособии предпринята попытка кратко и просто ознакомить учащихся с характерными средствами музыкальной выразительности некоторых танцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Учебно-методическое пособие по предмету "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" по специальности "Банковское дело"

Учебно-методическое пособие по предмету "Анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности"...

Проведение игры-соревнования "Каждый отличник желает знать все на пять" по предмету "Слушание музыки". Конспект урока.

Игра "Каждый отличник желает знать" - универсальная игровая форма, позволяющая организовать самостоятельную практическую деятельность учеников на уроках слушания музыки. Ее универсальность з...