Проблемное обучение студентов
статья

Лапшина Елена Валерьевна

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie_problemnoe_obuchenie.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области  «Сергиево-Посадский колледж»

        

Публичное выступление

На тему:  Проблемное обучение студентов

Разработал    _______________   Е.В. Лапшина.

2023  г.

Знания - дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

            Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.

            В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

          Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Классификационные параметры технологи

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: групповая, академическая + клубная.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: проблемная.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

По категории обучающихся: массовая, все категории.

Целевые ориентации

•  Приобретение ЗУН.

•  Усвоение способов самостоятельной деятельности.

•  Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

•  Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

•  Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

•  Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

•  Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности  методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для студентов. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 7. Технологическая схема проблемного обучения

       Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 7. Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

-   отбор самых актуальных, сущностных задач;

-   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-   личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность студента.

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания

Обоснование выбора  технологии проблемного обучения.

        Выбор мною данной технологи не случаен. «Новый» студент колледжа значительно отличается от того студента, каким мы его видели раньше, и главное отличие состоит в том, что меняется роль преподавателя и студента, меняется стиль их взаимодействия.  Студент – активный, творческий, мыслящий. ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Преподаватель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором студент может развивать  все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых  является формирование УУД (универсальных учебных действий) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подзода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего обрпзования, развитию УУД, выступающая как инвариантная основа  образовательного процесса и обеспечивающей студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Итак, особенности Стандарта в современном учебном процессе – это:

  • Ориентация на результат
  • Системно – деятельностный подход к процессу обучения
  1. Формирование у обучающихся учебной деятельности (умение думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать, делать выводы)
  2. Самостоятельность студента при решении учебных и жизненных задач. Как показатель сформированности учебной деятельности
  3. Активность познавательной деятельности как условие развития интеллектуальных способностей студента.

Из всего выше сказанного понятно, что при переходе к стандартам нового поколения преподавателю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностую парадигму образования. Деятельность студента рассматривается как обязательная компонента содержания образования. Что и определяет новизну и современность (иновационность) образования

Применение технологии проблемного обучения.

   Технология проблемного обучения позволяет сделать студента активным участником учебного процесса. Методом, представляющим собой основу технологии проблемного обучения, является деятельностный метод.

Технология деятельностного метода обучения.

          Метод обучения, при котором студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “ Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого обучающегося”.

Для планирования и проведения уроков в колледже  можно использовать адаптированный вариант деятельностного метода.

Так, структура урока введения нового знания имеет следующий вид:

1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. А именно:

- создаются условия для возникновения у студента внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

- актуализируются требования к студенту со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»)

 Происходят процессы адекватного самоопределения к учебной деятельности и самополагание в ней, предполагающие сопоставление студентом своего реального «я» с образом «я»  - идеальный студент, осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности  к их реализации.

2 Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация студента к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

Соответственно данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

- тренировку соответствующих мыслительных операций;

- мотивирование студентов к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

- фиксация студентами затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обоснования.

3 Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход студента в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

- выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операций, где возникло затруднение;

- обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий ( алгоритмом, понятием, и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе обучающиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а за тем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе урока осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные проекты, предложенные обучающимися,  и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.  

В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) студента ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.        

8 Включение в систему знаний  и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

 Организуя этот этап, преподаватель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Способ объединения учащихся в «мобильные группы»

            Процесс поиска путей решения проблемы предусматривает включение каждого обучающегося в активную деятельность при акцентировании внимания на коммуникативное взаимодействие.

            Включение обучающихся в самостоятельную активно-познавательную деятельность требует некоторого изменения организации работы студентов на уроке.

Можно объединить обучающихся в «мобильные группы» (МГ).

«Мобильные группы» (МГ) - это способ объединения обучающихся в малые группы (по 4-6 человек) лишь на момент решения проблемы. После разрешения проблемы обучающиеся продолжают работать на уроке в обычном порядке.

Цель создания МГ.

• мыслительной и речевой активности студентов;

• развитие умения самостоятельно находить решение проблемы с опорой на имеющиеся знания.

Задачи, решаемые в МГ.

1. Активизация мыслительной и речевой активности («мозговой штурм»).

2. Реализация возможности высказывания каждому члену МГ («вбрасывание идеи»).

3. Развитие умения вербального обоснования правильности выбора («критический анализ»).

4. Развитие умения из множества вариантов выбрать верный, наиболее оптимальный («выбор решения»).

5. Воспитание качеств лидера и консультанта.

Требования к этапу актуализации знаний и пробного учебного действия

(продолжительность этапа 5-7 минут)

         

Основной целью данного этапа является подготовка мышления обучающихся и организация ими внутренней потребности к построению нового знания.

               Необходимо, чтобы на данном этапе обучающиеся:

1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий (важно помнить, что нужно предлагать только те задания, которые необходимы на данном уроке для построения нового знания);

2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия щи его обоснования.

                Для реализации этой задачи можно использовать индивидуальные формы работы: математический диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д.

                Для фиксации каждым обучающимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и студент сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

а) не смог выполнить задание;

б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ):

в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать - это предъявить абстрактный критерий: определение, правило, алгоритм и т.д.);

г) не смог выполнить условия задания: т.е. решил задание, но не за указанное время; следовательно, затруднение может быть сформулировано так: «Не могу решить это задание за 1 минуту»)

                 Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация обучающимися индивидуального затруднения при выполнении пробного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения.

Затруднение — это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.

Алгоритм конструирования урока

«открытия нового знания»

(шаги 1-5)

Преподавателю необходимо:                

1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать обучающиеся (цель)

2. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания (актуализация)

3. Смоделировать задание для пробного действия.

4. Продумать возможные типы затруднений для данного задания и способ их фиксации обучающимися.

5. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента

В статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода,  путем сотрудничества техникума с предприятиями....

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ...