Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).
методическая разработка по теме

Балина Татьяна Ивановна

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность эффективно использовать урок и расширять знания учащихся об их профессии. Поиск нового, решение поставленных проблем воспитывает и развивает качества профессионала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: «Лексика. Профессионализмы». (Для профессии автомеханик.)

   Автор: Балина Татьяна Ивановна – преподаватель русского  языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО. (Раменский политехнический техникум.)

Цели:

  1. Знать значение профессиональной лексики.
  2. Использовать межпредметные связи для лучшего усвоений по русскому языку и спецпредметам.
  3. Умение ставить перед собой проблемы и решать их.
  4. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессионализмов.
  5. Употреблять в речи и знать значение профессиональных слов.
  6. Развитие творческого мышления и способностей учащихся.
  7. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
  8. Расширение знаний о своей профессии.

Ход урока.

  1. Определение темы урока после работы с терминами.
  2. Основная часть.

1  задание.  Расставить буквы в данных словах и определить их значение (работают 7 групп):

А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,

 Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,

 В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,

 Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,

 Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,

Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.

Ж. Круиз .. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.

   2  задание: Составить предложения с данными словами.

      Определяем тему урока.

- Что это за слова? Для чего они нужны? Что это за профессия? При чем тут  урок русского языка?

- Какие задачи ставим? (умение правильно писать, произносить и определять значение профессиональных слов).

(Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом дается словарь профессиональных терминов).

Словарь.

Антиблокировочная система – система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении.

Автосигнализация – электронное устройство, установленного в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона.

Дифференциал – это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными осями.

Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.

Крыло бабочки – тип дверей в автомобилях высокого класса.

Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.

Пикап – грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.

Протектор – элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с дорогой.

Парктроник – парковочный радар.

Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.

Турбонаддув – принудительная подача воздуха в цилиндры с помощью турбокомпрессора.

Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

Хетчбэк – легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.

Интардер – система торможения двигателем и трансмиссией, помогает контролировать обороты двигателя.

Датчик дождя – автоматическое включение дворников во время дождя.

Внедорожник  (джип) - полноприводный автомобиль повышенной проходимости.

Глушитель – устройство, которое глушит работу двигателя.

Кондиционер – устройство, с помощью которого устанавливается определенная температура в салоне автомобиля.

Круиз – контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.

Клиренс – дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.

Бортовой компьютер – электронная система, которая отображает мгновенные  параметры( текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).

3  задание. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

История профессии.

   Первые сам..ходные к..ляски п..явились в восем..надцатом  веке в разных странах мира.

  ( В) течение длительного врем..ни они видоизм..нялись и сов..ршенствовались. Но как всякий м..ханизм  они треб..вали ухода и р..монта в случа.. п..ломки. Этим могли занимат..ся только люди  хорошо разбирающиеся во внутре(нн/н)ем устройстве автом..биля. Так появилась новая профес..ия – автом..ханик.

   Эта профес..ия позв..ляет ув..личивать сроки эксплу..тации автом..биля  пров..дить своевреме(нн/н)ую проф..лактику его функциональн..го состояния  обеспечивающ..го без..пасность д..рожного дв..жения.

(Проверка текста в группах).

4.Историческая справка. (Сообщение учащегося).

   История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека.  В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на английском  горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины,  работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

   Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля. Четырёхтактный бензиновый ( газолиновый) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения — разработка немецкого изобретателя Николауса Отто. Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем. Водородный топливный элемент, одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.

   Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).

Беседа.

- Что интересного вы узнали о своей профессии?

 - Что нового услышали из истории автомобиля?

5 Задание:  выберите слова и словосочетания,  относящиеся к профессии автомеханика и запишите их в тетрадь.

  Автомеханик.

   Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; психическая неуравновешенность; хорошая моторная память (память на действия); доброта; безответственность; физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; недобросовестность; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

   Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; утомляемость; исполнительность,  аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу;  беспечность; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

  1. Заключение. Рефлексия.

Составляем небольшой текст: «Как я буду работать автомехаником».

Список литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Автомеханик.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%EC%E5%F5%E0%ED%E8%EA
  3. Н. Г. Гольцова «Русский язык 10 – 11 классы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Проблемное обучение на уроках

Статья содержит материал о проблемном обучении: история становления проблемного обучения как технологии и применение проблемного обучения на уроках электротехники....

Проблемное обучение на уроках ПМ 08

Новые технологии произдства...

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...