Проблемное обучение на уроках
статья на тему

Немерова Екатерина Сергеевна

Статья содержит материал о проблемном обучении: история становления проблемного обучения как технологии и применение проблемного обучения на уроках электротехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_na_urokakh.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Учебно-методический центр начального и среднего профессионального образования Забайкальского края

Профессиональное училище № 1

Тема: Моделирование проблемных ситуаций на уроках

                                             Выполнил: преподаватель

Немерова Е.С.

Чита 2014

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….…..3
  2. Методика моделирования проблемных ситуаций при обучении: общие вопросы…………………………………………………………………….….4
  3. Варианты реализации проблемного метода обучения на практике ………9
  4. Заключение…………………………………………………………..............14
  5. Список использованной литературы………………………………….......15

  1. Введение

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Таким образом, сейчас стало достаточно очевидным, что решение проблемы мотивации образовательной деятельности связано с модернизацией содержания образования.

В современных условиях вряд ли можно поднять ценность образования для учащихся за счёт обогащения его содержания новыми сведениями, ибо мы живём уже в новой информационной среде.

Ценность образования для учащихся повысится в том случае, если его содержательные результаты будут обеспечивать возможность решения значимых для них проблем.

Необходимым условием развития способностей к самостоятельному решению проблем в различных областях жизни является овладение способами решения проблем. Поэтому можно утверждать, что ценность образования будет возрастать для учащихся в той мере, в какой они будут овладевать способами решения значимых для них проблем, и в том случае, если эти способы, во-первых, можно использовать “здесь и сейчас”, и, во-вторых, если их можно использовать за рамками обязательной учебной деятельности. Такие условия обеспечиваются решением ситуационных задач.

В системе профессионального образования значительное изменение произошло в главном звене – в содержании обучения. Вторжение технических средств обучения принесло экранное изображение и звукозапись, усилило образность восприятия и мышления, динамичность знаний, активность учения. Все это привело к изменениям в характере взаимодействия учителя и учащихся, – значительно повысило качество обучения и воспитания. Возникла теория проблемного, развивающего обучения.

  1. Методика моделирования проблемных ситуаций при обучении: общие вопросы

Одной из наиболее эффективных педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего обучения, является проблемное обучение [5, c. 3]. В современной литературе по теории и методике обучения проблемное обучение рассматривается как теоретическая основа технологий обучения.

Развитие учащихся в процессе обучения – развитие их познавательных, творческих способностей, развитие мышления – одна из центральных задач учебно–воспитательного процесса. Еще великий русский психолог С.Л. Рубинштейн показал в своих работах, что развитее ребенка не совпадает с содержанием знаний и способов деятельности. Развитие школьников обуславливает не само содержание образования, а только специально организованное. Именно проблемное обучение как специально конструируемая педагогическая и методическая система способствует реализации принципа развития учащихся в процессе обучение [7, c. 54].

Проблемное обучение начало реализовываться в практике работы школы в 60-70-х годах ХХ века. Сущность проблемного обучения с позиций педагогики раскрывалась в работах В.Оконя, И.Я Лернера, М.И. Махмутов и др.

В анализируемой работе авторы используют определение понятия «проблемное обучение» в трактовке В. Оконя: «Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [6, c. 276].

Исходя из этого, целью проблемного обучения является не просто усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и развитие их интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.

Схематически последовательность этапов проблемного обучения выглядит следующим образом [8, c.13] (См. Схема 1).

Схема 1

Последовательность этапов проблемного обучения

Раскроем основные понятия концепции проблемного обучения физике [8, c.15].

Проблемная ситуация представляет собой затруднение, «препятствие», возникающее перед субъектом в процессе познания и провоцирующее его личностную заинтересованность в осознании ситуации и ее преодолении. Проблемная ситуация в учебном процессе должна обеспечивать активное проявление интереса учащихся к изучаемому вопросу и включение их в познавательный поиск.

Однако если у субъекта нет исходных знаний для поиска путей преодоления затруднения, то проблемная ситуация не принимается субъектом к решению, не отражается на его мышлении. Обязательным условием включением познающего субъекта (учащегося) в процессе познания является нахождение проблемы в «зоне ближайшего развития».

Осознание и принятие ситуации приводят к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, последний определяет для себя исходные параметры и искомые неизвестные, иначе говоря, превращает проблему в проблемную задачу. Для любого познающего субъекта, в том числе и для ученика, к решению принимается только проблемная задача, которая через логическую цепочку (гипотеза – ее проверка, экспериментальная или теоретическая, в случае неудачи – новая гипотеза – новая проверка и т.д.) приводит к исходному результату.

Итак, начальным этапом проблемного обучения является проблемная ситуация, от успешности, организации которой зависит вовлечение ученика в познавательный процесс, его настойчивая личностная заинтересованность в разрешении предложенной загадки. Именно, как в ситуации с детской загадкой, учащийся должен быть «озадачен», крайне заинтересован и должен понимать, что решение где-то рядом, надо только подумать.

Для создания проблемных ситуаций на уроках, по мнению методистов [8, c. 6] ,могут быть использованы три типа противоречий (См. Схема 2).

Схема 2

Типы противоречий для создания проблемных ситуаций при обучении физике

Проблемное обучение, может быть организовано на уроках с помощью самых разных средств обучения: с помощью демонстрационного эксперимента или фронтального опыта, в процессе решения задачи или обсуждения какого-либо вопроса и пр. Проблемное обучение может быть включено в ткань любого урока, на любом его этапе – и при изучении нового материала, и при его закреплении, и в процессе актуализации имеющихся знаний и т.д.

Ученые-методисты обращают внимание на то, что далеко не всегда, ни на любом материале, ни на любом уроке можно создать проблемную ситуацию и включить учащихся в процесс активного, творческого мыслительного процесса. Подготовка урока, использующего проблемное обучение, это достаточно сложная методическая проблема [3, c. 83].

Следует отметить, что у истоков применения проблемного метода обучения на уроках стояла Лидия Александровна Иванова [1, c. 7]. Основной задачей учителя, по мнению Л.А. Ивановой, является активизация познавательных деятельности учащихся, через развитие их творческих способностей. Для развития творческих способностей учащихся, считает исследователь, необходимо в ходе обучения ставить учащихся в такие ситуации, в которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию. Л. А. Иванова использовала метод проблемного обучения, как один из приемов развития творческого мышления учащихся.

Проблеме применения метода проблемного обучения на уроках посвящены исследования Р.И. Малафеева [4, c.11].

Схема 3

Способы создания проблемных ситуаций

Р.И. Малафеев в своих работах раскрывает специфику использования проблемного обучения при различных видах учебной деятельности. [4, c. 16].(См. Таблицу 1)

Таблица 1

Применение проблемного метода обучения при различных видах

деятельности

Объяснение нового материала

При объяснении нового материала в основном используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу. 

В первом случае проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные подходы и пути ее решения. В этом случае учащиеся учатся логике рассуждений, анализу, глубже усваивают материал..

Но чаще на уроках физики при изложении нового материала используют другую форму проблемного обучения - поисковую беседу. Смысл ее – привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов.

Демонстрационный эксперимент

В демонстрационном эксперименте, большое внимание необходимо обратить на вовлечение учащихся в активную работу, автором выделяется пять основных способов активизации учащихся. Каждый последующий способ обеспечивает более высокий уровень активизации.

  1. Демонстрационный эксперимент служит иллюстрацией к объяснению учителя.
  2. Учитель выполняет  опыт, а учащиеся либо делают выводы из него, либо объясняют полученные результаты.
  3. Учащиеся предсказывают результат опыта.
  4. Учитель ставит перед учениками какой-либо вопрос и предлагает им самостоятельно найти способ экспериментального решения (исследования) этого вопроса.
  5. Учащимся дается домашнее задание на проектирование опыта.

Проблемный эксперимент

Проблемный эксперимент применяется при:

изучении нового материала

закреплении и повторении материала

самостоятельный эксперимент

  • Лабораторные работы
  • Фронтальные опыты
  • Физический практикум

Решение задач

Проблемности обучения при решении задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач-проблем.

Но на уроке ввиду ограниченности времени редко возникает возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемные задания. Кроме того, не все виды таких заданий могут быть здесь использованы, например задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения.

Выполнение домашнего задания

Домашние проблемные задания, открывают более широкие возможности, чем задания, выполняемые в классе. Поэтому в системе проблемного обучения проблемные домашние задания незаменимы. Опыт показывает, что здесь очень важно соблюдать меру, правильно дозировать задания.

Внеурочная работа

Умело организованная на основе проблемности внеурочная работа с заинтересованными учениками дает прекрасные результаты, дело в том, что внеурочное творчество учащихся начинает быстро и положительно сказываться на всем учебном процессе.

  1. Варианты реализации проблемного метода обучения на практике

Для того чтобы усовершенствовать

 ум, надо больше  размышлять, чем заучивать.

Р. Декарт

Для того чтобы создать проблемную ситуацию на уроках учащимся предоставляется справочный материал который несет информацию о каких либо открытиях, ученых, исторических фактах, этот материал выдается либо в готовом виде (учащимся раздаются тексты), либо данную информацию учащиеся берут из источников указанных преподавателям. Форма подачи зависит от уровня учащихся. К данному справочному материалу предоставляются вопросы на которые учащиеся готовят ответы.

Например:

  • Бесплатное электричество

Каждый из нас неоднократно сталкивался с таким явлением, как электризация. Если в темноте снимать с себя синтетическую одежду, то будут видны искры и слышно потрескивание. Мы неоднократно наблюдали электрические разряды молнии. Как объяснить появление «бесплатного электричества»? Как правильно вести себя при встрече с таким «загадочным» явлением?

Задания для учащихся:

  1. Прочитайте внимательно предложенные тексты. Объясните, какой опасности подвергал себя Франклин? Почему он это делал?
  2. Приведите примеры полезного и вредного проявления электризации тел.
  3. Предложите способы устранения зарядов статистического электричества, возникающего в квартире. Какие из предложенных способов являются наиболее оптимальными для вас лично? Почему? Предложите способы борьбы с электризацией шёлковой или нейлоновой одежды. По каким критериям вы будете оценивать их эффективность?
  4. Осмотрите бензовоз или легковой автомобиль. Объясните, для какой цели к корпусу бензовоза крепится металлическая цепь, а к корпусу легкового автомобиля - металлорезиновая полоска, которые при движении автомобилей касаются поверхности земли.
  5. Разработайте рекомендации, как вести себя человеку, оказавшемуся во время грозы в лесу (или человеку, идущему по открытой местности).

  • Точные измерения

Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью измерять разные величины: время, расстояние, размеры тел, ёмкости сосудов, площади участков земли и др. Исторически в разных странах возникли разные единицы одних и тех же величин. Например, голландский дюйм определяется как длина сустава большого пальца, а позже — как длина трёх приставленных друг к другу ячменных зёрен; английский фут - как длина ступни; русский аршин - как расстояние от кончиков пальцев до локтя. Как же сделать наши измерения более точными? И всегда ли нам нужны очень точные измерения?

Задания для учащихся:

  1. Прочитайте внимательно текст. Почему Лаплас считал, что для новой системы мер нельзя брать ни один из национальных эталонов. А как считаете вы? Приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Согласны ли вы с утверждением: Лаплас не выбрал существующие национальные эталоны потому, что ему необходимо было добиться от правительства выделения денег на свои астрономические исследования?
  2. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки всех систем мер, отличных от Метрической системы мер? Какое значение имело введение Метрической системы мер? Каковы её важные достоинства? Провидите примеры. Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Зачем, на ваш взгляд, разным странам необходимы одинаковые эталоны? Зачем были изготовлены копии эталона и переданы во все страны, которые присоединились к Метрической конвенции?
  4. Почему, на ваш взгляд, принято решение определять единицу длины через скорость света в вакууме, вместо длины дуги меридиана? Какими причинами обусловлено это решение?
  5. Используя разные источники информации, в том числе Интернет, выясните, какие единицы длины применяются в настоящее время в разных странах и как они связаны с Метрической системой мер.

Заполните таблицу.

Страны

Единицы

Связь с Метрической системой

  1. Какими инструментами, на ваш взгляд, удобнее всего измерить толщину листа книги, длину комнаты, длину пути до дому, длину пути до дачи. Обоснуйте свой выбор. В каких из перечисленных случаев измерения с помощью выбранных вами инструментов будут более точными?

Объект измерений

Инструмент

Обоснование выбора

Толщина листа книги

Длина комнаты

Путь до дому

  • Открытие

В жизни всегда есть место открытию. Проблема заключается в том, как к нему отнесутся окружающие. Всегда ли открытие идёт на благо человеку?

Задания для учащихся:

  1. Внимательно  прочитайте предложенные тексты. Как  выдумаете, с какой нравственной проблемой столкнулся каждый из прославленных ученых? Сформулируйте её.  Всегда ли крупное естественнонаучное открытие будет сопровождаться подобной проблемой? Свой ответ аргументируйте.
  2. Покажите связи, которые существуют на ваш взгляд ,между проблемой современного хакерства и проблемами открытий А. Нобеля и В.-К. Рентгена?
  3. Приведите примеры (из литературы, периодической печати
    и т. д.) научных открытий, заметно изменивших жизнь людей.
    Какое влияние оказали эти открытия на жизнь людей? По
    каким критериям вы судите об оказанном влиянии?
  4. Разработайте проект информационного журнала (можно
    электронного) для школьников «Научное открытие и нравственность». Подумайте о том, кто мог бы вам в этом помочь.
    По каким критериям вы будете отбирать информацию для
    этого журнала? Предложите способы его распространения

  1. Заключение

В настоящее время стержнем российского образования является развитие и саморазвитие личности. Доминирует мысль, что подлинный прогресс общества выражается не в определенной сумме экономических показателей, а в том, созданы ли условия, дающие человеку возможность наиболее полно раскрыть свои лучшие интеллектуальные и нравственные качества, свои творческие способности.

Для того чтобы быть на уровне времени выпускник должен глубоко усвоить важнейшие идеи и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. Эта задача решается путем активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и творческих способностей в процессе обучения.

Огромными потенциальными возможностями для  активизации познавательной деятельности учащихся, и развитии их мышления и творческих способностей обладает проблемный метод обучения, а именно моделирование проблемных ситуаций.

В данной работе был рассмотрен проблемный метод обучения как один из наиболее эффективных, по мнению ученых, в процессе обучения, рассмотрены варианты моделирования проблемных ситуаций в процессе обучения.

  1. Список литературы
  1. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности при обучении физики: пособие для учителей / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  2. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: кн. для учителя / Р.И. Малофеев – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, – 1987. – 324 с.
  4. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психология / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.
  6. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е.Каменецкий [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Проблемное обучение на уроках ПМ 08

Новые технологии произдства...

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...