ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья на тему

Якушева Наталья Олеговна

    Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, на коммуникации между отдельными специалистами, на необходимость решения глобальных экологических, технологических, производственных и образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Это все можно назвать процессом информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке, передаче и использовании информации посредством современных средств информационного взаимодействия и обмена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc80.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, на коммуникации между отдельными специалистами, на необходимость решения глобальных экологических, технологических, производственных и образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Это все можно назвать процессом информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке, передаче и использовании информации посредством современных средств информационного взаимодействия и обмена.

    Информатизация образования как процесс призвана решать задачи совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования коммуникационных сетей, автоматизированных банков данных научно-педагогической информации; создания и использования компьютерных методик, приобретения, контроля и оценки уровня знаний обучаемых; создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемых, формирования умений обучаемых самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, различные виды деятельности по самостоятельной обработке информации.

   Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повышать качество изучения, а также расширять масштабы обмена знаниями и информацией. Преподаватели должны выполнять функцию проводников на пути в информационное общество. Необходимым является совершенствование базового образования и повышение квалификации в области научно-технических дисциплин, что обеспечит необходимую численность высококвалифицированных и опытных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.

   Информационно-коммуникационные технологии являются наиболее динамичной составляющей образовательного процесса, оказывают на него существенное влияние и способствуют формированию интеллектуальных умений студентов.

    Под формированием понимается процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

    В настоящее время у студентов важно воспитывать умение самостоятельно пополнять знания и ориентироваться в стремительном потоке информации. Интеллектуальные умения – это совокупность действий и операций по получению, переработке и применению информации в образовательной деятельности.

  1. Умения получать информацию:
  • умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • умение находить требуемую информацию в различных источниках;
  • умение длительное время находить тематическую информацию;
  • умение применять инструментарий для подготовки и получения информации.
  1. Умения перерабатывать полученную информацию:
  • умение систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
  • умение аргументировать собственные высказывания;
  • умение находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • умение вычленять главное в информационном сообщении;
  • умение применять инструментарий для подготовки и передачи информации.
  1. Умения применять информацию в профессиональной деятельности:
  • умение применять инструментарий для использования информации в профессиональной деятельности;
  • умение принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации.

    В основе всех этих умений лежат различные умственные операции: анализ и синтез, выделение главного, сравнение, логическое умозаключение, сопоставление и т.д., и в процессе обучения следует специально работать над их формированием.

   Этапы формирования способов умственной деятельности опираются на установленную в психологии структуру познавательной деятельности: цель – мотив – объект – образец – операция – результат – коррекция. Эти дидактические положения позволяют выделить основные этапы формирования интеллектуальных умений студента:

  • ознакомление студентов с образцами действия;
  • овладение умением применять знания;
  • совершенствование первично приобретенного умения;
  • творческое применение умений в нестандартных ситуациях.

    Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет ряд преимуществ:

  • информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации;
  • позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • вовлекают  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
  • увеличивают возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения;
  • позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
  • способствуют формированию рефлексии у обучающихся.

   В своей практике мы опирались на теорию множественности интеллекта Г.Гарднера (Multiple Intelligence Theory) как наиболее распространенную при обучении иностранным языкам, используя информацию сайта http://www.intime.uni.edu/model/Russian _ Model/ teacher/ teac1summary.html.

   С помощью ключевых слов MI tests можно найти  большое количество сайтов с опросчиками на определение доминирующих типов интеллекта. В своей работе мы использовали сайт http://www.mitest. com/, интерактивные  тесты для разных возрастных групп, выполняемые в режиме on-line.

Так, например, на сайте http://teresakennedy.com/activities.htm приведены виды задании для каждого типа интеллекта при обучении иностранным языкам.

На сайте http://eduscapes.com/tab/topic68.htm находится информация о компьютерных технологиях и типах Интернет-ресурсов, видах задании, ролевых ситуаций, подходящих определенному типу интеллекта:

Technology and Multiple Intelligences – Verbal/Linguistic/

   Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать новые графики и технологии обучения, обеспечивающие последовательное сочетание теории и практики, постепенное, но более прочное наращивание знаний и интеллектуальных умений, повышает мотивацию в учебной и научно-исследовательской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, ана...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...