Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
статья по теме

Уласик Марина Геннадьевна

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования  у обучающихся  современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

Преподаватели колледжа должны создавать  условия для  формирования личности, обладающими такими компетенциями.  Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Кудрявцева Н.В.,

Уласик М.Г.

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

 И.Г.Песталоцци.  

Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения. Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Становится все более актуальной  потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Болонский процесс среди важнейших требований выдвигает требование качества профессионального образования за счет включения обучающихся в различные виды деятельности.

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования  у обучающихся  современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

Преподаватели колледжа должны создавать  условия для  формирования личности, обладающими такими компетенциями.  Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Для эффективности  самостоятельной работы студентов  необходимо выполнить ряд условий:

  • обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы;
  • методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее;
  • обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
  • контроль над  организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Существуют  противоречия  между:

  • требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника;
  • требованиями личности к получению конкурентоспособных умений и существующими репродуктивными технологиями профессиональной подготовки выпускников;
  • реальными возможностями профессиональных образовательных учреждений в создании и развитии творческой среды студенчества и затруднениями их реализации.

Цель программы:

  • теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности студентов колледжа, обеспечивающие формирование их творческой активности;
  • создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Практическая значимость определил выбор темы программы: "Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа".

Объект программы: проектная деятельность студентов в автотранспортном колледже имени Е.Г.Трубицына.

Предмет программы: содержание и организация проектной деятельности студентов колледжа.

Гипотеза: проектная деятельность обеспечит формирование познавательной деятельности студентов, если:

  • разработана модель организации проектной деятельности, выбран метод проектов;
  • использован комплекс организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов;
  • выбор и содержание проблем предусматривают практическое участие в исследовательской работе и способствуют приобретению студентами начального опыта профессиональной деятельности.

Формы и методы работы направлены:

  • на развитие навыков рациональной организации учебной деятельности, самостоятельного приобретения знаний,
  • на коллективную познавательную деятельность
  • на развитие профессиональной компетентности,
  • развитие познавательной активности.

Методологические принципы проектного обучения:

  • процесс работы не менее важен, чем ее результат;
  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу учебной  деятельности, так и к её результату.

         Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.

Применение проектной методики дает хорошие результаты при изучении «Экономики автомобильной отрасли». Наглядно продемонстрировать результаты двух групп 2014 года выпуска (в 41 группе  методика применялась, в 42 – нет) можно с помощью диаграмм:

     

                                                               

Метод учебно-исследовательской деятельности  эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций.

Сделанный  вывод подтверждается следующими данными:

Учебный год

Группа

Количество обучающихся

Успеваемость обучающихся

Успевают на:

КУЗ

ККЗ

с/б

5

4

3

2

2013-2014

1 семестр

С35

18

1

4

13

-

100

27,8

3,3

2013-2014

2 семестр

С35

17

2

9

6

-

100

64,7

3,8

2013-2014

Дипломное проектирование

С35

18

6

7

5

-

100

72,2

4,1

Реализация программы позволит:

  • Усовершенствовать существующую в колледже систему по организации проектной деятельности;
  • Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты;
  • Повысить количественные показатели успешности обучающихся;
  • Улучшить качественные показатели обучения;
  • Обобщить результаты по применению метода проектов в образовательном процессе

Для оценки  эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:

  • удельный вес численности студентов, вовлеченных  в проектную деятельность;
  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
  • повышение качества знаний обучающихся;
  • рост объема проектных работ;
  • количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
  • рост числа педагогов-координаторов колледжных проектов;
  • рост квалификации педагогов;
  • количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.

Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Литература.

  1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Powerpoint//Информатика и образование. -2002.- №9. - С. 27-30.
  2. Ибрагимов Г.И .Критерии оценки качества подготовки студентов среднего звена/Специалист.-2003.-№1. - С.32
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия,2001.-С.62-68.
  4. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  5. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). -2002.- №20. С. 1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

  Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, ...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, ана...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье описывается опыт работы по организации и реализации социального проекта «Мы за счастливое детство!» Определяется значение проектной деятельности, выявляются причины, которые мешаю...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетентностей студентов

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, про...