СООБЩЕНИЕ: «Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»
учебно-методический материал по теме

Кудрявцева Ирина Николаевна

 

СООБЩЕНИЕ:

«Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_2011.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное стационарное учреждение

социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике.

                                   

                               

СООБЩЕНИЕ:

«Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»

 

 

                                                                                 

                                   

                                                                                                     Подготовила:  

                                                                                                     Кудрявцева И.Н.

                                                                                                     Заслушано:

                                                                                                     На заседании МО

                                                                                                             

                           

ПЕТЕРГОФ

2011

   

          Овладение  даже элементарными  математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня; развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.  

      Успех в обучении математике  подростков с множественными нарушениями во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета потенциальных возможностей учащихся. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают  определенные трудности в понимании задачи, математического задания  учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по  частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения  интересным [1; 2].

Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.  

 Строим работу с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, от поры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы. Существует необходимое требование к подбору материала и построению системы соответствующих заданий: для успешности такой системы в КРР должно быть значительное преобладание заданий продуктивного характера над репродуктивными. Они должны способствовать развитию умственной деятельности, давать детям возможность самостоятельно в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства (усвоенные знания, личный предметно-практический и жизненный опыт, адекватные приемы и методы работы).

Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры - это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата» [6, 269].

При подборе игр математического содержания важно соблюдать определённую последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Зная, что у дошкольников «группы риска» трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре.

Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста группы риска. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

В КРР необходимо также включать дидактические упражнения с использование различных моделей (вещественная, схематическая, графическая, символическая), с которыми ребенок может действовать: «Точки», «Палочки», «Сравни предметы», «Комбинирование» и др. При этом модель понятия или отношениядолжна быть воспринимаема всеми органами чувств. В этом случае способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта. Моделирование изучаемых понятий и отношений является наиболее адекватным способом познания мира и активизации внутренней составляющей познавательных процессов(познавательный интерес, мыслительные процессы).

Важным и ценным моментом коррекционно-развивающей работы является продуманная мера помощи(стимулирующей, направляющей или обучающей). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).

  Для успешного обучения учащихся коррекционной школы математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие. Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.

 Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

 

 

Список литературы:

1.   Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 401 с.

2.  Якиманская, И. С. Психологические основы математического образования : учебное пособие для пед. вузов / И. С. Якиманская. – М. : Академия, 2004. – 324 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"

Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Презентация" Методика коррекционно- развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития"

В презентации представлена методика коррекционно - развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений....

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

В конспекте описаны методы работы с детьми восьмого вида в группе продленного дня. Дети отдыхают, не отключаясь полностью от учебного процесса. В качестве пособий использованы геометрические бусы и др...