Авторская коррекционно - развивающая программа
методическая разработка по теме

        Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и позволяет сформировать их активную жизненную позицию; укрепить позитивное отношение подростков к социальному окружению, развить навыки культуры общения  с представителямиразных социальных групп.

        (При перепечатке материала и использовании методики ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать автора методики в соответствии со ст.1274 ГК РФ, обязательно должна быть прямая активная гиперссылка на материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_put_k_solncu.doc150 КБ
Файл recenziya.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление начального профессионального образования

Томской области города Стрежневого

Профессиональное училище № 15

Психокоррекционная программа

«Путь к солнцу»

Автор – разработчик:

О.В. Провоторова 

педагог-психолог ОГОУ НПО «ПУ № 15»

Стрежевой – 2010/11г.

Пояснительная записка

Целевую группу* программы «Путь к Солнцу» составляют подростки 15-18 лет, обучающиеся в ОГОУ НПО ПУ-15, ОСОШ, из которых часть подростков являются детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей, которые входят в группу риска по совершению противоправных действий и асоциального поведения по употреблению психоактивные вещества (ПАВ).

Современная ситуация в России диктует необходимость переоценке ценностей, поскольку в большинстве случаев произошла утрата традиционных ценностей.  Эта ситуация сделала малоэффективной естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, что непосредственно отражается на таких социальных институтах, как детский сад, школа,  ОУ НПО/СПО, ВУЗ. Отмечается процесс изменения ценностей в массовом сознании, связанный с экономической нестабильностью и социальным расслоением: коллективистский тип сознания вытесняется индивидуалистическим и утилитарным (Лисовский В.Т., 2000; Козлова Т.З., 2002). Современные условия жизни не только  создают для молодого человека новые возможности выбора, но и требуют углубления самоопределения личности, ее общего взросления (Фельдштейн Д.И., 2002).

 Ранняя юность - определенный этап созревания и развития человека, который находится между пе реходом от зависимого детства к самостоятельной и ответствен ной взрослости. Возрастные особенности формирования жизненного и профессионального самоопределения рассматриваются (Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Н.Э. Касаткиной, И.С. Конном, А.В., Л.И. Новиковой, Т.И. Шалавиной, С.Н. Чистяковой и др.).  Особенность становления личности в юности обусловлена и особой ролью данного возрастного периода для всей последующей жизни человека.  Формирование ценностных ориентаций обучающихся (группы риска, опекаемых и «детей – сирот») обусловлена противоречием между успешностью будущей профессиональной деятельностью обучающихся и несформированостью у них ценностных ориентаций, нравственных и жизненных устоев.

Противоречивые тенденции общественного развития и присущие юношеским качествам пластичность, особая восприимчивость сознания, задает различные векторы развития. С одной стороны, для подростка создаются предпосылки для самоопределения в социально – экономической обстановке, использования возможностей для обеспечения достойной жизни, самореализации личности, оптимистичного взгляда в будущее.


* Целевая группа, целевая аудитория – это та аудитория, которой адресована постановка или программа в целом. Целевая аудитория может быть узкой или широкой. (В программе «Путь к солнцу» целевой аудиторией являются подростки группы риска, опекаемые и дети со статусом «сирота»).

 С другой стороны, это же сочетание факторов может привести к растерянности и не уверенности подростка в будущем. У современной молодежи появляется стремление к  суициду, употребление наркотиков, подростки вовлекаются в криминальные структуры, у них возникаю сложности с трудоустройством.

Актуальность программы заключена в стремлении сформировать у современных подростков «группы риска», социальной ответственности, правильных жизненных ориентиров и установок.  

         Таким образом, приоритетом в работе с детьми целевой группы  является развитие самостоятельного мышления, творческой инициативы и социальной ответственности.

Цель: Помощь подросткам «группы риска» в процессе их социализации и адаптации.

Задачи: 

  1. Сформировать активную жизненную позицию;
  2. Укрепить позитивное отношение подростков к социальному окружению;
  3. Развить навыки культуры общения с представителями разных социальных групп.

Новизна: С каждым годом появляются все новые и новые методики коррекционных программ – возрастает количество тренингов, различных систем и концепций. Авторская программа «Путь к солнцу» представляет собой новую психокоррекционную модель  - совмещение ролевой игры и тренинга. Понимание и формирование профессиональной идентичности становится задачей самих учащихся, тренинг призван помочь обучающемуся в формировании профессионально дифференцирующих признаков еще в начале профессиональной подготовки. В программе «Путь к Солнцу» используются театральные технологий «Y-PEER», игровые формы. Для реализация программы «Путь к Солнцу»  были разработаны  ролевые игры - тренинги, позволяющей погрузить человека в виртуальный мир, имитирующий ситуации, проблемы, которые могут возникнуть в реальной жизни.

Особенности программы «Путь к Солнцу» заключается в том, что игра - тренинг проводятся не 2 -3 часа, а 2-3 дня. В течении дня на тренинг тратиться по 5-6 часов, с частота занятий – 1 тренинг в месяц в течение учебного года. Для прохождения программы «Путь к Солнцу» нет возрастных ограничений. В ходе реализации программы привлекались специалисты: Д.Н. Мельник, главный специалист по работе с подростками и молодежью КДН; Е.В. Ромина, педагог-психолог ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

 Возможны варианты однодневного тренинга и даже 2-3 часовых занятий, но, чем меньше продолжительность тренинга, тем ниже эффективность работы.

        Практическая значимость заключается в том, что полученный опыт позволяет в новых позициях оценить систему формирования ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования; приобретение участниками программы навыков личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют им контролировать и направлять свою жизнь. 

Программу можно использовать в практической работе с подростками «группы риска», опекаемыми детьми и детьми находящихся в опекаемых семьях, находящимися в следственном изоляторе, и даже со взрослыми людьми, находящимися в тюрьме, в условиях специально организованного психологического сопровождения обучающихся первых и вторых курсов, в общественных молодежных объединениях, в студенческом самоуправлении, в рамках развивающей и профилактической деятельности, а также коррекции неблагоприятных вариантов развития. Обязательным условием программы является опыт тренера, тренинги могут вести психологи, педагоги, волонтеры, прошедшие серьезную подготовку. Самое трудное для ведущих не столько проведение тренингов как таковых, сколько их обсуждение.

Ожидаемые результаты психокоррекционной работы:

                Предложенная программа психокоррекционных и развивающих тренингов направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций,  позволяет создать условия, способствующие личностному становлению в период юности детей группы риска, опекаемых и «детей – сирот».          

         Уровень проработанности.

         Программа была разработана и реализована на базе ОГОУ НПО «ПУ №15» с подростками группы риска, опекаемыми и детьми со «статусом - сирота», позже программа была одобрена Комитетом по Делам несовершеннолетних и стала городской целевой программой, в которую были привлечены и обучающиеся из вечерней школы ОСОШ.

        В процессе реализации программы были полученны и проинтерпретированные данные относительно субъективного качества жизни и ценностных ориентаций обучающихся. Полагаем, что структура субъективного качества жизни выражает специфику развития подростка, его многомерного мира, ценностных ориентаций в процессе смены социальной ситуации. Оканчивая среднее профессиональное образование, готовясь к началу трудовой деятельности, подростки группы риска, опекаемые и сироты вырабатываю новые смысловые ориентиры, формируются ценностные ориентации начинает изменяться образ жизни, выходя за пределы существующей ситуации.

Методологической основой программы является психолого – педагогические концепции формирования ценностных ориентаций личности; теория психологических систем (В.Е Клочко).

 Эмпирические методы программы:

 В работе применялось анкетирование, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев Д.А., 1992), тестирование с помощью русской версии опросника качества жизни ВОЗ ВОЗКЖ -100 (Бурковский Г.В. и соавт., 1998), индивидуальные и групповые беседы с целевой группой (в том числе и преподаватели), включенное педагогическое наблюдение, системный анализ и другие.

                Структура программы.

                Программа состоит из пояснительной записки (цель, задачи, ожидаемые результаты, новизна, практическая значимость, формы работы, методы), содержание программы, описание технических средств необходимых для реализации программы, рекомендации автора по технологии реализации программы, список литературы и приложения. Библиографический список используемой литературы включает (28) источников, из них (8) методических пособий. В приложении содержится краткая аннотация программы, краткое изложение тренинговых занятий (т.е. не полностью) т.к. программа является авторской разработкой, фото с тренинговых занятий, обратная связь, принципы работы.    

Содержание программы

Дата проведения

Тема

Задачи

Кол-во

часов

Сентябрь

Развитие

коммуникативных

и

лидерских

качеств личности

Развитие социально-психологической компетентно сти личности, способности индивида эффективно взаимодейст вовать с окружающими его людьми; развитие активной соци ально-психологической позиции участника тренинга, способно сти человека производить общественно значимые преобразо вания в сфере межличностных отношений; повышение психоло гической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.

2 дня по 6 часов

Октябрь

Общение

без

границ

Создание условий для сплачивания коллектива, раз вития умений сотворчества, вербальных и невербальных средств выразительности, толерантного отношения друг к другу.

1 день, 6 часов

Ноябрь

Тренинг по профилактике

асоциального

поведения с основами правовых знаний

Повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Познакомить с правовой ответственностью несовершеннолетних, в том числе совершенных в состоянии опьянения. Знакомство с правами и ответственностью родителей.  Выработка умения противостоять негативному влиянию группы.

2 день, 5 часов

Декабрь

«Театр» с использованием

театральных

технологий

«Y-PEER»

Помочь участникам почувствовать себя уверенно и свободно, для того чтобы без смущения и замешательства приступить к работе над темами, имеющими отношение к формированию здорового образа жизни.

3 дня по 6 часов

Январь

Искусство

общения

создание позитивного настроя у обучающихся на со вместное взаимодействие; развитие толерантных установок у под ростков по отношению к окружающим людям; осознание подрост ками круга своего общения, своих взаимоотношений с ним. Развитие способности и возможности осуществлять оценку проблемной ситуации.

1 день, 6 часов

Февраль

О – «Открытие»

Способствовать осознанию: собственных мотивов, потребностей, стремлений, отношений, установок, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности; особенностей межличностного взаимодействия, межличностных конфликтов и их причин; своей роли и участия в возникновении и сохранении конфликтных ситуаций, пути избегания повторения конфликтов в будущем; как воспринимается и оценивается поведение клиента окружающими; каким образом откликаются на поведение клиента, к каким последствиям приводит.

3 дня по 6 часов

Март

Тренинг

асоциального

поведения

Повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Познакомить с правовой ответственностью несовершеннолетних, в том числе совершенных в состоянии опьянения. Знакомство с правами и ответственностью родителей.  Выработка умения противостоять негативному влиянию группы.

2 день, 5 часов

Апрель

Чудеса в наших руках

Создание условий для творческого развития личности и создание позитивного микроклимата в группе. Активизация творческого мышления: гибкости, беглости мыслей, разработанности идей.

2 дня по 6 часов

Май

Семья – маленькое государство

Развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия. Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины. Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора. Формировать навыки бесконфликтного общения. Обучать более точному пониманию и вербализации своих чувств и эмоционального состояния.

2 дня по 6 часов

Для реализации программы необходимы следующие технические средства:

  1. Тренинговая аудитория или кабинет позволяющий разместить 15 – 20 человек;
  2. Столы, стулья, доска;
  3. Компьютер для обработки диагностического материала, фотоаппарат;
  4. Пакет компьютерных диагностических методик.

 

Рекомендации автора по реализации программы

Групповая психокоррекционная работа с учащимися построена в форме ролевой игры - тренинга, так как тренинг - это одна из активных форм обучения, воспитания и развития. Занятия в дан ной форме позволяют каждому участнику проявить свои инди видуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, проявлять творчество, реализовать потребности в само раскрытии (открытии своего внутреннего мира), самоуважении (удовлетворенность собой, принятие себя, положительное от ношение к себе, согласованность Я-реального и Я-идеального), осознании себя как достойного представителя определенного пола, а также определенной возрастной группы, помогает участ никам уточнить жизненные цели и профессионально самоопре делиться.

Механизмы группового воздействия в работе тренинговой группы:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, это является для многих само по себе мощным психологическим фактором.
  2. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
  3. В группе приобретаются новые умения, участник может экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров без риска непонимания, неприятия и наказания, так как в тренинге можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям – и это все в атмосфере благожелательности, поддержки, принятия.
  4. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль какого-то иного человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональные связи, сопереживание, эмпатии способствуют личностному росту и развитию самосознания.
  5. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяет понять свою личность, изменить ее и повысить уверенность в себе;
  6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
  7. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факты, как давление партнеров, социальные влияния и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло – система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

Формы работы:

Индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах (3,4 человека), работа в группах (5-7 человек), работа всей группы.

Методы: Гештальт -терапии, арт-терапии, психодрамы, сказкотерапии, семейная психотерапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, психодиагностики, релаксации, психологический тренинг, психогимнастика, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, дискуссия, лекция, наблюдение, игра - тренинг (ролевая, деловая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения (настройки, разогревающие),  тестирование, анкетирование, дискуссия, диалог, метафоротерапия.

Анализ работы по программе

«Путь к Солнцу» реализованной на базе ОГОУ НПО «ПУ № 15»

 в период 2010/2011 учебный год

Программа была разработана и реализована на базе ОГОУ НПО «ПУ №15» с подростками группы риска, опекаемыми и детьми со «статусом - сирота», позже программа была одобрена Комитетом по Делам несовершеннолетних и стала городской целевой программой, в которую были привлечены и обучающиеся из вечерней школы ОСОШ.

        В процессе реализации программы были полученные и проинтерпретированные данные относительно субъективного качества жизни и ценностных ориентаций обучающихся. Полагаем, что структура субъективного качества жизни выражает специфику развития подростка, его многомерного мира, ценностных ориентаций в процессе смены социальной ситуации. Оканчивая среднее профессиональное образование, готовясь к началу трудовой деятельности, подростки группы риска, опекаемые и сироты вырабатываю новые смысловые ориентиры, формируются ценностные ориентации начинает изменяться образ жизни, выходя за пределы существующей ситуации, перерастая свои жизненные условия, которые пока остаются прежними.

        Для того чтобы определить результативность влияния разработанной нами программы «Путь к Солнцу», мы провели сопоставление ценностных ориентаций обучающихся на начало программы и на конец.

Таблица 1

Ценностные ориентации обучающихся ОГОУ НПО «ПУ № 15»

на начало и на конец программы «Путь к солнцу»

Утверждения

Индекс

На начало программы

На конец программы

Жизненные ценности

Я считаю, что необходимо достичь счастья в семье в семейной жизни

4,59

4,65

Я полагаю, что здоровье дороже всего

4,53

4,58

Я думаю, что мир, мирная жизнь нужны каждому человеку

4,50

4,59

Я считаю, что необходимо иметь настоящих друзей

4,41

4,50

Я считаю, что для всех людей должны быть равные возможности

4,02

3,64

Я считаю, что нужно жить с пользой для людей

3,97

4,00

Я думаю, что можно прожить без большой любви

2,28

2,70

Материальные ценности

Я думаю, что необходимо достичь высокого уровня благосостояния

4,50

4,52

Я уверен, что люди должны стремиться к приобретению собственности

4,35

4,30

Я думаю, что предприимчивость, приобретательство – это нормы жизни

4,24

4,00

Я считаю, что привлекательная, яркая внешность обеспечивает карьеру

3,88

3,62

Я уверен, что красивая одежда создает путь к успеху

3,83

3,90

Я считаю, что счастье возможно без материального благополучия

2,33

2,34

Я считаю, что деньги обеспечивают яркую, привлекательную жизнь

4,16

4,00

Эстетические ценности

Я стремлюсь к самосовершенствованию

3,89

3,86

Меня удивляет красота природы

3,82

4,1

Меня волнует игра актеров на сцене

3,29

3,3

Меня волнует музыка

3,28

3,31

Я склонен к творческой деятельности

2,59

2,45

Я могу жить без искусства

2,45

2,45

Я могу долго смотреть на полотна живописи

2,08

2,12

Нравственны ценности

Я считаю, что наркотики губят жизнь

4,77

4,79

Я думаю, что все должны вест здоровый образ жизни

4,71

4,62

Я считаю, что  необходимо соблюдать нормы нравственности

4,20

4,38

Я считаю, что надо жить с чистой совестью

4,22

4,37

Я думаю, что нельзя проявлять пристрастие к алкогольным напиткам  

3,49

3,69

Я уверен , что не всех людей привлекает беззаботная праздная жизнь

1,6

2,01

Профессиональные ценности

Я всегда стремился получить среднее и (или) высшее образование

4,45

4,58

Я стремлюсь расширить свой кругозор

4,40

4,36

Мне всегда была необходима интересная работа

4,32

4,46

Я стремлюсь хорошо выполнять любую работу

4,10

4,46

Я стремлюсь достигнуть вершин профессионального мастерства  

3,90

4,42

Я получил в своей профессии широкие возможности для самореализации

4,20

4,19

Я считаю, что все начинается с учителя

3,91

4,00

        Анализ результатов показал, что после программы обучающиеся стали больше ценить дружбу (увеличилось на 0,9), семейное счастье (увеличилось на 0,6), здоровье (увеличилось на 0,5), жизнь с пользой для других (увеличилось на 0,3).

        После проведения программы обучающие стали стремиться к более высокому уровню благосостояния (увеличилось на 0,2), однако предприимчивость, приобретательство и деньги стали играть меньшую роль. При этом они считают, что «люди должны стремиться к приобретению собственности» и что «счастье возможно без материального благополучия».

        Так же увеличилось число обучающихся, которые считают, что надо соблюдать нормы нравственности (увеличилось на 0,18) и жить с чистой совестью (увеличилось на 0,15), их меньше стала привлекать беззаботная,  праздная жизнь (уменьшилось на 0,41)

        Выявлены положительные корреляционные связи между исходными и последующими показателями субъективного качества жизни (коэффициенты корреляций от 0,50 до 071 при р<0,05). Полагаем, что достижение определенного качества жизни в результате усилий молодого человека по преобразованию себя  и окружающей среды может рассматриваться как новообразование, возникшее в процессе развития психологической системы, которое включается в дальнейшую детерминацию развития.

         Полученные результаты определяют возможности прогнозирования индивидуальных вариантов развития обучающихся в процессе смены социальной ситуации развития, а также психологической помощи подросткам группы риска, опекаемым и детям со статусом «сирота» в рамках авторской программы «Путь к Солнцу», целью которой является оптимизация субъективного качества жизни, понимаемая как достижение состояния, максимально способствующего существованию и развитию субъекта. 

        Данные проведенной программы свидетельствуют о том, что процессы формирования ценностных ориентаций и отношение к субъективному качеству жизни обучающихся ОГОУ НПО «ПУ № 15» был организован результативно.

Список литературы:

  1. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
  2. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой, М.М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005
  3. Детская психодрама, А.Айхингер, В.Холл, «Генезис», М., 2005
  4. Жестокое обращение с ребенком /Причины. Последствия. Помощь, И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, М. «Генезис», 2006
  5. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.
  6. Качество жизни как интегральная характеристика жизнидеятельности. Залевский Г.В., Логунцова О.Н., Непомнящая В.А. //Сибирский психологический журнал. № 16-17. – 2003
  7.  Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.
  8. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. –  Н.И. Дереклеева, М.: ВАКО, 2004
  9. Материалы сибирского психологического форума «Методологические проблемы психологии: иллюзия и реальность. Томск, - 2004  
  10. Педагогичесике науки: информ. –аналит. журнал. –М: «Спутник +», 2005
  11. Ппоблеммы практической подготовки студентов: материаы III Всероссийской научно-практической конференции.- Воронеж: ВГТА, 2005
  12. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000
  13. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- СПб.: Издательство «Речь», 2005
  14. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / С.А. Левашова. – Ярославль: Академия развития, 2006
  15. Приемная семья / Психологическое сопровождение и тренинги, С.Н. Гринберг, «Речь», С.-П., 2007
  16. Психология сиротства, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, «Питер», С.-П., 2007
  17. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении / Диагностика и коррекция, Е.Г.Дозорцева, «Генезис», м.2007
  18. Психология и психотерапия насилия / Ребенок в кризисной ситуации, Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова, «Речь», С.-П., 2005
  19. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009
  20. Справочная книга социального педагога, Р.В. Овчарова, «Сфера», М., 2001
  21. Сб. материалов Всероссийской. Интернет – конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России»/ Под общей редакцией проф. О.А. Ахвердовой. – Ставрополь, 2005.
  22. Greenberger R.S. Job hazard-how «burnout» affects corporate managers and their perfomances. The Wall Street Journal, April 23, 1981.
  23.  Pines A., Maslach C. Characteristics of staff burnout in mental healf settings. Hosp. Community Psychiat. 29: 233, 1978.
  24. Maslach C. Job burnout, how people cope. Public Wealf, Spring, p. 56, 1978.
  25. Hall R.C.W. and others. Professional burnout syndrome. Psychiat. Opinion 16:16, 1979.Maslach C. Burned-out, Human Behavior 5:22, 1976.

Тренинговые пособия:

  1. Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерский качеств / Под ред. Д.п.н. С.В.Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007
  2. Игротека вожатого, - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008
  3. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка», Т.В. Кунигель, - Спб.: Издательство «Речь», 2006
  4. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2005
  5. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ под ред. Л.М. Шипицыной – СПб. Издательство «Речь», 2005
  6. Тренинг уверенности «Подросток» / Методическое пособие. – Томск, 2005
  7. Шесть шагов к уверенному поведению / Программа тренинговых занятий. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

Авторская программа «Путь к Солнцу» разработана  педагогом-психологом ОГОУ НПО «ПУ №15» Провоторовой  Оксаной  Валериевной. Программа представляет новую психо - коррекционную модель  и совмещает в себе ролевые игры и тренинг.

Реализация программы проходила в течение всего учебного 2010 -2011г.г. на базе ОГОУ НПО «ПУ № 15», МОУ ОСОШ. Программа ориентирована на подростков 15-18 лет из группы социального риска. 

В ходе реализации программы удалось сформировать у подростков из группы риска  активную жизненную позицию, укрепить позитивное отношение подростков к  социальному окружению, развить навыки культуры общения с представителями  разных социальных групп.

В работе с подростками из группы риска, групповая и индивидуальная  форма работы являлась приоритетной. Осуществление программы проходило с помощью различных психологических методик: теста смысла жизненных ориентаций, метода анкетирования, групповых и индивидуальных бесед.

Реализация программы сопровождалась постоянным психолого - педагогическим наблюдением, выражается в итоговом системном статистическом  анализе, произведенном на основе компьютерной программы «Статистика 06».

 

Директор   ОГОУ НПО «ПУ № 15»                                         Палий А.Г. 

Зам. директора по УМР                                                             Сагитова В.В. 

 Зам. директора по УВР                                                              Вус И. Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Коррекционно-развивающая программа

устранение искажений эмоционального реагирования,реконструкция полных контактов ребенка со сверстниками,гармонизация образа «Я»....

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в профессию. Работа с древесиной»

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА    «Введение в профессию. Работа с древесиной»...

коррекционно-развивающая программа "Вместе с мамой"

Дополнительная общеобразовательная  программа для детей раннего возраста социально - педагогической  направленности «Вместе с мамой»...

коррекционно-развивающая программа "Росточки"

Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования ...

Коррекционно-развивающая программа «Хочу быть внимательным» (для 2 класса)

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развива...