Коррекционно-развивающая программа «Хочу быть внимательным» (для 2 класса)
рабочая программа на тему

 

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vnimaniyu_dlya_2_k_2014_15.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Директору  МБОУ СОШ № 6

                                                                        Приказ №

Коррекционно-развивающая программа

«Хочу быть внимательным»

                                           (для 2 «К» класса)

                                                                                          Педагог-психолог

                                                                                             Татьяна Викторовна Литвинова

                                 

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       средняя общеобразовательная школа № 6 г. Шарья

                                               Костромской области

                                                       2014/2015


Пояснительная записка.

        Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности,  Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их  выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

   Внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объёмом (широтой, распределением), скоростью переключения, длительностью и устойчивостью. Выделяют непроизвольное внимание и произвольное.

   В общем эффекте внимания ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было уже однажды завоёвано, что было предметом сосредоточения. Последнее важно для развития личности ребёнка, его самосознания, поскольку обеспечивает непрерывность психической деятельности. Устойчивое внимание даёт возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всём многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребёнка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особое значение для развития интеллектуальной деятельности ребёнка. Оно позволяет мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы.

   Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности  в целом и обуславливает многие трудности мыслительной деятельности, прежде всего операционного характера. У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточная концентрация внимания, что приводит к отставанию в развитии мышления и речи.

   На формирование интеллектуальной сферы ребёнка влияет расширение объёма внимания. Объём внимания – это та его характеристика, которая определяет эффективность любого вида обучения. Узкий объём внимания в сочетании с трудностями распределения не даёт школьнику проводить наблюдения и давать оценку последствий, к которым приводят или приведут его действия. Последнее очень важно с точки зрения формирования такой черты характера, как ответственность, для волевой саморегуляции.

 У большинства обучающихся с задержкой психического развития наблюдается нарушение свойств внимания.  


Понятие - задержка психического развития

В настоящее время общеизвестно, что дети с проблемами в развитии, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.

Исследования, проводимые последние 30 лет сотрудниками института коррекционной педагогики РАО РФ (Власова Т.А., Лубовский В.И., Певзнер М.с., Лебединская К.С., Фишман М.Н.), доказывают, что основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).  

Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины. По различным данным, количество детей, которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в учебной деятельности, составляет от 20 до 60% учащихся начальной школы (О.В.Защиринская, 1995), а в дошкольном возрасте отклонения в нервно-психической сфере, по имеющимся научным данным, имеют 30-40% детей (Л.Н.Винокуров, 1994; Е.А.Ямбург, 1997 и др.).

Теоретических исследований, направленных на разработку научных основ детской практической психологии в системе специального (коррекционного) образования у нас очень немного (И.М.Бгажнокова, 1996; Т.А.Власова, 1971, 1978; К.С.Лебединская, 1982; В.И.Лубовский. 1978, 1984, 1989; М.С.Певзнер, 1966, 1990; Е.А.Стребелева, 1996; О.Н.Усанова, 1996; А.Ф.Филатова, 1996 и некоторые другие).  В системе образования при организации психологической помощи детям продолжает реализоваться принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, утвердившийся в дефектологии и специальной психологии со времени Л.С.Выготского.

 Задержка психического развития – это особый тип аномалии психического развития ребёнка.

Под данным термином подразумеваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность НС, чаще резидуального (остаточного) характера.

К.С. Лебединская выделяет следующие основные типы ЗПР детей:

 1) Конституционального происхождения или гармоничный инфантилизм. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.

 2) Соматического происхождения. Основные причины задержек психического развития данного типа — хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению. Нередко наблюдается задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Для него характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и др.

 3) Психогенного происхождения.

- Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.).  У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

4) Церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Причины: интоксикации, травмы, недоношенность и др. Встречается чаще других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах. Признаки ЗПР данного типа проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

        Таким образом, личностная незрелость бывает как патологическая, так и непатологическая. Непатологическая форма наиболее распространена среди детей школьного возраста. Коррекцией названной формы психической незрелости занимаются педагоги, психологи, семья, школа.

Дети с ЗПР обращают на себя особое внимание. Поскольку особенности нарушений их психического развития поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на разработку адекватных  и эффективных программ формирования и развития различных сторон  психической сферы данных учащихся.


   Программа по коррекции и развитию внимания у учащихся с ЗПР.

Программа по коррекции и развитию внимания у обучающихся с ЗПР является частью адаптивной образовательной программы.

   Развитие и коррекция свойств внимания учащихся реализуется через систему психолого-педагогической программы, которая построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающихся.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Занятия в программе составлены с учётом возрастных особенностей и результатов диагностики.

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания у обучающихся с ЗПР при обучении в школе.

Задачи:

  1. Научить концентрировать внимание во время выполнения учебных задач.
  2. Увеличить объём внимания при выполнении заданий.
  3. Усилить способность к распределению, переключению и устойчивости внимания.
  4. Способствовать развитию волевой сферы.

Организация условий.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 4 - 6 человек. В группу включаются обучающиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 14 занятий. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35 минут. Дополнительно с групповыми занятиями  1 раз в неделю в течение 20 минут проводятся индивидуальные занятия с обучающимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают  «баллы» и дают  оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 4-5 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию для родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

Этапы реализации

  1. Подготовительный этап.
  • Предварительное консультирование родителей (лиц их заменяющих) об особенностях развивающей программы и направлениях психолого-педагогической работы с обучающимися 2 класса.
  • Первичная диагностика учащихся, педагогов.
  1. Этап реализации программы.
  • Практические занятия с детьми.
  • Индивидуальное консультирование родителей (лиц их заменяющих), педагогов.
  • Групповые консультации родителей.
  1. Итоговый этап.
  • Итоговая диагностика.
  • Оформление результатов.
  • Оценка эффективности работы в классе.

Техники и приёмы

  1. Элементы арттерапии – помогают снять психическое напряжение.
  2. Игры малой и средней подвижности - активизируют сотрудничество учащихся, развивают концентрацию и устойчивость внимания.
  3. Беседы – позволяют получить новый объём знаний, способствуют формированию произвольного внимания.
  4. Интеллектуальные задания - позволяют активно включаться в деятельность, развивают все свойства внимания и активизируют полученные знания и умения на практике.
  5. Рефлексивные приёмы.

 Структура занятий.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Примерные ритуалы приветствия в приложении 2

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков.

 4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Содержание программы

Тематический план

Тема занятия

Цель

Время

1

«Найди ошибку»

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания.

35 минут

2

«Анаграммы»

Развитие объёма и распределения внимания

35 минут

3

«Запретные числа»

Развитие распределения, переключения

35 минут

4

«Найди правильно дом»

Развитие распределения, объёма внимания

35 минут

5

«Вычеркни букву»

Развитие концентрации, устойчивости внимания

35 минут

6

«Расшифруй»

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания

35 минут

7

«Сосчитай верно»

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы

35 минут

8

«Слушай и вычёркивай»

Развитие объёма и распределения внимания

35 минут

9

«Графический

диктант»

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания

35 минут

10

«Зашифруй»

Развитие концентрации, устойчивости внимания

35 минут

11

«Найди отличие»

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания

35 минут

12

«Запомни»

Развитие объёма и распределения внимания

35 минут

13

«Новое слово»

Развитие концентрации, переключения внимания

35 минут

14

«Разведчики»

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы

35 минут

Всего: 14

Диагностика эффективности.

Для психолого-педагогической диагностики нарушения внимания у учащихся с задержкой психического развития используются следующие методики:

Название методики

автор

Возраст обследуемых

Ответственный за проведение

1

Изучение свойств внимания

Тулуз-Пьерон

6 – 18 лет

Педагог-психолог

2

Методика исследования объёма внимания

Шульте

6 – 10 лет

Педагог-психолог

3

Вариант корректурной пробы

Бурдон

6 – 18 лет

Педагог-психолог

Предложенный диагностический материал может быть применён как до реализации программы, так и после проведения занятий, что позволит сравнить показатели по данным методикам. Учитывая тот факт, что после первичной диагностики пройдёт достаточно времени, необходимого для чистоты исследования, можно будет сделать выводы о результативности проведённой программы, сравнивая полученные данные между собой по одним и тем же методикам.

Ожидаемые результаты:

В результате проведённой работы у учащихся увеличится объём внимания, более продолжительное время будет сохраняться устойчивость и концентрация внимания.


Заключение

   Таким образом, Коррекционно-развивающая программа по развитию свойств внимания является одной из составляющих адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение строится в тесном взаимодействии со всеми специалистами школы, города и ближайшего окружения ребёнка. В программе «Хочу быть внимательным» отражены особенности развития и обучения детей с ЗПР. Раскрыто понятие свойств внимания, а также взаимосвязь внимания и других психических процессов. В содержании программы даны примерные образцы заданий, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей. их успешности при выполнении тех или иных упражнений. При построении индивидуальных маршрутов для детей с задержкой психического развития учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Считаю, что развитие свойств внимания является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.


Список литературы

  1.  Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской - М.,  1982.
  2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития.изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  3. Глассер У. Школы без неудачников. Изд. «Прогресс», 1991.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
  5. Мухина В.С. Детская психология. Апрель пресс М.2000г.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.6 ТЦ «Сфера», 1996.
  7. «Практикум по возрастной психологии»/ Под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. Издательство «Речь», 2002.
  8. «Проблемы возрастной и педагогической психологии» Д.И.Фельдштейн. М. Международная педагогическая академия 1995г.
  9. Черемошкина Л.В. «развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Приложение 1

Примерный комплекс занятий

1 занятие «Найди ошибку»

Цель: развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания.

1. Приветствие

2. Разминка «Вопрос- ответ»

1. Какой сегодня день недели?

2. На чём путешествовал Емеля?

3. Чем едят кашу?

4. Как называется инструмент, с помощью которого можно разделить доску на части?

5. Сколько всего учителей сегодня в классе?

6. Сколько девочек сегодня в классе?

7. Как называется учреждение, в котором обучают детей?

8. Для чего человеку руки?

9. С чем пришёл Емеля к проруби?

10. Какое сейчас время года?

3. Упражнение «Найди ошибку»

Обучающимся раздают листы с текстом, в котором сделаны ошибки (пропуски букв). Дети должны самостоятельно исправить текст. После выполнения обучающиеся сверяют текст с образцом.

Текст

Зимой   Митя   в…ял   са…ки,  коньки  и  пошёл  на  …орку.  Прибежал домой  румяны…,  ве…ёлый  и  говорит:

- Уж  как  весело  з…мой!  Пусть  все…да  з…ма  будет!

Пришла  весна.  Митя  вволю  набе…ался  по  зел…ному  лугу,  нарвал ц…етов,  прибежал   …омой  и  говорит:

- Просто  прелесть  эта  вес…а!  Пусть  будет  всегда  весна.

Настало  лето.  Митя отправил…я  на  сенок…с.  Он  кувыркался  в душистом  сене,  ловил  …ыбу,  собира…   яго…ы.  Пришёл  домой  и говорит:

- Вот  уж  сегодня  я  повеселился  вволю!  Какое  прекрасное время  года – л…то!

                                                                         ( по К.Д.Ушинскому)

4. Игра «Что изменилось?»

Ведущий ставит предметы в ряд, дети запоминают их расположение. После того, как учащиеся закроют глаза или отвернутся, ведущий меняет местами предметы.

По сигналу ведущего учащиеся открывают глаза и отгадывают какие предметы поменяли своё расположение.  

Ведущим может быть любой ученик класса.

5. Упражнение «Да  - нет»

Ведущий задаёт вопросы. Учащиеся должны ответить либо «да» (если согласны), либо «нет» (если не согласны).  Можно заменить слова любым движением. Как усложнение можно использовать противоположные значения утвердительного и отрицательного ответов.

Примерные вопросы:

- Вода превращается в лёд?

- Вороны улетают на юг?

- Бывает ли дождь весной?

- Может ли самолёт всё время находиться в небе?

- Дорогу можно переходить только на зелёный свет светофора? И т.д.

6. Рефлексия. Подведение итога.

Учащиеся заполняют светофоры внимания: красным карандашом закрашивают. Если на занятии было очень трудно и мало, что получилось. Жёлтым цветом карандаша закрашивают, если задания были и трудные и лёгкие, что-то получалось, а что-то нет. Зелёным цветом раскрашивают светофор. Если всё получилось выполнить правильно, было легко.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что было интересно? Что получилось выполнить быстро?  Какое задание было очень лёгкое? В какую игру тебе хочется ещё раз поиграть в следующий раз?


Приложение 2

Примерные ритуалы приветствия

1. «Доброе слово» - участники по-очереди говорят друг другу добрые слова.

2. «Имя - действие» - участники называют друг друга по имени и выполняют какое-либо действие.

3. «Здравствуй!» - каждый участник здоровается с каждым из присутствующих.

4. «Поздоровайся по-своему» - каждый должен поздороваться друг с другом по-особенному.

5. «Я всем рад» - каждый участник произносит эту фразу и передаёт какой-либо предмет.

6. «Мы одна команда» - все участники берутся за руки и дружно произносят фразу.

7. Обучающиеся могут выбрать на несколько занятий своё приветствие.


Приложение 3

Общие рекомендации по развитию внимания младших школьников с ЗПР для педагога и родителей

  • Учебный материал должен быть небольшим по объёму, прост, был связан с практическими действиями, с житейским опытом ребёнка.
  •  Важно, чтобы ученик старался сам ставить минимальные цели и учился контролировать свои действия.  Учиться контролировать свои действия, - значит, развивать произвольное внимание.
  •  Учитывать продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников – 10-20 минут.

Рекомендации для учителя при работе со слабоуспевающими обучающимися.

  1. При опросе ученику даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, больше времени готовиться у доски, пользоваться наглядными пособиями.
  2. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  3. Ученика редко спрашивать, чтобы чувствовал себя уверенным.
  4. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  5. Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых учении к отсутствовал.
  6. Отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения.
  7. Обучать умению учиться.
  8. Обучать алгоритму выполнения домашнего задания.
  9. Объём домашнего задания рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьника.
  10.  Привлекать слабоуспевающих школьников к показу опытов, демонстрации наглядных пособий.

Приложение 4

 Результаты диагностики сентябрь 2014г.

В сентябре  2014 учебного  год в  2  КОР классе наблюдается:

Объём внимания

Средний уровень объёма внимания – 7 человек

Низкий уровень объёма внимания – 4 человека

Активность внимания

Неравномерная активность внимания  – 8 человек

Стабильная активность внимания – 3 человека

Устойчивость внимания

Средний уровень –1 человек

Низкий уровень – 10 человек

Учащиеся хорошо запоминают задания с малым объёмом информации. Не умеют использовать разные способы зрительного запоминания. Устают при предъявлении им более трудного задания, наблюдается низкий уровень устойчивости внимания.

Результаты диагностики май 2015г.

В мае  2015 учебного  год в  2  КОР классе наблюдается:

Объём внимания

Средний уровень объёма внимания – 7 человек

Низкий уровень объёма внимания – 4 человека

Активность внимания

Неравномерная активность внимания  – 7 человек

Стабильная активность внимания – 4 человека

Устойчивость внимания

Средний уровень –3 человека

Низкий уровень – 6 человек

 Таким образом, в результате проведённой коррекционно-развивающей работы наблюдается незначительная положительная динамика у отдельных учащихся. В дальнейшем необходимо усилить работу по развитию высших психических функций через все виды деятельности учащихся. Организовать родительские собрания по темам: «Диагноз – «Задержка психического развития». Что могут сделать родители?», «Рекомендации по развитию мышления младшего школьника», «Способности наших детей. Как мы их развиваем?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"

Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

"Как быть внимательным на уроке"

методическая разработка...

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

В конспекте описаны методы работы с детьми восьмого вида в группе продленного дня. Дети отдыхают, не отключаясь полностью от учебного процесса. В качестве пособий использованы геометрические бусы и др...