АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в профессию. Работа с древесиной»
рабочая программа на тему

Пичугин Руслан Витальевич

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

 

 

«Введение в профессию. Работа с древесиной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Магаданское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Строительно-технический лицей»

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

«Введение в профессию. Работа с древесиной»

для студентов 1 года обучения

по специальности

«Столяр строительный; плотник»

на базе коррекционных школ со сроком обучения 2 года

                                                                                                                                                                   

                                                                                              Составил:  мастер            производственного обучения                                                                                              

                                                                                        Пичугин Руслан Витальевич

Магадан

2014 год

Выпиливание лобзиком, выжигание, резьба по дереву, токарные работы.

  1. Пояснительная записка

       Цель программы - корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности.

    Выпиливание лобзиком, выжигание, токарные работы, резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся лицея.         Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.

  1. Основные направления и содержание деятельности

    Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи преподавателя в умственной и трудовой деятельности учащихся. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.

    Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждого учебного полугодия и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ преподавателем, наряду с другими методами наблюдения, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого обучающегося, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы учащихся является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиями имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

    На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.

   Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке. Это прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный о производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, преподаватель может дополнять и изменять исходя из технологии характерной для изготовления конкретного изделия.

При составлении программы принято во внимание то, что, во- первых, учащиеся недостаточно глубоко знакомы с технологией выпиливания изделий лобзиком, и во-вторых, что они уже имеют ряд навыков, которые усвоены при обучении столярному делу. С другой стороны, материал ряда тем изучается в сокращенном варианте. Такими темами являются – виды столярных соединений, техника сверления отверстий, распиловка фанеры столярной ножовкой, характеристика используемых пиломатериалов.

           Обучение по данной программе направлено на:

  • Развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий.
  • Контролировать ход работы.
  • Обучение стандартным приемам труда и привитие учащимся соответствующих навыков.
  • Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.

При условии выполнения программы учащиеся должны знать:

  • Устройство, назначение, правила работы выжигателя
  • Правила техники безопасной работы с выжигателем
  • Устройство и применение лобзика и резака
  • Строение и свойства древесины
  • Материалы, используемые для резьбы
  • Основные виды столярных соединений
  • Основные виды резных орнаментов
  • Способы переноса изображения на заготовку
  • Способы заделки дефектов древесины
  • Способы отделки готовых изделий

                               Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место
  • Безопасно пользоваться инструментами
  • Переносить изображение на заготовку для выжигания и резьбы
  • Правильно производить отделку готового рисунка
  • Использовать стандартные приемы резьбы
  • Исправлять дефекты материала и изделия
  • Правильно соединять детали готовых изделий
  • Использовать морилки, лаки, красители в соответствии с правилами техники безопасности
  • Анализировать качество работы и изделий

  1. Учебная программа

Учебно-тематический план и содержание разделов и тем

 разделов и тем

Название разделов и тем

Вид занятий

Количеств часов       

Всего

Теория

Практика

1

2

                                               3

4

5

6

1.

Вводное занятие

Знакомство. Цели и задачи программы. Обсуждение плана работ. Правила поведения в мастерской, правила работы с инструментами, оборудованием. Первичный инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2.

Выпиливание лобзиком сложных изделий из древесины

1. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.

2. Приспособления для выпиливания.

 

3.  Заготовки для выпиливания.

4. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос на заготовку рисунка.

5.   Стандартные приемы выпиливания

6. Прямые и волнистые линии выпиливания, по шаблонам.

7. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия.

8. Отделка готовых деталей.

9. Выбор образца изделия.

10. Нанесение рисунка на подготовленную поверхность.

11.  Выпиливание изделия по контуру

12. Отделка рисунка после выжигания.

       1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

      1

 

    1

0,5

-

0,5

0,5

-

-

-

0,5

-

-,,

 0,5

       -

0,5

1

1

0,5

0,5

2

2

0,5

        1

2

0,5

                                                                                                                                     Итого:

       10

  5,5

11.5

3

Виды соединений деталей.

Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов. Изделие-кормушка для птиц, макет скворешника.

1.Знакомство с чертежом, определение количества деталей, их формой размерами.

2.Подбор материалов. Выпиливание всех деталей по размерам.

3.Разметка , сверление (под шурупы). 4.Зенкование отверстий.

5.Строгание деталей всех пластей.

6.Шлифовка поверхностей всех деталей.

7.Сборка изделий, проверка правильности сборки.

8.Отделка изделий олифой или лаком.

                                                                         

1

2

2

2

3

       2

2

1

-

0,5

-

0,5

-

       -

-

-

1

1,5

2

1,5

3

        2

2

1

   

                                                                   

                                                         Итого:

15

1

14

4.

Изготовление изделий для школьной выставки

1. Знакомство с чертежом, определение количества деталей, их формой и размерами. Запись данных в тетрадь.

2.Подбор материалов.

3.Нанесение рисунка по шаблону на заготовки для получения деталей

4. Выпиливание всех деталей игрушки.

5.Строгание всех пластей деталей.

6.Шлифовка поверхностей всех деталей изделия.

7.Разметка и выпиливание проушин на деталях.

8.Сборка  изделия. Подгонка соединений, обработка кромки и лицевой стороны.

9. Отделка готового изделия.

1

1

1

2

2

2

2

2

1

    -

0,5

0,5

0,5

-

-

1

1

0,5

       

1

0,5

0,5

0,5

2

2

1

1

0,5

Итого:

   14

4

10

5

Художественная резьба по дереву. Выполнение заготовок (учебной дощечки).

Изделие -разделочная доска.

1.Резьба по дереву: назначение и применение.

2. Материал, основные, вспомогательные инструменты.

3.Виды пород деревьев, применяемые для резьбы.

4.Основные правила и приемы резьбы.

5.Инструменты для резьбы по дереву.

6.Подбор изделия для резьбы (разделочная доска). Выбор шаблона.

7.Нанесение рисунка на поверхность .

8. Вырезание изделия (разделочная доска).

9. Строгание пластей рубанком.

10. Обработка кромок напильником и шлифовальной шкуркой.

11. Нанесение рисунка на чистую поверхность орнамента для резьбы.

12.Вырезание рисунка орнамента ножом-косяком.

13.  Покрытие изделия (разделочная доска) лаком за 2 раза. Меры безопасной работы.

                                                                       

1

1

1

5

2

1

1,5

1

2

1

1,5

6

1

1

1

1

1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

1,5

1

2

1

      1,5

       6

         1

Итого:

24

 6

  18

6

Изготовление коробочек для мелких принадлежностей.

1.Знакомство с чертежом изделия, формой и размерами.

2. Подбор материала для выполнения изделия.

3. Нанесение размеров на заготовку.

4. Выпиливание деталей по чертежу.

5.Строгание всех деталей изделия.

6.Соединение деталей.

                                 

                                                  Итого

1

1

1

2

2

2

9

1

0,5

0,5

-

-

-

2

-

0,5

0,5

2

2

2

7

7

Токарные работы

Изготовление  изделия «Скамейка»

1.Знакомстсво с чертежом  изделия: определение количества деталей, их формой и размерами. Запись данных в тетрадь.

2.Подбор материала для изготовления деталей.

Выпиливание всех деталей по размерам.

3.Разметить по чертежу ножки для криволинейной обработки.

 4.Выпиливание по рисунку всех деталей скамейки.

5.Строгание пластей всех деталей.

6.Шлифовка напильником, шлифовальной шкуркой всех деталей изделия.

7.Разметка и выпиливание проушин на деталях ножек и царги.

8.Сборка изделия, проверка правильности сборки, промазывание клеем ПВА.

9. Отделочные операции изделия. Меры  предупреждения брака. Самоконтроль.

 

                                                                           Итого:

1

1

1

3

3

4

4

3

2

22

-

0,5

0,5

0,5

-

-

0,5

0,5

0,5

3

1

0,5

0,5

2,5

3

4

3,5

2,5

1,5

19

8

6.2

Токарные работы

Токарные работы

 Изготовление деталей круглой и конусной форм (ручки для напильников, стамесок, долот, ножки для табуретов).

1.Устройство токарного станка по дереву.

2.Инструменты для токарных работ.

3.Затачивание токарных инструментов.

4.Штангенциркуль. Устройство, назначение  и способы разметки.

5.Ознакомление с рисунком, чертежом, продумать план работы.

6.Подготовка материала, разметка заготовки с припусками на крепление в зажимах станка.

7.Выпилить заготовку по длине , ширине и толщине

8.Разметить на торцах центры заготовки, проведя диагонали.

9.Установить заготовку в центрах с помощью гребенки. Обработать один конец на конус под патрон, а другой- под кольцо.

10.Точение изделия и замеры диаметров штангенциркулем.

11.Черновая обточка заготовок и выдерживание допуска при точении.

12.Чистовая обточка изделия, зачистка поверхности мелкой шлифовальной шкуркой.

13.Нанесение полос на изделие при помощи выжигания проволокой.

14.Выключить станок, снять изделие со станка, отпилить припуск, зачистить торцы.

15.Покрытие изделия лаком- 2 раза. Анализ работы

                                                              Итого

 учителем и классом.

Итого:

Изготовление ножек для стульев.

1.Ознакомитсья с рисунком(чертежом), продумать план работы, подобрать материал, разметить заготовку с припуском на крепление в зажимах станка.

2.Выпилить заготовку по длине, ширине и толщине.

3.Разметить на торцах центры заготовки, проведя диагонали.

4.Установка детали  в патрон, зафиксировать и провести пробное включение станка, разметка заготовки карандашом по линейке отдельных элементов фигур.

5.Проточить контуры фигур ( с припуском).

6.Выточить выпуклые и вогнутые поверхности фигур плоской и полукруглой стамеской.

7.Зачистить поверхности изделия мелкой шлифовальной шкуркой.

8.Долбление по разметке гнезд для установки деталей основания.

9.Сборка всех деталей стула на клее ПВА, покрытие лаком 2 раза.

Итого:

Всего по рабочему  учебному плану :

    1

1

2

1

2

1

2

4

1

      1

4

2

2

1

   1

1

1

      2

   

         28

   

 

 2

2

1

2

6

4

1

4

4

26

153

153

 1

1

0.5

0,5

    0,5

-

0,5

1

-

      -

0,5

-

-

-

-

    -

    1

 

 

6,5

   

0,5

-

-

0,5

1

1

-

1

1

5

21

21

     -

-

1.5

0,5

     1,5

1

1,5

3

1

    1

3,5

2

2

1

1

     

       1

       -

21,5

 

 

1,5

2

1

1,5

5

3

1

3

3

21

132

132

  1.  Условия реализации программы

   Для полноценного применения программы  при групповой форме занятий в лицее создана и хорошо оснащена столярная мастерская. В мастерской, где занимаются учащиеся имеются верстаки, станки, приспособления и все необходимые инструменты, а также в полной мере укомплектована мастерская  дидактическими и наглядными материалами и  приспособлениями.

В столярной мастерской есть три участка:

  1. Классный участок.
  2. Участок верстаков.
  3. Участок станков.

Классный участок. На этом участке размещены: классная доска, стол и стулья для учащихся, шкафы для хранения пособий, стол и верстак (рабочее место) преподавателя.

Участок верстаков. Большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак- рабочее место столяра – это специальный стол для столярных работ, где во время работы  находятся инструменты и материалы, нужные для занятия.

Участок станков. Здесь помещаются машины, станки и другое оборудование, облегчающее труд человека.

Хранят все необходимые инструменты и материалы в специальных шкафах, установленных в мастерской. В мастерской много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все правила и инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.

Количество учебных часов для студентов 1 курса составляет 4,5 часа в неделю. Программа предусматривает постепенное уменьшение помощи учащимся в умственных действиях и переход к более сложным видам ориентировки (от  натурального предмета в сочетании с рисунком к графическому изображению объекта работ).  Требования к развитию общетрудовых умений приводятся в темах программы, которые предполагают изготовление законченных изделий, то есть когда задача ориентировки в задании и планировании более сложна для учащихся. После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять, запоминать простейшую характеристику объекта, осуществляется переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ предмета проводится в групповой беседе.

  1. Прогнозируемые результаты.

Задаваемый программой уровень теоретической и практической подготовки учащихся предусматривает самостоятельное выполнение производственных заданий. Программа предусматривает, помимо устного, широкое использование письменного инструктирования, а также предметных технологических карт. В процессе работы учащиеся без помощи преподавателя  ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения изделий.

Для эффективного обучения выпускников коррекционных школ необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей.  Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего в формировании образа изготавливаемого объекта и планировании работы.

  1. Список литературы
  1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2.- М., 2000.
  2. Домовая резьба- Буриков В.Л., Власов З.Н.- М.,1998
  3. Технология обработки древесины Карабанов И.А.2008
  4. Мозаика и резьба по дереву.- Кирюхин А.В.- М.,1996
  5. Обработка древесины в школьных мастерских - Рихвк Э.В.,- 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

рабочая программа по УД ОП.06 "Введение в профессию" для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение арматурных, бетонных, каменных, монтажных, печных, стропальных, электросварочных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и со...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Авторская программа коррекционно - развивающего занятия "Учимся играя"

    Предлагаемая программа коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя» направлена на психическое и личностное развития ребенка с особыми образо...