МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»
методическая разработка по теме

Изотова Елена Валентиновна

методическая разработка

 

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Анапский колледж сферы услуг»

методическая разработка

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»

разработала:

Изотова Елена Валентиновна

2013

 «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В.Сухомлинский

Целесообразность применения ИКТ для достижения педагогических целей:

1.Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3.Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования: повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ; углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ; реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.

 Под ИКТ - компетентностью преподавателя понимают личное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно - коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо: знать дидактические возможности компьютера; владеть методами использования компьютера в организации обучения; уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения обучающимися пройденного материала; уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения; использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности обучающихся и др. Электронные материалы, активизирующие учебно-познавательную деятельность обучающихся: – получение информации; – практическое применение информации; – проверка полученных знаний и умений.

Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках:

  • вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;
  • совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  •  широкое общения со сверстниками;
  •  свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Модели использования ИКТ на уроках:

  1. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
  2. Компьютерное тестирование;
  3. Использование электронных сборников - тренажёров;
  4. Работа с электронными энциклопедиями;
  5. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации: - фотографии, - видеофильмы, - мультипликации. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию. Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт: активизации восприятия обучающихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления преподаватель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с обучающимися, не тратит время на выписывание текста на доске; большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся; учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

 Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.) Использование ИКТ позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации. Задачи использования ИКТ на уроках: создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке; осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому; передача нагрузки по проверке знаний с преподавателя на компьютер; сведение к минимуму вероятность формирования у обучающихся «комплекса неполноценности»; повышение качества обучения.

Примеры использования ИКТ:

  • Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  • Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. Обработка результатов эксперимента.
  •  Разработка методических программных средств.
  • Разработка WEB-сайтов учебного назначения.
  • Использование Internet-ресурсов.

Коммуникационные технологии:

  • Дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
  • Традиционные методы обучения передача информации (объяснение) тренинг (закрепление) аттестация (контроль)

Преимущества современных компьютерных технологий – возможно  использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов; многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения; использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией; автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1.значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

2.повышается актуальность, получаемой информации; 3.учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Официальные сайты по образованию http://www.techno.edu.ru – система федеральных образовательных порталов. http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал. http://www.mon.gov.ru/ – сайт министерства образования и науки РФ. http://www.rost.ru/projects/education/ – приоритетный национальный проект «Образование». http://www.obrnadzor.gov.ru – федеральная служба по надзору в сфере образования науки. http://www.ed.gov.ru/ – федеральное агентство по образованию. http://www.gain.ru/ – система дополнительного профессионального образования. http://firo.ru/ – федеральный институт развития образования. http://lexed.ru/mainclass.php – федеральный центр образовательного законодательства. http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений. http://fsu.edu.ru/p1.html – федеральный совет по учебникам. http://ndce.edu.ru/ndce/ – портал учебного книгоиздания. http://www.fasi.gov.ru/ – федеральное агентство по науке и инновациям. Предметные образовательные сайты http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки) http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии. http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию http://www.allbest.ru – союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое). http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам. http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа» и т.д.

Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html – портал Информационные технологии в образовании. http://www.cito.ru/gdenet/ – глобальная сеть дистанционного образования. http://teachpro.ru/ – сайт «Обучение через Интернет», web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.) http://www.fpru.org/ – фонд поддержки российского учительства. http://pedsovet.org/.

Другие образовательные сайты http://edu.ac.ru/index1024.htm – образовательный сайт для родителей, школьников, абитуриентов. http://www.school.edu.ru – описание школьных образовательных проектов. http://school-sector.relarn.ru http://www.catalog.zaochnik.com/ – каталог образовательных сайтов. http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для студентов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения

Формы использования ИКТ.

  • Использование готовых электронных продуктов
  • Использование мультимедийных презентаций
  • Использование ресурсов сети Интернет
  • Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
  • Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

ИКТ работает на конкретного ребенка. Обучающийся  берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет бол...

Публикация на тему"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии"

Основная задача материала,описание методов и способов познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.Содержание состоит из разделов: введение, единство обучения и воспитания, формы игры.В ра...