Использование различных дыхательных техник в Эстрадном вокале.
статья на тему

Плеханова Елена Алексеевна

Ритм дыхания, продолжительность и глубина вдоха и выдоха, пауза во многом определяет физиологическое состояние нашего организма, а так же наше эмоциональное состояние. И эти незнания отражаются в образовании голоса, который непосредственно соединен с дыханием воедино. Дыхание позволяет нам реализовать функцию голоса, а благодаря голосу реализовать жизненную энергию, быть источником гармонии и средством её достижения, источником силы, создателем всего того, что мы можем представить в своих мыслях ибо, как говорили наши предки: " Слово - эхо мысли. Что ушам будет слышно, то и глазам будет видно". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dykhanie_v_estradnom_vokale.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАНИЕ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ

 Dum spiro spero.

 Пока дышу – надеюсь.

 (древнее изречение)

 Дыхание - это синоним жизни, через него мы обретаем единство тела и духа. Право быть реализуется с нашим первым вдохом. Право покинуть этот мир - с нашим последним выдохом. Дыхание - это источник жизни и присутствия. Жизнь начинается и заканчивается дыханием. Дыхание - это энергия, содержащая в своем потенциале все возможности, знания и силу. Дыхание - это тонкий механизм, посредством которого регулируются абсолютно все функции организма, обеспечивающий связь организма с внешней средой. Вдыхая, мы вбираем жизненную силу, энергию. Выдыхая - высвобождаем тело и душу. Делая паузу, вносим внимание и присутствие.

 Нас с детства учат всему, как всё правильно делать: правильно питаться, разговаривать, думать, однако нас не учат правильно дышать. И мы не задумываемся над тем, как дышим. Ритм дыхания, продолжительность и глубина вдоха и выдоха, пауза во многом определяет физиологическое состояние нашего организма, а так же наше эмоциональное состояние. И эти незнания отражаются в образовании голоса, который непосредственно соединен с дыханием воедино. Дыхание позволяет нам реализовать функцию голоса, а благодаря голосу реализовать жизненную энергию, быть источником гармонии и средством её достижения, источником силы, создателем всего того, что мы можем представить в своих мыслях ибо, как говорили наши предки: " Слово - эхо мысли. Что ушам будет слышно, то и глазам будет видно".

 С давних времен известна польза специальных дыхательных упражнений и техник. Дыхательная практика и упражнения позволяют сконцентрировать внимание, расслабляют, успокаивают, снимают напряжение со всего организма, и не мудрено, дыхание - ключевая функция нашего тела. Упражнения способствуют рациональному использованию вдыхаемого кислорода и как следствие, позволяют нашему организму быть выносливым и функционально эффективным.

 Для того, чтобы правильно дышать и при этом использовать голос, необходимо освоить соответствующие упражнения и довести навык их выполнения до автоматизма!

 Голосовой аппарат, и как всё устроено

 Итак, как устроены голосовые органы человека.

 Основу их составляет диафрагма - мускульно-сухожильная перегородка, (грудобрюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т. к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.

 Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы - лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

 Лёгкие - как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи, тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

 Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани, так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём - надгортанником. При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника, наклоняется назад, закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

 В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или - связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются - желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.

 Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

 Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской. Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция. Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа.

 Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.

 Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

 Правильное дыхание

 Человек может долгое время - недели и месяцы - обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

 В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

 Дыхание - это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме.

 При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

 Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха, выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

 Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone – «звук» греч.) . По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

 Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения*.

 Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным, когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

 Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

 Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается привычка правильного дыхания и голосоведения.

 Существуют три вида дыхания: верхнее (ключичное) - при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы, при выдохе опускаются. Используется только часть легких (верхняя, очень небольшая). Затрачивается масса энергии при минимуме результатов; среднее (межреберное дыхание) - при вдохе ребра расширяются, при выдохе - опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких; нижнее (диафрагмальное дыхание). Диафрагма, находясь в покое, она выдвинута куполообразно вверх в грудную полость) при вдохе, напрягаясь, уплотняется, сдвигает брюшные органы вниз и выпячивает живот наружу. При выдохе диафрагма возвращается в исходное положение. Воздухом заполняются нижняя и средняя части легких.

 Итак, как же дышать правильно эстрадному исполнителю?

 Эстрадному исполнителю нужно овладеть всеми видами дыхания и с легкостью их чередовать, ведь при работе на сцене случаются различные ситуации, в которых требуется определенный тип дыхания.

 В своей практике я использовал различные виды дыхания, и рекомендую наиболее оптимальный и работающий на практике вариант: смешанное дыхание (трехуровневое, полное).

 Берется дыхание аккуратно, бесшумно и исключительно через нос, постепенно заполняя сначала нижнюю (брюшную) часть, затем среднюю (межреберную) и верхнюю (ключичную) часть. Выдыхание с извлечением звука происходит сверху - вниз. Дыхание можно брать как с закрытым, так и с отрытым ртом.

 Данный вид дыхания очень удобен как при движении на сцене, так и при статичном исполнении.

 Дыхание и его роль в психической саморегуляции

 С древнейших времен известна тесная связь между дыханием и психофизиологическим состоянием человека. Во всех восточных системах гармонизации - йоге, ци-гуне, дзен-буддизме - использование дыхательных упражнений является необходимым условием для достижения желаемых психических состояний.

 Дыхание является универсальным инструментом, позволяющим регулировать тонус центральной нервной системы в широких пределах: от глубокого торможения до высокого уровня мобильности. Регулируя глубину вдоха и выдоха, величину паузы на вдохе и выдохе, а также используя при дыхании различные части легких (верхнюю, среднюю или нижнюю, можно сознательно управлять тонусом организма. Если необходимо добиться мышечной релаксации, успокоения нервной системы, снять излишнее возбуждение, целесообразно уменьшить продолжительность вдоха, увеличить время выдоха и увеличить паузу после него, причем само дыхание должно быть брюшным (диафрагмальным). Для увеличения тонуса организма, мобилизации нервной системы, напротив, практикуют удлиненный вдох и паузу на вдохе, сокращение времени выдоха, используя, в основном, верхний и средний отделы легких.

 Комплекс упражнений №2

 1. Сделайте выдох. Диафрагмальным дыханием наполните воздухом нижнюю часть легких (живот увеличивается). Затем без паузы, продолжая вдох, расширяете грудную клетку и воздух поступает в среднюю часть легких. Заканчиваете вдох ключичным дыханием, наполняете воздухом верхнюю часть легких. Таким образом, вдох при полном дыхании происходит плавно, без рывков, волнообразно. После выполнения может быть небольшая пауза и начинайте полный выдох в обратной последовательности, т. е сначала происходит верхний выдох с одновременным опусканием ребер и ключиц, затем средний и нижний. Время выдоха при правильном полном дыхании примерно в 2 раза больше времени вдоха. При правильном выполнении возникает чувство умиротворения, покоя, снижается частота пульса и кровяного давления, повышается работоспособность.

 2. Техника выполнения - вдох одной ноздрей, выдох другой, а затем наоборот. После очередного выдоха закрыть левую ноздрю средним пальцем и сделать вдох через правую ноздрю. Небольшая пауза. Затем большим пальцем закрыть правую ноздрю и, открыв левую, сделать выдох. Пауза. Сделать вдох через левую ноздрю. Небольшая пауза. Закрыть средним пальцем левую ноздрю и, освободив правую ноздрю, сделать выдох. Пауза. Повторить описанный дыхательный цикл 5 раз.

 3. Сделайте максимальный выдох, затем полный глубокий вдох. Задержите в себе воздух в течение 3-5 секунд. Сложите губы так, как будто вы собираетесь свистеть. Затем воздух резко, как при кашле, выдыхайте. Остановитесь на 2-3 секунды, а затем снова выдыхайте. Повторяйте до тех пор, пока весь воздух не выйдет из легких. Необходимо помнить, что выдыхать воздух нужно с усилием. В противном случае упражнение не даст желаемого эффекта.

 4. Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано, почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха. У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это делается с частотой примерно раз в секунду. Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании. Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения. Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно. Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув всё, не набирая воздух, медленно поднимайтесь и продолжайте упражнение. Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «С», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом, и всё повторить снова. В этом упражнении есть маленький секрет, который откроется только после того, как ученик попытался проделать упражнение хотя бы три раза. Раскрыть секрет прямо сейчас, значит лишить ученика собственного опыта правильного дыхания и возможно толкнуть его на ложно лёгкий путь. Одна маленькая подсказка: у вас, когда-нибудь, был велосипед или надувной матрас?

 5. Представьте, что вы - это большой разноцветный надувной мяч. После игры, вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить? Это упражнение можно делать в компании таких же весёлых мячиков. Интересно, кто дольше продержится. Только, перед тем как представить себя мячиком, снова обратите внимание на плечи. Не делайте большой вдох, что бы округлиться. Если вам не понятно, вдохните много и попробуйте попрыгать. Уверяю вас, вам будет очень тяжело. Что бы почувствовать лёгкость, достаточно просто расслабиться. Итак, сделайте обычный вдох, поддержите слегка низ живота, и тоненькой струйкой, на звуке «С», начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном. После того, как вы почувствовали ваше тело и мышцы живота в особенности, можно приступить к пению.

 6. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

 7. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т. д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

 8. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".

 9. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот: Два часа не есть? Ужасно!

 Я не завтракал напрасно.

 Есть хочу как никогда.

 Два часа ждать? Ерунда!

 Есть характер, воля есть,

 Раз нельзя - не стану есть!

 10. Представьте, что ваша грудь и легкие - гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:

 Ух ты, ох ты!

 Мы надели кофты,

 Руки радостно в бока,

 Да с парнями “гопака”!

 Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!

 Пляшем, сердце веселя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения к различным видам техники, приёмы игры на блокфлейте

Мастер-класс (план-конспект урока) Семеновой О.А. ,преподавателя МОУДОД "ДШИ" г.Аркадак с учащимся 1 класса Блохиным Т. (блокфлейта), презентация к уроку...

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий

Дисциплина «Информатика»  Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» Цели урока:Образовательные: - практическое п...

Использование различных форм работы с ребятами разного возраста по программе «Изучение леса»

Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного». Эти...

Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасност...

Доклад «Анализ использования различных методов проведения практических занятий по профессиональному модулю «Медицина катастроф» в системе подготовки медицинских специалистов среднего звена»

3-4 октября 2017 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Система подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций»...

Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №77-78. Выполнение учебных заданий из различных предметных областей с использованием различных возможностей динамических таблиц

Изучение информационной технологии выполнения создания электронной таблицы, выполнения форматирования, проведения необходимых вычислений, построения диаграмм с применением знаний о способах обработки ...

Специфические приёмы пения в эстрадном вокале

Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самыйсложный одновременно - это кцнтшаиа (итал. cantilena, от лат. cantilena — пение), чтозначит максимально певучее звучани...