Метод синквейна как средство итоговой рефлексии при обучении английскому языку в образовательных организациях СПО.
статья по теме

Антонова Елена Юрьевна

В данной статье дается обзор поэтапного освоения обучающимися приемов написания синквейна - мощного средства рефлексии, самопознания и творческого самовыражения.Статья будет полезна преподавателям не только СПО, но и других образовательных организаций, применяющим метод синквейна при обучении иностранным языкам. Изложенные в данной статье теоретические и практические рекомендации позволят эффективно применить метод синквейна практически при обучении любой дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод синквейна как средство итоговой рефлексии при обучении английскому языку в образовательных организациях СПО

Антонова Е. Ю., преподаватель английского языка БГОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Принятие нового Закона об Образовании и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российском образовании, в том числе и в системе среднего профессионального образования. В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. [2]

Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и приемов для реализации требований новых стандартов. Моей задачей стал непосредственный выбор технологии, которая позволила бы адаптировать ее к требованиям стандартов нового поколения с учетом специфики обучения иностранным языкам в системе СПО. Выбор и дальнейшее применение любого обучающего приёма должно основываться на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы студентов.

Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как креативность, умение принимать самостоятельные решения, самосовершенствоваться, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, получать и передавать информацию различными способами. Становление личности непосредственно связано с такими понятиями, как «самопознание» и «рефлексия».

Современный урок невозможно представить без рефлексивной деятельности обучающихся. Формы рефлексивной деятельности могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными. Осознание обучающимися процесса познания и своего эмоционального состояния имеет два основных вида:

  1. Текущая рефлексия подразумевает активизацию рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания обучающихся к основным элементам осуществляемой познавательной деятельности.
  2. Итоговая рефлексия завершает логический или тематически замкнутый период деятельности.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью завершенности. Итоговая рефлексия проводится по окончании урока, модуля, семестра или учебного года на специальном занятии. Итоговая рефлексия может быть как вербальной, так и невербальной по форме. Применяемый мною по окончании занятия инновационный метод синквейна сочетает в себе обе формы и по сути является итоговой рефлексией содержания учебного материала.

Дидактический синквейн (от французского слова «пять», англ. - cinquain) – пятистрочная стихотворная форма – получила развитие на основе стихотворных произведений американской поэтессы Аделаиды Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшейся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. [1]

Текст дидактического синквейна в отличие от традиционного основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

В данной статье дается обзор поэтапного освоения обучающимися приемов написания синквейна. Обучение методу синквейна рассчитано на 2 академических часа. Студенты изучают характеристики стихотворной формы синквейна посредством чтения и анализа образцов. Затем они используют раздаточный материал – органайзер для написания собственных синквейнов (Cinquain Graphic Organizer), сосредоточив внимание на использовании разных частей речи для каждой строки, и отвечают на вопросы оценочного листа рефлексии своей деятельности (Cinquain Reflections Worksheet).

Задачи обучающихся.

Студенты будут:

  1. описывать основные правила написания синквейна;
  2. переводить и интерпретировать образцы синквейнов;
  3. характеризовать связь между структурой синквейна и его смыслом;
  4. составлять собственные синквейны;
  5. оценивать результаты своего творчества.

1-Й ЭТАП: знакомство с новой стихотворной формой синквейна.

  1. Раздайте примерные образцы синквейнов студентам (Приложение 1). Примеры составляются непосредственно преподавателем или подбираются из оригинальных источников с учетом уровня владения обучающимися английским языком.
  2. Прочитайте и/или поручите студентам прочитать стихотворения вслух. Прочитайте некоторые из синквейнов несколько раз, меняя интонацию.
  3. Продолжите работу в парах или малых группах. Дайте задание студентам найти сходство между предложенными для чтения синквейнами. Чтобы помочь студентам заметить закономерности, напишите несколько из прочитанных стихотворений на доске, располагая подобные строки параллельно (все первые строки параллельны, все вторые строки параллельны, и так далее).
  4. После обсуждения в парах или малых группах студенты должны выделить основные элементы синквейна. В случае возникновения затруднений, предложите студентам обдумать вслух следующие вопросы [3]:
  • Сколько строк имеют эти стихотворения? / How many lines do these poems have?
  • Какие особенности слов на первой (второй, третьей и т.д.) строке вы заметили? / What do you notice about the words on the first line? (second, third, etc.)
  • Какие слова кажутся наиболее важными для каждого стихотворения, и почему? / Which words seem most important to each poem, and why?
  • Как строки соотносятся друг с другом? / How do the lines relate to each other?
  • Каким образом структура (организация строк) соотносится со смыслом? Если вы переставите слова, как измениться смысл? / How does the structure (the organization of the lines) relate to the meaning? If you rearrange the words, how does the meaning change?

2-Й ЭТАП: написание синквейна.

Как правило, определение большинства характерных особенностей синквейна не вызывает затруднений у студентов. Запишите правила составления синквейна на доске, чтобы студенты могли ориентироваться на них при написании собственных стихотворений.

  1. Line 1: a one-word title, a noun / a pronoun that tells what the poem is about.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  1. Line 2: two adjectives describing the title.

Вторая строка — два прилагательных, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  1. Line 3: three verbs / Participles I / Participles II.

Третья строка — образована тремя глаголами, причастиями или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  1. Line 4: a related phrase.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  1. Line 5: a synonym for the title.

Пятая строка — одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

После определения характеристик синквейна, предложите студентам составить собственные стихотворения, используя органайзер написания синквейнов (Приложение 2). На этапе обучения написанию синквейна тема стихотворений задается преподавателем произвольно или выбирается студентами после совместного обсуждения. В дальнейшем темы синквейна усложняются и соответствует теме пройденного на занятии материала. Студенты могут работать индивидуально, в парах или в малых группах.

3-й ЭТАП: подведение итогов

После завершения этапа написания синквейна, обучающиеся делятся результатами своей работы с аудиторией. Комментарии можно фокусировать на чувствах студентов о человеке, месте или вещи, описанной в синквейне. Особенно интересен выбор слов и реакция обучающихся на творчество своих товарищей. После группового обсуждения студенты отвечают на вопросы оценочного листа (Приложение 3).

Занятие по обучению студентов приемам написания синквейна проводится в начале учебного года. Таким образом, освоенный ранее метод можно использовать на этапе итоговой рефлексии наряду с другими инновационными приемами на протяжении всего процесса обучения английскому языку

Список используемых источников

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
  3. Composing Cinquain Poems with Basic Parts of Speech -http://www.readwritethink.org/classroom-resources/lesson-plans/composing-cinquain-poems-with-43.html

Приложение 1

Sample Cinquains

puppy

ornery, naughty

growling, jumping, chewing

a playful bundle of troubles

boxer

tree

white, tall

reaching, bending, fluttering

leaves and twigs in the wind

aspen

penguin

black, white

waddling, swimming, leaping

a tuxedo in the cold water

emperor

party

happy, cheerful

singing, eating, playing

my eighth birthday party

delight

apple

red, delicious

crunching, chewing, eating

my favorite snack

apple

rodeo

loud, busy

roping, riding, exciting

dozens of horses in the arena

stampede

keyboard

fun, new

 reading, laughing, writing

you have 6 new messages

e-mail

truck

big, long

driving, speeding, passing

tractor trailer on the highway

semi

racing

fast, zip

buzzing, rushing, flying

drivers on the track

NASCAR

dessert

cold, creamy

eating, giggling, licking

cone with three scoops

ice-cream

Приложение 2

Name______________________

Date_______________________

Cinquain Graphic Organizer

A cinquain is a five-line poem that describes a person, a place, or a thing.

dessert

cold, creamy

eating, giggling, licking

cone with three scoops

ice cream

  1. a one-word title, a noun
  2. two adjectives
  3. three -ing participles
  4. a phrase
  5. a synonym for your title, another noun

Use this organizer to write your own cinquain.

1______________________________________________________________

one word title, a noun that tells what your poem is about

2____________________________, _________________________________

two adjectives that describe what you're writing about

3____________________, ____________________, ____________________

three -ing participles that describe what your poem is about

4______________________________________________________________

a phrase that tells more about what you're writing about

5______________________________________________________________

a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about

Приложение 3

Cinquain Reflections Worksheet

  1. What do you like most about your poem?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. If you could change something about the poem, what would you change?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Of the poems that you heard when we shared our cinquains, which poems did you like best and why?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. What will you do differently the next time you write a poem?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начальн...

Игровой метод в обучении английскому языку.

Здесь рассматривается игровой метод , как очень эффективный метод в обучении английскому языку с приведением примеров игр и рассмотрение метода с точки эффективности выполнения основных задач в обучаю...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

О роли фонетики в обучении иностранному языку на разных этапах овладения языком, о методах работы над фонетикой, приемах работы, этапах отработки фонетических единиц. Дается краткий анализ работы с фо...