ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
статья

О роли фонетики в обучении иностранному языку на разных этапах овладения языком, о методах работы над фонетикой, приемах работы, этапах отработки фонетических единиц. Дается краткий анализ работы с фонетическими ошибками и примеры применения технологий закрепления фонетических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_fonetike.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

  1. Вступление

В современном мире значение иностранного языка в жизни человека трудно переоценить. Глобализация, открытые границы, научно-технический прогресс  и, наконец, постоянно увеличивающийся темп нашей жизни предъявляют свои требования к каждому человеку, кто хочет соответствовать жизненным реалиям, быть профессионалом в своем деле и конкурентоспособным работником на рынке труда.

Знание иностранного языка в современном мире является необходимым условием успеха в профессиональной  сфере, а также положительно влияет на личную сферу человека, делает ее более яркой и интересной.

Английский язык, как язык межнационального и  профессионального общения, прочно занял первую позицию среди других иностранных языков.

2. Современная методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка

Залогом успеха в овладении навыками устной иноязычной речи является грамотное произношение звуков, которое формируется за счет правильного положения губ и языка, участвующих в процессе артикуляции.

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка-совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Согласно мнению советского методиста Бим Инессы Львовны, основная цель обучения фонетике имеет ряд задач, которые учитель должен учитывать при выборе педагогической стратегии:

-формирование умения слушать и слышать, развивать фонематический слух;

-формирование навыков произношения, то есть довести до определенной степени автоматизма владения артикуляторной базой изучаемого языка и способами интонирования;

-развитие внутренней речи (внутренние проговаривание), как психофизиологическую основу для внешней речи.

С фонетикой стоит работать именно на начальном этапе, когда произношение только еще ставится. Например, учитель английского языка преподаёт во втором классе начальной школы. У таких учеников русское произношение еще нормально не сформировалось, они говорят односложно, не разбираясь в интонации. Именно для детей такого возраста английская фонетика и интонация представляют особую сложность.

На начальном этапе обучения первое знакомство ученика с английским языком происходит на фонетическом (звуковом) уровне, поэтому формирование произносительных навыков является одной из основных задач. При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука – транскрипцию – так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов. В отличие от русского, где все гласные произносятся одинаково по длительности, в английском есть долгие и краткие звуки. В некоторых словах от этого зависит их значение:

Eat (есть) – произносится как [i:t];

It (оно) — произносится кратким [it].

В транскрипции этот параметр обязательно отражается. Зная, как записываются долгие и краткие звуки, вы сможете правильно произносить слова, не искажая их смысла. Именно поэтому фонетика английского языка так важна для начинающих, иначе на первом этапе изучения можно допустить промахи, избавиться от которых будет очень сложно.

Спецификой английского языка, которая обычно представляет сложность для начинающих, является наличие букв, которые пишутся, но не произносятся. Такие «немые» буквы есть в словах типа «psychology – психология» – [saɪˈkɒlədʒi], «heir – преемник» – [eə]. Если вы будете произносить их иначе, вас просто не поймут.

Трудно приходится начинающим и при освоении звуков [θ] и [ð], ведь в русском языке нет таких фонем. Нежелание освоить артикуляцию, которая необходима в этом случае, приводит к часто звучащим в речи [с], [з] и даже [ф].

Такой подход к изучению языка недопустим, тем более что сочетание букв «th» и, соответственно, передаваемые им звуки встречаются в английском сплошь и рядом. Необходимо приложить усилия и запомнить, как правильно произносятся слова the, this, that и многие другие.

Таким образом, произношение в английском языке является своего рода «визитной карточкой» говорящего, и это первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком. Если не уделять фонетической стороне речи должного внимания, то учащиеся привыкнут к неправильной артикуляции звука, не смогут правильно выделять интонацию и переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским.

 Одним из важнейших условий формирования фонетических навыков является развитие слухо-произносительных навыков, то есть правильная ассоциация слышимого звука с соответствующим ему значением  и воспроизведение звука с соответствующим определенным  значением, гибкость и динамичность речевого аппарата учащегося, объем кратковременной памяти. Насколько ученик правильно произносит те или иные звуки, слова, настолько он будет успешен в понимании чужого языка и в адекватном воспроизведении собственных мыслей на иностранном языке.

Филологи выделяют следующие методы работы над фонетикой:

  1. Имитативный метод работы над фонетикой

 данный метод состоит из одного приема имитации, которая включает 1) слушание образца и 2) его воспроизведение. Необходимо добавить что, спецификой произносительных навыков является то, что слуховые и речемоторные (собственно произносительные) навыки существуют в неразрывном единстве: воспроизведение (репродукция) звукового потока в громкой речи обязательно сопровождается контролем слухового анализатора (слуха), что требует наличия в памяти говорящего соответствующих акустических образов. Эта особенность произносительных навыков требует одновременного создания слуховых и речемоторных образов с самого начала и на всем протяжении обучения.

  1. Аналитико- имитативный метод, основанный на прослушивании образца речи,  его имитации и его синтезе в новом образце.

Сегодня аналитико-имитативный метод в обучении произношению превалирует. Звуки,  подлежащие специальной отработке,  объясняются на основе артикуляционного правила, анализируются, отрабатываются, и только после отработки включаются в слово, которое тоже делится сначала на слоги, затем произносится слитно. В последующей отработке подключаются словосочетания и фразы, которые проговариваются учащимися по образцу. Учитель подсказывает и показывает, какие органы артикулярного аппарата (губы, язык) принимают участие в произнесении звука. Например, для произнесения английского звука 

[ w ] , нужно округлить губы и выдвинуть  их немного вперед, как при произнесении русского звука «у». При отработке звуков необходимо обращать внимание на долготу или краткость звука, ударение, мелодику, а при произнесении словосочетания или предложения на паузы и интонацию. Работа над произношением идет от прослушивания текста, произносимого учителем  или диктором на аудио, к тексту, который произносит уже ученик. Помимо всего, на начальном этапе хорошо использовать фонетическую зарядку, отработку фонетической стороны нового лексико-грамматического материала,  работу над произношением путем чтения вслух. Именно фонетическая зарядка является основным способом формирования и отработки произношения. Если уделять время фонетической зарядке ежеурочно, можно быть уверенным, что фонетический материал  будет усвоен, а произношение будет улучшаться от урока к уроку.

Пример фонетической зарядки:

Tongue twisters:

She sells sea-shells

On the sea shore.

The shells that she sells

Are sea-shells.

Jokes

As I went to Bonner,

I met a pig

Without a wig,

Upon my word and honour.

Также одним из ключевых моментов в обучении английскому языку является развитие ритмико-интонационных навыков. Знание интонации и ударения – ритмических и экспрессивных является  составной частью овладения фонетикой иностранного языка

Интонация играет очень важную роль в воспроизведении устной речи. Иностранцу сложнее научиться ставить правильную интонацию, чем произносить фонемы. Именно ритм речи, интонация выдают иностранцев. С помощью интонации, ударения и пауз можно менять смысл сказанного. Эта особенность произносительных навыков требует одновременного создания слуховых и речевых образцов с самого начала и на протяжении всего периода обучения.

3.  Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на уроках в общеобразовательных учреждениях

          Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем  как эти слова соединяются в предложении. В естественной языковой среде это происходит одновременно, у маленьких детей этот процесс идет легко и просто. В условиях неязыковой среды, на уроке иностранного языка постановке фонетических навыков следует уделять значительное внимание.

Как уже упоминалось, на уроках по английскому языку идет отработка слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

 Аудитивные (слуховые) навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений.

Произносительные навыки предполагают действия по правильной артикуляции звуков  и соединения их в словах, словосочетаниях, предложениях. Ритмико-интонационные навыки требует и правильного ударения, пауз и интонации. В английском языке, например, по произношению можно определить происхождение, образование, а значит, и социальный статус говорящего.

Существует  два основных подхода к обучению произносительного навыка языка: артикуляторный и акустический. Подход, построенный на сочетании обоих подходов, называется дифференцированным. При  артикуляторном подходе выделяются три основные типологические группы фонем:  

а) совпадающие в обоих языках;

б) несовпадающие;

в) частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения у школьников являются последние две группы, причем, частично совпадающие фонемы представляют самую большую сложность.  Основные положения артикуляторного подхода:

  • Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.
  • Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.
  • Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.
  •          Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основными этапами работы со звуками являются следующие:

  1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.
  2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи  в нужное положение.
  3. Артикулирование  или собственно произнесение звука.
  4.   Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.
  5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).  

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

 При акустическом подходе  упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация.

   Научить  учащихся  правильному  произношению  на  английском  языке не так просто, они  будут  допускать  ошибки долго, некоторые на протяжении всего времени обучения. 

Исправление  ошибки  учителем  всегда  должно  носить  обучающий  характер, критика или насмешка недопустимы.

 Нужно  выявить  природу  ошибки  и,  в  зависимости от её характера, выбрать действенный  приём  исправления. Например,   если  во  фразе  My  father  is  a  worker  учащийся  вместо  [ə:]  произносит  [ɔ:],то  это  меняет  смысл  фразы.  Такую   ошибку  непременно  нужно  исправлять  путём  повторного  объяснения  и  показа  артикуляции  звука.  Если  ребёнок  во  фразе  The  tiger  eats  meat в  слове  eats  произносит  краткое  

[ I ] вместо  долгого  [ i:],  то  фраза  просто становится бессмысленной.     Поскольку звуки  производятся  в  результате  работы  органов  речи,  находящихся  в  

определенных  положениях, значительное внимание должно на уроках отводиться обучению правильной артикуляции и интонации. Также очень важно научить учащихся транскрибированию, а значит, и чтению транскрипции. Зачастую учитель сталкивается в старших классах с неумением учеников правильно прочитать слово, даже при наличии транскрипции. Это означает, что в предыдущем периоде обучения уделялось недостаточно внимания отработке фонетических навыков.  На начальном этапе задачи обучения фонетике должны основываться на:

1.        правильном произнесении звуков;

2.        интонации;

3.        изучении знаков транскрипции.

Можно  использовать  с  этой  целью  хоровую  и  индивидуальную  формы организации  работы  учащихся. Наряду с тщательной отработкой нового   материала   следует  предусматривать  на  каждом  уроке  специальную фонетическую  зарядку,  выполнение  которой  может  протекать  в указанных  выше  формах.  Материалом этой зарядки  может  быть  звук, слово,  словосочетание,  предложение  и  даже  целые  рифмовки. Фонетическую  зарядку  можно  проводить  с  голоса  учителя,  а  лучше  при помощи  звукозаписи, включение которой в процесс обучения крайне необходимо. В  задачу  учителя  на начальном  этапе  изучения  детьми английского  языка  входит  также и обучение  их  работе  со  звукозаписью. Нужно   научить  учащихся  слушать,  слышать  и  точно  имитировать услышанное. Звуковые  задания  позволяют  с  первых  уроков  ориентировать  детей,  на  

систематическую  работу  со  звукозаписью,  когда учащиеся  сами  или  по указанию  учителя  прослушивают  и  повторяют  за диктором   задания.

Итак,  если   учитель  обладает  хорошим  произношением  на  английском  

языке,  широко  использует  звукозапись  на  уроке  и  учит  детей  работать  

с  ней  дома  или  в  кабинете  после  уроков,  тем  самым  формируя  у  них

фонематический  слух,  самоконтроль  и  самокоррекцию,  то  это  обеспечивает учащимся  хорошее  аппроксимированное  произношение.  Хорошо  

отработанная  произносительная  сторона  высказываний  учащихся  во  время  тренировки  готовит  их  к  осуществлению  говорения  как  вида  речевой

деятельности  при  применении.

  1. Примеры применения технологий закрепления фонетических  навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся старших классов в общеобразовательных учреждениях.

                          Развитие устойчивых фонетических навыков является трудоемким процессом. На всех этапах обучения должна осуществляться работа над произношением. Работа над ним будет проходить тем успешнее, чем правильнее подобраны способы его формирования. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, их предыдущую подготовку, способности и сформированность речи. В соответствии с требовaниями ФГОС ООО, рaзвитию слухо-произносительных нaвыков школьников отводится знaчимое место. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по объяснению и отработке фонетических навыков  на уроках. Наиболее эффективными упражнениями являются упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении. Эти два вида упражнений тесно  связаны друг с другом и  необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков. При отработке фонетики на первый план выходит использование аудио на занятиях. Оно формирует положительную мотивацию к изучению английского языка, заинтересованность и формирует умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Методика отработки фонетических навыков может быть следующая:

- первое прослушивание аудио файла (школьники должны понять, о чем идет речь в общем);

- второе прослушивание обычно помогает лучше понять информацию в предложенном тексте (сильные ученики могут рассказать на английском то, что они услышали, слабые – ответить на вопросы);

- на интерактивной доске можно открыть текст аудиозаписи с пропущенными словами и предложить учащимся вспомнить из прослушанного текста и вставить слова);

- другим вариантом может быть выбор правильного слова из нескольких с учетом их лексического значения и орфографии;

- далее учитель открывает исходный текст, и школьники могут проверить правильность их выбора ответа;

- ученики слушают запись еще раз, опираясь на текст;

- в заключение, учащиеся читают вслух текст без звуковой записи, стараясь воспроизвести произношение, ритм и тон английского языка.

Кроме этого, можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудио файле. Такого плана работа с аудио материалом всегда вызывает интерес и мотивирует учеников. Конечно, должны соблюдаться определенные правила проведения уроков с использованием аудио записей. Звук должен быть качественным, а речь диктора четкой, желательно без посторонних шумов. Необходимо соответствие материала с темой урока, и текст не должен быть перегружен новыми словами и выражениями, сложными для понимания.

            Отдельно нужно сказать об обучении навыков чтения сложных слов, поскольку этот навык необходим при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В разделе 5 «Говорение» задание №1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Чтобы подготовиться к данному заданию, нужно знать критерии, по которым будет оцениваться выполнение задания на экзамене, то есть:

- соблюдать правила чтения и помнить исключения;

- соблюдать правильное произношение слов;

- соблюдать правила интонирования предложения;

- выдерживать темп чтения.

В английском можно выделить две группы слов, которые называют сложными. К первой относятся слова, произношение которых сильно отличается от написания. Вторую группу составляют сложные английские слова, образованные сложением нескольких полнозначных простых слов. Слова со сложным произношением представляют сложность для учащихся и в плане произнесения, и в плане написания. При изучении этих слов важно обращать внимание на непроизносимые согласные, особенности чтения гласных и, в целом, несоответствие письменной формы звучанию слов. Многие английские слова образуются путем сложения нескольких простых. Часто их перевод совпадает со значением каждого из простых слов, составленных в одно сочетание. Иногда перевод отличается от дословного, но очень к нему близок. Поэтому составные слова легче для запоминания, чем просто многосложные. Существуют разные способы заучивать английские слова со сложным произношением.

-  Ассоциативный метод помогает, когда есть звуковые ассоциации с родным языком (computer – компьютер).

-  «Правило семи повторений». Перечитывать  слова с временным интервалом 7 раз. Например, два раза в течение первого дня, 1 раз - три последующих дня, затем - через день и через неделю. Слова запишутся на подкорку, даже если вы не будете прилагать усилий для их запоминания.

-  «Метод словосочетаний» Чтобы слова быстрее «оседали» в памяти, придумыватьс ними словосочетания, а еще лучше – предложения.

-  Карточки. Записывать слова на одной стороне карточки, а перевод на другой. Вытягивать карточки в любом порядке и переводить слова, пока они хорошо не запомнятся.

  1. Заключение

Таким образом,  сформированность    фонетических навыков является непременным  условием    адекватного    понимания   речевого   сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.  Произношение является  базовой  характеристикой речи, основой для развития  и  совершенствования  всех  остальных  навыков  иноязычного говорения,   и   в   обучении    английскому    языку   фонетические   навыки  занимают    одно из важнейших мест и играют немаловажную роль.     В результате того, что мировое сообщество вступило в эпоху глобализации, процессы, которые тесно связаны с развитием и формированием лингвокультуры, приобретают всё новые черты и развиваются достаточно быстрыми темпами. В наше время совершенно нормально встретить человека, разговаривающего на своем родном языке и,  помимо этого,  на английском. Английский язык стал неким профессиональным и повседневным эталоном коммуникативной сферы всего человечества. Для многих людей, проживающих в Европе и Азии, английский язык является вторым языком делового или бытового характера или же используется для прочих целей.

  1. Краткое описание проекта:

В ходе нашего проекта мы решили следующие задачи:

-  определили преимущественную методику объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка;

- написали методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка;

- привели примеры применения технологии закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся общеобразовательной школы;

- рассмотрели современные интерактивные методы для учащихся.

Итак,  обучение фонетике на уроках английского языка в  школе является неотъемлемым и важным фактором развития грамотной устной речи. Фонетика английского языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков в речевой деятельности.    

  1. Список  использованной  литературы
  1. Аракин В.Д.  Практический курс английского языка  -М., 1998

2.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.:АРКТИ, 2004г. 192с. 3. Меркулова М.  Английский  язык  для  студентов  университетов.  Е.  Введение  в  курс  фонетики. -  СПб.: Издательство  Союз, 2000.

4.        Рогова Г. В., Верещагина И. Н.  Методика  обучения  английскому  языку на  начальном  этапе  в  общеобразовательных  учреждениях: Пособие для  учителей  и  студентов  пед.  вузов. – М.  Просвещение,  1997

5. Филатов В.М. методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.- Ростов-Н-Д.: Феникс, 2004.-416 с.

6. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск, «Высшая школа», 1999

7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с

8. Щерба Л.В. Преподавание языков в начальной школе.-М.: Академия, 2002.-149 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы обучения лексике английского языка

Использование игровых методов обучения лексике на занятиях по иностранному языку...

Метод синквейна как средство итоговой рефлексии при обучении английскому языку в образовательных организациях СПО.

В данной статье дается обзор поэтапного освоения обучающимися приемов написания синквейна - мощного средства рефлексии, самопознания и творческого самовыражения.Статья будет полезна преподавателям...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме «Фонетика английского языка»

Тест состоит из 20 вопросов. Тема сложная и поэтому целисообразно применять ее и  для тех, кто только нначинает изучать английский язык, и для тех кто уже несколько лет его учит....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 21299 «Делопроизводитель»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имеющих профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 11695 «Горничная»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: «Маляр строительный» (2 разряд)

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...