Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
статья по теме

         Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, является коммуникативно–ситуативное обучение, основанное на концептуальных положениях коммуникативного подхода, разработанных и обоснованных отечественными и зарубежными учеными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_o.v.tambov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Международная заочная научно-практическая конференция

«Перспективы развития науки и образования»

Тамбов, 30 мая 2013г.

        Лебедева О.В.

ГБОУ НПО ВО «КЛСТ»  Владимирская обл., г. Ковров

Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

         Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, является коммуникативно–ситуативное обучение, основанное на концептуальных положениях коммуникативного подхода, разработанных и обоснованных отечественными и зарубежными учеными. Характерная особенность коммуникативно–ситуативного метода обучения – использование в качестве базовой обучающей единицы коммуникативной ситуации, отражающей проблематику современного социума и способствующей совершенствованию социокультурной, коммуникативной и социально–психологической составляющей комплекса профессиональной компетенции будущего специалиста.

         Требования, предъявляемые к выпускнику учебных заведений начального и среднего профессионального образования, и особенности коммуникативно–ситуативного обучения иностранному языку определяют содержание данной системы, включающей в себя такие компоненты, как: коммуникативная деятельность, лингвистический материал, упражнения и задания, речевые навыки и умения, совокупность социокультурных представлений и знаний о стране и носителях изучаемого языка. В конкретных коммуникативных ситуациях реализуются устные и письменные высказывания, совокупность которых составляет соответствующий дискурс, различные типы которого предлагаются учащимся и студентам как тексты, познавательные и отражающие особенности культуры и быта носителей изучаемого языка: отрывки из произведений художественной литературы, публицистические статьи из газет и журналов и т. п.

      Формирование и совершенствование коммуникативных навыков невозможно без знания основ языковой системы – лексики, грамматических структур и фонетического состава. Поэтому программа коммуникативно–ситуативного обучения включает изучение языкового материала и приобретение навыков эффективного его использования. Для уверенного общения учащихся и студентов на иностранном языке необходимо знание различных аспектов повседневной жизни, истории страны изучаемого языка, представление об обычаях и традициях носителей этого языка. Цели и принципы коммуникативно–ситуативного метода реализуются в комплексе упражнений и заданий, направленных на совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся и студентов, в качестве которых используются дискуссия, ролевая игра, модель проблемной ситуации, речемыслительное задание,  вопросно–ответное задание и т.д.

        Алгоритм учебного процесса освоения коммуникативной ситуации устанавливает поэтапное применение и активизацию речевого материала. Задания подготовительного этапа призваны обеспечить мотивацию учащихся и студентов в отношении языковых навыков, умений и предметного содержания. Задания исполнительного этапа направлены на закрепление приобретенных умений и предполагают постоянную речевую деятельность учащихся под контролем преподавателя в форме языковых упражнений, условно–коммуникативных и подлинно–коммуникативных заданий. На заключительном этапе обучения предлагаются креативные задания с подробной детализацией ситуации, что предполагает закрепление коммуникативных умений и навыков в рамках изучаемого языка.

        Использование предлагаемой модели по совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования создает оптимальные условия для организации учебного процесса на основе иноязычной коммуникативной ситуации как базовой единице овладения навыками межкультурного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку

Какой подход в обучении инностранному языку выбрать? Этот вопрос задают все преподаватели сегодня!           Мой опыт работы в «Петровском колледже»  12 лет. Препода...

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...

ПОЛОЖЕНИЕ об учебной и производственной практике обучающихся/студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования Уренского филиала ШАПТ ГБОУ СП

Настоящее Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Уренского филиала Шахунског...

Активные методы обучения в интерактивном режиме в условиях начального и среднего профессионального образования

Современное общество требует от системы образования хорошо подготовленных высококвалифицированных специалистов, имеющих одновременно высокий уровень общего образования, что предполагает обучение подра...

«Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку школьников»

В настоящее время в современной педагогике мы все чаще встречаемся с термином «педагогическая технология». Педагогическая технология – это последовательность профессиональных действи...