«Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку школьников»
статья

В настоящее время в современной педагогике мы все чаще встречаемся с термином «педагогическая технология». Педагогическая технология – это последовательность профессиональных действий, форм, установок и методов для достижения определенной педагогической цели. К педагогическим технологиям относят игровые технологии. Игровые технологии подразделяются на некоторые категории: развлекательные (возбуждение эмоций и чувств);  дидактические (достижение определенного познавательного результата); диагностические (выявление отклонений в развитии и обучении); коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samobrazovaniyu.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку школьников»

      В настоящее время в современной педагогике мы все чаще встречаемся с термином «педагогическая технология». Педагогическая технология – это последовательность профессиональных действий, форм, установок и методов для достижения определенной педагогической цели. К педагогическим технологиям относят игровые технологии. Игровые технологии подразделяются на некоторые категории: развлекательные (возбуждение эмоций и чувств);  дидактические (достижение определенного познавательного результата); диагностические (выявление отклонений в развитии и обучении); коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

       Игровые технологии применяются в качестве объяснения темы или освоения определенных понятий, игры также могут быть использованы в качестве контроля или закрепления знаний и умений. Игры могут быть компонентом, как уроков, так и внеклассных мероприятий.

       Стоит отметить, что игровые технологии должны быть соотнесены с ведущей деятельностью каждого возраста. Для младшего школьного возраста характерны игры с использованием предметов, ярких картинок. Игры проходят через введение игровой ситуации. Для среднего и старшего школьного возраста характерна нацеленность на результат и желание самоутвердиться в команде, игры в данном возрасте чаще всего ориентированы на речевую деятельность и носят конкурирующий характер.

      Цель применения игровых технологий – развитие познавательного интереса и мотивации учащихся через разнообразные игровые формы обучения. Когда ученые называют игру ведущей деятельностью ребенка, они имеют в виду не то, что она преобладает в его практике среди других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие ребенка.

      Игра как вид образовательной деятельности выполняет ряд функций. Первая функция – обучающая: развитие умений восприятия информации, памяти и внимания, умения владеть иностранным языком и применять его в устной и письменной речи. Следующая функция – воспитательная: развитие чувства взаимовыручки, поддержки и уважительного отношения к партнерам по игре. Третья функция – развлекательная: повышение интереса к изучению иностранного языка. Следующая – коммуникативная: создание среды для общения на иностранном языке, развитие навыков устной речи на иностранном языке, развитие навыков общения. Далее, релаксационная функция: снятие эмоционального стресса, психологических переживаний учащихся, создание свободной обстановки. Одна из важных функций – психологическая: перестройка психики для восприятия большего количества информации. Последняя функция – развивающая: развитие надпредметных умений, гармоничное развитие учащихся как личности.

     В описании современных методик обучения иностранному языку все чаще упоминается такой подход обучения, как геймификация. Многие считают, что геймификация подразумевает использование компьютерных игр в обучении иностранному языку, однако это не так. Наоборот, игрофикация предполагает внедрение самых интересных и вовлекающих игровых технологий в обучение. Суть геймификации (игрофикации), как подхода обучения иностранному языку, в том, что она облегчает процесс обучения для учащихся, вызывает у них интерес, порождает конкуренцию среди учеников.  Данный подход говорит нам о том, что в образовательных целях могут быть задействованы следующие элементы игрового процесса, характерные в основном для компьютерных игр, например: очки, баллы, бонусы, уровни и т.д. Вместо наиболее стандартного метода проверки владения лексическим материалом, как, например, диктант, учитель может использовать интерактивную игру с баллами и уровнями, что снизит уровень эмоционального стресса у учащихся и покажет реальную картину его знаний, умений и способностей.

      Психологически человек устроен так, что он запоминает информацию лучше, если она вызывает эмоцию. Неважно, положительную или отрицательную – любое сильное впечатление оставляет глубокий отпечаток в памяти. В процессе игры учащиеся раскрываются с разных сторон, что помогает учителю определить его сильные и слабые качества. Становятся понятны их истинные желания и возможности. Для того, чтобы игра могла использоваться в процессе обучения, достаточно выполнения двух условий. Цель игры должна соответствовать задачам игры, а также игра должна быть реальной, то есть у этой игры должны быть свои правила, цели, преграды, которые нужно преодолеть, задачи, которые нужно решить, уровни, которые нужно пройти.

       Кроме того, игра в обучении должна обладать системой обратной связи, ученик должен понимать, что это не только игра, но и проверка его знаний. Также необходимо включить в игру рост уровня сложности, начиная от простого, заканчивая – сложным, так учащийся видит свой прогресс, свои результаты. В игре также должно быть право на ошибку, но эта ошибка должна стимулировать и давать результат в дальнейшем.

      В современной педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Однако, мы остановились на классификации Н.И. Гез и Н.Д. Гальсковой, потому что в ней более систематизировано представлены игры, относящиеся к обучению. Они разделяют четыре вида игр: языковые, коммуникативные, ролевые и деловые.

Языковые игры – игры, основанные на тренировке и отработке языкового материала (грамматического, орфографического, лексического и фонетического). К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др.

Коммуникативные игры – игры, основанные на развитии умения общаться, взаимодействовать с другими людьми, выражать свою точку зрения в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Основная цель такой игры – организация спонтанного общения на иностранном языке. Следующий вид игр – ролевые игры. Эти игры пользуются большой популярностью, так как они направлены на развитие навыков устной речи, но имеют свои особенности: наличие проблемы, лежащей в основе игры, наличие определенных персонажей/ролей, наличие проблемной ситуации или сценария. Деловая игра – игра, основанная на формировании знаний и умений для профессионального общения. В школе такие игры редко используются, однако имеют место быть в старших классах на профильно-ориентированном этапе.

      К отрицательным сторонам применения игровых технологий можно отнести индивидуальные особенности учащихся. Существуют ученики, которые не способны работать в команде или не готовы к работе с игрой. Применение игровых технологий на уроках иностранного языка подразумевает длительную подготовку, поиск соответствующих материалов, ресурсов.

      К положительным сторонам применения игры в педагогическом процессе относится высокая мотивация учащихся и интерес к предмету, большинство учащихся получают удовольствие от игры, в процессе игры, учащиеся получают знания и умения, участники игры находятся в комфортной обстановке, а значит, процесс получения новых знаний проходит легко.

     В ходе экспериментальной деятельности мною разработана коммуникативная игра «EkiVoki» (аналог русской игры ЭКИВОКИ) – настольная игра, коммуникативная функция этой игры заключается в том, чтобы создать активное взаимодействие на английском языке. Данная игра создана для проведения срезовых занятий. Набор карточек для 8класса содержит лексику из учебника «Starlight 8».Комплекс игры включает в себя игровое поле с 2 фишками разного цвета, песочные часы, рассчитанные на одну минуту и карточки, на каждой из которой представлено по 5 слов, а также дополнительные карточки, включающие в себя усложненные задания. В начале игры карточки со словами перемешиваются и кладутся в две колоды обратной стороной так, чтобы слова не было видно. Минимальное количество игроков – 6 человек (возраст от 11 лет). Время проведения игры – 40 минут. В начале игры каждая команда кидает игральный кубик для определения очередности. В ходе игры каждому игроку по очереди необходимо кидать кубик, число, указанное на кубике, обозначает номер слова, которое необходимо объяснить участникам своей команды. Задача каждой  команды объяснить одно слово за 1 минуту.  Суть данной игры заключается в объяснение слова игрокам команды пятью различными способами:

Explain – объяснить слова с помощью других слов, без использования

однокоренных слов, жестов, рисунков.

Contrary – объяснить слова с использованием антонимов. Запрещено использование жестов, синонимов, рисунков.

Draw – объяснить слова с помощью рисунков, на рисунках

запрещается использовать буквы и любой текст, также объясняющему

запрещается говорить, использовать жесты.

Show – объяснить слова с использованием жестов, разрешается

использовать рядом стоящие предметы, запрещается издавать звуки.

Yes/no – отвечать на вопросы своей команды, на которые можно

ответить только да или нет.

         На игровом поле можно встретить различные обозначения, которые делают процесс игры интересным. Попадая на клетку «Клякса», при правильном объяснении своего слова на карточке за одну минуту, противоположная команда передвинется на шаг назад. Однако, если команда не угадала слова, противоположная команда стоит на месте. Попадая на клетку «Инь-Янь», участники команды сами выбирают слово и каким способом они будут объяснять это слово. Третье обозначение – «Картинка», попадая на нее, обе команды участвуют в отгадывании слова. Та команда, которая дает правильный ответ, продвигается вперед. Победителем объявляется тот, кто первый дойдет до финиша.  Стоит отметить, что данная игра соответствует интересам учащимся и требованиям ФГОС.

         Таким образом, рассмотрев основные понятия, цели и функции игровых технологий при обучении иностранному языку, нужно отметить, что игра как метод обучения позволяет формировать общеучебные и языковые навыки, а также способствует всестороннему развитию учащихся. Процесс геймификации позволяет повысить мотивацию и облегчить процесс обучения английскому языку с помощью ряда принципов. На основе этой техники уже создано большое количество компьютерных, а также и обычных, привычных игр для использования их в преподавании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку

Какой подход в обучении инностранному языку выбрать? Этот вопрос задают все преподаватели сегодня!           Мой опыт работы в «Петровском колледже»  12 лет. Препода...

Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начальн...

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Рейтинговая система при оценивании языковых компетенций при обучении иностранному языку

Рейтинговая система обладает высокой организующей способностью, благодаря чему возрастает мотивация к изучению языков. Она обеспечивает формирование единых требований к знаниям. Она активизирует метод...

«ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО» СТУДЕНТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО

В статье представлен опыт  внедрения «Языкового портфолио» студента в изучении иностранного языка в медицинском колледже. "Языковое портфолио" студента медицинского колледжа...